ДОЛГОВ Д.И. ПРОИЗВОДСТВО: ЕГО СУЩНОСТЬ, УРОВНИ, ФАКТОРЫ И СТРУКТУРА

Ключевые слова: , , , , , ,


ДОЛГОВ Д.И. ПРОИЗВОДСТВО: ЕГО СУЩНОСТЬ, УРОВНИ, ФАКТОРЫ И СТРУКТУРА

Keywords: factors engineering, manufacturing, production


Библиографическая ссылка на статью:
// Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2012. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2012/02/389 (дата обращения: 20.02.2018).

УДК 45898

 

Д. И. Долгов (к.э.н., старший преподаватель кафедры Производственного менеджмента Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева, e-mail: dolgov_dmity@mail.ru)

Аннотация

Производство – это процесс воздействия человека на вещество природы с целью создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества.

Исторически оно прошло длинный путь развития от изготовления простейших продуктов до производства сложнейших технических систем, гибких переналаживаемых комплексов, вычислительных машин. В процессе производства не только меняется способ и вид изготовления благ и услуг, но и происходит нравственное совершенствование самого человека. В данной статье рассматриваются особенности машиностроительного производства.

 

Abstract

Manufacturing – the process of human impact on the substance of nature to create arterial goods and services necessary for the development of society.

Historically, it went a long way from making the simplest products to the production of complex technical systems, flexible re-adjustable systems, computers. In the production process not only changed the method and type of production of goods and services, but is the moral perfection of man himself. This article discusses the features of engineering production.

 

Производство – это процесс воздействия человека на вещество природы с целью создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества.

Исторически оно прошло длинный путь развития от изготовления простейших продуктов до производства сложнейших технических систем, гибких переналаживаемых комплексов, вычислительных машин. В процессе производства не только меняется способ и вид изготовления благ и услуг, но и происходит нравственное совершенствование самого человека.

Поскольку производственный процесс имеет затраты (издер­жки) и результаты, то естественна постановка вопроса о произ­водственной функции. Нередко производственную функцию относят к чисто техническим категориям. Это представляется неточным. Поскольку производственная функция описывает соотношение между издержками и результатами, она неизбежно как бы соприкасается с эффективностью самой функции я ее аргументов. Очевидно, правильнее говорить о производствен­ной функции как категории промежуточной. Более эффектив­ным признается тот технологический способ производства, который обеспечивает большее количество продукции при заданных ресурсах или, наоборот, требует меньшего объем ресурсов для получения заданного объема продукта. Нетрудно заметить, что эффективность различных технологических спо­собов производства в огромной степени определяется уровнем цен на ресурсы и продукты. По-видимому, это еще один аргу­мент в пользу того, чтобы считать производственную функцию категорией, близкой к экономической. Это имеет существен­ное значение для общества в целом и для каждого экономиче­ского агента.

Запись производственной функции не представляет особых трудностей для студентов подавляющего большинства вузов, ибо они хорошо знакомы с математикой.

Итак, продукцию следует рассматривать как поток, т.е. в определенном измерении в единицу времени. Так как для создания каждого вида продукции есть множество хронологи­ческих способов производства, правомерно утверждение, что в системе координат факторов производства будет множество точек, отображающих соответствующее количество факторов, необходимых для данного технологического способа производ­ства, т.е. обеспечивающих заданный выпуск. Разные сочетания факторов производства име­ют различные объемы выпуска.

Под производством в современной экономической теории при­нято понимать любую деятельность членов общества по исполь­зованию естественных ресурсов. В естественные ресурсы вклю­чаются и ресурсы человека. Целью производственной деятельно­сти является создание необходимых отдельному члену общества и обществу в целом материальных и нематериальных благ. Не­редко в обиходе под производственной деятельностью понима­eтся лишь создание вещных материальных благ. Представляется, что подобная трактовка этой категории унаследована от маркси­стско-ленинской политической экономии, где особо выделялась деятельность в так называемом материальном производстве, a все остальные виды деятельности считались второсортными. Вме­сте c тем следует учитывать и значительные различия между де­ятeльностью работников в различных сферах производства.

Различают материальное и нематериальное производства.

Материальное производство включает в себя отрасли по производству материальных благ/услуг (промышленность, сельское хозяйство, строительство, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, общественное питание, транспорт).

Нематериальное производство связано с производством (оказанием) нематериальных услуг и созданием духовных ценностей (здравоохранение, образование).

В любом обществе производство служит удовлетворению его потребностей.

Потребности – это нужда в чем – либо необходимом для поддержания жизнедеятельности отдельного человека, социальной группы или общества в целом (Влияние ориентации на потребителя представлено в приложении А).

К специфической особенности потребностей относится их «необратимость»: с той или иной степенью интенсивности при любой ситуации они изменяются, как правило, в одном направлении – в сторону роста.

Виды потребностей: материальные, духовные, потребности в безопасности.

Количество видов благ, товаров, услуг, в которых испытывают потребности люди, исчисляются миллионами, тем не менее круг их непрерывно расширяется. Об этом свидетельствует тот факт, что в течение каждых десяти лет количество видов потребительских товаров и услуг увеличивается более чем в два раза при одновременном увеличении объема потребления многих видов. Так что потребности растут в количественном и в еще большей степени в качественном отношении. Это подтверждаемая многолетней историей человечества закономерность заслуживает выделения и может быть названа законом возвышения потребностей.

Труд – это целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, направленных на удовлетворение потребностей.

Важнейшим элементом труда является целепологание, т. е. прежде чем приступить к деятельности человек мысленно представляет готовых результат своего труда.

Вторая часть труда – отношения между людьми по поводу производства, т. е. отношения собственности, отношения социальных групп и классов.

Рассмотрим деятельности конкретных промышленных предприятий в области вагоностроительного производства. В Российской Федерации ОАО «Рузхиммаш» – одно из крупнейших производителей железнодорожных вагонов – цистерн и оборудования для нефтяной, газовой, химической и многих других отраслей промышленности.  Завод расположен в городе Рузаевка, основан в 1961 году, занимает 70 тысяч м2 производственных  площадей.

Предприятие зарегистрировано в качестве открытого акционерного общества постановлением Главы администрации города Рузаевка № 67 от 08. 12. 1992 г. (регистрационный номер 85), акционерами являются Фонд имущества Республики Мордовия, ООО «Связьстройком», ОАО «Инвестбонд», ОАО «Инвест», ОАО «Фораинвест» и другие юридические и физические лица. На 1 января 2004 года величина уставного капитала – 48613 тыс. руб.

На предприятии освоено (впервые в России) изготовление оборудования для нефтяной отрасли с внутренним антикоррозионным покрытием, включающим 4 – 5 слоев защитных изолирующих покрытий в сочетании с электрохимической цинко – алюминево – магниевой протекторной защитой, которая позволяет увеличить срок службы оборудования в 2 – 3 раза.

Предметная специализация ОАО «Рузхиммаш»:

1) Железнодорожные цистерны и запчасти к ним;

2) Специализированные контейнеры – цистерны;

3) Контейнеры для хранения и транспортировки жидкого хлора,  сернистого ангидрида, хладона;

4) Отстойники нефти (ОГ – 200П, ОБГН, ОГВЖ с устройством УДВН);

5) Установки предварительного сбора пластовых вод УПС;

6) Блоки очистки пластовых вод БОП;

7) Установки блочные сепарационные УБС;

8) Дегидраторы, электродегидраторы;

9) Емкости до 200 м3 ТУ 26 – 18 – 35 – 89;

10) Емкости подземные ЕП, в том числе с подогревателем ЕПП;

11) Сосуды для наземного хранения сжиженного пропана и бутана;

12) Резервуары длительного хранения жидкой двуокиси углерода;

13) Ревисеры для хранения газообразных кислорода, азота, гелия;

14) Аппараты емкостного пожаротушения;

15) Газоохладители концевые;

16) Колонное оборудование;

17) Циклоны спиральные конические;

18) Аппараты контактные для очистки газовых выбросов;

19) Различное другое оборудование по техническим проектам, в том числе выполненных с учетом требований зарубежных стандартов ASME, DIN, CODAP;

20) Котлы водонагрейные отопительные КВа – 0,63 Гн, ТГВ – 8М, АОГВ;

21) Мини – пекарни;

23) Установки для вакуумной сушки органических веществ;

24) Комплексы лесосушильные;

25) Дорожные щебнераспределители;

26) Роторные снегоочистители;

27) Станки деревообрабатывающие, точильно – шлифовальные;

28) Стационарные автомобильные заправки (бензин, газ);

29)   Автомобильные полуприцепы газовые на 12,5; 15,0; 20,0; 31,0; 38,0 м3;

30) Газовые баллоны для легковых и грузовых автомобилей (36 – 250 л.);

31) Пресс – подборщик;

32) Опрыскиватели полевые штанговые;

33) Товары народного потребления (лопаты, мотыги, полольники, грабли, мотыжки комбинированные, парники, опрыскиватели ранцевые, доски гладильные, мангалы, шампура, петли накладные).

ОАО «Рузхиммаш» имеет возможность производить:

1) Деповской ремонт;

2) Капитальный ремонт;

3) Капитально – восстановительный ремонт по отдельной калькуляции (ремонт после аварии);

4) Капитальный ремонт с продлением сроков службы цистерн для  перевозки светлых нефтепродуктов до 16 лет по ТУ 3180 – 006;

5) Продление сроков службы ВЦ до 5 – 10 лет;

6) Усиление базовых узлов платформы по проекту 891М.

В Свердловской области конкурентом ОАО «Рузхиммаш» является НПК ОАО «Уральский вагоносборочный завод» им. Ф. Э. Дзержинского (ОАО «Уралвагонзавод»).

Сегодня предприятие, основанное в 1936 году, включает в себя металлургический, вагоносборочный, механосборочный, ремонтно-механический, инструментальный заводы и др. ОАО «Уралвагонзавод» производит железнодорожные цистерны и запчасти к ним, бронетехнику, экскаваторы, мебель и производит различные виды ремонта, то есть является частично гражданским, частично – военным предприятием.

В период с 1991 по 2007 год ОАО «Уралвагонзавод» наладило выпуск следующих  вагонов: модель 12–132 грузоподъемностью 75 т и объемом кузова 88 м3; модель 15–145 для перевозки светлых нефтепродуктов грузоподъемностью 66,8 т при стандартных тележках и 72 т при подкатке усовершенствованных тележек типа 18–131; модель 15–144 для перевозки сжиженного пропан-бутана; цистерна 15–156 для вязких нефтепродуктов (мазута), оснащенная парообогревательным кожухом, необходимым для разогрева затвердевшего в ходе перевозки продукта и др.

Следует отметить, что производство надежно обеспечено заказами. Цистерны покупает не только МПС, но и нефте- и газодобытчики. Осенью 2007 года   подписан контракт на поставку цистерн нефтяной компании ЛУКОЙЛ; в августе 2007 года  поступил заказ на цистерны для перевозки жидкого топлива от эстонской фирмы АВР-ТРАНС.

Сегодня ОАО «Уралвагонзавод» расширяет и модернизирует в первую очередь сталелитейное, вагонное производство, существенно обновляет парк станочного оборудования, подготавливая материальную базу для совершенствования грузовых вагонов и стараясь таким образом предвосхитить требования заказчиков. Еще один немаловажный фактор – на предприятии всегда уделяется большое внимание качеству продукции. В середине 90-х годов получен ряд российских сертификатов, подтверждающих высокий уровень контроля качества предприятия, в том числе № 6300.3.1.0026/Р (Система сертификации «Оборон-сертификат»), № SSAQ 000.3.1.0020 (Система сертификации «СовАск»),

№ SSAQ 007.3.1.0035 (Организация по сертификации РАВ ГУП «Технолизинг ЦНИИЭИСУ»). В 2000 году  система качества ОАО «Уралвагонзавод», распространяемая на всю гражданскую продукцию, успешно сертифицирована известными  во всем мире старейшими аудиторскими обществами TUV (Германия) и SGS (Швейцария). Без сомнения, получение ОАО «Уралвагонзавод» международных сертификатов качества на производимую продукцию серьезно усиливает позиции предприятия на внешнем рынке.

Сегодня сертифицирована вся продукция, насчитывающая 196 наименований. За весь 2007 год не поступило ни одной рекламации на качество подвижного состава, несмотря на то, что взятый темп его выпуска (почти 90 единиц каждые сутки) превышает по количеству и номенклатуре лучшие достижения советских времен. По дорожно-строительной технике в прошлом году количество претензий значительно снижено (40 – 50 %), причем большая часть рекламаций приходится на комплектующие изделия, полученные по кооперации.

Еще одно направление – сертификация качества отдельных изделий. ОАО «Уралвагонзавод» имеет сертификат качества на вагонные оси и колесные пары, выданный Американской ассоциацией железных дорог, сертификат Российского морского регистра, многочисленные российские сертификаты на железнодорожные цистерны, отдельные узлы и детали.

Испытательный центр продукции вагоностроения ОАО «Уралвагоназвод» аккредитован Регистром сертификации на ФЖТ на право проведения сертификации и других видов испытаний вагонной продукции. Метрологическая служба предприятия аккредитована Госстандартом России на право проверки средств измерений.

К конкурентным преимуществам ОАО «Уралвагонзавод» относят следующие:

1) замкнутый цикл производства от выплавки стали до готовой продукции;

2) наличие собственных энергетических мощностей, обеспечивающих две трети потребностей в электроэнергии;

3) наличие собственной научно-конструкторской и экспериментальной базы;

4) выгодное территориальное расположение, близость к основным поставщикам материалов и комплектующих;

5) стабильный высококвалифицированный коллектив,  международная сертификация качества продукции, известность бренда;

6) наличие 130 действующих патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы;

7) стабильно занимаемая доля на российском рынке производства железнодорожного подвижного состава;

8) это предприятие единственное в России способно серийно выпускать бронетехнику.

Кроме двух крупнейших монополистов (ОАО «Рузхиммаш» и НПК ОАО «Уралвагонзавод» им. Ф. Э. Дзержинского»),  существует ряд средних по размеру предприятий, выпускающих аналогичную продукцию (ОАО «Алтайвагон», ОАО «Брянский машиностроительный завод», ОАО «Калужский машиностроительный завод»).

Охарактеризуем кратко каждое из них.

ОАО «Алтайвагон» (Алтайский вагоностроительный завод) –  предприятие, выпускающее вагоны для нужд железных дорог. Завод, расположенный в г. Новоалтайск, основан в 1941 году. В 1945 году предприятие перешло на ремонт товарных вагонов и производство двухосных 20-тонных платформ. С 1992 года  здесь выполняются заказы по изготовлению полувагонов, а в 1994 году начато изготовление вагонов для перевозки автомобилей, вагонов-цистерн и других вагонов специального назначения. Кроме того, «Алтайвагон»  имеет собственные производственные мощности по изготовлению колесных пар. На 1 января 1997 года производственная мощность предприятия  составляла 6 500 вагонов в год. Кроме того, ОАО «Алтайвагон»  позволяет  проводить капитальный ремонт около 7 200 вагонов в год.

Основную часть своей продукции Алтайский вагоностроительный завод реализует в России, остальное направляется на экспорт – в Казахстан, Эстонию, Узбекистан и Монголию. Завод является фактически единственным поставщиком крытых грузовых магистральных вагонов для всей сети железных дорог СНГ.

ОАО «Брянский машиностроительный завод»  (ОАО «БМЗ»)  был основан в 1873 году как рельсопрокатное и металлургическое предприятие, уже к началу ХХ века ставшее одним из крупнейших в российском транспортном машиностроении. В 1993 году БМЗ был акционирован. Современное официальное название предприятия – Открытое акционерное общество «Брянский машиностроительный завод». В середине 90-х годов здесь снова возродилось производство грузовых вагонов. В их числе хопперы и платформы, которые могут перевозить грузы со скоростью до 120 км/ч. Хопперы 19–3079 и 19–3109 предназначены для транспортировки минеральных удобрений. Платформы выпускаются четырех- и восьмиосные: универсальные (13–3110), для цистерн (13–3064) и для рельсов (13–3066).

Калужский машиностроительный завод (ОАО «Калугапутьмаш») был основан в 1876 году. Сегодня это одно из ведущих предприятий путевого машиностроения России. За более чем 130-летнюю историю существования завода здесь выпускалась  самая разнообразная техника для железных дорог: от автодрезин до путевых машин тяжелого типа. ОАО «Калугапутьмаш» занимается производством вагон-цистерн и вагонов-хопперов.

Поделиться в соц. сетях

0


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Дмитрий Долгов»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: