ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: МИРОВОЙ ОПЫТ

Мантаева Э.И., Голденова В.С., Слободчикова И.В., Боджаева В.В.

Ключевые слова: , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Мантаева Э.И., Голденова В.С., Слободчикова И.В., Боджаева В.В. Взаимодействие государства и бизнеса в реализации социальной ответственности: мировой опыт // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2012. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2012/04/708 (дата обращения: 11.03.2024).

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Реализация социальной ответственности бизнеса на региональном уровне», проект № 11-12-08001а/Ю.

Существуют различные определения социальной ответственности бизнеса, среди которых можно выделить следующие:

  • подход, в соответствии с которым компания учитывают интересы общества, беря на себя ответственность за влияние своей деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны, а также на окружающую среду. Это обязательство выходит за рамки установленного законом обязательства соблюдать законодательство и предполагает, что организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом;
  • ответственное отношение какой-либо компании к своему продукту или услуге, к потребителям, работникам, партнерам; активная социальная позиция компании, которая заключается в гармоничном сосуществовании, взаимодействии и в постоянном диалоге с обществом, участии в решении острейших социальных проблем;
  • в широком смысле – это деятельность корпораций по минимизации негативных воздействий на общество; в узком – это оптимизация взаимоотношений корпорации с работающими на нее работниками[1].

Общим в этих определениях является то, что под социальной ответственностью понимается готовность компании выстраивать отношения и учитывать интересы заинтересованных сторон.

Под заинтересованными сторонами (стейкхолдерами) понимаются группы влияния, существующие внутри или вне компании, которые нельзя не учитывать при осуществлении деятельности.

Существуют различные классификации стейкхолдеров, среди которых можно выделит следующие. Д. Ньюбоулд и Д. Луффман классифицируют стейкхолдеров на четыре основные категории:

  • группы влияния, финансирующие предприятие (например, акционеры);
  • менеджеры, руководящие предприятием;
  • служащие, работающие на предприятии;
  • экономические партнеры (покупатели, поставщики, другие экономические субъекты, взаимодействующие с предприятием).

Согласно модели Менделоу стейкхолдеров можно классифицировать в зависимости от двух переменных: интересов и власти. В соответствии с этим выделяются стейкхолдеры, способные оказывать влияние на предприятие, и стейкхолдеры, желающие влиять на предприятие. Следовательно, степень влияния стейкхолдера определяется как его властью, так и интересом.

В качестве заинтересованных сторон обычно выделяют потребителей, партнеров, местное сообщество, персонал, органы государственной власти. Каждая из этих групп имеет свои ожидания в отношении поведения компании.

Например, персонал заинтересован в обеспечении безопасных методов работы и условий труда, в справедливой и конкурентоспособной оплате труда, достойном социальном пакете, широких возможностях для раскрытия способностей и развития компетенций сотрудников, а также в распространении ответственности компании на ветеранов предприятий и членов семей работников.

Потребители и партнеры могут быть заинтересованы в построении взаимовыгодных долгосрочных партнерских отношений, развитии стратегического сотрудничества, в том, чтобы компания представляла собой надежного поставщика качественной продукции и отдавала приоритет партнерам, которые разделяют ее взгляды на принципы социальной ответственности бизнеса.

Что касается местного сообщества, то для учета их интересов компания может способствовать гармоничному социально-экономическому развитию территорий и улучшению жизнедеятельности населения, реагировать на нужды и проблемы различных общественных групп, участвовать в благотворительной и спонсорской деятельности, ответственно использовать природные ресурсы и минимизировать воздействие на окружающую среду, а также следовать международным стандартам.

Государство, как правило, ожидает от компании, что ее стратегия развития будет совпадать с государственной экономической политикой, что компания будет предоставлять возможность использовать свой интеллектуальный потенциал в работе над общественно значимыми проектами, и способствовать выработке совместных решений c региональными  администрациями об участии в развитии территорий.

Таким образом, компания должна учитывать интересы всех сторон, несмотря на то, что иногда интересы могут противоречить друг другу.

В зависимости от сложившейся практики государственного регулирования существуют различные модели социальной ответственности бизнеса, которые, в первую очередь рассматриваются в разрезе дилеммы: самостоятельно ли определяет бизнес меру своего вклада в развитие общества, или официальные и неофициальные институты производят согласование общественных интересов, в последующем трансформируемые в обязательные требования к бизнесу.

Модели социальной ответственности компаний рассматриваются в первую очередь в разрезе дилеммы: определяет ли бизнес меру своего вклада в развитие общества самостоятельно или формальные и неформальные институты обеспечивают согласование общественных интересов, которые затем трансформируются в обязательные требования к бизнесу. В соответствии с вариантом разрешения этой дилеммы модель может считаться открытой (США) или закрытой (Европа). При этом выделяются три основные модели социальной ответственности бизнеса: американская (открытая), европейская (закрытая) и британская (смешанная)  (см. таблицу 1).

Таблица 1. Сравнительный анализ моделей социальной ответственности бизнеса[2]

Показатель

США

ЕС

Великобритания

Период возникновения

Начало ХХ века

70-е годы ХХ века

80-е годы ХХ века

Основные формы социальной ответственности бизнеса

Программы и планы предприятий, направленные на улучшение условий труда и соцобеспечение работников

Разработка стандартов нефинансовой отчетности, внедрение их в практику и повсеместное распространение

Фонды социального инвестирования, социальное отношение к персоналу

Позиция гражданского общества

Активная

Недоверие к частному бизнесу

Средняя

Контроль

Общественный

Преимущественно государственный

Преимущественно общественный

Роль государства

Сотрудничество бизнеса с местным уровнем власти

Высокая степень вмешательства государства

Незначительное государственное вмешательство

 

Особенность американской модели социальной ответственности бизнеса состоит в том, что государство делегирует компаниям способ согласования своих интересов с интересами стейкхолдеров, то есть активность в этом направлении инициируется самими компаниями, при этом предусматривается максимальная самостоятельность последних в определении своего общественного вклада.

Модель подразумевает законодательное поощрение социальных инвестиций через налоговые льготы и зачеты. При этом под социальными инвестициями понимаются материальные, технологические, управленческие, финансовые или иные ресурсы компаний, направляемые по решению руководства на реализацию социальных программ, разработанных с учетом интересов основных внутренних и внешних заинтересованных сторон, в выгодных для общества сферах, в предположении, что в стратегическом отношении организацией будет получен определенный социальный и экономический эффект[3].

Главными особенностями американской модели социальной ответственности бизнеса можно считать минимальное прямое вмешательство государства в деятельность бизнеса, регулирование на основе экономических стимулов. В то же время анализ исходных условий формирования американской модели социальной ответственности бизнеса показал, что первоначально сформировалась закрытая модель, характеризовавшаяся активной ролью государства в реализации социально ответственного поведения компаний (начало ХХ века), которая затем эволюционировала в открытую модель.

Европейская модель социальной ответственности бизнеса в гораздо большей степени регулируется государством, основой модели служат законодательно установленные рамки трудовой деятельности, такие, как 35-часовая рабочая неделя, МРОТ, регулирование сверхурочной работы и т.д. Ситуация в области правовой ответственности характеризуется четко и глубоко проработанными правилами ведения бизнеса. Так, экономическая ответственность в США связана с передовыми принципами корпоративного управления (достойное вознаграждение и защита потребителя). В Европе ее основой служат законодательно установленные рамки, такие как 35-часовая рабочая неделя, МРОТ, регулирование сверхурочной работы и т.д. Ситуация в области юридической ответственности, в первом случае, характеризуется невысоким уровнем законодательно закрепленных правил поведения корпораций. А во втором случае – это четко и глубоко проработанные правила ведения бизнеса. Этическая ответственность компаний в США определяется уровнем поддержки бизнесом местного сообщества. В Европе высокий уровень социальной защищенности обеспечивается «принудительным» путем – через высокие налоги. Понятие благотворительности понимается американскими компаниями очень широко и распространяется не только на сферы искусства, культуры, но даже университетского образования, чего не скажешь о европейских странах, где довольно тяжелое налоговое бремя стало причиной того, что вся ответственность за финансирование данных направлений переносится на государство.

Основными отличительными особенностями европейской модели являются пристальное внимание государства к социальным проектам бизнеса, инициативность бизнеса в создании социальных проектов, а также активное участие государства в развитии социальной ответственности компаний. Однако необходимо отметить постепенное изменение европейской модели социальной ответственности бизнеса в сторону открытой модели и ее все большее приближение к ней.

Британская модель социальной ответственности бизнеса сочетает элементы первых двух и при этом характеризуется значительной степенью вовлеченности государства и гражданских институтов в процесс согласования общественных интересов, а также продвижения и поощрения лучших практик реализации социально ответственного поведения. В целом, для британской модели характерны следующие признаки: активное развитие сектора независимого консалтинга в области социальной ответственности; пристальное внимание со стороны финансового сектора к проектам в области социальной ответственности бизнеса (отмечается тенденция роста количества фондов социально ответственного инвестирования – СОИ-фондов); повышенный интерес СМИ; большое количество и разнообразие учебных курсов в области социальной ответственности бизнеса. Активная роль государства в развитии социальной ответственности бизнеса проявляется в таких формах, как создание государственно-частных партнерств в образовательном секторе, поддержка инициатив в области социальной ответственности бизнеса через софинансирование проектов, предоставление налоговых льгот, продвижение инициатив по соответствию национальных стандартов международным и т.д.[4]. Роль британского правительства выражается в политике поддержки компаний, освещающих свою деятельность в социальной и природоохранной сфере и взаимоотношениях с персоналом. Целый ряд законодательных актов устанавливает льготный режим налогообложения для компаний, ведущих свой бизнес социально ответственно и придерживающихся принципов деловой этики, особенно в вопросах использования энергии, вторичной переработки отходов производства и т.п. При этом бизнес сам проявляет инициативу по реализации проектов в области социальной ответственности бизнеса, то есть принцип добровольности полностью соблюдается.

Важно также отметить активное участие британского государства в развитии социальной ответственности бизнеса, которое проявляется в таких формах, как создание государственно-частных партнерств в образовательном секторе, поддержка инициатив в области социальной ответственности бизнеса через софинансирование проектов, предоставление налоговых льгот, продвижение инициатив по приведению в соответствие национальных стандартов международным и т.д. В настоящее время прослеживается определенная тенденция движения британской модели социальной ответственности бизнеса в сторону все более открытой модели, что делает ее более приближенной к американской.

Таким образом, можно проследить определенную эволюцию моделей социальной ответственности бизнеса: от закрытой модели с активной стимулирующей ролью государства и применением прямых инструментов регулирования социальной ответственности компаний до открытой модели, характеризующейся преимущественным использованием косвенных инструментов экономической политики.

В «Докладе о социальных инвестициях в России» за 2004 год отмечается, что общей тенденцией, как для британской, так и для европейской модели социальной ответственности бизнеса, является их очевидная скрытая форма с постепенным движением в сторону открытой модели[5].

Наиболее полным является перечень, предложенный Глобальным договором ООН, включающий в качестве основных следующие направления социальной ответственности бизнеса:[6]:

  1. Деловые круги должны поддерживать и уважать подход, предусматривающий защиту международных прав человека в их сферах влияния.
  2. Деловые круги не должны быть причастными к нарушениям прав человека.
  3. Деловые круги должны поддерживать свободу ассоциаций и эффективное признание права на коллективный договор.
  4. Деловые круги должны поддерживать ликвидацию всех форм принудительного и обязательного труда.
  5. Деловые круги должны поддерживать эффективную ликвидацию детского труда.
  6. Деловые круги должны поддерживать ликвидацию дискриминации при найме на работу и в профессиональной деятельности.
  7. Деловые круги должны поддерживать осторожный подход к экологическим вопросам.
  8. Деловые круги должны предпринимать инициативы в поддержку усиления экологической ответственности.
  9. Деловые круги должны поощрять разработку и распространение экологически безопасных технологий.
  10. Деловые круги должны бороться со всеми проявлениями коррупции, включая вымогательство и взяточничество.

Несмотря на многие негативные мнения по поводу необходимости социальной ответственности бизнеса, нельзя не заметить неоспоримые преимущества политики социально ответственного поведения, которые осознает бизнес в развитых странах, среди которых наиболее очевидными являются следующие[7]:

  • укрепление лидирующих позиций компаний по вопросу развития всеобщих принципов социального равенства в целях создания устойчивой экономики;
  • совершенствование методов корпоративного управления и систем управления репутацией и брендами, повышения производительности труда и эффективности производства;
  • управление финансовыми и нефинансовыми рисками за счет реализации активной позиции бизнеса по наиболее острым социальным проблемам;
  • увеличение возможностей по привлечению квалифицированных и профессиональных кадров и их удержанию за счет материальных и моральных стимулов, влияющих на производительность труда;
  • формирование позитивного мнения инвесторов и финансовых институтов по резервам и потенциалу компаний;
  • расширение возможностей по привлечению новых потребителей продукции и повышению их лояльности в конкурентной среде;
  • создание устойчивых партнерских отношений с правительственными структурами, органами региональной и местной власти, местным сообществом, профсоюзами, институтами гражданского общества, средствами массовой информации;
  • демонстрация примеров высокой гражданской и социальной ответственности перед государством и обществом;
  • применение международных принципов и стандартов при составлении социальной отчетности, участие в международном разделении труда, международном бизнесе и бизнес-коммуникациях.

Следует отметить, что анализ государственной политики поддержки социальной ответственности бизнеса в разных странах показал, что имеются отличия по миссии, стратегии, целям, приоритетам и механизмам реализации (структурам государственных учреждений занятых реализацией социально ответственного поведения бизнеса, центрам ответственности (на уровне центральной власти, регионов, местных  властей), занятым общественным институтам. Классификация национальных политик поддержки социально ответственного поведения бизнеса, приведенная в Отчете для практиков «Изменяющая роль правительства в корпоративной социальной ответственности», изданного Европейской  ассоциацией бизнеса в общества, приведена в таблице 2.

Таблица 2. Модели государственных политик по реализации социальной ответственности бизнеса в Европейском Союзе[8]

Модель Характеристика Страны
Партнерская Стратегия партнерства, которая разделяется всеми секторами в ответ на социальные проблемы, в т. ч. в области занятости Дания, Финляндия, Нидерланды, Швеция
Бизнес в обществе Политика мягкого вмешательства с целью стимулировать компании к участию в решении государственных проблем (предпринимательство и добровольные услуги) Ирландия, Великобритания
Устойчивость и гражданство Усовершенствованная версия  существующего социального договора с акцентом на стратегию устойчивого развития. Германия, Австрия, Бельгия, Люксембург, Франция
Agora(место собрания) С целью достижения общественного консенсуса по СОБ, создание для обсуждения групп, отражающих интересы основных участников диалога. Италия, Испания, Греция, Португалия.

 

Таким образом, каждое государство участвует в стимулировании социально ответственного поведения компаний исходя из национальных традиций, уровня развития институтов, а также баланса сил участников межсекторного диалога, участвующих в реализации принципов социальной ответственности бизнеса.

Что касается инструментов государственного регулирования социальной ответственности бизнеса, используемых в развитых странах, то их можно классифицировать: жесткое регулирование, мотивация, убеждение, вовлечение в общественную деятельность (см. таблица 3).

Таблица 3. Инструменты государственного регулирования в области социальной ответственности бизнеса[9].

Инструменты

Регулятивные программы

Программы мотивации

Программы убеждения

Программы вовлечения в общественную деятельность

Доминирующий инструмент политики

Общие правила

Экономическая мотивация

Коммуникация

Организация

Позитивная мотивация

Разрешение  Контракт

Права

Субсидии  Гранты

Распространение информации  Поощрение  Призывы

Расширение сферы общественных услуг

Негативная

мотивация

Запреты

Распоряжения  Контроль

Налоги  Штрафы

Выплаты

Дезинформация

Порицание  Угрозы

Сокращение

сферы общественных услуг

Средства

контроля

Контроль на

уровне поведения

Контроль на

уровне мотивации

Контроль на

уровне установок

Контроль на

уровне предложения рабочей силы

Проблемы

реализации

Сопротивление со стороны тех, на кого ориентирована программа

Неопределенные

последствия и проблемы координации

Низкая

эффективность и невысокий уровень контроля

Успех зависит от

привлекательности программ.

Опасность избыточного или недостаточного инвестирования

 

От программ жесткого регулирования в области регулирования социальной ответственности бизнеса отказались в силу сложности применения в условиях рыночной экономики. Все остальные  инструменты относятся к мягким формам и могут быть использованы при разработке политики государства в области социальной ответственности бизнеса. Программы экономической мотивации взывают к экономическим интересам компаний. Программы убеждения представляют собой программы, побуждающие предприятия следовать социально ответственному поведению и апеллирующие к общим ценностям и нормам. Программы вовлечения – программы по привлечению бизнеса к решению определенных проблем, заключающиеся в предоставлении последним консультационных услуг, возможностей по использованию определенной инфраструктуры и т.п.

Разные типы политических стратегий подразумевают разные типы власти и контроля для регулирования поведения целевой группы:

  • регулятивные программы опираются на законную власть и право разрешать или запрещать;
  • программы мотивации используют денежные средства вознаграждения или наказания;
  • программы убеждения поощряют или порицают;
  • программы вовлечения в общественную деятельность расширяют или сокращают сферу социальных услуг.

За основу российской модели социальной ответственности бизнеса, сравнительно недавно начавшей свое формирование, на современном этапе необходимо взять закрытую (европейскую) модель, демонстрирующую определенный положительный опыт. В этой модели государство играет существенную роль в реализации социально ответственного поведения бизнеса, что способствует уменьшению политических рисков, снижению напряженности в обществе, созданию условий для нормального функционирования бизнеса и повышению рейтинга инвестиционной привлекательности российских компаний.

В целом, социальная ответственность компании должна включать в себя поведение, основанное на соблюдении стандартов, руководств или правил поведения, которые согласуются с нормами морали и считаются правильными в контексте конкретных ситуаций. Это поведение должно быть в пределах контекста и целей, направленных на устойчивое развитие и благосостояние общества. Хотя не существует всеобъемлющего перечня принципов социальной ответственности, существует широко распространенное соглашение о том, что должны соблюдаться как минимум следующие семь принципов.

Рассмотрим названные принципы более подробно. Принцип подотчетности определяет, что бизнесу следует быть подотчетным за свое влияние на общество и окружающую среду. Фундаментальной идеей социальной ответственности является принятие бизнесом моральных обязательств быть подотчетным за свое влияние на общество и окружающую среду. Это значит, что бизнесу следует согласиться с тем, что на него может быть обращено соответствующее внимание, а также принять на себя обязательство отвечать на такое внимание. То есть подотчетность означает способность дать отчет другим.

Подотчетность предполагает, что бизнес способен ответить как тем, кого затрагивают его решения и деятельность, так и обществу в целом за общее влияние на общество этих решений и деятельности. Принятие на себя обязательств быть ответственным будет оказывать позитивное влияние как на сам бизнес, так и на общество в целом. Степень ответственности должна всегда соответствовать величине или охвату влияния. Организации с наивысшей степенью ответственности показывают наибольшую озабоченность качеством принимаемых ими решений и контроля. Ответственность также подразумевает принятие на себя обязательств за причиненный вред и за действия, которые необходимо предпринять, чтобы избежать его повторения.

Таким образом, бизнес должен нести ответственность за свою деятельность и принятие решений, включая их значимые последствия, даже если они не были преднамеренными и прогнозируемыми. Также бизнес несет ответственность за решений и деятельность, оказывающие значимое влияние на все заинтересованные стороны.

Принцип прозрачности определяет, что бизнесу следует быть прозрачным в его решениях и деятельности, которые влияют на других. Предприятие должно раскрывать в понятной, сбалансированной, правдивой форме и необходимой для демонстрации ответственности степени, политику, принимаемые решения, и деятельность, за которые несет ответственность, включая их фактическое и возможное влияние на общество и окружающую среду. Эта информация должна быть легко доступной и понятной для тех, на кого предприятие существенно влияет или может повлиять. Эта информация должна быть своевременной, основанной на фактах и представленной в ясной и объективной форме настолько, чтобы дать возможность заинтересованным сторонам точно оценить влияние решений и деятельности предприятия на их соответствующие интересы. В то же время прозрачность не должна раскрывать служебную информацию; информацию, защищенную в соответствии с законами, или могущую повлечь нарушение правовых обстоятельств.

