Важной частью государственной социально-экономической политики является всестороннее и эффективное развитие физической культуры и спорта. Основная цель государственной политики в сфере физической культуры и спорта – здоровье нации, пропаганда здорового образа жизни, гармоничное воспитание здорового, физически крепкого поколения, а также спортсменов показывающих высокие результаты на национальных и международных спортивных соревнованиях.
В последние годы в России обострилась проблема с состоянием здоровья населения, увеличилось количество людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и пристрастием к курению.
Основные причины, которые негативно влияют на здоровье населения должны быть отнесены к более низкому уровню жизни: ухудшение условий учебы, труда, отдыха и окружающей среды, структуры питания, повышенный стресс, снижение уровня физической подготовленности и физического развития всех социально-демографических групп населения.
Шахматы – один из немногих видов спорта, отражающих духовный и интеллектуальный уровень населения, являются на сегодняшний день самой массовой и интеллектуальной игрой. Систематически с помощью шахматной игры, тренируя свой ум, развивая интеллект, укрепляя дух и нарабатывая волю к победе, каждый человек в своей личной жизни может достигнуть многого. Шахматы – чуть ли не единственная чисто соревновательная, то есть наглядная форма фиксации интеллекта личности. Они – существенная составляющая культурного пространства.
Несмотря на то, что ежегодно проводятся соревнования по классическим шахматам, чемпионаты города Сочи среди мужчин, женщин, ветеранов, юношей и девушек, возникает необходимость придания нового импульса развитию шахматного движения в городе Сочи, вовлечения большего числа населения в занятия шахматами, которые отражают интеллектуальный уровень жителей Сочи и должны стать одним из самых популярных видов спорта.
Существующие механизмы реализации государственной политики в области развития шахмат не дают ожидаемых результатов. Недостаточно эффективно осуществляется взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Краснодарского края, а также общественными спортивными организациями. Необходимость решения этих задач обусловила применение метода программно-целевого планирования развития шахмат в городе Сочи на 2013-2016 годы.
По оценкам специалистов интеллектуальный уровень населения нашей страны в последние десятилетия постоянно снижается. Исследования, проведенные европейскими институтами, поставили российских школьников на 47-е место по уровню обученности математике.
Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является обеспечение выпускников средних школ с фундаментальными знаниями, составляющими стандарт образования наступившего века: математики и информатики, базовых социальных и гуманитарных дисциплин.
Опытным путем было установлено, что скорость интеллектуальной реакции у детей активно играющих в шахматы на 40% выше, чем у неиграющих детей. Введение шахмат в школьную программу поможет снизить уровень интеллектуальной пассивности в большой группе детей.
Особенности интеллекта каждого ребенка не являются замороженными раз и навсегда данными, и подвергается прогрессивных изменений в определенных условиях обучения. Важную роль в обеспечении таких условий принадлежит шахматам.
Обучение основам шахматы способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы), развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, рассуждений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует формированию таких ценных качеств, как упорство, трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность и другие.
Необходимость разработки программы обусловлена прежде всего необходимостью создать условия для раскрытия интеллектуальных способностей учащихся. Играя в шахматы, ребенок учится тому, чему не всегда учат традиционные школьные дисциплины: соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, искать в теории ответы на практические вопросы, творчески применять на уроках в классе знания, не ожидая от теории готовых решений.
Принципиальной особенностью данной программы является ее комплексный и межведомственный характер. Решение программно-целевым методом позволит наилучшим образом координировать деятельность субподрядчиков и достижения высоких результатов по обучению шахматам. Положительным результатом реализации программы зависит от консолидации усилий всех заинтересованных учреждений и организаций в целях создания нормативно-правовых, финансовых, экономических, административных и материально-технических условий для приобщения обучающихся к регулярным урокам по шахматам.
Библиографический список
- Постановление Администрации города Сочи от 17 июня 1997 г. №393 «Об открытии в городе Сочи специализированной детско-юношеской спортивной школы по шахматам».
- Keschyan N.A. TERRITORIES’ MARKETING STRATEGIES. European Journal of Economic Studies. 2014. № 3 (9). С. 150-154.
- Абатуров О.И. Программно-целевой метод управления как инструмент рыночной экономики // Власть и управление на Востоке России, №4, 2011. – С. 66-67.
- Кещян Н.А. Самоменеджмент как основа любого управления. Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 8 (35). С. 27-29.
- Нефедкина С.А. Особенности бизнес-планирования и управления инвестиционными проектами в туристско-рекреационной сфере с учетом фактора риска. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 2. С. 235-243.
- Официальный интернет-портал муниципального образования город-курорт Сочи – http://www.sochiadm.ru/economy_sochi/