КОЛЕСОВ П.Ф. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА РОССИЙСКИХ БАНКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: , , , , , , , , , , , , ,


КОЛЕСОВ П.Ф. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА РОССИЙСКИХ БАНКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

Keywords: analyze offered indexes, banks, compare of indexes, competitive advantages


Библиографическая ссылка на статью:
// Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2012/05/909 (дата обращения: 23.09.2018).

УДК 336.717

                                                              П. Ф. Колесов      

                                                       pavelkol@hotmail.com       

 Санкт-Петербургский университет экономики и финансов

В статье рассматриваются основные конкурентные преимущества российских банков на современном этапе развития экономики. Автором проведена собственная классификация этих преимуществ и  проведен анализ предложенных показателей за период с 2007- 2011 гг.  Сравнение данных показателей с показателями зарубежных банков  позволило автору сделать вывод о необходимости принятия государственных мер с цель повышения конкурентоспособности российских банков в преддверии вступления нашей страны в ВТО.

The article discusses main competitive advantages of Russian banks on modern period development of economic. Author made sorting of these  advantages and made analyze   offered indexes during 2007-2011 years. Compare of this indexes with indexes of foreign banks allowed make conclusion about necessity taking government steps to improve  competitive advantages of Russian banks.

Обладание конкурентными преимуществами позволяет коммерческому банку занять прочную позицию на рынке банковских услуг.

На практике конкурентные преимущества банка могут иметь разнообразные формы:

1.               Имидж банка

2.               Величина уставного капитала

3.               Высокое качество оказываемых услуг

4.               Наличие валютной или генеральной лицензии

5.               Устойчивая клиентская база

6.               Корреспондентская сеть

7.               Система расчетов и спектр оказываемых услуг

8.               Наличие филиальной сети и перспективы ее расширения

9.               Действенная реклама

10.            Квалификация работников.

11.             Грамотный менеджмент.

12.            Накопленный опыт работы и т.д.

Необходимо отметить, что в настоящее время российские банки с трудом конкурируют с иностранными коллегами не только на международном уровне, но даже на внутреннем рынке.

Проблем порождающих эту не конкурентоспособность, много:

-Сравнительно небольшие собственный капитал, активы и рыночная капитализация почти всех российских банков (исключение составляет лишь Сберегательный банк Российской Федерации, да и то скорее только по рыночной капитализации);

-Менее привлекательные бренды почти всех российских банков;

-Слабый охват территориальными офисами и другими коммуникациями российских банков территории страны, особенно отдаленных уголков;

-Отстающее от международных стандартов качество обслуживания клиентов;

-Более узкий спектр операций, проводимых большинством российских банков по сравнению с их иностранными аналогами;

-Нехватка дешевых и долгосрочных пассивов;

-Проблема с ликвидностью активов у большинства банков, не входящих в первую федеральную или московскую сотню;

-Слабый риск менеджмент и неквалифицированное управление;

-Лишь нарождающийся рынок банковских акций, отсутствие акций подавляющего большинства банков на открытом рынке, медленная подготовка к выходу российских банков на IPO;

-Недостаточная по международным нормам прозрачность операций, собственников (конечных бенефициаров акций), аффилированных лиц у многих, даже крупных российских банков;

-Отсутствие мотивации к выходу на международные рынки и ряд других [1,c 41] .

В рейтинге авторитетного журнала «Forbs» за 2005 г. Сбербанк России занимал 74-е место в мире по показателю собственного капитала, а если бы все российские банки объединились, они бы заняли в этом рейтинге лишь 26-е место [2].

Агентство  Standard&Poors отмечает низкий рост капитализации и уровень достаточности капитала большинства российских банков [3].

Конкурентоспособность и конкурентные преимущества российских банков на современном этапе развития, по мнению автора  необходимо начать с исследования конкурентоспособности банковского сектора России в целом.

Под конкурентоспособностью банковского сектора в целом следует понимать его способность обеспечивать лучшее предложение по сравнению с конкурентами (зарубежными банковскими секторами)  на базе обладания конкурентными преимуществами.

К показателям,  характеризующим размеры банковского сектора следует относить:

·                 Активы (пассивы) банковского сектора в национальной валюте и в процентном отношении к ВВП;

·                 Собственные средства (капитал) банковского сектора в национальной валюте,  в % к ВВП,  в % к активам банковского сектора (капитализация банковского сектора);

·                 Кредиты, предоставленные нефинансовым предприятиям в национальной валюте,  в % к ВВП,  в % к активам банковского сектора;

·                 Ценные бумаги, приобретенные банками в национальной валюте, в % к ВВП, в % к активам банковского сектора;

·                 Вклады физических лиц в национальной валюте, в % к ВВП, к пассивам банковского сектора, в % к денежным доходам населения;

·                 Средства, привлеченные от предприятий и организаций в национальной валюте, в % к ВВП, к пассивам банковского сектора.

Методологическая значимость этих показателей обусловлена, в первую очередь, неизбежностью конкуренции отечественных кредитных институтов с зарубежными банками ввиду либерализации валютного законодательства, и вступлению в ВТО. Сравнительный анализ таких показателей, как отношение активов и капиталов банков к ВВП в зарубежных странах, доля кредитования реального сектора экономики и домохозяйств в кредитном портфеле иностранных банков по сравнению с аналогичными показателями кредитных организаций, функционирующих в стране, даст адекватную оценку степени конкурентоспособности национального рынка банковских услуг.

Показатели, характеризующие конкурентоспособность и конкурентные преимущества российских банков:

Показатели размеров банковского сектора

Показатели концентрации и обеспеченностибанковскими услугами

Показатели надежности банковского сектора

Показатели структуры активов и пассивов  банков

Показатели прибыльности и рентабельности банковскогосектора

 Показатели размеров банковского сектора с 01.01.07 до 01.01.11 гг. изменялись следующим образом:

·                 Совокупные активы банковского сектора к ВВП выросли с 51,9 %  до 75,2%;

·                 собственные средства банковского сектора к ВВП выросли с 6,13 % до 10,5%;

·                 кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные нефинансовым организациям и физическим лицам (включая просроченную задолженность) к ВВП увеличились 29,8% до 40,4%;

·                 кредиты банков в инвестициях организаций всех форм собственности в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства) к ВВП снизились с 9,6% до 8,9%;

·                 ценные бумаги, приобретенные кредитными организациями, к ВВП выросли с 6,5% до 13,0%;

·                 вклады физических лиц выросли с 14,2% до 21,8%;

·                 привлеченные средства от организаций увеличились с 17,8% до 24,8% за указанный выше период.

В стратегии развития банковского сектора до 2015 года предполагается, что к 1 января 2016 г. банковским сектором будут достигнуты следующие совокупные показатели:

·                 активы/ВВП – более 90 процентов (на 1 января 2011 г. – 75,2 процентов);

·                 капитал/ВВП – 14 – 15 процентов (на 1 января 2011 г. – 10,5 процента);

·                 кредиты нефинансовым организациям и физическим лицам/ВВП – 55 – 60 процентов (на 1 января 2011 г. – 40,4 процента).

В настоящее время отношение активов к ВВП в зарубежных странах составляют: в Бразилии 133%, в Китае -144%, в европейских странах – от 200% и выше, в США – 102%, но там инвестиционная деятельность во многом отделена от банков и является предметом деятельности специальных инвестиционных компаний, по мощности и размерам, не уступающим банкам. Недостаточность активов банков свидетельствует о том, что они не в состоянии в полной мере обеспечить потребность предприятий и организаций страны в кредитных ресурсах [4].

Показатели, характеризующие насыщение банковскими услугами территории страны иллюстрируют степень монополизации банковской сферы и неоднородность в развитии региональных банковских систем. Показатель концентрации банковского рынка определяется долей кредитных институтов с наибольшей долей активов в общих активах банковского сектора.

Статистические данные, опубликованные на сайте ЦБ РФ, указывают на значительную концентрацию банковского капитала в первых пяти кредитных организациях и ее дальнейшее увеличение с 42,3% на 01.01.2008 г. до 47,7% на 01.01.2011 г., что ведет к дальнейшей монополизации банковского сектора.

Российскую банковскую систему отличает наличие крупнейших государственных банков – Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка, Россельхозбанка, концентрирующих более 50% всех активов российских банков.  При этом указанные банки не выполняют государственных функций, а являются коммерческими банками, нацеленными на извлечение прибыли. Они конкурируют по всем направлениям банковской деятельности с частными банками. Между тем они пользуются существенными государственными привилегиями. Именно им – и только им – было выделено в период кризиса более триллиона рублей субординированных кредитов под 8% годовых до 2020 г. [4].

В 2008 г. было выдано 500 млрд. рублей Сбербанку России, 200 млрд. рублей ВТБ, 250 млрд. руб. иным кредитным организациям.

В 2009 г. было выдано 500 млрд. руб. Сбербанку России, 200 млрд. руб. ВТБ, 130 млрд. руб. ВЭБ, 225 млрд. руб. другим коммерческим банкам) [5].

Статистические данные,  опубликованные на сайте ЦБ РФ, указывают на значительную концентрацию банковского капитала в Центральном Федеральном округе и произошедшее его незначительное увеличение с 55% на 01.01.08 г. до 57% на 01.01.2011 г. Следующими по величине концентрации идут Приморский федеральный округ(11,8%-11,7%) и южный федеральный округ (10,4% – 10,2%). Наихудшее положение по обеспеченности банковскими услугами занимают Уральский федеральный округ(5,5%-5,0%) и Дальневосточный Федеральный округ (3,5%-2,7%). Тенденция снижения данных показателей является основанием для принятия государственных мер по выправлению сложившейся ситуации.

Статистические данные, опубликованные на сайте ЦБ РФ, указывают на то, что концентрация банковского капитала по регионам еще выше, чем в среднем по России. В период с 01.01.2008 г. по 01.01.2011 г. по всем округам произошло увеличение банковского капитала в пяти крупнейших кредитных организациях региона. Так в Северо-Западном, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах концентрация достигла более 70%, Южном федеральном округе-69%. Такая ситуация указывает на высокую степень монополизации рынка банковских услуг в регионах и как результат низкий уровень конкурентоспособности мелких и средних банков в этих регионах.

Показатели надежности банковского сектора. Данные показатели относятся к числу макропруденциальных. Они применяются в практике Международного Валютного Фонда как показатели надежности и стабильности финансовых организаций.

Показатель достаточности капитала – ключевой индикатор финансового состояния коммерческого банка. Его размер во многом определяет степень устойчивости банка, так как является составляющей ресурсной базы кредитной организации, призванной покрыть возникающие в его деятельности риски.

Показатели ликвидности банковского сектора представлены двумя основными индикаторами-коэффициентами мгновенной и текущей ликвидности.

Еще одной важной характеристикой, оценивающей финансовую устойчивость банковского сектора, является кредитный риск. Кредитный риск связан с потерей банком дохода или даже уменьшением уставного капитала в связи с ненадлежащим качеством исполнения своих обязательств заемщиками. В первую очередь оценка кредитного риска проводится на основании анализа просроченной ссудной задолженности перед банками.

Величина рыночного риска состоит из трех элементов: процентного риска, фондового риска, валютного риска.

Процентный риск. Размер процентного риска определяется по финансовым инструментам, чувствительным к изменениям процентных ставок.

Фондовый риск (ФР). Оценка фондового риска проводится кредитной организацией в отношении следующих инструментов: акций обыкновенных, депозитарных расписок, конвертируемых финансовых инструментов (облигации и привилегированные акции), производных финансовых инструментов, базисным активом которых являются вышеперечисленные ценные бумаги.

Валютный риск (ВР). Под валютным риском понимается риск понесения убытков вследствие изменения курса иностранных валют и цен на драгоценные металлы по отношению к национальной валюте.

По статистическим данным ЦБ РФ видны улучшения показателей достаточности капитала:

-рост отношения собственных средств к активам, взвешенным по уровню риска с 16,0% на 01.01.2006 г. до 18,1% на 01.01.2011г.;

-отношение основного капитала к активам, взвешенным по уровню риска осталось неизменным 11,4%;

-отношение активов, взвешенных по уровню кредитного риска, к совокупным активам снизилось за рассматриваемый период с 63,9% до 59,6%.

В тоже время ухудшились показатели кредитного риска:

-выросла доля проблемных и безнадежных ссуд в общем объеме ссуд с 2,6%  на 01.01.2006г. до 8,2% на 01.01.2011г.;

-увеличился сформированный резерв на возможные потери по ссудам в % от общего объема выданных ссуд с 4,6% до 8,5%.;

-но в тоже время сократился показатель Н7 – отношение совокупной величины крупных кредитных рисков к капиталу с 239,9% до 184,6% за указанный выше период.

Столь значительное увеличение кредитного риска связано в первую очередь с финансово-экономическим кризисом и его последствиями, а также с недостаточной адекватностью  применяемых банками методик и технологий для оценки уровня кредитоспособности заемщиков. Раньше считалось, что наличие у заемщика надежного залога практически снимает риски с банка. Однако в  условиях кризиса, когда залог уже не может быть реализован по желаемой стоимости, вопросы качества бизнеса заемщика и его актуальное финансовое состояние вышли на первый план.

Показатели  ликвидности изменились следующим образом:

-отношение высоколиквидных активов к совокупным активам снизилось с 15,2% до 13,5%;

-отношение ликвидных активов к совокупным активам снизилось с  27,4% до 26,8%;

-отношение высоколиквидных активов к обязательствам до востребования (Н2) увеличилось с 54,7% до 64,8%;

-отношение ликвидных активов к краткосрочным обязательствам (Н3) увеличилось с 73,7% до 94%.

Показатели рыночного риска изменились следующим образом:

-валютный риск вырос с 5,8 до 36,7;

-процентный риск уменьшился с 13,3 до 8,6;

-фондовый риск уменьшился с 14,4 до 3,2.

Слабость большинства российских банков заключается в их недостаточной ликвидности, слабой устойчивости, излишней волатильности, что ярко проявилось в период кризиса.

В первые же месяцы кризиса ЦБ РФ пришлось принимать срочные меры пополнения ликвидности значительной части банков. Недостаточная ликвидности банков поставившая их на грань банкротства в начале кризиса была ликвидирована с помощью  ЦБ РФ. Операции прямого РЕПО стали основным инструментом «поставки» ликвидности в Российскую банковскую систему.

Показатели структуры активов и пассивов банковского сектора.

По статистическим данным ЦБ РФ денежные средства, драгоценные металлы и камни увеличились с 501,7 млрд. руб. на 01.01.2008 г. до 912,6 млрд. руб. на 01.01.2011 г.; ценные бумаги, приобретенные кредитными организациями возросли с 2 250,6  млрд. руб.  до 5 829,0 млрд. руб. за изучаемый период; кредиты и прочие ссуды выросли с 9 316 млрд. руб.  до 14 062,9 млрд. руб. 

При анализе структуры активов выявляется основная направленность в развитии банковского сектора-возрастающая кредитная активность банков. Это подтверждается показателем доли суммарной ссудной задолженности в совокупных активах банковского сектора.

Качество кредитного портфеля банков оценивается с помощью структурных показателей, определяемых как объемы и доли выданных банками кредитов, и инвестируемых средств в основной капитал в разрезе отраслей промышленности.

Структура пассивов кредитных организаций, сгруппированных по направлениям вложений.

По статистическим данным ЦБ РФ средства клиентов возросли с 12 252,3  млрд. руб. на 01.01.2008 г. до 21 080,9 млрд. руб. на 01.01.2011 г; депозиты и прочие привлеченные средства юридических лиц (кроме кредитных организаций) увеличились с 3 520,0 млрд. руб. на 01.01.2008 г.  до 6 035,6 млрд. руб. на 01.01.2011 г.; вклады физических лиц выросли с 5 159,2  млрд. руб. до 9 818 ,0 млрд. руб. за изучаемый период.

Исследование структуры пассивов выявляет следующие закрепляющиеся тенденции в развитии банковского сектора: рост доли вкладов физических лиц, снижение доли средств предприятий и организаций на расчетных и текущих счетах,  преобладание коротких пассивов.

Пассивы банковского сектора России в подавляющей своей части состоят из «коротких» денег,  размещенных в банках на срок менее трех лет. В связи с этим доля и объемы, инвестиционных кредитов,  в том числе ипотечных, не значительны и в разы уступают показателям банковских систем других стран. Из всех инвестиций, которые предприятия и организации страны осуществляют для своего развития, около 50% они финансировали за счет прибыли и амортизации и только 8,9% – за счет заемных средств (при этом доля кредитов российских банков с 2000 г. в инвестициях не выросла, а заметно сократилась).

Показатели прибыльности и рентабельности банковского сектора.

Оценка финансовых результатов деятельности банковского сектора является завершающей стадией анализа финансовой устойчивости. Величина полученной в отчетном периоде прибыли кредитных организаций определяет доходы их собственников, вознаграждение служащих банков, поступление в бюджет. Финансовый результат является, таким образом, показателем привлекательности кредитных учреждений для партнеров по бизнесу, кредиторов и инвесторов. В ходе управления текущей деятельностью руководство банка уделяет особое внимание показателю чистой маржи, собственники заинтересованы в уровне чистой прибыли, внешних пользователей интересует способность банка генерировать прибыль в периоде – балансовую прибыль.

У многих банков финансовые результаты деятельности недостаточны для создания резервов на случай расширения масштабов кредитования. Ограничения по предоставлению кредитов и высокие процентные ставки приводят к потере клиентской базы и недополучению ожидаемого дохода. В результате наиболее надежные заемщики концентрируются вокруг иностранных и российских банков с государственным участием, а менее надежные по убыванию распределяются между крупными и остальными банками. Показателями финансового результата деятельности банков являются: общая рентабельность, рентабельность активов банков; рентабельность капитала банковского сектора; темпы роста прибыли банковского сектора; чистый текущий доход кредитных организаций.

Основной составляющей чистого текущего дохода отечественных кредитных организаций является чистый процентный доход или чистая процентная маржа банков. Она рассчитывается как разница между процентами, получаемыми банками по предоставляемым кредитам, депозитам, и процентами, выплачиваемыми самими кредитными организациями по привлекаемым кредитам, вкладам граждан, и депозитам юридических лиц.

Финансовый результат деятельности банков, показывающий рост с 262,1 млрд. руб. на 01.01.2006 г. до 508,0 млрд. руб. на 01.01.2008 г.  упал в период кризиса до 205,1 млрд. руб. Тем не менее на 01.01.2011 он достиг показателя 573, 4 млрд. руб. т. е превысил докризисный уровень.

В тоже время за указанный период произошло существенное снижение рентабельности активов с 3,2% до 1,9%; рентабельности капитала с 24,2% до 12,5%.

Показатели конкурентоспособности банковской системы России могут быть применены к оценке конкурентоспособности отдельных коммерческих банков.

Экономические конкурентные преимущества  отдельно взятого банка можно получить по данным сайта Банкир.ру.

К неэкономическим конкурентным преимуществам можно отнести Рэнкинг банков по масштабу “классической сети” который представлен в таблице 1.

Таб.1  Количество банковских офисов у Топ-20 банков России в 2011г.[183]

Позиция

Наименование банка

Кол-во банковских офисов

1

Сбербанк

11 053

2

Россельхозбанк

1556

3

АК Барс Банк

604

4

ВТБ 24

585

5

Росбанк

581

6

Восточный Экспресс

506

7

УралСиб

394

8

Банк Москвы

345

9

Мособлбанк

299

10

Траст

292

Источник Frank Research Group

Абсолютным лидером по количеству банковских офисов является Сбербанк — более 11 тыс. штук. За ним с большим отрывом следует Россельхозбанк — 1 556 банковских офисов. Замыкает тройку лидеров банк «Ак Барс» с весьма спорным форматом банковских офисов в почтовых отделениях.

ВТБ 24 и Росбанк с небольшой разницей в количестве офисов расположились на 4 и 5 местах соответственно.

Банки с иностранным участием — Росбанк, ХКФБ и ОТП Банк заняли 5, 15 и 19 места с 581, 246 и 209 банковскими офисами соответственно.

Пятерка лидеров полностью состоит из банков, контролируемых государством, и иностранных банков.

Из частных российских банков самая масштабная сеть у банка «Восточный Экспресс» — шестое место в рэнкинге.

Замыкает Топ-20 МДМ Банк, чья розничная сеть после слияния с Урса Банком составляет 208 отделений.

В таблице 2  представлены данные о наличии банковских офисов у Топ-20 банков России в различных субъектах Российской Федерации.

Таб. 2 Наличие банковских офисов у Топ-20 банков России в различных субъектах Российской Федерации 01.01.2012 г.

Позиция

Наименование банка

Кол-во банковских офисов

1

Сбербанк

83

2

Россельхозбанк

79

3

Росбанк

72

4

ОТП Банк

71

5

ВТБ 24

70

6

ТрансКредитБанк

66

7

Восточный экспресс

63

8

Русфинанс Банк

63

9

Банк Москвы

62

10

Русь-Банк

62

Источник Frank Research Group

Из всех банковских организаций, существующий в России, только Сбербанк представлен во всех субъектах РФ. Россельхозбанк представлен в 79 субъектах РФ, но отсутствует во всех автономных округах. На 3 и 4 местах в рэнкинге по охвату субъектов РФ разместились сразу два иностранных банка: Росбанк и ОТП Банк, которые выстроили свои розничные сети после серии приобретений. Замыкает Рэнкинг Юниаструм Банк с розничной сетью, покрывающей 50 субъектов РФ.

Важным неэкономическим конкурентным преимуществом  банков является его имидж, который может быть оценен по  народному рейтингу, индексу заметности, индексу доверия.

Сбербанк, ВТБ-24, Русский стандарт – неизменные лидеры рейтинга узнаваемости банков среди россиян, а состав ТОП-3 банков по известности изменился. Об этом свидетельствуют результаты всероссийских опросов, проведенных Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в 2008-2011 гг.

В рамках опроса узнаваемость понимается как знание с подсказкой – ситуация, когда потребитель узнает бренд, если видит или слышит его.

 А известность трактуется  как спонтанное знание бренда банка – если потребитель самостоятельно (без подсказки) вспоминает и называет бренд.

Показатели узнаваемости двух крупнейших банков страны – Сбербанка и ВТБ24 на протяжении последних трех лет остаются традиционно высокими (таб. 3).

Таблица 3 Рейтинг узнаваемости (знания с подсказкой) банков, % респондентов [184]

 

2007

2008

2009

2010

2011

Сбербанк

85

98

99

95

95

ВТВ 24

31

54

66

67

73

Банк Русский Стандарт

55

57

66

67

73

Альфа-Банк

40

42

60

55

59

Газпромбанк

25

27

54

51

48

Банк Москвы

34

40

41

39

47

Россельхозбанк

18

25

37

37

42

УралСиб

37

37

45

41

43

Росбанк

30

37

39

37

41

Райффайзенбанк

11

23

30

31

33

И если высокая узнаваемость Сбербанка во многом объясняется нашим советским наследием, то позиции ВТБ24 не были изначально высокими и усиливались постепенно. Узнаваемость банка Русский Стандарт, замыкающего тройку лидеров рейтинга, с 2007 по 2009 г. уверенно росла.

2010 г. принес банку определенное снижение данного показателя, а в 2011 г. снова наметилась тенденция к его повышению.  

Зафиксировать, и даже улучшить свои позиции по узнаваемости за прошедший год удалось большинству банков – участников рейтинга. Наибольший рост продемонстрировали  Банк Москвы, ВТБ 24 и Россельхозбанк.

Сбербанк и ВТБ 24 неизменно возглавляют и рейтинг известности банков (Таб. 4).

Таб. 4 Рейтинг известности (спонтанного знания) банков, % респондентов [185]

 

2009

2010

2011

Сбербанк

84

89

88

ВТВ 24

23

26

30

Альфа Банк

12

15

16

Банк Русский Стандарт

13

13

11

Банк Москвы

6

8

9

Уралсиб

7

7

9

Росбанк

9

11

8

Россельхозбанк

6

6

6

Газпромбанк

5

8

6

Хоум кредит

3

4

5

А борьба за третье место в течение последних двух лет продолжается. Так, в частности, банк Русский Стандарт, занимающий в 2009 г. третью позицию, уступил в 2010 г. это место на некоторое время Альфа-Банку. Весной 2011 г. банк Русский Стандарт снова отвоевал третью позицию, но не удержал ее до конца года и осень 2011 снова опустился на четвертое место. Альфа-Банку в очередной раз удалось вырваться на третье место. Известность других банков-участников ТОП-10 рейтинга за последний год осталась практически неизменной.

В настоящее время представляет интерес Народный рейтинг, который строится на основе отзывов посетителей Banki.ru об уровне обслуживания и качестве услуг банков (таб. 5).

Таб. 5 Народный рейтинг об уровне обслуживания и качестве услуг банков на 01.01. 2012 г.

Авангард

72,9

Тинькофф Кредитные Системы

72,1

Хоум Кредит Банк

51,0

Московский Кредитный Банк

49,9

ЮниКредит Банк

46,0

Ренессанс Кредит

45,0

Национальный Банк «Траст»

44,2

ВТБ 24

44,1

Связной Банк

43,1

Альфа-Банк

41,9

Открытие

40,6

Сбербанк России

40,2

Восточный Экспресс Банк

38,9

Райффайзенбанк

38,0

Русский Стандарт

36,2

Ситибанк

35,1

ОТП Банк

34,4

Банк Москвы

29,4

Росбанк

28,8

БНП Париба Банк

18,1

Как следует из проведенного опроса лидеры по величине активов, прибыли, рентабельности и другим финансовым показателям не являются лучшими по качеству оказываемых услуг.

 Важное значение в развитии банковского бизнеса приобретает Интернет.  Компании, которые игнорируютвозможности Всемирной паутины, перестанут быть конкурентоспособными. К такому выводу пришла ВostonConsultingGroup, нарисовав вероятную картину интернет-экономики планеты 2016. Через 5 лет в виртуальном пространстве только стран «Большой двадцатки» будет «крутиться» до 4,2 трлн. долларов, а 3 млрд. покупателей (половина населения мира) не смогут представить своей жизни без Интернета. Россия среди отстающих стран. Нашу интернет-экономику оценивают всего в 19 млрд. долларов, обещая впрочем, что она будет приносить 5% ВВП через четыре года. Мешает, прежде всего, слабое развитие инфраструктуры [6].

Исследование, проведенное аналитическим агентством Markswebb Rank&Report в конце 2011 года, посвящено сайтам розничных банков, действующих на территории Российской Федерации и его результаты представлены в таблице 6.

Таб.6 Рейтинг банков по качеству  интернет сайтов на конец 2011 г.

ОТП Банк

74,03

ЮниКредит Банк

73,89

Альфа-Банк

72,48

Банк Москвы

71,56

Сбербанк России

70,83

«Ак Барс»

70,18

ВТБ 24

69,76

Промсвязьбанк

69,32

«Открытие»

68,6

Росбанк

68,42

Лучшими признаны сайты банков ОТП Банк, ЮниКредит Банк, Альфа-Банк, Банк Москвы и Сбербанка России.

Итоги рейтинга Retail Bank Rank наглядно показывают, что качество сайта далеко не всегда коррелирует с масштабом кредитной организации или силой ее бренда. Например, ЮниКредит Банк второй год подряд находится в топе рейтинга, хотя по совокупности депозитов и кредитов физических лиц занимает лишь 17-ое место.

Подводя итоги выше изученного необходимо отметить, что наиболее распространенным и повсеместно применяемым методом определения конкуренции на рынке банковских услуг, в том числе и антимонопольными органами, остается структурный метод, базирующийся на использовании коэффициентов, выявляющих степень концентрации продавцов в отрасли, долей рынка крупных банков.

 Оценка же конкурентоспособности экономического субъекта проводится путем присвоения ему рейтинга – инструмента оценки финансового (и не только) состояния коммерческого банка, отрасли либо государства. Рейтинг стал ключевым критерием при разработке Базельским комитетом новых подходов к управлению банковскими рисками при оценке кредитоспособности заемщиков и уровня устойчивости кредитных организаций.

В результате проведенного исследования конкурентоспособности и конкурентных преимуществ российских банков на современном этапе развития автором предлагается следующая классификация конкурентных преимуществ коммерческих банков  (таб. 7).

Таб. 7 Конкурентные преимущества российских банков на современном этапе развития.

Экономические конкурентные преимущества

Размеры банка

Надежность банка

Структура активов и пассивов

Прибыль

Рентабельность

Размер активов

Размер собств.

капитала

Достаточность капитала

Ликвидность

Кредитный риск

Рыночный риск

Кредиты

Инвестиции

Депозиты физ. лиц

депозиты юр. лиц

Процентные  доходы

Комиссионные  доходы

Общая

Активов, капитала

Не экономические конкурентные преимущества

Имидж

Доступность в регионах

Представленность  в Интернете

узнаваемость

известность

Народный рейтинг

Кол-во банк.

офисов

Наличие

банк. офисов

в регионах

Наличие сайта в Интернете

Качество сайта

 

Предложенная автором  система показателей позиционирования коммерческих банков в современной российской экономике дает возможность оценить с большей долей вероятности перспективы развития сектора отечественных банковских посредников в условиях нарастающей конкуренции со стороны зарубежных банков.

Список литературы

1.     Рыбин Е. В. Пути повышения конкурентоспособности российских банков. Москва: Финансы и статистика, 2008. 206 С.

2.     www.forbes.com

3.     Иноземцева А., Дементьева С., Дударева Е. Англичане проверили российские банки на слабость// Коммерсант. – 2006.-с. 15

4.     А.Г. Аганбян, О новой роли банков в финансировании послекризисного социально-экономического развития России (субъективные заметки), Деньги и кредит №1, 2011г., с.27-36.

5.     Российская газета Федеральный выпуск № 4872 от 20 марта 2009 г.

6.     www.BCGroop.com

Поделиться в соц. сетях

0


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «pavel kolesov»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация