УДК 336.717

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОВЕНЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ БАНКОВ

Колесов Павел Федорович
Санкт-Петербургский университет экономики и финансов

Ключевые слова: , ,

Kolesov Pavel Fedorovich
Saint-Petersburg Governmental university of economics and finances

Библиографическая ссылка на статью:
Колесов П.Ф. Влияние государственного регулирования инвестиционной деятельности на уровень конкурентоспособности российских банков // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2012/06/1036 (дата обращения: 28.10.2018).

Государство регулирует инвестиционную деятельность с помощью двух групп методов: методы прямого и косвенного воздействия. Все формы государственного воздействия на инвестиционные процессы подразделяются на три раздела: правовой, административный, и экономический.

Методы прямого воздействия регулируются через инструменты правового (законодательного) регулирования, административного и экономического развития. Методы косвенного регулирования осуществляются только экономическими средствами. Согласно мнению Дадиной Л.Ф. «в экономических средствах сочетается использование как прямых, так и косвенных инструментов (методов) управления» [1].
Правовая форма играет первостепенную роль, так как любое регулирующее воздействие государства должно быть законодательно установлено.
Экономические инструменты можно разбить на три группы:
1. Активно-структурные инструменты;
2. Фискально-структурные инструменты (инструменты бюджетно-налоговой политики);
3. Монетарные инструменты (инструменты денежно-кредитной политики).
Для реализации системы инструментов государственного управления инвестиционной деятельностью необходимо организационно-управленческое обеспечение, которое определяется организационно-управленческим воздействием (регуляторами) или системой, так называемых имплементационных и институциональных мероприятий. Эти воздействия, которые направлены на формирование инвестиционнопроводящих сетей и инфраструктуры, являются основой государственной политики. Данная группа регуляторов пронизывает всю систему инвестиционной деятельности и является движущей силой, направленной на активизацию инвестиционных процессов и повышение интенсивности инвестиционных потоков.
Несмотря на активное участие государства в регулировании инвестиционной деятельности в России в настоящее время существуют проблемы формирования благоприятного инвестиционного климата в стране.
Инвестиционный климат-это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, представляющих привлекательность и целесообразность вложения инвестиций в ту или иную хозяйственную систему [2]. Дать точную количественную оценку инвестиционному климату крайне сложно. Его принято оценивать как:
-благоприятный;
-неблагоприятный;
-нейтральный.
В основе инвестиционного климата лежит инвестиционная привлекательность, которую понимают как наличие определенных условий, влияющих на инвестора для выбора того или иного объекта инвестирования.
К данным условиям относятся:
-инвестиционный потенциал – количественная характеристика инвестиционной привлекательности;
-инвестиционный риск – качественная оценка инвестиционной привлекательности.
Для характеристики инвестиционной привлекательности нет специальных показателей. Их заменой служат кредитные рейтинги, создаваемыми крупными международными рейтинговыми агентствами: Standard Poor’s, Fitch-IBSA, Moody’s Investors Service и другие. Кредитный рейтинг страны характеризует уровень риска кредитора или инвестора при работе с данным конкретным эмитентом.
Финансовый кризис, начавшийся в 2008 г. затронул экономику России и сместил ее показатели вниз в кредитных рейтингах. Так, например, в рейтинге глобальной конкурентоспособности 2010-2011 гг., опубликованном аналитической группой Всемирного экономического форума, РФ находится на 63-м месте (в 2007 г.-43-е место). При этом отмечается, что конкурентоспособность страны страдает из-за неэффективной антимонопольной политики, серьезных ограничений в сфере торговли, включая внешнеэкономическую деятельность и жесткое регулирование иностранного участия [3].
Для оценки инвестиционного климата следует определить, какие сферы экономики страны являются приоритетными для инвесторов. В силу своей неразвитости и крайней рискованности малый бизнес остается малопривлекательным для российских и иностранных инвесторов. Из-за дешевизны рабочей силы и низкой стоимости капитального строительства инвестиции в производство товаров народного потребления направляются в страны Юго-Восточной Азии.
Основными инвестиционно-привлекательными объектами в национальной экономике являются:
-транспорт и связь;
-операции с недвижимым имуществом;
-аренда и предоставление услуг;
-добыча полезных ископаемых;
-обрабатывающие производства [4].
В Российской Федерации процесс инвестирования сегодня является малоэффективным и непривлекательным для инвесторов. Это обусловлено отсутствием активной государственной политики, которая должна быть направлена на подъем инвестиционной активности, поддержку и оздоровление воспроизводственной структуры экономики.
Существующая модель регулирования инвестиционной деятельности в России имеет следующие основные недостатки:
1. Недостаточный приток прямых иностранных инвестиций.
2. Слабое стимулирование привлечения частных инвестиций.
3. Недостаточный объем государственного инвестирования реального сектора экономики.
4. Инвестирование государством и иностранными инвесторами в основном сырьевых отраслей экономики (газ, нефть, электроэнергия, лес).
5. Низкая эффективность инвестиций из-за высокой инфляции и транзакционных издержек, связанных в первую очередь с высокими ценами монополистов.
6. Большая доля государственных ценных бумаг в активах государственных банков.
Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется целым комплексом объективных и субъективных причин.
Провозглашенная государственная политика предписывает оказывать поддержку прямым иностранным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают огромные трудности, пытаясь вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство не имеет устоявшейся базы, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических преград. Динамика иностранных инвестиций в Российскую экономику представлена в таб. 1.
Таб.1 Объем иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации в 2002- 2010 гг., млн. долл.

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

19 780

29 699

40 509

53 651

55 109

120 941

103 769

81 927

114 746

Возникающие сложности вынуждают иностранных инвесторов вкладывать деньги не напрямую, а через посредников (в основном банки), работающих на российском рынке. Слабое развитие прямых инвестиций приводит к тому, что промышленные предприятия не получают необходимых инвестиций, затрудняется передача передовых технологий.
Можно утверждать, что привлечение иностранных инвестиций в Российскую Федерацию не соответствует потенциалу российского рынка и при нормальном развитии рыночной экономики следует ожидать на несколько порядков большего притока иностранных средств.
Рассматривая инвестиции, приходящие из-за рубежа, необходимо сказать и о том, какие средства уходят нелегально за рубеж. Несмотря на сложные экономические условия, за последние годы в России сложился слой предприятий и предпринимателей, накопивших крупные капиталы. Большая часть этих средств переводится в конвертируемую валюту и оседает в западных банках. Это значительно противоречит тем ожиданиям, с которыми страна вступила в посткоммунистическую эпоху. Ожидалось, что в России возникнет дефицит текущего платежного баланса (когда уровень инвестиций превышает уровень сбережений). Тенденция к этому наметилась в 2001-2003 гг., однако с 2004 г. отток денежных ресурсов (потенциальных инвестиций) из страны вновь в несколько раз превышает их приток [5].
Для предотвращения незаконных операций по вывозу капитала, сопровождающимся, как правило, уклонением от уплаты налогов целесообразно включение в число органов валютного контроля налоговой и таможенной служб.
Это предусматривает электронное декларирование паспортов сделок с передачей их в базы данных всех органов валютного контроля, и также принятие мер по привлечению к ответственности руководителей предприятий, допускающим накопление просроченной дебиторской задолженности по экспортно-импортным операциям.
Интересная точка зрения принадлежит доктору физико-математических наук В.К. Захарову, по мнению которого:
Внешнее инвестирование является одним из способов развития инвестирующего государства;
Привлечение и получение внешних инвестиций не может служить основой развития инвестируемого государства;
В условиях нормальной рыночной экономики в сферы деятельности, приносящие доход лишь в отдаленной перспективе или вообще не приносящие дохода, но необходимые для целостного развития страны, внутренние рыночные (негосударственные) инвестиции идти в принципе не могут;
А это значит, что никакого развития страны в целом в условиях естественного рынка происходить не может.
Поскольку без внутренних инвестиций не возможно развитие России, а внутренние рыночные инвестиции, так же как и внешние не могут его обеспечить естественно, сделать вывод о том, что только внутренние нерыночные государственные инвестиции в воссозданной управляемой хозяйственной системе могут инициировать это развитие [6].
Государство должно выделять бюджетные средства на реализацию инвестиционных проектов, при этом средства бюджета необходимо направлять на проекты, которые в силу их общественного характера невыгодны для частного бизнеса: в отрасли социальной сферы (здравоохранение, системы распределения образование, жилищное строительство), в фундаментальную науку, в инфраструктуру (дороги, энергии).
Развитие за государственный счет коммуникационных систем повышает мобильность частного капитала, снижает издержки производства и расширяет потенциальные возможности реализации продукции частных компаний.
Для этого необходимо создать механизмы долгосрочного кредитования инвестиционных проектов. Для реализации этих условий государство располагает инструментами налогово-бюджетной, денежно-кредитной, антимонопольной и ценовой политики.
Ориентация налогово-бюджетной политики на цели развития предполагает снижение налоговой нагрузки на все виды инвестиционной деятельности, выделение бюджетных средств на поддержку критически значимых для становления нового технологического уклада государственных расходов.
Инструменты денежно-кредитной политики должны обеспечить адекватное денежное предложение для расширенного воспроизводства и устойчивого развития экономики. В целях устранения искусственной ограниченности денежной политики Центрального банка Российской Федерации необходимо расширить его функции задачами обеспечения экономического роста, инвестиционной активности и поддержание занятости, как это установлено во многих развитых странах
Для создания оптимальных механизмов денежного предложения, замкнутых на кредитовании реального сектора экономики и инвестиций в приоритетные направления его развития, следует увязать условия доступа коммерческих банков к рефинансированию со стороны ЦБ РФ с обязательствами по использованию кредитных ресурсов для финансирования производственных предприятий и приоритетных направлений развития экономики [7].
Важную роль в повышении инвестиционной активности и обеспечении экономического роста играют банки. Однако в настоящее время они еще не стали аккумулятором заметных инвестиционных ресурсов, ни их эффективным оператором. Причины такого положения многообразны.
Так неустойчивость общеэкономической ситуации в полной мере проявляется и в банковском секторе. Более того, ряд факторов, в целом благоприятных с точки зрения макроэкономики, оказывает на развитие коммерческих банков довольно противоречивое влияние. Так, существенное замедление темпов инфляции, падение доходности государственных ценных бумаг, порой отрицательная доходность валютного и фондового рынков приводят к ухудшению их финансового положения. Распространенная логика, что в таких условиях свободные финансовые ресурсы, а за ними и все банки устремятся в реальный сектор экономики, на практике дает сбой. Инвестиций по-прежнему нет. И пока нет оснований считать, что в ближайшее время они будут.
Причины недостаточности участия банков в инвестиционной деятельности – отнюдь не просто в нежелании банков смещать акценты в своей работе. Если будут созданы возможности для нормального извлечения прибыли в реальном секторе экономики, деньги действительно туда «пойдут», и банки не будут препятствовать этому процессу. Принятие сбалансированного комплекса первоочередных мер было бы достаточно для запуска механизма инвестиций.
Корректировка действующего банковского законодательства включает в качестве базовых установок ориентацию не на коммерческую деятельность банков, а на степень интегрированности отдельного банка в банковскую систему в целом и реальное содействие инвестиционному процессу и достижению экономического роста. Зависимость тенденций развития банковской системы от законодательной базы и условий формирования кредитных институтов определяет необходимость совершенствования правового регулирования государственного управления банковской системой.
К важнейшим мерам необходимо отнести стимулирование кредитной функции банковской системы посредством ограничения деятельности банков на финансовых рынках.
На протяжении многих лет объективно наиболее важные цели государственного экономического регулирования систематически приносились в жертву потребностям насыщения бюджета. Первоначально механизмом такого поведения было использование прямого кредитования со стороны ЦБ РФ, сводившее к минимуму результативность его попыток стабилизировать денежное обращение. Затем был создан печально знаменитый рынок ГКО/ОФЗ, ставший главным препятствием для активации инвестиционного рынка более чем на 5 лет и сформировавший у банков ярко выраженную спекулятивную модель активных операций, что неудивительно, учитывая соотношение доходности «безрисковых» государственных ценных бумаг и корпоративных обязательств.
В настоящее время модель спекулятивной активности до сих пор сохраняется, так как поведение экономических субъектов носит инерционный характер, и сама организация банковского дела сохраняется в форме, предназначенной в первую очередь для спекулятивного бизнеса. Так же государство и сегодня прикладывает немало усилий для создания эффекта замещения инвестиционных активов рынка ссудного капитала государственными долговыми обязательствами.
Так долгосрочные пассивы Пенсионного фонда России используются отнюдь не для инвестиционных целей, а для расширения возможностей государства в сфере заимствований на внутреннем рынке. И такая политика государственного долга проводится в условиях бюджетного профицита.
На первом этапе это можно сделать в законодательном порядке с одновременным введением ограничений на операции с государственными бумагами, банков с государственным участием (Сбербанк, Внешэкономбанк и др.), небанковских организаций, и нерезидентов, в дальнейшем – использовать методы экономического стимулирования. Целесообразно регламентировать процентное соотношение активов, размещенных в ценных бумагах (прежде всего в государственных), к общей сумме активов в этих организациях.
Устойчивость банковской системы в перспективе связана с преодолением диспропорций в структуре источников формирования банковских ресурсов и их последующего размещения.
Совершено ясно, что никакими административными мерами нельзя принудить людей к хранению свободных средств в банках. До сих пор сохраняется высокая привлекательность сбережений в наличной иностранной валюте. В общей структуре сбережений в нашей стране велика доля иностранной валюты. Приобретение валюты с целью тезаврации означает сокращение резервов банковской системы и негативно воздействует на состояние денежного рынка и процессы кредитования реального сектора. Россия стала сферой прямых эмиссионных интересов Федеральной резервной системы США, а отечественная банковская система лишилась более половины резервов населения.
На наш взгляд, следует кредитную деятельность законодательно ограничить исключительно операциями с национальной валютой, что означает прекращение выдачи ссуд в иностранной валюте. Данную позицию подтверждают разработанные меры по укреплению среднесрочных основ экономического роста «Группы 20». Депозитную деятельность банков с иностранной валютой нужно ограничить путем введения максимальной ставки по этим депозитам.
Так же необходимо ограничить заимствования контролируемых государством корпораций за рубежом. Заместить инвалютные займы государственных компаний рублевыми кредитами через контролируемые государством коммерческие банки.
Исключить из ломбардного списка ценные бумаги, эмитированные нерезидентами и организациями принадлежащими (прямо или косвенно) более чем на 25 процентов нерезидентам или не гражданам Российской Федерации.
Недостаточно эффективная действующая система направления кредитных ресурсов в жизненно важные отрасли экономики делает целесообразным рассмотрение вопроса о расширении участия государства в капитале отдельных банков в целях активизации их работы с реальным сектором экономики. Очевидно, что для этого необходимо не только сохранение, но и усиление отдельных крупных системообразующих банков, придание отдельным из них статуса инвестиционных банков (банков развития). Данные региональные банки развития могли бы при концентрации достаточной суммы кредитных ресурсов наряду с Российским банком развития и его аналогами на международном и региональном уровне, выполнять функции проводников государственной структурой и инвестиционной политики. При этом в отдельных случаях можно обходиться без залоговых требований, выделяя кредиты под инвестиционные проекты, одобряемые правительством в соответствии с приоритетными направлениями развития. Размещать такие кредиты банки развития должны на принципах целевого кредитования конкретных проектов, предусматривающих выделение денег исключительно под предусмотренные ими расходы без перечисления наличных денег на счет заемщика.
Стимулировать инвестиционную активность населения можно путем установления в инвестиционных банках (банках развития) более высоких по сравнению с другими банковскими учреждениями процентных ставок по личным вкладам.
Непосредственно в части регулирования экономики нужно отметить формирование избыточного двойного механизма стабилизации бюджета. С одной стороны в стране создан и увеличивается стабилизационный фонд, цели, использования которого не ясны и неподконтрольны кому бы то ни было. С другой стороны активное наращивание золотовалютных резервов ЦБ РФ уже давно привело к их чрезмерному объему. Иначе говоря государство, преследуя фискальные цели, изымает значительные объемы капитала из экономики, сужая предложение инвестиционных ресурсов и поддерживая высокую норму процента на рынке инвестиций, тем самым, ограничивая экономический рост в стране.
Результатом длительного процветания рынка ГКО/ОФЗ стала узость инструментов рынка ценных бумаг, на которые действительно имеется спрос в экономике. Первичный рынок акций так и не стал серьезным источником финансирования инвестиционных вложений. По этой причине вторичный рынок все последние годы остается, сконцентрирован на спекулятивных операциях с 10-20 наиболее ликвидными акциями, имеющими высоко волатильную динамику курсовой стоимости. Это значительно ограничивает (хотя и не сводит на нет) возможности диверсификации банками своего инвестиционного портфеля за счет грамотного построения его фондовой составляющей. Кроме этого сверхвысокая доходность вложений в инструменты отечественного рынка ценных бумаг теряет свою привлекательность после поправки на уровень риска данных операций.
Не лучше дело обстоит и с долговыми инструментами. Облигационные выпуски наиболее надежных эмитентов размещаются за рубежом. Российский рынок облигаций стремительно вырождается в рынок «мусорных облигаций» (junk bonds), что наглядно подтвердил современный кризис количеством дефолтов ненадежных эмитентов.
Но наиболее важным минусом состава инструментов рынка ценных бумаг России является отсутствие в нем ликвидных инструментов, позволяющим банкам хеджировать риски инвестиционной деятельности и секъютеризировать долгосрочные ссуды. Рынок производных инструментов и ценных бумаг, обеспеченных потоками платежей в погашение ссудной задолженности, в стране только начинает развиваться. Не в последнюю очередь, причиной этого явления так же является отсутствие нормативно-правовой базы. Выступающей одним из следствий низкой заинтересованности государства в росте инвестиционного рынка.
Таким образом, рынок ссудного капитала России продолжает оставаться спекулятивным и не может предоставить банкам инструменты, необходимые для повышения эффективности их инвестиционного посредничества, особенно за счет снижения рисков этой деятельности.
В части анализа рынка инвестиций здесь нужно указать на узость источников первоначального предложения инвестиционных ресурсов. Уровень доходов населения, несмотря на его рост, остается невысоким, как и общий уровень богатства. Размер сбережений, принимающих созидательную форму, ограничивается нерешенностью проблем асимметрии информации, существующих в сфере инвестиционных отношений в России. Рестрикционную роль по отношению к ним играют и высокие системные риски, как политического, так и экономического плана. Все это означает, что довольно значительное снижение остроты кризиса доверия населения к посредникам рынка ссудного капитала носит весьма неустойчивый характер, и негативные изменения в поведении владельцев сбережений в случае неблагоприятного развития событий могут произойти крайне быстро.
На основе проведенного исследования автором выявлены основные факторы, сдерживающие развитие инвестиционной деятельности в России и предложены некоторые меры государственного регулирования необходимые для их устранения (таб.2).
Таб. 2 Меры необходимые для устранения факторов оказывающих негативное влияние на инвестиционный климат в России.

Факторы, сдерживающие развитие инвестиционной деятельности в России

Меры необходимые для устранения неблагоприятных факторов

Недостаточные прямые иностранные инвестиции

Предоставление налоговых льгот и государственных гарантий иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции.

Отток капитала за рубеж

Ужесточить меры вплоть до уголовной ответственности руководителей предприятий

Высокая инфляция

Уменьшение инфляции или сглаживание ее влияния на кредитование инвестиционных проектов по методу Колесова П.Ф.

Высокие транзакционные издержки

Регулирование цен естественных монополий

Высокий объем сбережений в иностранной валюте – тезаврация

Ограничение максимальной процентной ставки по депозитам в иностранной валюте, отмена кредитов в иностранной валюте, запрет кредитования госкорпораций в иностранной валюте

Низкий объем привлеченных сбережений в коммерческих банках, большая часть хранится на руках населения

Повышение процентных ставок по депозитам и вкладами, ограничение минимальной ставки по методу Колесова П.Ф., возврат подоходного налога по депозитам от 3 лет.

Недостаточное кредитование социально-важных региональных инвестиционных проектов

Создание региональных банков развития

Чрезмерное накопление золотовалютных резервов страны, стабилизационного фонда

Часть использовать как дополнительный источник  государственных инвестиций помимо бюджета.

Недостаточные инвестиции в отрасли социальной сферы (здравоохранение, образование, жилищное строительство), в фундаментальную науку, в инфраструктуру (дороги, системы распределения энергии).

Увеличение финансирования из бюджета и альтернативных источников (золотовалютных резервов страны, стабилизационного фонда).

Кредитование реального сектора связано с высоким риском, преобладают спекулятивные операции

Компенсация повышенной кредитной ставки по методу Колесова П.Ф., предоставление налоговых льгот банкам, идущим на долгосрочные инвестиции (от 3 лет).

Средства пенсионного фонда не достаточно используются для инвестиций

Часть хранить в коммерческих банках и ограничить меньшим объемом государственных ценных бумаг.

Неразвита небанковская институциональная инфраструктура рынка.

Принять программу федерального уровня «Развитие небанковских учреждений до 2020 г.»

На фондовом рынке недостаточно надежных акций и облигаций, производных инструментов обеспеченных постоянными платежами

Увеличение инструментов секьюритизации активов под долгосрочные депозиты, автомобильные кредиты.

Узкий источник первоначального предложения инвестиционных ресурсов (низкий уровень доходов населения, прибыли предприятий)

Льготное налогообложение производственной деятельности предприятий имеющих значимое социальное значение в регионе, увеличение МРОТ до 15 000 руб.

Значительная (60%) депозитов физических лиц в государственных банках

Увеличить страховую сумму депозитов до 2 000 000 рублей

Государственные банки, аккумулированные средства вкладывают в государственные ценные бумаги, а не в инвестиционные кредиты

Ограничить объем государственных ценных бумаг в  банках с государственным участием. Обязать Сбербанк выдавать межбанковские кредиты специально отобранным государством банкам, связанных с кредитованием эффективных инвестиционных проектов.

Автором так же предлагаются собственные методы сглаживания факторов негативно влияющих на инвестиционную деятельность различных субъектов:
1.Введение регулирования ставок процента по кредитам и депозитам, увязанного со ставкой рефинансирования и ограничивающего предельную величину банковской маржи.
Для увеличения объемов инвестиционного кредитования необходимо ограничить ставку по кредитованию инвестиционных проектов и в тоже время компенсировать уровень инфляции по окончании договора.
Ставка инвестиционного кредита = ставка рефинансирования ЦБ РФ + планируемая ставка инфляции, на этот год. Так в настоящее время это 8+7= 15%. При этом ЦБ РФ компенсирует уровень инфляции кредитуемому предприятию через коммерческий банк по закрытию кредитного договора.
2. Ограничение минимальной депозитной ставки процента в коммерческих банках по формуле = (ставка рефинансирования + планируемая ставка инфляции на этот год)/ 2. Так в настоящее время это (8+7)/2 = 7,5%.
Такой метод ограничения процентных ставок позволяет регулировать их за счет двух составляющих: ставки рефинансирования и планируемой инфляции.
3. По долгосрочным депозитам (от 3 и более лет) физических лиц по окончании срока депозита производить возврат подоходного налога по следующей схеме:
Депозит на срок от 3 до 5 лет – возврат 3% подоходного налога за весь период;
Депозит на срок от 5 до 10 лет – возврат подоходного налога 5% за весь период;
Депозит на срок свыше 10 лет – возврат 10% подоходного налога за весь срок.
4. Определить минимальный процент накоплений пенсионного фонда, который необходимо использовать, как дополнительный источник инвестиций и хранить в коммерческих банках на условии использования их для инвестиционного кредитования на платной основе равной ставке рефинансирования Банка России.
Комплексно применяемые меры позволят нивелировать факторы, негативно влияющие на развитие инвестиционной деятельности в России, что снижает конкурентоспособность коммерческих банков.
На первом этапе развития инвестиционной деятельности в России меры необходимые для ее стимулирования необходимо закрепить изменениями и дополнениями в нормативных документах.
В таб.3 приведены меры необходимые для стимулирования инвестиционной деятельности в России, а также изменения, которые необходимо внести в законодательные акты для реализации этих мер.
Таб. 3 Меры стимулирования инвестиционной деятельности в России.

Меры необходимые для устранения неблагоприятных факторов

Изменения в нормативной базе

Запрет прямых иностранных инвестиций в хозяйственные общества специализирующиеся на сырьевых ресурсах страны(газ, нефть, лес, электроэнергия, драгоценные камни и металлы)

ФЗ-№57 от 29 апреля 2008 г. «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства».

Ограничение операций с государственными ценными бумагами в банках с государственным участием.

ФЗ-86 «О Центральном банке Российской Федерации » ст.62

Ограничение максимальной процентной ставки по депозитам в иностранной валюте, отмена кредитов в иностранной валюте.

ФЗ-395 «О банках и банковской деятельности» ст.29

Предоставление налоговых льгот банкам, идущим на долгосрочные инвестиции (от 3 лет).

Налоговый кодекс, Глав 25, ст. 251

Повышение процентных ставок по депозитам путем ограничение минимальной ставки по методу Колесова П.Ф

ФЗ-395 «О банках и банковской деятельности» ст.29

Возврат подоходного налога по депозитам от 3 лет по методу Колесова П.Ф.

Налоговый кодекс, Глава 23, ст.220

Создание региональных банков развития по Федеральным округам.

Новый ФЗ

Увеличение финансирования инвестиций из альтернативных источников (золотовалютных резервов страны, стабилизационного фонда).

 ФЗ-1488-1 от 26.06. 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» «Правила управления средствами стабилизационного фонда РФ №508 от 30.09.2004 г утв. Постановлением Правительства РФ, ФЗ-86 «О Центральном банке Российской Федерации »

Ограничение и компенсация процентной ставки по инвестиционным кредитам методу Колесова П.Ф.

ФЗ «О банках и банковской деятельности» ст.29

ФЗ-86 «О Центральном банке Российской Федерации»

Запретить выдачу кредитов в иностранной валюте

ФЗ «О банках и банковской деятельности»

Ограничить депозитную ставку в иностранной валюте

ФЗ О банках и банковской деятельности ст.29

Средства Государственного пенсионного фонда хранить в коммерческих банках и ограничить меньшим объемом государственных ценных бумаг.

ФЗ-111 «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», Постановление Правительства от 30.06.2003 г. № 379 «Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование в отдельные классы активов и определение доли отдельных классов активов в инвестиционном портфеле в соответствии со статьями 26 и 28 № ФЗ -111».

Принять программу развития небанковских учреждений до 2020 г. (федерального уровня)

Новая программа аналогичная Стратегии развития банковской системы РФ на период до 2015 г.

Расширение инструментов секьюритизации активов под долгосрочные депозиты, автомобильные кредиты.

ФЗ «Об ипотечных ценных бумаг» ст. 3

Увеличить страховую сумму депозитов физических лиц до 2 000 000 рублей, для предприятий малого бизнеса установить такую же сумму

ФЗ 177 «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» статья 11, п. 2

Новый ФЗ «О страховании вкладов предприятий малого бизнеса»

Расширить  функции ЦБ РФ  задачами обеспечения экономического роста, инвестиционной активности

ФЗ-86 «О Центральном банке Российской Федерации» ст.3, ст.4

Увеличение сроков кредитования ЦБ РФ банков под инвестиционное кредитование сроком до 7 лет.

ФЗ-86 «О Центральном банке Российской Федерации» ст.46

Как подведение проведенного исследования, можно утверждать, что на пути развития инвестиционного процесса в нашей стране есть ряд барьеров, преодоление которых может осуществляться различными путями.
Перед российским государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественно полезных целей.
Вместе с тем национальные инвестиции еще более важны, чем иностранные потому, что они служат показателем доверия народа своему правительству. Российские инвесторы будут заинтересованы не только в получении максимальной прибыли, но и в увеличении стабильности экономики нашей страны.
Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.
Технология проведения рыночных реформ предполагает последовательность шагов: наряду со стимулированием притока капитала сразу же принимаются меры, препятствующие его оттоку.
Предложенные автором меры по сглаживанию факторов негативно влияющих на развитие инвестиционной деятельности в России и изменения и дополнения, которые необходимо внести в нормативные документы будут служить базисом для расширения и повышения ее эффективности, что в свою очередь окажет положительное влияние на улучшение конкурентоспособности коммерческих банков.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Дадина Л.Ф. Вложение капитала и государственные инструменты управления инвестиционной деятельностью. // Вестник ТИСБИ. 2003. №4.С.9
  2. Склярова Ю. М. Инструменты и методология многофакторного анализа инвестиционного климата РФ: монография. Ставрополь: АРГУС. 2006.240 с.
  3. Международный экономический форум. URL: http://www.weforum.org/.
  4. Инвестиционный климат в Российской Федерации: проблемы инвестиционной привлекательности национальной экономики. В.В. Дроздова Финансы и кредит №2(482) 2012г.
  5. Фархутдинов И.З., Трапезников В.А. Инвестиционное право: учеб.- практ. пособие. – “Волтерс Клувер”, 2006 г., С.-27.
  6. Какие инвестиции служат развитию России В.К. Захаров. Финансы и кредит №8(488) 2012 г. с.11-20.
  7. О стратегии развития экономики России (из Научного доклада РАН), Деньги и кредит №12, 2011 г. с.9-17


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «pavel kolesov»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация