ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРСАЙТ-ПРОЕКТЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Горелкина С.Э., Криворотова Т.А., Синякова К.Ю.

Ключевые слова: , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Горелкина С.Э., Криворотова Т.А., Синякова К.Ю. Использование информационных технологий в форсайт-проекте по организации здорового питания студентов // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2012/05/936 (дата обращения: 25.04.2024).

Здоровье людей в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является высочайшей ценностью, а проблема его сохранения – предметом первоочередной важности. Этот фактор в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации, поэтому наряду с другими демографическими показателями это  один из важных показателей развития страны. Особенно проблема сохранения и укрепления здоровья остра в системе образования.

Образование и общество – два взаимосвязанных компонента. С одной стороны,  изменения в обществе отражаются на развитии системы  образования, на требованиях к учащимся, их здоровье и нравственности.  Нестабильность жизни в России за последнее столетие породила серию бурных и противоречивых реформ отечественного образования. С другой стороны образованность населения, его здоровье определяют качество жизни его.

Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье учащихся. Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни людей, повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации к окружающей среде.

Однако, в последнее десятилетие состояние здоровья населения, особенно молодежи, характеризуется негативными тенденциями. Продолжительность жизни населения в России на 20 лет меньше, чем в большинстве развитых стран. Выявлено, что увеличение сердечнососудистых и онкологических заболеваний в определенной степени связано с некачественным  питанием. Большинство подростков страдают хроническими заболеваниями пищеварительной, кроветворной, костно-мышечной, эндокринной систем, связанными с алиментарными факторами. Большинство населения России имеет неполноценное питание,  которое  обусловлено как недостаточным содержанием витаминов, макро- и микроэлементов (кальция, йода, железа, фтора, селена и др.), полноценных белков, так и нерациональным их соотношением. Приведём некоторую статистику:

  • только 2-3% населения Земли не имеют отклонения от микроэлементного баланса. 50% имеют умеренное отклонение. 30% страдают выраженными микроэлементозами – заболеваниями, связанными с недостатком того или иного питательного вещества;
  • в России в результате несбалансированного питания и несоблюдения его режима у 20% детей отмечены обменные нарушения; 10% детей старше года имеют признаки железодефицитной анемии; до 15% детей старших возрастных групп страдают заболеваниями органов пищеварения;
  • по данным американских исследователей, среди детей и подростков, испытывающих хронический дефицит микронутриентов (минералов и витаминов), в 3 раза чаще встречаются курильщики и наркоманы.
  • более чем у 300 миллионов человек во всем мире наблюдаются развитые проявления йодного дефицита. Каждый десятый их них страдает тяжелой формой, приводящей к нарушению функций интеллекта и кретинизму;
  • более 250 миллионов детей в мире страдает от недостаточности витамина А, которая приводит не только к нарушению зрения, но и к повышению процента смертности;
  • только в России ежегодно у 500 тыс. человек диагностируется рак. Из них 35% случаев связано с нерациональным питанием;
  • Австралийские ученые подтвердили, что каждый второй случай раковых заболеваний у человека вызван неправильным питанием. Курение становится причиной 30% случаев рака, тогда как питанию обязаны от 40 до 60% случаев онкологических заболеваний.

Анализ  используемых рационов питания  выявил их несоответствие современным представлениям о здоровом питании  и множество нерешенных организационных вопросов.

Следовательно, вопросы здорового питания уже достаточно давно требуют  глубокого изучения и разработки. Для укрепления здоровья требуется сохранять здоровье, за счет повышения компетентности работников общественного питания и молодежи. Новые возможности этого открывают современные информационно-коммуникационные технологии. Можно развить форум на основе сетевого взаимодействия участников образовательного процесса по решению проблемы  здорового питания.

Сказанное   выше  доказывает актуальность и своевременность нашего исследования, обосновывающего применение  информационных технологий в разработке форсайта организации здорового питания студентов.

Целью наших научных  разработок является обоснование потребности организационных  и информационных и технологических ресурсов форсайта для организации  правильного питания студентов. Нами предлагается рабочая гипотеза: участие студентов в таком форсайте будет способствовать  снижению их заболеваемости и улучшению успеваемости.

Мы предлагаем в рамках форсайта:

1) Создать  систему просветительской работы, пропагандирующую здоровое питание, путем проведения интерактивных семинаров и дискуссий студентов, врачей, родителей, работников общепита, преподавателей;

2) Разработать рекомендации по улучшению материально – технического и технологического оснащения студенческого  пищеблока в соответствии с современными требованиями;

3) Оптимизировать   компьютерное меню, которое будет показывать состав и калорийность  каждого  блюда. Рекомендации по выбору блюд, с учетом времени суток, пола, возраста, заболеваний, вкусов и религиозных постов студентов.

Мы считаем, что в результате реализации этого форсайт – проекта необходимо:

  • систематизировать  информацию по здоровому питанию применительно к   студенческой столовой;
  • предусмотреть в этой программе возможность персонифицированного заказа;
  • разработать программу составления электронного  меню, которое могло бы корректировать студента;
  • создать профилактические  пакеты информационных материалов для ознакомительной и пропагандистской работы со студентами по вопросам здорового питания;
  • организовать  сайт-форум для общения студентов с диетологами, преподавателями, врачами, работниками общественного питания;
  • установить информационные  стенды в столовой;
  • разработать студентам и работникам общественного питания  рекомендации по приготовлению блюд;

Хотелось бы, чтобы в студенческой столовой было организовано  диетическое здоровое питание, пища готовилась на пару с применением новейшей техники, используемой в отрасли общественного питания, блюда готовились с использованием минимального количества масла, или без него, сохраняя максимальное количество витаминов и питательных веществ, так как готовятся «на пару».

Также учитывая ограниченность денежного бюджета студентов, необходимо разработать  безналичную систему оплаты за питание «Универсальная электронная карта учащегося», которая позволит студентам оплачивать питание в столовой без использования наличных денег.

Что даёт Карта питания?

Студент:

- сможет потратить деньги, предназначенные для питания, только в столовой и буфете университета;

- будет огражден от покупки фаст-фуда, неразрешенных для употребления продуктов; будет правильно питаться и сохранять свое здоровье.

- оплачивая с помощью электронной карты, будет получать скидки: 5% на буфетную продукцию и на горячее питание.

Кроме того на каждого учащегося можно  открыть личный кабинет, в котором он может увидеть:

  • «покупки и платежи» позволяющий просмотр покупок и платежей. Следует предусмотреть электронную форму чеков при оплате по карте. Отражается вся история по движению средств на карте (пополнения и списания);
  • «узнать меню» , где можно узнать меню, которое предлагает столовая   (не более чем на неделю вперед);
  • «оплата в банке»  адреса отделений банков, которые предоставляют минимальные комиссии на прием платежей. Можно распечатать квитанцию банка, который предоставляет минимальные условия по комиссии;
  • «оплата он-лайн»,  данная возможность предоставляет владельцам банковских карт для проведения карты учащегося не выходя из дома;
  • «личные данные»  в этом пункте можно посмотреть личную информацию по карте и настройкам (включение/выключение СМС оповещения и т.д.).
  • Прочитать рекомендации по питанию, именно для конкретного студента.

Таким образом, питание играет одну из ведущих ролей в укреплении, развитии психической и жизненной энергии. С помощью питания можно эффективно влиять на ум, эмоции и настроение человека.  Жизнь современного студента очень разнообразна и насыщенна, отличается наличием серьезных перенапряжений нервной системы и отсутствием желания студентов следить за своим здоровьем. Искусство вести здоровый образ жизни необходимо и доступно каждому студенту для улучшения своего здоровья и получения достойной профессии. Представленные разработки помогут улучшить  организацию общественного питания в столовой  и  повысить уровень здоровья студентов.


Библиографический список
  1. Выдревич Г.С.50 правил здорового питания /Выдревич Г.С. — М.: Эксмо;2007. – 64 с.
  2. Семенов А.К. Этика менеджмента: Учебное пособие /Семенов А.К.— М: Дашков и К° ; 2007.-272с.
  3. Канке В.А. Современная этика/Канке В.А.-М: Омега-Л;2009.-400 с.
  4. Стрельникова Н. Еда, которая дает иммунитет/ Стрельникова Н.-М:Веды;2010.- 256 стр.


Все статьи автора «Светланка Горелкина»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: