ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ

Рузавин Александр Евгеньевич
ФГБОУ «МИРЭА - Российский технологический университет»
магистрант

Аннотация
В статье изучена сущность коммерческой деятельности предприятий оптовой торговли, рассмотрено содержание коммерческой деятельности в зависимости от формы оптовой торговли, а также исследованы механизмы управления коммерческой деятельностью предприятия оптовой торговли. Сделан вывод о том, что комплексный подход к повышению эффективности коммерческой деятельности предприятий оптовой торговли, использование достижений мирового опыта позволят усилить вклад данной отрасли в отечественную экономику.

Ключевые слова: , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Рузавин А.Е. Особенности организации и управления коммерческой деятельностью предприятий оптовой торговли // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2020. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2020/01/16904 (дата обращения: 23.12.2024).

Коммерческая деятельность в широкой трактовке представляет собой любую предпринимательскую деятельность, которая направлена на получение прибыли [5, c.147].

Коммерческая деятельность в торговой отрасли включает в себя все виды операций, которые направлены на проведение сделок покупки-продажи товаров и услуг и осуществляются торговыми организациями в целях удовлетворения спроса оптовых покупателей и извлечения прибыли. Коммерческая деятельность в торговле – это основной вид деятельности, объединяющий вокруг себя и подчиняющий себе все иные виды деятельности в оптовой торговле [4, c.248].

Различные формы организации коммерческой деятельности, которые могут быть применены в оптовой торговле, представлены в табл.1:

Таблица 1 – Формы организации коммерческой деятельности в оптовой торговле [4, c.322]

Форма оптовой торговли

Содержание коммерческой деятельности

Оптово-посредническое предприятие Предприятия данной формы преимущественно функционируют по товарному признаку, специализируются на обеспечении потребностей потребителей определенным видом продукции.
Оптовые торговые центры Предприятия данной формы распространены в оптовой торговле офисной компьютерной техникой и промышленными товарами. В оптовых торговых центрах, как правило, имеется выставочный зал представленными образцами товаров. При данной форме организации коммерческой деятельности могут сочетаться элементы оптовой и розничной торговли.
Оптовые склады Основное условие существования предприятий данной формы – это наличие значительного объема товарооборота. Особенностью оптовых складов является то, что демонстрационный зал и офис территориально удалены от складских помещений.
Оптовые рынки Реализация товаров на оптовых рынках регулируется гражданским законодательством, основанным на равенстве участников хозяйственных отношений, неприкосновенности их собственности, недопустимости вмешательства администрации рынка в их коммерческую деятельность.
Торговые дома Данная организационная форма представляет собой свободную ассоциацию единомышленников на добровольной основе, участниками ассоциации выступают: торговые, транспортные, строительные, производственные предприятия, а также банки и страховые компании.

Торговые дома являются многоцелевыми организационными формами, поскольку наряду с коммерческой деятельностью они также осуществляют производственные, научно-исследовательские и финансово-кредитные операции.

В настоящее время наибольшее распространение получили такие формы организации коммерческой деятельности оптовых торговых предприятий как:

  • мелкооптовые торговые организации, представленные оптовыми базами и складами, магазинами типа Cash&Carry (мелкооптовая продажа в магазине-складе, без предоставления рассрочки платежа);
  • крупнооптовые торговые организации, располагающие крупными распределительными центрами, значительной клиентской базой, из которой часть клиентов может забирать заказанные товары самовывозом, а части клиентов доставка товаров производится оптовиком;
  • оптовые посредники, обеспечивающие закупку товара у производителей внутри страны или у иностранных производителей и далее поставляющие товар в мелокооптовые, розничные организации, или же продающие товары через биржи, а также через механизм государственных закупок [1, c.188].

Управление коммерческой деятельностью предприятий оптовой торговли осуществляется при помощи определенных механизмов (рис.1):

Рисунок 1 – Механизмы управления коммерческой деятельностью предприятий оптовой торговли [4, c.455]

Значимым компонентом, механизмом управления коммерческой деятельностью в оптовой торговле, согласно рис.1, являются маркетинговые исследования рынка, которые осуществляются посредством:

  • изучения микроэкономических параметров рынка и тенденций его состояния;
  • анализа распределения рыночных долей между компаниями-конкурентами и оценки потенциала развития оптовой организации;
  • изучения новых товаров и услуг, сравнительной оценки их конкурентоспособности;
  • изучения оптовых покупателей и тенденций их поведения, оценки потенциальных возможностей;
  • изучения ценовой политики;
  • анализа методов сбыта и существующих каналов распределения;
  • изучения способов стимулирования сбыта.

Менеджмент коммерческой деятельности в оптовой торговле также включает управление ассортиментом и качеством товаров, которое реализуется по следующим направлениям:

  • определяются текущие и будущие потребностей оптовых покупателей и конечных потребителей товаров;
  • оптовые посредники участвуют в процессе формирования формировании ассортиментной политики товаропроизводителей;
  • производится оценка уровня конкурентоспособности товаров, предлагаемых производителем: для этого анализируются их потребительские свойства, цена и потенциальная продолжительность жизненного цикла;
  • производится закупка товаров и формируется оптовый ассортимент [5, c.196].

Управление сбытом и координация маркетинговых каналов распределения на предприятии оптовой торговли включает:

  • поиск оптовых покупателей и установление с ними договорных отношений;
  • формирование оптимального размера товарных запасов и управление ими;
  • приемку, хранение, подсортировку и отправку товаров покупателям;
  • организацию доставки товаров;
  • контроль исполнения договорных обязательств [4, c.461].

Одним из основных компонентов управления коммерческой деятельностью предприятия оптовой торговли функций является закупка товаров для их последующей продажи. Закупочная деятельность на оптовом торговом предприятии должна включать операции по:

  • изучению и прогнозированию состояния покупательского спроса;
  • определению потребности покупателей в товарах;
  • выявлению источников поступления товаров и выбору поставщиков;
  • установлению хозяйственных связей с поставщиками;
  • контролю за выполнением договоров [3, c.229].

Необходимым механизмом управления коммерческой деятельностью предприятий оптовой торговли является продвижение товаров и услуг, которое осуществляется в форме:

  • планирования, организации и проведения рекламных мероприятий;
  • организации торговых выставок и демонстраций товаров;
  • установления персональных контактов и продаж оптовым покупателям;
  • стимулирования сбыта за счет предоставления оптовых скидок, премий и бонусов;
  • предоставления дополнительных услуг покупателям [2, c.77].

Таким образом, коммерческая деятельность предприятий оптовой торговли предполагает посредничество между производителями товаров, с одной стороны, и их потребителями, с другой стороны, заключающееся в приобретении и последующей продаже товаров конечному покупателю. Выступая в качестве промежуточного звена для производственных предприятий и розничной торговли, оптовые организации не только обеспечивают физическое продвижение товаров, но также и предоставляют своим контрагентам широкий спектр связанных услуг по информационному и консультационному обслуживанию. Сложившаяся тенденция расширения перечня предоставляемых услуг обусловлена усилением конкурентной борьбы на товарных рынках.


Библиографический список
  1. Иванов, Г.Г. Экономика организации. Торговля: учебное пособие/Г.Г.Иванов. – М.: Инфра-М. – 2016. – 352 с.
  2. Лесникова, Э.П. Особенности коммерческой и инновационной деятельности в оптовой торговле//Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». – 2018. – №1. – С.72-79.
  3. Маркина, С.А. Управление оборотными активами торговых организаций с использованием оптимизационных моделей в целях обеспечения экономической безопасности// Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2018. – №4(29). – С.223-235.
  4. Сорокина, М.В. Менеджмент в торговле: учебное пособие/М.В.Сорокина. – СПБ: Питер. – 2017. – 752 с.
  5. Чкалова, О.В. Торговое дело. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: учебное пособие/О.В.Чкалова. – М.: Форум. – 2016. – 458 с.


Все статьи автора «Рузавин Александр Евгеньевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: