ВОЛОЩУК К.М., ГЕТТ О.Г. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПО ЭЛЕМЕНТАМ СОИБ, УРОВНЮ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ТРЕБОВАНИЯМ К СТЕПЕНИ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ И РУКОВОДИТЕЛЯ

Ключевые слова: , , , , , , ,


ВОЛОЩУК К.М., ГЕТТ О.Г. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПО ЭЛЕМЕНТАМ СОИБ, УРОВНЮ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ТРЕБОВАНИЯМ К СТЕПЕНИ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ И РУКОВОДИТЕЛЯ


Библиографическая ссылка на статью:
// Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2012. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2012/04/735 (дата обращения: 28.09.2017).

К.М. Волощук, О.Г. Гетт

Научный руководитель – А.В. Красов

Сибирский государственный аэрокосмический

университет имени академика М.Ф. Решетнева, Россия,

Красноярск

 

           В данной статье освещаются классический и современный подходы к вопросу обеспечения информационной безопасности федерального органа государственной власти, осуществляющего обработку информации ограниченного доступа, а также сведений, доступ к которым не может быть ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, и определяются соответствующие данным подходам перечни направлений деятельности подразделения обеспечения информационной безопасности.

Назначение подразделения обеспечения информационной безопасности
(далее – ПОИБ) федерального органа государственной власти состоит в осуществлении защиты информации от угроз нарушения ее безопасности [1] на соответствующем ее типу или ценности (стоимости) уровне.

Определим понятия, используемые в настоящей статье.

Безопасность информации (данных) – состояние защищенности информации (данных), при котором обеспечены ее (их) конфиденциальность, доступность и целостность.

Информационная безопасность – обеспечение конфиденциальности, целостности и доступности информации [2].

Под конфиденциальностью информации будем понимать привилегию доступа к информации только авторизованных пользователей, под целостностью  – обеспечение подлинности (неискаженности) информации и методов ее обработки, под доступностью – обеспечение доступа к информации и связанным с ней активам пользователей по мере необходимости.

Рассмотрим, что закладывается в понятие «защита информации» существующими нормативно-правовыми и нормативно-методическими документами, какие свойства и угрозы нарушения свойств безопасности информации регламентируются.

Для этого перечислим виды информации, свойства и типы угроз нарушения ее безопасности, определенные законодательством Российской Федерации.

Согласно [3] под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) безотносительно формы их представления. При этом весь объем информации дифференцируется на информацию, подлежащую и не подлежащую защите. Для задачи определения функций подразделения интерес представляет информация, подлежащая защите.

В соответствии с законодательством РФ информация, подлежащая защите, подразделяется на информацию ограниченного и неограниченного доступа (общедоступную информацию) [4]. В свою очередь информация ограниченного доступа делится на информацию, составляющую государственную тайну [5], и конфиденциальную информацию.

Согласно [6] класс конфиденциальной информации представляет собой совокупность шести подклассов информации:

  1. Персональные данные.
  2. Тайна следствия и судопроизводства.
  3. Служебные сведения.
  4. Профессиональные тайны.
  5. Коммерческая тайна.
  6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца.

Систематизируем вышесказанное в виде диаграммы иерархии классов информации (рис. 1).

Рис. 1 – Иерархия классов информации

Рис. 1 – Иерархия классов информации

Результат процесса идентификации информации в федеральном органе государственной власти показывает потенциальное наличие общедоступных данных [7, 8], сведений конфиденциального характера, представленных служебной информацией и персональными данными, кроме того, сведений, представляющих собой государственную тайну. Для организаций, имеющих в своей структуре подразделение, осуществляющее деятельность по предоставлению или распространению информации, также будет актуальным вопрос идентификации запрещенной информации и информации ограниченного распространения [3].

Критичными с точки зрения безопасности для информации неограниченного доступа являются свойства доступности и целостности, в то время как для информации ограниченного доступа наиболее важным является свойство конфиденциальности, т.е. недоступности третьим лицам.

Рассмотрим классификации существующих угроз нарушения безопасности информации.

С точки зрения нарушаемого свойства безопасности информации угрозы подразделяются на угрозы нарушения конфиденциальности, целостности и доступности информации [9].

Согласно природе источника угрозы подразделяются на искусственные – антропогенные (обусловленные деятельностью человека) и естественные. В свою очередь естественные угрозы делятся на техногенные (обусловленные техническими средствами) и стихийные (рис. 2).

 

Рис. 2 – Классификация угроз безопасности информации

Рис. 2 – Классификация угроз безопасности информации

 

В зависимости от наличия умысла антропогенные угрозы делятся на умышленные и неумышленные. Данная группа представляет наибольший интерес с точки зрения организации защиты, так как действия субъекта можно оценить, спрогнозировать и принять адекватные меры. В качестве антропогенного источника угроз рассматривается субъект, имеющий доступ (санкционированный или несанкционированный) к работе со54.бю штатными средствами защищаемого объекта. Субъекты (источники), действия которых направлены на нарушение безопасности информации, могут быть внешними и внутренними.

Внешние источники могут иметь различные уровни квалификации [10] и возможностей. К ним относятся:

  • криминальные структуры;
  • хакеры;
  • недобросовестные партнеры;
  • технический персонал поставщиков телематических услуг;
  • представители надзорных организаций и аварийных служб;
  • силовые структуры;
  • государственные службы внешней разведки.

Внутренние субъекты (источники), как правило, представляют собой высококвалифицированных специалистов в области разработки и эксплуатации ПО и технических средств (далее – ТС), знакомых со спецификой решаемых задач, структурой, основными функциями и принципами работы программно-аппаратных средств защиты информации (далее – СЗИ), а также имеющих возможность использования штатного оборудования и ТС сети [11]. К ним относятся:

  • вспомогательный персонал (уборщики, охрана);
  • основной персонал (пользователи, программисты, разработчики);
  • технический персонал;
  • сотрудники службы защиты информации.

Важно отметить, что при отсутствии компетентного отношения к управлению ИБ в организации существенно возрастает вероятность превышения должностных полномочий и, как следствие, криминализации подразделения, ответственного за предупреждение преступлений в информационной сфере, в частности связанных с нарушением положений Конституции РФ и за совершение которых предусмотрена уголовная ответственность. Парадоксально, но наибольший материальный ущерб организациям часто наносится именно в результате действий сотрудников собственной службы безопасности. Поэтому необходимо четко определять полномочия и права сотрудников, вести обоснованную кадровую политику. Например, если подразделение занимается исключительно вопросами контроля, не решает непосредственно задачи администрирования сети, необходимо верифицировать отсутствие у сотрудников подразделения прав на изменения, в случае наличия ограничить до прав супервизора, что снизит возможность превышения полномочий.

Особую группу внутренних антропогенных источников составляют лица с нарушенной психикой, внедренные и завербованные агенты, которые могут быть из числа основного, вспомогательного и технического персонала, а также представителей службы защиты информации.

Техногенные источники угроз определяются технократической деятельностью человека и развитием цивилизации. Эти источники угроз менее прогнозируемы, напрямую зависят от свойств техники и могут быть вызваны физическим и моральным устареванием технического оборудования, а также отсутствием материальных средств на его обновление.

Технические средства, являющиеся источниками угроз безопасности информации, также могут быть внешними:

  • средства связи;
  • сети инженерных коммуникаций (вентиляции, водоснабжения, канализации);
    • транспорт.

и внутренними:

  • некорректно функционирующие программные или технические средства обработки информации;
    • вспомогательные средства (охраны, сигнализации, телефонии);
    • другие технические средства, применяемые в организации.

Стихийные источники угроз объединяют обстоятельства, составляющие непреодолимую силу, то есть такие обстоятельства, которые носят объективный и абсолютный характер, распространяющийся на всех. К непреодолимой силе в законодательстве РФ и договорной практике относят стихийные бедствия или иные обстоятельства, которые невозможно предусмотреть или предотвратить или возможно предусмотреть, но невозможно предотвратить при современном уровне человеческого знания и возможностей [10]. Данные источники угроз не поддаются прогнозированию, и поэтому меры защиты от них должны применяться всегда.

Стихийные источники угроз, как правило, являются внешними по отношению к защищаемому объекту и под ними понимаются, прежде всего, природные катаклизмы:

  • пожары;
  • землетрясения;
  • наводнения;
  • ураганы;
  • различные непредвиденные обстоятельства;
  • необъяснимые явления.

До настоящего момента в государственных организациях под назначением ПОИБ понимали защиту информации, соответствующую положениям руководящих документов Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации. Положения [11] регламентируют защиту информации от антропогенных угроз, причем очень узкого класса, а именно несанкционированного доступа (далее – НСД) к информации. Не рассматриваются антропогенные угрозы, являющиеся причинами неумышленных действий внутреннего персонала, имеющего в момент реализации угрозы соответствующие права доступа к защищаемой информации, деятельности инсайдерских агентов, получивших санкции на доступ к информационным ресурсам. Защита преимущественно ориентирована именно на обеспечение свойства конфиденциальности информации ограниченного доступа. Таким образом, защита информации, подлежащей предоставлению и распространению, а также информации, доступ к которой не может быть ограничен согласно законодательству РФ, не является функцией подразделения, для которого понятие «защиты информации» сводится к представленному определению.

Столь узкое понимание предмета, объекта защиты и ограниченный класс рассматриваемых угроз безопасности информации дают конкретные, шаблонные представления о необходимой численности и квалификации персонала подразделения, задача организации подразделения является типовой. В данном случае название подразделения в большей степени соответствует «группе по защите информации ограниченного доступа от НСД». При этом защита информации ограниченного и неограниченного доступа от прочих видов угроз, в том числе связанных с нарушением доступности и целостности, является фактически нагрузкой ИТ-подразделения.

14 июля 2006 года Советом Федерации был одобрен Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Согласно п. 1 ст. 16 [3] «защита информации» представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

1)  обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

2)  соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

3)  реализацию права на доступ к информации.

Согласно п. 4 рассматриваемой статьи [3] обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством РФ, обязаны обеспечить:

1)    предотвращение НСД к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;

2)    своевременное обнаружение фактов НСД к информации;

3)    предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;

4)    недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;

5)    возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие НСД к ней;

6)    контроль за обеспечением уровня защищенности информации.

Объектом рассмотрения подпунктов 1 и 3 п. 1, а также подпунктов 4 и 5 п. 4 является обеспечение свойств доступности и целостности информации. При этом НСД как угроза также указывается в подпункте 1 п. 1.

Принятие данного закона можно считать отправной точкой на пути к интеграции в мировое пространство в сфере обеспечения информационной безопасности. Интеграция очевидна и наблюдаема на практике для организаций коммерческого типа, придающих высокую значимость имиджу и преумножению объектов PR-акций. В международных стандартах, в частности [12], понятие «защита информации» рассматривается комплексно, оно не сводится к понятию обеспечения свойства конфиденциальности информации ограниченного доступа от НСД. Защищаемой является информация как ограниченного доступа, так и общедоступная информация, подлежащая обязательному своевременному предоставлению, распространению в неизменном виде.

Если придерживаться указанного системного подхода к понятию «защита информации», возможная вариативность деятельности подразделения комплексного обеспечения информационной безопасности (далее – ПКОИБ) увеличивается на порядок. Минимальная численность подразделения в таком случае определяется положением об органе государственной власти, в котором подразделение создается, а именно направлениями, требующими обеспечения ИБ, и законодательством РФ, акты которого директивно указывают на обязательность данной защиты.

При наличии соответствующих потребностей и активов организации функциональность ПКОИБ возможно расширить. Рассмотрим потенциальные уровни направлений деятельности ПКОИБ, начиная с уровня определения и изучения внутренних потребностей органа государственной власти и планирования в сфере ИБ, уровня высшей интеллектуальной сложности обеспечения ИБ – уровня разработки и заканчивая нижним уровнем контроля.

Условно произведем декомпозицию системы обеспечения информационной безопасности (далее – СОИБ) федерального органа государственной власти на четыре элемента (рис. 3) в соответствии с органами, осуществляющими контрольно-надзорные функции в большей степени по каждому элементу:

1)    организационно-правовой (Роскомнадзор);

2)    инженерно-технический (МВД);

3)    программно-аппаратный (ФСТЭК);

4)    криптографический (ФСБ).

Организационно-правовой элемент включает в себя обеспечение комплекса организационных мер, регламентированных локальной нормативно-технической, нормативно-правовой и нормативно-методической базами, а также создание и изменение перечисленных баз.

Инженерно-технический элемент представляют сооружения и технические устройства, позволяющие управлять физическим доступом и фиксировать данный вид доступа в контролируемую зону, в том числе, доступ в помещение, где обрабатывается защищаемая информация: фото-, видео-, аудиорегистраторы, системы сигнализации, турникеты, запорные механизмы.

Программно-аппаратный элемент включает в себя аппаратные, программно-аппаратные устройства, а также программы разграничения и контроля доступа на изолированные ЭВМ, в распределенные вычислительные системы, локальные сети, где непосредственно обрабатывается защищаемая информация, за исключением средств, на которых выполняются криптографические преобразования информации.

Криптографический элемент определяется программными, аппаратными и программно-аппаратными средствами, обеспечивающими свойства безопасности информации посредством выполнения криптографических алгоритмов электронной подписи [13], хеширования [14], шифрования [15].

Рис. 3 – Уровни направлений деятельности ПКОИБ по элементам СОИБ

Рис. 3 – Уровни направлений деятельности ПКОИБ по элементам СОИБ

Библиографический список

  1. Стрельцов А.А. Предмет правового обеспечения информационной безопасности. Российский юридический журнал. 2003. № 2.
  2. Лопатин В.Н. Правовые основы ИБ. Информационное право.
  3. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
  4. Полякова Т.А. Теоретико-правовой анализ законодательства в области обеспечения ИБ. Цель, структура и методы правового обеспечения… Российской Федерации. Дисс. … канд. юридич. наук. Российская правовая академия при Министерстве юстиции Российской Федерации. М., 2002.
  5. Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне».
  6. Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера».
  7. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
  8. Постановление Правительства РФ от 24.11.2009 № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти».
  9. Домарев В.В. Безопасность информационных технологий. Методология создания систем защиты, Москва-Санкт-Петербург-Киев, 2002.
  10. Семенко В.А. Информационная безопасность. Учебное пособие. 4-е издание. – М.: МГИУ, 2010.
  11. Руководящие документы Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации.
  12. Международный стандарт ISO/IEC 27001:2005 «Информационные технологии – Методы защиты – СМИБ – Требования».
  13. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
  14. ГОСТ Р 34.11-94. Информационная технология. Криптографическая защита информации. Функция хеширования.
  15. ГОСТ 28147-89. Системы обработки информации. Защита криптографическая. Алгоритм криптографического преобразования.

 

K.M. Voloshchuk, O.G. Gett

Scientific adviser – A.V. Krasov

Siberian State Aerospace University named after academician M.F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

 

ACTIVITIES DIRECTIONS DIFFERENTIATION OF COMPLEX INFORMATION SECURITY DEPARTMENT

IN FEDERAL BODY OF STATE POWER ACCORDING TO THE DEGREE OF RESPONSIBILITY AND COMPETENCE

             An approach to directions determination of activities for complex information security department of federal state power body is a subject of this article. Criteria of including concrete area to the department functional set are «information security» terms in accordance with the provisions of the Russian Federation law and the current level of the federal body state governance. 



Все статьи автора «konwill»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: