ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА ИНВЕСТИЦИОННО ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОГО РЕГИОНА

Бурцева Татьяна Александровна
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и менеджмента

Аннотация
в научной статье на основе показателей региональной статистики реализована экономико-статистическая оценка развития рынка труда инвестиционно привлекательного региона Калужской области. Предложены сценарии развития рынка труда Калужской области в краткосрочной перспективе. Оценены дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, экономические и социальные эффекты развития рынка труда Калужской области. Сделан вывод о необходимости реализации политики ассимиляции рабочей силы, рассмотрены ее составляющие на примере Калужской области.

Ключевые слова: регион, рынок труда


ECONOMICAL AND STATISTICAL ASSESSMENT OF LABOUR MARKET REGIONAL DEVELOPMENT OF INVESTMENT ATTRACTIVE REGION

Burtseva Tatiana Aleksandrovna
Kaluga State University after K.E. Tsiolkovsky
doctor of economic science, professor of economics and management department

Abstract
In the research paper the economical and statistical assessment of labor market regional development of investment attractive is realized on the basis of regional statistics indicators. Scenarios of labor market development of the Kaluga region are considered in the short term. Economic and social effects of its realization for the Kaluga region are estimated.

Библиографическая ссылка на статью:
Бурцева Т.А. Экономико-статистическая оценка развития регионального рынка труда инвестиционно привлекательного региона // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/08/9634 (дата обращения: 14.03.2024).

Основными подходами к прогнозированию ситуации на рынке труда региона являются нормативно-расчетный, нормативно-динамический, программно-ориентированный, динамический и сравнительно-расчетный (см. таблицу 1).

Таблица 1. Подходы к прогнозированию рынка труда [1, 25]

Подход

Характеристика

Сфера применения

Нормативно-расчетный

Основывается на нормативных показателях производительности труда, выработки на конкретных рабочих местах, нормативном сроке стажа работы

Планирование потребности в рабочей силе в бюджетной сфере региона

Нормативно-динамический

Основывается на показателях насыщенности специалистами отраслей экономики региона, реализуется на основе расчета долей специалистов различного уровня образования в общей численности занятых в экономике

Планирование потребности в рабочей силе в отраслях материального производства экономики региона

Программно-ориентированный

Основывается на данных статистического наблюдения, программ и стратегий развития региона, реализуется на основе выявления тенденций статистических показателей

Планирование потребности в рабочей силе в целом по экономике региона

Динамический

Опирается на анализ тенденций показателей рынка труда и экономики региона, реализуется на основе выявления корреляционных связей и построения эконометрических моделей

Планирование потребности в рабочей силе по экономике региона в целом при условии сохранения тенденций его развития в панируемом периоде

Сравнительно-расчетный

Опирается на международные сопоставления

Планирование целевой потребности в рабочей силе при реализации эталонного сценария развития экономики региона

Динамичный характер изменений в российском обществе, неопределенность перспектив социально-экономического развития России в целом и ее отдельных регионов, а также информационные ограничения снижают эффективность применения большинства перечисленных подходов. В связи с чем, предлагается использование их комбинации при проведении экономико-статистической оценки регионального рынка труда. В качестве объекта исследования выбран рынок труда инвестиционно привлекательного региона Калужской области за период реализации ее активной промышленной политики 2006-2014 гг. и прогнозный период 2015-2017гг.[2].

На основе динамического подхода проведена статистическая оценка спроса и предложения на рынке труда Калужской области, результаты которой представлены в таблицах 2 и 3.

Таблица 2. Динамика спроса и предложения на рынке труда Калужской области

Показатель

Годы

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Спрос на труд, тыс. чел.

543,3

553,0

557,0

573,2

564,4

557,3

550,6

552,2

537,1

Предложение труда, тыс. чел.

520,2

535,6

541,0

545,0

534,0

535,3

537,0

540,0

526,9

Дисбаланс спроса и предложения труда, тыс. чел.

23,1

17,3

16,0

28,2

30,4

22,0

13,6

12,1

10,1

Таблица 3. Прогноз динамики спроса и предложения на рынке труда Калужской области, тыс. чел.

Год

Сценарий

Прогнозная оценка

Спрос на труд

Предложение труда

Дисбаланс

2015

наиболее вероятный

551,6

528,0

23,6

пессимистический

542,3

510,5

31,8

оптимистический

560,9

545,5

15,5

2016

наиболее вероятный

545,2

523,6

21,6

пессимистический

535,9

506,1

29,8

оптимистический

554,5

541,1

13,4

2017

наиболее вероятный

540,7

518,3

22,4

пессимистический

531,4

500,9

30,5

оптимистический

550,0

535,8

14,2

На основе полученных результатов, можно сделать вывод о том, что в краткосрочном периоде 2015-2017гг. проблема дисбаланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда области усилится при реализации как пессимистического, так и оптимистического сценария. Если в 2014г. превышение спроса над предложением рабочей силы на рынке труда Калужской области составляло более 10 тыс. чел., то в 2015-2017 гг. оно составит уже более 20 тыс. чел. при сохранении существующих тенденций развития области.

На основе экстраполяции рядов динамики базисных коэффициентов роста среднегодовой численности занятых за 2006-2014гг. (2005г. принят за базу сравнения) осуществлен краткосрочный прогноз на 2015-2017гг. структуры занятости в области по видам экономической деятельности, результаты которого представлены в таблице 4.

Таблица 4. Распределение среднегодовой численности занятых в экономике Калужской области по видам экономической деятельности

Вид экономической деятельности

Годы

Данные Росстата,

 тыс. чел.

Прогнозные значения, тыс. чел.

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; рыболовство, рыбоводство

48,1

45,1

43,9

41,6

39,2

41

39,2

33,9

33,1

32,899

31,3

28,1

26,3

Добыча полезных ископаемых

1,9

2

2

2,2

2,4

2,3

1,6

1,5

1,7

1,592

1,2

0,9

0,5

Обрабатывающие производства

114,3

110,7

110,3

115,6

114,8

114,1

114,1

117,5

119,6

117,236

118,0

118,4

118,7

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

13,7

12,9

13

12,8

12,4

12,4

12,4

12,3

12,5

12,503

12,6

12,7

12,9

Строительство

41

40,9

41,3

40

41

41,9

48

57,1

53,9

52,884

60,0

64,1

68,4

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

71,1

74,6

75

74,5

74,2

75,4

73,1

71,1

74,8

75,124

81,8

83,9

86,2

прочие

231,5

227,1

240,1

244,4

254,2

239,7

237,7

233,6

231,8

222,4

209,8

201,2

189,8

Всего

521,6

513,3

525,6

531,1

538,2

526,8

526,1

527,0

527,4

514,7

514,7

509,2

502,8

Анализ полученных результатов позволяет сделать выводы:

- занятость в реальном секторе экономики Калужской области вырастет на 6%;

- рост занятости произойдет в обрабатывающих производствах (доля занятых в данном виде деятельности вырастет на 1% за прогнозный период), оптовой и розничной торговле и т.д. (рост доли составит 3%), строительстве (рост доли составит более 3%), производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (рост доли составит более 0,2%);

- в сельском хозяйстве и добыче полезных ископаемых численность занятых может сократиться.

По данным прогноза Правительства Калужской области в 2013-2017 гг. области потребуется 82,2 тыс. рабочих и специалистов (16,4 тыс. в год). Из них 23,5 тыс. человек – на вновь создаваемые рабочие места (4,7 тыс. в год) и 58,7 тыс. человек (11,74 в год) – на замену выбывающих работников [3].

Для определения кадровой потребности в бюджетной сфере региона, вызванной необходимостью замены трудового потенциала, за период (ΔQ(t)) применен нормативно-расчетный подход, для чего использована формула 1 [1, 15], в которой задан норматив среднего трудового стажа занятых (не менее 25 лет).

ΔQ(t)=Q(t-1)/25 (1),

где Q(t-1) – численность занятых в бюджетной сфере региона в период t-1.

Потребность в рабочей силе в бюджетной сфере для Калужской области имеет оценки, представленные в таблице 5.

Таблица 5. Динамика показателей рынка труда Калужской области, тыс. чел.

Годы

Данные Росстата

Прогнозная оценка

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Численность занятых в бюджетной сфере Калужской области

227,1

240,1

244,4

254,2

239,7

237,7

233,6

231,8

222,4

209,8

201,2

189,8

ΔQ(t)

8,6

9,1

9,6

9,8

10,2

9,6

9,5

9,3

9,3

8,9

8,4

8,0

Численность иностранных граждан, имеющих разрешение на работу

4,9

12,6

23,4

24,4

24,7

16,8

24,1

25,6

35,8

53,3

80,6

119,5

Таким образом, в 2015-2017 гг. совокупная среднегодовая потребность в рабочей силе в Калужской области оценивается нами в объеме не менее 25 тыс. человек (70% в реальном секторе экономики), что в целом соответствует приведенным ранее прогнозным значениям превышения спроса над предложением рабочей силы в Калужской области.

Для покрытия потребности в рабочей силе Калужская область в основном использует привлеченные трудовые ресурсы, так как собственных ресурсов недостаточно. По данным территориальных органов Федеральной службы государственной статистики Калужской области на каждого потенциального пенсионера в 2015г. в области приходится 1,05 подростка 16-17 лет, в 2016г. данный показатель уменьшится до 1,02, а в 2017г. до 1,01. В то время как численность населения в трудоспособном возрасте сокращается на 6,6 тыс. чел. в год. В связи с чем Калужская область первая среди регионов России с 2009 г. реализует стратегию развития трудовых ресурсов до 2020 года, способствующую эффективному использованию и рациональному территориальному размещению трудовых ресурсов при недостаточном трудоспособном ресурсе региона [4]. В числе 12 пилотных российских регионов Калужская область участвует в реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом [5]. По числу участников Государственной программы и членов их семей, состоящих на учёте, Калужская область занимает первое место в Российской Федерации. Всего за 2007-2013 гг. Калужская область приняла более 21 тыс. соотечественников (16000 в трудоспособном возрасте), что способствовало сокращению кадрового дефицита и дисбаланса спроса и предложения рабочей силы (см. таблицу 2).

Из данных, представленных в таблице 5, также можно сделать вывод, что в основном потребность в рабочей силе области покрывается за счет трудовых мигрантов. Так в 2013г. их число составило 25,6 тыс. чел., что соответствует нашим оценкам ежегодной потребности в рабочей силе. В Калужской области ведущими экспортёрами иностранной рабочей силы из стран с безвизовым порядком въезда являются Узбекистан, Таджикистан, Молдова и Украина. На долю этих стран приходится почти 98% от общего числа выданных физическим и юридическим лицам патентов на осуществление трудовой деятельности. На ближайшую перспективу Правительство области прогнозирует увеличение миграционного потока по нескольким объективным причинам. Первая из них — увеличение числа граждан Украины, приезжающих к нам в поисках убежища. Вторая причина, — это реализация на территории области Государственной программы по переселению соотечественников из-за рубежа.

Использование труда мигрантов вместо работников-резидентов несет сокращение затрат на труд работодателей из-за более низкого уровня их оплаты труда. По официальным данным средняя зарплата трудовых мигрантов в Калужской области составляет 15 – 20 тыс. руб., что ниже средней заработной платы по региону на 50%. С учетом того, что численность мигрантов в рабочей силе региона составляет 7-10%, прогнозные потери бюджета Калужской области от недополученного налога на доходы физических лиц могут быть оценены в 600 млн. руб. в год (с учетом выплаченных мигрантами патентов).

По данным Федеральной службы государственной статистики расходы областного бюджета на социально-культурные мероприятия на одного жителя в Калужской области составляют 33 тыс. руб. в год. Таким образом, дополнительные расходы бюджета на мигрантов (30-35 тыс. чел.) составляют 990 – 1155 млн. руб. Итак, оценка социального эффекта от привлечения трудовых мигрантов для бюджета области носит негативный характер, его потери составляют 1,6 – 1,75 млрд. руб.

В связи с чем, региону необходимо проводить политику ассимиляции рабочей силы, для реализации которой делаются серьезные и последовательные шаги. Реализуется долгосрочная целевая программа «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Калужской области» на 2011-2015 гг. В рамках указанной программы осуществлены инвестиционные проекты, направленные на развитие жилищного строительства. Сотрудникам организаций, работающих на территориях индустриальных парков области, предоставляются социальные выплаты, что является значимой финансовой поддержкой сотрудников индустриальных парков при покупке или строительстве жилья, а также мотивирует квалифицированные кадры на переселение и закрепление их семей на территории Калужской области. Социальные выплаты предоставляются сотрудникам индустриальных парков за счет средств областного бюджета в виде возмещения части первоначального взноса по кредитам или займам на покупаемое или создаваемое (строящееся) жилье, в том числе по ипотечным жилищным кредитам. Большую поддержку Калужской области оказывает открытое акционерное общество «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию». Калужская область участвует в пилотном проекте АИЖК «Арендное жилье», направленном на формирование арендного жилищного фонда. Застройщики реализуют проекты строительства жилья экономкласса с использованием финансирования в рамках проекта «Стимул». Проводится работа по внедрению в Калужской области совместного проекта АИЖК и ОАО «Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов» «Переезд». Эта программа позволяет облегчить проведение альтернативных сделок на рынке жилья, что особенно актуально для переселенцев в Калужскую область. Сегодня на федеральном уровне принята вся нормативная база для развития арендного жилья, но идет поиск механизмов поддержки реального спроса на этом рынке. По мнению врио губернатора Анатолия Артамонова «30% вводимого жилья должно быть арендным, поэтому государству надо поддерживать именно арендатора, субсидировать ему часть арендной платы, тогда и строителям будет интересно возводить такое жилье. Это позволит убрать ажиотажный спрос и снизить цены. При этом не стоит переживать, что создаваемый рынок арендного жилья обрушит объемы ипотеки, так как рынки жилья, приобретаемого в собственность, и арендного, ориентированы на разные категории потребителей» [6]. В Калужской области по такой схеме сдается около 1400 квартир, что составляет по нашим оценкам 18-20% от вводимого в области жилья. Для решения данной задачи в Калужской области в течение восьми лет реализуются инвестиционные проекты в сфере развития рынка арендного жилья, данный опыт интересен тем, что проекты не привязаны к конкретному предприятию, как это сделано в некоторых регионах страны, это механизм близкий к доходным домам дореволюционной России. Проекты имеют экономическую окупаемость, чистая доходность составляет 8% годовых. Это не только стимулировало развитие малого бизнеса, но и обеспечило решение актуальной для области проблемы профессиональной мобильности населения.

Исследования проведены при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Правительства Калужской области (проект № 14-12-40002а(р) «Проблемы формирования и развития регионального рынка труда в период реализации новой промышленной политики региона (на примере Калужской области)».


Библиографический список
  1. Косоруков О.А., Петрикова Е.М., Петрикова С.М. Макроэкономические методы прогнозирования рынка труда в региональной экономике // Экономика и управление, №45, 2010. – С. 10-25.
  2. Бурцева Т.А. Проблемы формирования рынка труда инвестиционно привлекательного региона // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 5. С. 70-73. [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/05/5056www.fms.gov.ru/programs/fmsuds/, (дата обращения: 10.08.2015);
  3. Прогноз социально-экономического развития Калужской области // [Электронный ресурс]. URL: http://www.admoblkaluga.ru/sub/econom/analitik/the_forecast_of_socio_economic_development_of_the_kaluga_regionhttp://www.fms.gov.ru/programs/fmsuds/, (дата обращения: 10.08.2015);
  4. Стратегия развития трудовых ресурсов Калужской области до 2020 года // [Электронный ресурс]: URL: http://www.admoblkaluga.ru/upload/mineconom/invest/…/postan_487.docx;
  5. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fms.gov.ru/programs/fmsuds/, (дата обращения: 10.08.2015);
  6. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kp40.ru/news/society/33683/, (дата обращения: 10.08.2015).


Все статьи автора «Бурцева Татьяна Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: