Мировой гостиничный бизнес насчитывает сегодня более ста лет и является самым результативным владением в туризме. За эти годы появились и заняли свое достойное место различные виды гостиниц, мотелей, кемпингов и прочих мест размещения, предназначенных для удовлетворения самых различных нужд, прихотей потребителей [2]. В Башкортостане все чаще проводятся мероприятия всероссийского и международного масштабов. Необходимость в постройке новых, пользующихся спросом гостиниц, растет с каждым годом. Перспективным для развития гостиничного бизнеса в Республике является город Уфа, который на 2014 года входит в десятку самых посещаемых городов в России [3]. В настоящее время, в Уфе строятся сразу восемь отелей, четыре из которых – гостиницы представительского класса. Главной проблемой гостиничного рынка России является несоответствие качества отельных услуг и требований, которые современные путешественники предъявляют при выборе места своего размещения. Известный сайт бронирования номеров Hotels.com [4] ежегодно проводит опрос среди путешественников по всему миру. В процессе исследования респондентам предложили оценить тридцать три гостиничные услуги, из них было выделено десять самых необходимых удобств в отеле (таб.1).
Таблица 1 – Рейтинг самых важных удобств в отеле и номере
Топ-10 наиболее важных удобств в отеле |
Топ-10 наиболее важных удобств в гостиничном номере |
||
Удобство в гостинице |
Удобство в номере |
||
1 |
Бесплатный завтрак |
1 |
Бесплатный Wi-Fi |
2 |
Ресторан |
2 |
Ванная комната с душем |
3 |
Интернет / бесплатный Wi-Fi |
3 |
Размер комнаты |
4 |
Парковка |
4 |
Шумоизоляция |
5 |
Круглосуточная регистрация |
5 |
Кондиционер |
6 |
Отель для некурящих |
6 |
Кофеварка/чайник |
7 |
Бассейн |
7 |
Дополнительные услуги в номере ( фен, сейф, полотенца, средства гигиены) |
8 |
Бар |
8 |
Постельные принадлежности премиум класса |
9 |
Кондиционер |
9 |
Ежедневная уборка |
10 |
Кофе/чай в лобби |
10 |
Тип матраса |
Согласно опросу, главными критериями при выборе отеля являются бесплатный завтрак и ресторан. Бесплатный Wi-Fi оказался в рейтинге на третьем месте, а в прошлогоднем опросе был самым популярным ответом. За ним следуют парковка и круглосуточный ресепшн. 66% респондентов отметили, что наличие бесплатных Wi-Fi и завтрака, должны стать стандартом в каждом отеле на 2014 год. Если говорит об услугах в номере, то здесь Wi-Fi и ванная комната с душем для гостей в приоритете.
Результаты помогли понять, что предпочтения путешественников ежегодно меняются и гостиницы вынуждены адаптироваться.
Проведем анализ, соответствуют ли гостиницы Уфы требованиям туристов. Для анализа мы взяли девять гостиниц города Уфы и на основе отзывов туристов, оценили качество услуг (таб.2)[5].
Таблица 2 – Анализ качества услуг гостиниц в городе Уфе
Отель
критерий |
Звездность | Бесплатный завтрак/ Тип завтрака | Бесплатный Wi-Fi | Безопасность имущества
(Сейф) |
Шумоизоляция | Дополнительные услуги | Размер комнаты | Ежедневная уборка | Цена/Качество |
Гостиница «Азимут» | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 |
«Президент Отель» | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 |
Гостиница «Башкортостан» | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 |
Гостиница «Астория» | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 |
Отель «Амакс Турист» | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 5 | 3 | 4 | 3 |
Гостиница «Тан» | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Отель «Иремель» | 3 | 5 | 4 | 3 | 4 | 2 | 4 | 4 | 4 |
Гостиница «Евразия» | 3 | 3 | 4 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 |
Гостиница «Агидель» | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 4 | 2 |
Раньше гостиницы строились для бизнесменов, которые приезжали в город с целью деловых поездок на 3-5 дней. В Уфе нет гостиниц 5-ти звезд, и не все соответствуют 4-м звездам. Основными недостатками являются маленькие стандартные номера, неустойчивое поле Wi-Fi, отсутствие сейфов в стандартных номерах, отсутствие шумоизоляции в номерах, в большинстве номеров давно не проводилась реновация и высокие цены для гостиниц такого уровня (от 2 тыс. до 7тыс.рублей за стандартный номер).
В рамках подготовки к проведению в 2015г. встречи глав государств и Правительств стран Шанхайский организации сотрудничества (ШОС) и саммиту стран БРИКС, в Уфе строятся гостиницы международных гостиничных сети, такие как: Holiday Inn, Hilton, Radisson Hotel Group, Hampton. Независимым гостиницам будет тяжело конкурировать с мировыми цепями. Снижение цен на номера не даст необходимой загрузки отеля, выход сегодня заключается в том, чтобы улучшать качество номеров, вводить дополнительные услуги для потребителей.
«Фишки» отеля не только помогают привлечь в отель состоятельных клиентов и повышают прибыль отеля. Внедряя большинство «фишек», не нужно капитальных инвестиций в отель. Улучшить номера можно с помощью косметического ремонта: изменить дизайн, добавить средства декора, создать тематические номера с национальными особенностями. Предлагаем разместить в номерах фотообои с уникальной флорой и фауной Башкортостана, постельное белье с национальным орнаментом, а также включить в интерьер изображение зеленой эмблемы Башкортостана – реброплодника уральского. Предлагаем провести акцию – при бронировании более 6 ночей предлагается комплимент по прибытию – бесплатный обед из национальных блюд и напитков. Для этого может быть разработано меню, в которое войдут следующие национальные блюда – бишбармак, бакбеляш, кыстыбый, чакчак, а также башкирский мед и кумыс. Это позволит туристам больше узнать о нашей Республике, о ее национальном колорите.
Для внедрения этого проекта, мы провели экономический расчет (таб.3).
Таблица 3 – Экономический расчет проекта «Национальный колорит в номерах гостиниц»
В настоящий момент | После внедрения проекта | |
Затраты | 2200 | 2900 |
-постельное белье | 500 | 1000 |
-фотообои | - | 1200 |
- другие средства декора | 900 | 200 |
-обед(предложение действует, если турист забронировал более 6 ночей) | - | 500 |
Выручка на 1 ночь | 5500 | 7700 |
Выручка на 7 ночей (по акции) | 38500 | 53900 |
Посчитаем на сколько процентов увеличились затраты и выручка.
∆з= 200/2200=0,31=31%, (1)
∆в = 2200/5500 =0,4=40 %, (2)
Данный проект имеет положительный экономический эффект гостиничного предприятия. Из этого можно сделать вывод, что проект оставит у туристов приятное впечатление о гостинице, но и принесет прибыль.
Одним из способов совершенствования услуг в сфере гостиничного бизнеса является страхование [6]. Гостиничная деятельность подвержена достаточно высокому риску и крупным материальным потерям. В гостиничном бизнесе существует большое разнообразие видов рисков. Мы рассмотрели риски, которым подвергнут гостиничный бизнес, и выделили следующие виды страхования: страхование имущества и страхование ответственности перед третьими лицами.
Один из основных видов рисков – имущественный риск. Имущественный риск представляет собой риск связанные с возможностью потерь имущества по различным причинам: кража, пожар, стихийное бедствие и др.[7]. Вариантов страхования имущества много и они охватывают различные виды рисков. Имущественного полиса полис состоит из трех основных пунктов: страхование имущества, страхование убытков от перерыва деятельности и страхование рисков терроризма. В результате ущерба, связанного с утратой материальных активов, но и перерыва в эксплуатации происходит уменьшение прибыли от деятельности гостиницы. Собственнику нужно оплачивать коммунальные услуги, налоги, выплачивает заработную плату работника, даже если отель не работает. В связи с этим страхование убытков от перерыва деятельности отеля, также является важным расширение страхового покрытия для гостиничных объектов.
Риск терроризма считается самым дорогим страховым случаем и стоит половину от суммы имущественного полиса, иногда он страхуется отдельным полисом. Международным гостиничным сетям рекомендуется покупать полис по страхования риска от терроризма, особенно если отель располагается в центре города, а также в связи с предстоящими крупными мероприятиями.
Другой вид – страхование ответственности перед третьими лицами. Такое страхование актуально для международных гостиничных сетей, так как размер претензий, предъявляемых туристами и другими третьими лицами в связи с причинением вреда их жизни, здоровью и имуществу может достигать сотен тысяч долларов [8]. К таким страховым случаям могут относиться претензии туристов, которые, как казалось бы, могут нести рутинный характер – испорченная одежда в прачечной, повреждение автомобиля на парковке отеля, повреждение багажа при транспортировке, ответственность за продажу напитков в минибарах отеля и другие. Если отель относится к числу дорогих отелей, то с учетом уровня постояльцев претензии могут превышать триста тысяч рублей. Поэтому при покупке полиса по страхованию гражданской ответственности для отеля, необходимо предусмотреть такие специфические моменты его расширения.
В заключении хотелось бы отметить, что любое гостиничное предприятие имеет индивидуальный путь развития. Это связано с разными факторами и особенностями, как в управление, так и в совершенствовании услуг. Мы надеемся, что наши предложения будут услышаны и воплощены в жизнь.
Библиографический список
- Об основах туристской деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ (ред. от 3 мая 2012 г.) – Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 14.11.2014).
- Об утверждении Правил предоставлении гостиничных услуг в Российской Федерации [Электронный ресурс]:Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. N 490 (ред. от13 марта 2013 г.) (дата обращения: 14.11.2014).
- Анализ запросов российских пользователей на туры в различные страны в октябре 2014 г. //Сайт Ассоциация туроператоров. 2014. URL: http://www.atorus.ru/ratings/analitic_mrch/new/27237.html (дата обращения: 14.11.2014).
- Завтрак в отеле для путешественников важнее, чем Wi-Fi // Buying Business Travel Russia: электронный журнал. 2010. URL: http://buyingbusinesstravel.com.ru/news/accomodation/2068-zavtrak-v-otele-dlya-puteshestvennikov-vazhnee-chem-wi-fi/ (дата обращения: 14.11.2014).
- Гостиницы Уфы //Трипадвизор.2014. URL: http://www.tripadvisor.ru/Hotels-g298518-Ufa_Republic_of_Bashkortostan_Volga_District-Hotels.html(дата обращения: 14.11.2014).
- Ефимов О.Н. Страхование по закону о страховом деле. Учебное пособие (приложение к программе подготовки бакалавров) / О.Н.Ефимов. – LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Heinrich-Böcking-Str. 6-8, 66121 Saarbrucken, Germany, напечатано в России, 2012, 685 стр.
- Страхование в гостиничной отрасли: основные риски// Сообщество профессионалов гостиничного бизнеса. 2010. URL: http://www.frontdesk.ru/article/strahovanie-v-gostinichnoy-otrasli-osnovnye-riski (дата обращения: 14.11.2014).
- Ефимов, О.Н. Новейшее страхование в законах. Монография/ О.Н.Ефимов. – Science Book Publishing House, Yelm, WA, USA, 2013. – 484 с.