Сущность предпринимательства, согласно современного российского законодательства состоит в рассмотрении предпринимательской деятельности как «самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом – продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» [1].
Анализируя мнения исследователей данной проблематики, становится понятно, что к важнейшим чертам предпринимательства следует отнести:
- самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Любой предприниматель свободен в принятии решения по комбинированию факторов производства;
- инициатива и новаторство, которые находят отражение в формировании новых конкурентных преимуществ в той или иной сфере деятельности;
- экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства – получение максимально возможной прибыли. Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса;
- хозяйственный риск и ответственность. При любых самых выверенных расчётах неопределённость и риск остаются.
Следует отметить, что данные признаки взаимосвязаны и действуют одновременно.
В этой связи, мы согласны с точкой зрения профессора А.Н.Асаула, который считает, что «сущность предпринимательской деятельности современной фирмы – это не только процесс организации и осуществление деятельности, но и завоевание конкретных преимуществ, создание для себя лучших условий хозяйствования, что, безусловно, является главной специфической чертой предпринимательства как типа хозяйственного поведения, полагаем, что результатом будет прибыль, как отражение реализованных конкурентных преимуществ».
В соответствии с принятой структурой процесса воспроизводства (производство, обмен, распределение, потребление) он выделяет четыре главных сферы предпринимательства: производственная, коммерческая, финансовая и сфера потребления. Другие виды предпринимательской деятельности, например, инновационная, маркетинговая, включаются в состав четырех главных сфер предпринимательства [2].
Не вдаваясь в подробности, отметим, что исследователи данной проблематики идентифицируют две формы предпринимательской деятельности: частную и государственную [3].
Для настоящего исследования наибольший интерес представляет частное предпринимательство, которое может принимать индивидуальную, коллективную и корпоративные формы. При этом, характерным признаком частного предпринимательства является социально-экономическая неоднородность его носителей. Реализовываться предпринимательская деятельность может на базе: а) личного труда – предприниматель без образования юридического лица или членов его семьи – фермерство, группы физических лиц – кооперативы; б) посредством применения наемного труда – коммерческие организации.
В настоящее время не только в теоретических исследованиях, но и на практике уделяется больше внимание не только предпринимательству как особому виду хозяйственной деятельности в условиях концентрации и создания для себя лучших условий хозяйствования посредством рыночного обмена, но и взаимодействию предпринимательских структур для формирования конкурентных преимуществ. В настоящем исследовании под предпринимательской структурой понимается совокупность организаций различных организационно-правовых форм, объединенных транзакционными связями и (или) схемой владения, осуществляющих хозяйственную деятельность на инновационной, рисковой основе в производственной сфере.
Следует отметить, что для нашей страны в силу целого ряда обстоятельств – масштаба, географического устройства, значительного по длительности периода советской плановой экономики – характерна традиция осуществления хозяйственной деятельности в крупных интегрированных структурах (достаточно вспомнить производственные, промышленные объединения советских времен). Принципиальная новизна объединений коммерческих организаций рыночного периода заключается в переходе от плановых процессов централизации управления к корпоративной самоорганизации, основанной на отношениях собственности, экономической зависимости, других рыночных механизмах, а также к договорному принципу объединения юридических лиц на добровольной основе. Во многих динамично развивающихся странах, где взвешенная государственная политика поддержки предпринимательства направлена на достижение социально-экономического роста, постепенно происходит процесс активного взаимодействия малых, средних и крупных предприятий. Причем в различных странах с рыночной экономикой, обнаружилась общая закономерность, проявившаяся в наиболее успешном развитии сообществ малых и средних предприятий, сгруппировавшихся вокруг лидирующих крупных фирм на основе производственно – технологических, научно – технических и коммерческих связей.
Современное предпринимательство невозможно представить без взаимодействия между предпринимательскими структурами, по причинам нарастания необходимости использования всех новейших достижений науки, техники и технологии, для обеспечения выпуска качественную конкурентоспособную продукцию, наилучшим образом отвечающую потребностям покупателей. А также необходимость существенному сокращению расходов на производство конечного продукта, способствует поиску путей минимизации расходов за счет экономии на ресурсах (как внешних, так и внутренних), что соответствует интересам потребителей, так как они получают продукт наилучшего качества по доступной цене.
Так, Н.Е. Егорова в своей работе «Формы и экономические механизмы взаимодействия малых и крупных предприятий» отмечает, что «между развитием крупного и малого предпринимательства более жесткая, чем это принято считать… а российская модель взаимодействия малого и крупного бизнеса обладает значительной спецификой, обусловленной ходом развития экономических реформ и состоящей в том, что в складывающемся экономическом симбиозе предприятий [4].
В развитии взаимоотношений малых и крупных предприятий исследователь выделяет два основных периода – ранний, в котором преобладала специфическая российская модель их взаимодействия и период становления рыночных отношений приближенный к западной классической модели.
Как справедливо отмечает Кривянина Е.: – «для раннего периода взаимодействия малого и крупного предпринимательство, характерно существенное количество разбитых крупных предприятий на малые, как дочерние, аффилированные, так и независимые юридически с целью реализации теневых схем, минимизации налогов, перетекания финансов из производственной в непроизводственную сферу» [6]. В отношении малых предприятий отметим, что консолидация юридических и физических лиц нашла свое применение в этот период, для возрастания их конкурентоспособности. Это была наиболее распространенная форма для мелкооптовых и розничных торговых, посреднических фирм, компаний, оказывающих услуги населению.
Второй период более позднего взаимодействия малых и крупных предприятий, характерен общемировыми тенденциями взаимодействия малого и крупного бизнеса. Он связан с процессами структурной перестройки промышленности и реструктуризации предприятий, избавляющихся от балласта и утяжеленной структуры. Этот период характеризуется значительным разнообразием форм совместного функционирования малых и крупных структур, что соответствует более зрелым этапам развития всего предпринимательства в целом.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, на сегодняшний день во взаимодействии малого и крупного предпринимательства можно выделить несколько существенных тенденций определяющих этот процесс и влияющих на стратегию управления предпринимательскими структурами:
- усиление глобализации на рыке определяет необходимость интеграции предпринимательских структур для поддержания их конкурентоспособности в вопросах, качества, стоимости, доставки и времени;
- развитие информационных технологий способствует повышению эффективности связи с важными поставщиками с помощью электронных средств;
-повышение требований клиентов выступает необходимым условием развития цепей снабжения и продаж продукции, применения дистрибуцирования;
- инновационный путь развития производства, определяет объединение стратегических поставщиков с ведущими в отрасли поставщиками технологии и техники;
-усиление внимания к вопросам охраны окружающей среды определяет совместные усилия разносторонне заинтересованных лиц.
Библиографический список
- РФ. Гражданский кодекс. Часть 1, 2 Раздел 1, Подраздел 1., Гл.1 ст.2. : принят 01 янв. 1995 г.
- Асаул, А.Н. Организация предпринимательской деятельности [Текст] / А.Н. Асаул, М.П. Войнаренко, - СПб.: «Гуманистика», 2004. – 448 с.
- Некрасов, Н.Н. Региональная экономика: теория, проблемы, методы / Н. Н. Некрасов. – М . : Экономика, 1978. – 463 с.
- Егорова, Н.Е. Модели и методы анализа малого предпринимательства. Сб. Математическое и компьютерное моделирование социально-экономических процессов. Н.Е. Егорова, С.Р Хачатрян, М.А Маренный., Н.В Королева /Материалы российского научного симпозиума / Нарофиминск, 2000. ч.1. 11-16 декабря.
- Егорова, Н.Е., Малый бизнес в России: экономический анализ и моделирование. Н.Е. Егорова, Е.Р. Майн. М., ЦЭМИ РАН, ИСЭПН РАН, 1997.
- Кривянина, Е. Большая часть малых предприятий ушла в тень. – Финансовые известия, 1996. - № 98.