АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, АДРЕСНОСТИ И ЦЕЛЕВОГО ХАРАКТЕРА БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ НА ПРАКТИКЕ

Бондарев Никита Сергеевич
ФГБОУ «Финансовый университет при Правительстве РФ»

Аннотация
Представленная статья отражает проблемы, существующие как в бюджетном законодательстве, так и в бюджетном процессе. Проведенный анализ отражает направления, в которых органам государственной власти еще предстоит работать для повышения эффективности проводимой государственной финансовой политики.

Ключевые слова: адресность, бюджетная система, бюджетные средства, принципы бюджетной системы, целевой характер, эффективность


ANALYSIS PUTTING INTO PRACTICE THE PRINCIPLES OF EFFECTIVENESS, TARGETING AND PURPOSE CHARACTER USING BUDGET FUNDS OF THE RUSSIAN BUDGET SYSTEM IN PRACTICE

Bondarev Nikita Sergeevich
Financial University under the Government of the Russian Federation

Abstract
This article shows the problems that exist in the budget legislation and the budget process. The analysis reflects the ways in which public authorities need to work in order to increase the performance of the government financial policy.

Keywords: budget system, performance, principles of the budget system, public funds., purposive character, targeting


Библиографическая ссылка на статью:
Бондарев Н.С. Анализ реализации принципов эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств бюджетной системы РФ на практике // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/01/6958 (дата обращения: 11.03.2024).

Бюджетная системы государства построена на принципах, которые определены в Бюджетном Кодексе РФ. Как каждый из представленных принципов реализуется на практике? Требуется ли их более тщательная проработка? Рассмотрим принципы, актуальность реализации которых остро стоит в современной России.

Основополагающим принципом, непосредственно связанным с исполнением расходных обязательств, является принцип эффективности использования бюджетных средств, который исходя из ст. 34 БК РФ означает, что бюджетные средства должны расходоваться исходя из их экономности, предусматривающей наименьшее использование финансовых ресурсов и достижение поставленного результата, и результативности, предполагающей использование определенного объема финансовых ресурсов для достижения наилучшего результата.

Содержание принципа включает в себя два требования к расходованию бюджетных средств: экономность и результативность, которые были добавлены внесением изменений в БК РФ от 7 мая 2013 г. [1]. Что означает “эффективное использование бюджетных средств” теоретически понятно, однако, как же оценить эту эффективность? Бюджетным законодательством никак не регламентирован порядок и методика определения эффективности. Из содержания данного принципа следует, что ОГВ или ОМСУ должны экономить, чтобы достигнуть поставленную цель и (или) достигнуть наилучший результат поставленной цели с использованием “определенного” объема финансовых ресурсов. Очевидно, что понятие “определенного” объема бюджетных средств подразумевает достижение цели любой ценой. Согласитесь, что такой “размытости” в законодательстве не должно быть? Или же содержание принципа намеренно так сформулировано? Хорошим примером, отражающим несостоятельность данного принципа на практике, является Олимпиада – 2014 в Сочи. Расходы на данное крупномасштабное мероприятие постоянно изменялись, очевидно будет сказано, что не в сторону снижения. ОГВ отметили, что в конечном итоге затраты превысили первоначальную смету в 5 раз [2]. Можно, конечно, оправдывая ОГВ, сказать, что они действовали из принципа результативности, стараясь организовать все на высоком уровне, поднять престиж государства, т.е. достичь поставленной цели, однако, если этим руководствоваться во всех случаях, то что будет с федеральным, остальными бюджетами? Несложными вычислениями можно определить, что расходы на Олимпиаду составили 2,5 % ВВП. Получается, на одно единственное мероприятие потрачен прирост экономики сразу за один, а то и за два года. Или же ОГВ посчитали, что затраты в 1,5 трлн. руб. вскоре окупятся? Возвращаясь к рассматриваемому принципу, хотелось бы отметить, что в том виде, в котором данный принцип представлен в БК РФ, он более-менее реализуется. Проблема в другом – в количественном определении эффективности от того или иного использования бюджетных средств. Пока в РФ расходные обязательства будут финансироваться с акцентом на контроле за исполнением смет, а не на контроле за результатом, ОГВ так и будут несколько раз пересматривать сметы, увеличивая расходы, как это было с Олимпиадой в Сочи.

С эффективным расходованием бюджетных средств непосредственно связан принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, изложенный в статье 38 БК РФ и означающий, что денежные средства доводятся до адресатов с определенными целями, которые они должны осуществить.

В редакции закона от 02.11.2007 отмечалось, что “принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей”. В сравнении с данной редакцией, современное трактование принципа изменилось в сторону более детального выделения направляемых финансовых ресурсов, предусмотренных бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств. Кроме этого, в БК РФ отдельной главой были выделены бюджетные нарушения и бюджетные меры принуждения, в частности касающиеся нецелевого использования бюджетных средств.

Законодательно рассматриваемый принцип вполне четко регламентирован. Что же касается его реализации на практике? В СМИ довольно часто говорится о том, что выделенные бюджетные средства в полном объёме не доходят до адресатов, да и население страны, являясь своего рода независимым экспертом в оценке тех или иных результатов государственных программ, часто выражает недовольство результативностью и целесообразностью инвестиций в те или иные проекты. Не говоря уже об олимпиаде в Сочи, вспоминается не столь давние события в Министерстве обороны. Так, Счетная палата РФ, проведя проверку расходования бюджетных средств на объекты инфраструктуры Минобороны за 2011-2013 годы, выявило нецелевое расходование бюджетных средств в размере 30 млрд. руб. на строительство жилья для военнослужащих [3]. Временами ранее Росфиннадзор отмечал, что неправомерное использование бюджетных средств за 2010 год составило около 46 млрд. руб., причем под неправомерностью понимались как закупки по завышенным ценам, нецелевое использование средств, а также оплата всевозможных лишних мероприятий, например, не предусмотренных законом экспертиз. Если ОГВ сами сообщают об имеющихся нарушениях, то говорить об исполнении указанного принципа на практике не приходится.

Таким образом, проанализировав эти два связанных между собой принципа, следует сказать, что реализация их на практике более-менее происходит, основа функционирования принципа заложена, есть направление, в котором идет работа, однако мало что обходится без некоторого числа нарушений. Принципы требуют законодательной доработки, более качественного контроля надзорных органов за их исполнением.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса” (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс] // Гарант. URL: http://base.garant.ru/70373192/#block_108 (дата обращения: 17.12.2014)
  2. Расходы на Олимпиаду в Сочи снова выросли и стали рекордными за всю историю игр. [Электронный ресурс] // Взгляд. 1.02.2013. URL: http://vz.ru/economy/2013/2/1/618531.html (дата обращения: 17.12.2014)
  3. В Минобороны выявлено нецелевое расходование средств. [Электронный ресурс] // Курс. 13.11.13. URL: http://kurs.ru/news/60313/v-minoborony-vyyavleno-netselevoe-rashodovanie-sredstv (дата обращения: 18.12.2014)


Все статьи автора «Бондарев Никита Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: