РАЗВИТИЕ ДЕПРЕССИВНЫХ РЕГИОНОВ

Шарипов М.А.

Ключевые слова: , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Шарипов М.А. Развитие депрессивных регионов // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2012/05/803 (дата обращения: 15.03.2024).

Для любого сложного экономического пространства характерна не­однородность. Однако при высоком уровне неоднородности развитие всей системы затруднено. За последние 20 лет возросла дифференциация регионов, имеющих значительные запасы природных ресурсов и/или развитую про­мышленность, и регионов, не обладающих конкурентоспособными факторами производства. Так, по показателю валового регионального продукта (ВРП) на душу населения разрыв между регионами в 2000 г. составлял 26,5 раза, а на начало 2008 г. — 27,7 раза.

В экономике России, имеющей сырьевую направленность, есть со­ответствующие полюса роста, которые обеспечивают необходимый объем финансовых ресурсов для себя и других регионов, то есть регионы-доноры.

На 1 июля 2009 г. только в девяти субъектах РФ доля безвозмездных поступ­лений в доходах бюджета не превышала 15%. К их числу относятся Москва и Московская область, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Тюменская область, Самарская область, Республика Башкортостан, Пермский край, а также Сахалинская область.

В депрессивных регионах уровень социально-экономического развития ниже среднего по России. Их растущее отставание от конкурентоспособных субъектов РФ по объему ВРП на душу населения и, следовательно, по уровню жизни вряд ли можно преодолеть с помощью поддержания бюджет­ного баланса за счет трансфертов, которые лишь обеспечивают минимальные “социальные стандарты.

В период посткризисного восстановления экономики следует искать новые способы решения экономических, демографических (старение насе­ления и трудовая миграция), социальных (низкий уровень жизни, низкие стандарты медицинского и социального обслуживания) и кадровых проблем, иначе отставание депрессивных регионов не преодолеть.

В настоящее время государство проводит консервативную политику по поддержанию и росту социальных расходов. Однако, чтобы избежать ловуш­ки стагнации, необходимо пойти на обоснованный риск и решить проблему депрессивных регионов. Экономическая система развивается циклично, и если рассчитывать на оживление и последующий рост, то его основа должна быть заложена в регионах в период депрессии.

Положительный опыт таких решений имеется в Калужской области, на тер­ритории которой сформирован высокотехнологичный автопромышленный кластер. Значительный рост объема промышленного производства в области обеспечен благодаря эффективному вложению взятых в кредит средств во Внешэкономбанке. Ставка была сделана на такие конкурентные преимущества региона, как высокие налоговые льготы, свободный доступ к инфраструктуре (расходы по ее подведению к промышленному участку брала на себя администрация) и лояльность администра­ции к инвестору. Пример Калужской области показывает, что основная проблема состоит в привлечении якорных инвесторов, для обслуживания которых в кластер будут стягиваться сопутствующие производства.

Для создания кластера надо выявить конкурентные преимущества территории по всем отраслям экономики, которые составят основу промыш­ленного (высокотехнологичного) кластера, и выбрать конкурентоспособные отрасли или отрасли, не развитые на близлежащих территориях. Созданию кластера должен предшествовать ряд согласовательных процедур с потен­циальными якорными инвесторами вплоть до соглашений о сотрудничестве. После принятия решения о создании кластера на территории региона организуется корпорация регионального экономического развития, которая станет посредником между частными инвесторами и властью. Это значительно упростит функционирование механизма государственно-частного партнерства  во всех его формах.

Положительный опыт развития депрессивных регионов показывает, что инвестор готов вложить значительные средства только при определенном уровне развития инфраструктуры, то есть когда все инженерные сети рас­положены близко к участку застройки. Кроме того, администрация должна предоставить инвесторам налоговые льготы и частично компенсировать налоговые платежи.

При реализации кластерных проектов регионам-реципиентам понадо­бится дополнительное финансирование. Результат напрямую зависит от того, сможет ли региональная администрация найти и эффективно использовать финансовые ресурсы.

Кластерные проекты связаны с определенным риском для региональной администрации, но они призваны стимулировать развитие регионов в период кризиса. Региональным властям предоставляется больший объем расходных обязательств и источников их покрытия. В противном случае все полномочия и финансовые ресурсы концентрируются в центре. В России используется именно этот вариант, и у него есть существенный недостаток: нет четкой системы выявления проблемных зон в регионах.

Одним из наиболее перспективных кластерных проектов в настоящее время выступает создание агрогородов нового типа. Это позволит решить проб­лемы первичной переработки, хранения и сбыта сельскохозяйственной про­дукции, поддержать малый бизнес и уменьшить перенаселение мегаполисов.

Сельское хозяйство относительно слабо зависит от колебаний экономичес­ких циклов из-за низкой эластичности спроса на производимую продукцию. Вместе с тем это наименее развитая отрасль российской экономики. Одна из проблем данного сектора — возрастающий отток населения из деревень в города. Продолжается экономическая и социальная деградация сельско­хозяйственных территорий.

Сегодня в АПК России занято около 30% работающих в сфере материального производства, здесь сосредоточено 20% производственных фондов и создается около ‘/3 ВВП. Развитие агропромышленного комплекса во многом определяет состояние всего потенциала народного хозяйства, уровень социально-экономической и про­довольственной безопасности государства. В сельской местности проживает около 38 млн. человек, то есть 27% населения страны. Почти 75% сельских населенных пунктов составляют мелкие поселки (численность жителей до 200 человек). Начиная с 1992 г. численность трудоспособного населения в деревне возросла с 17,8 млн. до 23,7 млн. человек, но количество занятых в производстве и в частном секторе выросло всего на 4,2%. Безработные составляют сельского населения (по официальным данным 10,8%), более 40% малоимущих проживают именно в сельской местности.

Одним из способов стимулирования развития сельского хозяйства может стать программа строительства малоэтажного жилья. Однако она не предусматривает строительство новых городов — создаются только жилые объекты в более экологически чистой зоне, которые фактически становятся спальными районами крупных городских агломераций. Наряду с развитием социальной инфраструктуры следует формировать возможности для занято­сти населения в сфере сельского хозяйства непосредственно на территории нового города. Необходим не просто экстенсивный путь — физическое уве­личение объемов возводимого жилья, а принципиальное изменение подхода к развитию города и деревни, точнее, — создание нового типа города за счет постепенного стирания границ между ними.

Агрогород представляет собой крупную территориальную единицу, в которую входят:

—  индивидуальные участки земли, соответствующие средней площади фермерского хозяйства в России (порядка 100 га) либо меньшие по площади. Житель агрогорода может объединить несколько индивидуальных участков в единое хозяйство исходя из потребностей бизнеса;

—  инфраструктура (характерная для современных спальных районов крупных городов) для обеспечения комфортной жизнедеятельности и со­циальной среды на территории города: поликлиники и больницы, школы и детские сады, отделения милиции и пожарной охраны, магазины, кафе и рестораны и иные инфраструктурные объекты;

—  инфраструктура для хранения, первичной обработки и сбыта сельско­хозяйственной продукции.

Поскольку производственная инфраструктура будет находиться на доступном расстоянии от всех пользователей, удельные издержки каждого агропроизводителя на ее содержание будут невысокими. Этим агрогорода нового типа принципиально отличаются от современной российской деревни, где создание единой инфраструктуры сбыта и хранения невозможно в силу дисперсного характера ее размещения по территории страны.

Государство берет на себя ответственность за оснащение выбранной тер­ритории необходимой инфраструктурой (подведение газопровода, дорог, обес­печение электроэнергией, мощностями для хранения и первичной переработки производимой сельхозпродукции) и разработку типовых проектов создания малых или средних предприятий. При этом строительство домов не финанси­руется за счет государства, что экономит значительные бюджетные средства.

Человек, решивший участвовать в проекте, получает во временное пользование (срок зависит от региона) земельный участок с подведенными коммуникациями, типовой проект (предусматривается несколько проектов на выбор, например мясное или молочное хозяйство, либо объект в области экотуризма) и кредит в Россельхозбанке на его реализацию (обеспечением по кредиту служит комплекс сооружений, построенных по типовому проекту). В случае успешного функционирования предприятия и полного погашения обязательств по окончании срока аренды участок переходит в собственность нового жителя города.

Заселение агрогородов станет одним из решений проблемы предостав­ления работы и жилья военнослужащим, уволенным в запас, а обеспечением по кредиту может стать жилищный сертификат.

Люди с высоким потенциалом развития и стремлением к самореализации, вероятно, окажутся первыми переселенцами, так как их не будет отталки­вать отсутствие городской инфраструктуры. Проблему занятости в условиях кризиса будет частично решена благодаря увеличению количества рабочих мест непосредственно в сельском хозяйстве и сопутствующих отраслях, раз­вивающихся в новых городах.

Одно из достоинств агрогорода решение проблемы сбыта сельхоз­продукции по справедливым ценам, которые в настоящий момент нельзя установить из-за отсутствия соответствующих институтов (добросовестность покупателей, информационная прозрачность рынка). Справедливая цена продукции в данном случае определяется на агробирже, которая создается одновременно с агрогородом. Механизм ее функционирования следующий: в городе формируется ряд центров, аккумулирующих данные о товарных остатках и приобретающих продукцию, отвечающую требованиям биржи. Сама биржа осуществляет прием заявок от трейдеров и заключает сделки. Развитие биржевого рынка впоследствии может стимулировать рынок товар­ных деривативов (развитие рынка производных финансовых инструментов началось именно с зерновых фьючерсов).



Все статьи автора «Марсель Шарипов»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: