Коммерческая деятельность в широкой трактовке представляет собой любую предпринимательскую деятельность, которая направлена на получение прибыли [5, c.147].
Коммерческая деятельность в торговой отрасли включает в себя все виды операций, которые направлены на проведение сделок покупки-продажи товаров и услуг и осуществляются торговыми организациями в целях удовлетворения спроса оптовых покупателей и извлечения прибыли. Коммерческая деятельность в торговле – это основной вид деятельности, объединяющий вокруг себя и подчиняющий себе все иные виды деятельности в оптовой торговле [4, c.248].
Различные формы организации коммерческой деятельности, которые могут быть применены в оптовой торговле, представлены в табл.1:
Таблица 1 – Формы организации коммерческой деятельности в оптовой торговле [4, c.322]
Форма оптовой торговли |
Содержание коммерческой деятельности |
Оптово-посредническое предприятие | Предприятия данной формы преимущественно функционируют по товарному признаку, специализируются на обеспечении потребностей потребителей определенным видом продукции. |
Оптовые торговые центры | Предприятия данной формы распространены в оптовой торговле офисной компьютерной техникой и промышленными товарами. В оптовых торговых центрах, как правило, имеется выставочный зал представленными образцами товаров. При данной форме организации коммерческой деятельности могут сочетаться элементы оптовой и розничной торговли. |
Оптовые склады | Основное условие существования предприятий данной формы – это наличие значительного объема товарооборота. Особенностью оптовых складов является то, что демонстрационный зал и офис территориально удалены от складских помещений. |
Оптовые рынки | Реализация товаров на оптовых рынках регулируется гражданским законодательством, основанным на равенстве участников хозяйственных отношений, неприкосновенности их собственности, недопустимости вмешательства администрации рынка в их коммерческую деятельность. |
Торговые дома | Данная организационная форма представляет собой свободную ассоциацию единомышленников на добровольной основе, участниками ассоциации выступают: торговые, транспортные, строительные, производственные предприятия, а также банки и страховые компании.
Торговые дома являются многоцелевыми организационными формами, поскольку наряду с коммерческой деятельностью они также осуществляют производственные, научно-исследовательские и финансово-кредитные операции. |
В настоящее время наибольшее распространение получили такие формы организации коммерческой деятельности оптовых торговых предприятий как:
-
мелкооптовые торговые организации, представленные оптовыми базами и складами, магазинами типа Cash&Carry (мелкооптовая продажа в магазине-складе, без предоставления рассрочки платежа);
-
крупнооптовые торговые организации, располагающие крупными распределительными центрами, значительной клиентской базой, из которой часть клиентов может забирать заказанные товары самовывозом, а части клиентов доставка товаров производится оптовиком;
-
оптовые посредники, обеспечивающие закупку товара у производителей внутри страны или у иностранных производителей и далее поставляющие товар в мелокооптовые, розничные организации, или же продающие товары через биржи, а также через механизм государственных закупок [1, c.188].
Управление коммерческой деятельностью предприятий оптовой торговли осуществляется при помощи определенных механизмов (рис.1):
Рисунок 1 – Механизмы управления коммерческой деятельностью предприятий оптовой торговли [4, c.455]
Значимым компонентом, механизмом управления коммерческой деятельностью в оптовой торговле, согласно рис.1, являются маркетинговые исследования рынка, которые осуществляются посредством:
-
изучения микроэкономических параметров рынка и тенденций его состояния;
-
анализа распределения рыночных долей между компаниями-конкурентами и оценки потенциала развития оптовой организации;
-
изучения новых товаров и услуг, сравнительной оценки их конкурентоспособности;
-
изучения оптовых покупателей и тенденций их поведения, оценки потенциальных возможностей;
-
изучения ценовой политики;
-
анализа методов сбыта и существующих каналов распределения;
-
изучения способов стимулирования сбыта.
Менеджмент коммерческой деятельности в оптовой торговле также включает управление ассортиментом и качеством товаров, которое реализуется по следующим направлениям:
-
определяются текущие и будущие потребностей оптовых покупателей и конечных потребителей товаров;
-
оптовые посредники участвуют в процессе формирования формировании ассортиментной политики товаропроизводителей;
-
производится оценка уровня конкурентоспособности товаров, предлагаемых производителем: для этого анализируются их потребительские свойства, цена и потенциальная продолжительность жизненного цикла;
-
производится закупка товаров и формируется оптовый ассортимент [5, c.196].
Управление сбытом и координация маркетинговых каналов распределения на предприятии оптовой торговли включает:
-
поиск оптовых покупателей и установление с ними договорных отношений;
-
формирование оптимального размера товарных запасов и управление ими;
-
приемку, хранение, подсортировку и отправку товаров покупателям;
-
организацию доставки товаров;
-
контроль исполнения договорных обязательств [4, c.461].
Одним из основных компонентов управления коммерческой деятельностью предприятия оптовой торговли функций является закупка товаров для их последующей продажи. Закупочная деятельность на оптовом торговом предприятии должна включать операции по:
-
изучению и прогнозированию состояния покупательского спроса;
-
определению потребности покупателей в товарах;
-
выявлению источников поступления товаров и выбору поставщиков;
-
установлению хозяйственных связей с поставщиками;
-
контролю за выполнением договоров [3, c.229].
Необходимым механизмом управления коммерческой деятельностью предприятий оптовой торговли является продвижение товаров и услуг, которое осуществляется в форме:
-
планирования, организации и проведения рекламных мероприятий;
-
организации торговых выставок и демонстраций товаров;
-
установления персональных контактов и продаж оптовым покупателям;
-
стимулирования сбыта за счет предоставления оптовых скидок, премий и бонусов;
-
предоставления дополнительных услуг покупателям [2, c.77].
Таким образом, коммерческая деятельность предприятий оптовой торговли предполагает посредничество между производителями товаров, с одной стороны, и их потребителями, с другой стороны, заключающееся в приобретении и последующей продаже товаров конечному покупателю. Выступая в качестве промежуточного звена для производственных предприятий и розничной торговли, оптовые организации не только обеспечивают физическое продвижение товаров, но также и предоставляют своим контрагентам широкий спектр связанных услуг по информационному и консультационному обслуживанию. Сложившаяся тенденция расширения перечня предоставляемых услуг обусловлена усилением конкурентной борьбы на товарных рынках.
Библиографический список
- Иванов, Г.Г. Экономика организации. Торговля: учебное пособие/Г.Г.Иванов. – М.: Инфра-М. – 2016. – 352 с.
- Лесникова, Э.П. Особенности коммерческой и инновационной деятельности в оптовой торговле//Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». – 2018. – №1. – С.72-79.
- Маркина, С.А. Управление оборотными активами торговых организаций с использованием оптимизационных моделей в целях обеспечения экономической безопасности// Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2018. – №4(29). – С.223-235.
- Сорокина, М.В. Менеджмент в торговле: учебное пособие/М.В.Сорокина. – СПБ: Питер. – 2017. – 752 с.
- Чкалова, О.В. Торговое дело. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: учебное пособие/О.В.Чкалова. – М.: Форум. – 2016. – 458 с.