Таким образом, бизнес должен быть прозрачным в отношении методов, с помощью которых решения принимаются,  реализуются и анализируются. Сюда же следует включить определение ролей, ответственности, подотчетности и полномочий между различными функциями внутри организации; стандарты и критерии, относительно которых бизнес оценивает свою деятельность; назначение бизнеса, природу его деятельности и того, как эта деятельность осуществляется; выявленное или возможное влияние деятельности и принятых организацией решений на других; тех, кого бизнес определил в качестве заинтересованных сторон.

Принцип этичного поведения определяет, что предприятию постоянно следует вести себя этично. Стиль поведения предприятия должен отражать этические принципы или правила взятых на себя обязательств. Этот стиль должен основываться на принципах и правилах, основанных на целостности, честности, равенстве, разумном руководстве, добропорядочности. На этих этических принципов выстраивается забота об окружающих людях и окружающей среде и обязательства, направленные на удовлетворение потребностей заинтересованных сторон.

Бизнес должен принимать и применять стандарты этичного поведения, которые наиболее полно соответствуют его назначению и сфере деятельности. Он должен развивать структуру управления таким образом,  чтобы она способствовала распространению принципов этичного поведения как внутри предприятия, так и в процессе взаимодействия с другими.

Таким образом, бизнес должен пропагандировать принципы этичного поведения через поощрение и содействие по внедрению стандартов такого поведения. Это может быть определение и распространение стандартов этичного поведения среди своих сотрудников и среди тех, кто имеет возможность оказывать влияние на ценности, культуру, честность, стратегию и функционирование предприятия; минимизация конфликтов интересов по всему предприятию; создание механизмов надзора и контроля наблюдения и внедрения норм этического поведения; создание механизма содействия отчетности по вопросам нарушения стандартов, который препятствовал бы репрессиям за выявление таких нарушений; признание и решение проблем, связанных с отсутствием местного законодательства, или нормативных документов, или вступлением таких законов в конфликт с нормами этического поведения.

Принцип заинтересованных сторон определяет, что бизнесу следует уважать и рассматривать интересы его заинтересованных сторон. Несмотря на то, что задачи предприятия могут ограничиваться интересами его владельцев, сотрудников или доверителей, следует иметь в виду, что у других заинтересованных сторон есть свои права, требования и специфические интересы, которые также необходимо принимать во внимание. Отдельные лица и группы, которые имеют свои интересы в какой-либо деятельности или решениях предприятия, могут рассматриваться как заинтересованные стороны организации.

Предприятию следует осознавать, что есть и другие предприятия, и отдельные лица, заинтересованные в принимаемых предприятием решениях и осуществляемой им деятельности. Обычно интересы заинтересованных сторон легко понять. Нетрудно понять интересы заинтересованных сторон, говоря о корпорации, деловых партнерах или поставщиков производственного предприятия, а также о сотрудниках, работающих на организацию. Однако не все интересы являются достаточно очевидными. Более того, заинтересованные стороны могут иметь разносторонние интересы, иногда вступающие в конфликт с организацией.

Следовательно, бизнесу следует определять заинтересованные в его решениях и деятельности стороны, основываясь на том, на кого его решения и деятельность оказывают или могут оказывать влияние; осознавать и уважать интересы и потребности заинтересованных сторон и отвечать на выраженное ими беспокойство; учитывать относительную возможность заинтересованных сторон обращаться в предприятие и налагать на него обязательства; учитывать взаимосвязь интересов заинтересованных сторон с интересами общества в целом и принципами устойчивого развития, а также взаимоотношения между заинтересованными сторонами и самим предприятием; учитывать убеждения заинтересованных сторон,  которые могут быть затронуты принимаемыми предприятием решениями, даже если они не играют формальной роли в управлении предприятием, или не осведомлены о его решениях и деятельности.

Принцип правовых норм определяет, что бизнесу следует уважать правовые нормы. Правовые нормы относятся к верховенству права и, в частности, к идее, что ни одно отдельное лицо не стоит над законом и что государство также подчиняется закону. Правовые нормы контрастируют с произвольным осуществлением власти. В отношении норм права подразумевается, что законы изложены в письменном виде, общедоступны и проведены в жизнь в соответствии с установленными процедурами. В контексте социальной ответственности уважение правовых норм означает, что предприятие соблюдает все применимые законы и правила. Это подразумевает, что предприятию следует принимать меры, чтобы быть осведомленным о применимых к нему законах и правилах, информировать тех лиц в предприятии,  кто ответственен за соблюдение законов и правил, и знать, что они соблюдаются. Это также означает гарантию того, что взаимоотношения и деятельность предприятия осуществляются в существующих правовых рамках.

Следовательно, бизнесу следует соблюдать требования законодательных и нормативных актов во всех областях своей деятельности; гарантировать, что его взаимодействие и деятельность соответствуют требованиям законодательной базы; соответствовать требованиям внутренней нормативной базы, политики, правил и процедур, а также следовать им честно и беспристрастно; признавать законные права и легитимные интересы заинтересованных сторон; обладать достоверной и полной информацией обо всех правовых обязательствах; периодически анализировать соответствие законодательству.

Принцип международных норм определяет, что предприятию следует уважать международные нормы, в тех случаях, когда эти нормы более предпочтительны для устойчивого развития и благосостояние общества. Международными нормами являются принципы, ожидания или стандарты поведения, являющиеся универсальными или близкими к универсальным, основанные на традиционном международном праве и его общепринятых принципах или практике международного общественного права, по примеру международных конвенций.

Бизнесу следует в ситуациях, когда государство не уважает или не выполняет международные нормы, избегать быть замешанным в прямом или косвенном нарушении таких норм. В странах, где не соблюдаются международные нормы, или международные нормы вступают в конфликт с местным законодательством, нужно прилагать все усилия для соблюдения таких норм. В случае осуществления деятельности в нескольких странах, а также в ситуациях, приводящих к конфликту из-за противоречий международным нормам и местному законодательству, необходимо пересмотреть целесообразность своей деятельности в таких странах и продолжать соблюдать международные нормы, использую имеющиеся средства взаимодействия с аналогичными и другими организациями для усиления своих позиций по оказанию влияния на органы власти по соблюдению международных норм.

Следующий принцип определяет, что предприятие должно признавать важность и всеобщность прав человека. Бизнесу следует уважать права, прописанные во Всемирной Декларации по правам человека; признавать то, что они носят всеобщий характер, что означает их применимость в любой стране, любых культурах и ситуациях. В ситуациях, когда права человека не защищены, предпринимать все возможные меры по защите и уважению этих прав, и не искать прямой или косвенной выгоды в таких ситуациях. В случае отсутствия соответствующего законодательства, или в случае, когда существующий закон не направлен на защиту прав человека, или не соблюдается, предпринимать меры по оказанию влияния на изменение или правильное применение таких законов с тем, чтобы гарантировать их соответствие со всемирно признаваемыми правами человека.

В последнее время все большее внимание уделяется такому явлению как «корпоративное гражданство». В рамках такого подхода бизнес рассматривается как участник не только рыночных, но и общественных отношений. При этом помимо самих компаний ключевую роль в построении системы корпоративного гражданства играют государство, международные организации и некоммерческие организации. Например, российский исследователь М. Семененко дает следующее определение данному явлению: «В самом общем плане корпоративное гражданство — это стратегия бизнеса по взаимодействию с обществом в целях обеспечения эффективного и устойчивого развития и формирования собственной репутации как ответственного «корпоративного гражданина», полноправного участника такого развития…»[10]. В этом же плане интересна точка зрения И. Беляевой и Б. Батаевой, которые считают, что «Определение корпоративного гражданства можно сформулировать как своего рода партнерский договор между бизнесом и обществом/государством, в котором предпринимательство взамен ответственного отношения к общественным нуждам вправе рассчитывать на определенные преимущества. С практической точки зрения это означает, что для реализации корпоративного управления и этики поведения, добровольной социальной отчетности нужна хорошо взрыхленная благодатная  почва»[11]. В тоже время существуют отличия между социальной ответственностью бизнеса и корпоративным гражданством. Так российский исследователь С.П. Перегудов выявляет следующее принципиальное отличие: «Концепция корпоративного гражданства, получившая широкое распространение уже в конце 1990-х годов, нередко трактуется как своего рода «продвинутая» версия доктрины социальной ответственности бизнеса. Однако это не совсем верно, ибо корпоративное гражданство строится не столько на благотворительности или помощи тем, кто в этом нуждается, сколько на развитии конструктивных отношений с так называемыми стейкхолдерами (с гражданами, сообществами и организациями, причастными к деятельности корпораций). Наряду с персоналом компаний и акционерами в число стейкхолдеров принято включать местные сообщества, некоммерческие организации и органы власти, с которыми корпорация сталкивается в ходе решения своих производственных, коммерческих и политических задач. Пытаясь стать «хорошими гражданами», корпорации, взявшие на вооружение данную концепцию, фактически стремятся к интеграции в гражданское общество. Непременным условием продвижения в этом направлении является размывание граней между внутренними и внешними стейкхолдерами и выстраивание отношений с ними по одним и тем же – «гражданским» -  принципам»[12].

Таким образом, корпоративное гражданство является моделью ответственного общественного поведения компании, которое нацелено на включение в системное взаимодействие с другими социальными институтами для совместного участия в осуществлении стратегии развития. Реализуя эту модель, компания разрабатывает и проводит в жизнь программы социально ответственных инициатив непосредственно в сфере экономической деятельности, а также в природоохранной и социальной сферах. Подобные практики объединяются в рамках понятия социальной ответственности бизнеса. Однако основное внимание здесь уделяется трудовым стандартам и нормам, работе с персоналом, природоохранным мероприятиям и защите прав человека.

В целом, можно отметить, что социальная ответственность бизнеса является неотъемлемой частью стратегии развития любой организации в развитых странах, стремящейся создать свой положительный имидж и получить конкурентные преимущества.

Несомненно, что вопросы социальной ответственности бизнеса и устойчивого развития в развитых странах давно вышли за пределы узко корпоративного подхода. Сегодня практически во всех странах они рассматриваются на высоком государственном уровне. Все большее число государств вырабатывает собственные стратегии в области социальной ответственности бизнеса и шаги по их реализации. Международная практика показала, что роль государства в развитии института СОБ сложно переоценить. В связи с тем, что в России это направление только начинает развиваться, анализ опыта и подходов зарубежных стран будет полезен для выявления наилучших практик в области государственного регулирования соответствующих процессов и выработки эффективной социально-экономической стратегии.


Библиографический список
  1. Мантаева Э.И., Авадаева И.В. Институты корпоративной социальной ответственности: особенности развития на микро- и мезоэкономических уровнях. Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2008. С. 24.
  2. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография / под общ. ред. д.э.н., проф. И.Ю. Беляевой, д.э.н., проф. М.А. Эскиндарова. М.: КНОРУС, 2008. С. 50-51.
  3. Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 год / Под общей редакцией С.Е. Литовченко. М.: Ассоциация менеджеров России и Программа развития ООН, 2004.
  4. Moon J. CSR in the UK: an Explicit Model of Business – Society Relations // Habish A., Jonker J., Wegner M., Schmidpeter R. (Eds.) CSR Discovery. Germany: Springer, 2004.
  5. Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 год / Под общей редакцией С.Е. Литовченко. М.: Ассоциация менеджеров России и Программа развития ООН, 2004.
  6. Организация объединенных наций (ООН) – http://www.un.org/ru/
  7. Актуальные вопросы развития социальной ответственности бизнеса. Позиция Комитета Ассоциации Менеджеров по корпоративной ответственности в 2007 году. М., 2007.
  8. The Changing Role of Government in Corporate Responsibility. A Report for Practitioners, 2006. Р. 10.
  9. Брэдгард Т. Социальная ответственность бизнеса между государственной политикой и политикой предприятия // Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. №2, зима 2005.
  10. Семененко И. Корпоративное гражданство и перспективы глобальной управляемости // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. Февраль 2007 года. – gtmarket.ru/laboratory/expertize/gtmarket/2007/615
  11. Беляева И., Батаева Б. Корпоративное гражданство: через классику – к российским реалиям. – http://www.soautpprf.ru/site.xp/057050051.html
  12. Перегудов С.П. Гражданское общество как субъект публичной политики // Полис. №2, 2006. – http://www.politstudies.ru/fulltext/2006/2/11.htm


Все статьи автора «victoriapol»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: