АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА ЭЛЕКТРОТОВАРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ABC-АНАЛИЗА

Остроушко Алексей Алексеевич1, Баженов Руслан Иванович2
1Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, студент
2Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой информатики и вычислительной техники

Аннотация
В статье раскрыта сущность и алгоритм последовательности действий АВС–анализа. Произведен АВС–анализ реальной информационной базы продаж ассортимента электротоваров. Сделаны выводы по обеспечению данной базы, предоставленной компанией, для улучшения товарных предложений. Приведенный анализ можно использовать в компании, которая занимается продажей товаров, и для обучения студентов элементам анализа ассортимента.

Ключевые слова: АВС-анализ, анализ ассортимента, принцип Парето, товарный ассортимент


ANALYSIS OF THE ASSORTMENT FOR ELECTRICAL GOODS USING ABC ANALYSIS

Ostroushko Aleksey Alekseevich1, Bazhenov Ruslan Ivanovich2
1Sholom-Aleichem Priamursky State University, student
2Sholom-Aleichem Priamursky State University, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Head of the Department of Computer Science

Abstract
The article reveals the essence of the algorithm sequence ABC analysis. Produced by ABC analysis of the actual sales information base assortment of electrical goods. Conclusions to ensure that the database provided by the company to improve product offerings. The analysis can be used in the company, which is engaged in the sale of goods, and for teaching students the elements of the analysis assortment.

Keywords: ABC analysis, analysis range, Pareto principle, product assortment


Библиографическая ссылка на статью:
Остроушко А.А., Баженов Р.И. Анализ ассортимента электротоваров с использованием ABC-анализа // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/10/6033 (дата обращения: 13.03.2024).

Одним из важных направлений деятельности любой торговой организации является ассортиментная политика. На сегодняшний день, она приобретает важную значимость, потому что к любому товару потребитель выдвигает жесткие требования по качеству и ассортименту, а также насколько эффективно работает предприятие с производимым товаром.

Большой популярностью в маркетинге, пользуется АВС-анализ, потому что он является простым и мощным инструментом анализа, позволяющим выявить объекты, требующие первостепенного внимания [1].

ABC-анализ является распространенным методом исследования, позволяющий провести оптимизацию ассортимента в розничной торговле. Повышение эффективности ассортимента и увеличение объема продаж зависят от правильной оценки прибыльности каждой товарной позиции, отсутствия «залеживающихся товаров» и товаров, затраты на которые не окупаются. Ассортимент обычно анализируется по двум характеристикам: объем продаж и получаемая прибыль. Рассматриваемый анализ основан на правиле Парето, согласно которому 20% ассортиментных позиций обеспечивает 80% прибыли. АВС-анализ разбивает товары на группы: А – наиболее ценные, 20%  товарных запасов, 80% продаж; В – промежуточные, 30% товарных запасов, 15% продаж; С – наименее ценные, 50%  товарных запасов, 5% продаж. Часто добавляют еще одну группу – D, в которую входят плохо продающиеся товары, или которые продаются в убыток. Так же допускается варьирование процентов для групп [2].

Проблемами применения ABC-анализа в различных отраслях экономики занимались российские и зарубежные ученые. Е.А.Бузукова провела исследование ассортимента и стабильности продаж с использованием ABC-анализа и XYZ-анализа [3]. Анализ ассортимента торговых организаций потребительской кооперации Краснодарского края провели А.Е.Вострокнутов, А.Д.Сапсай, Г.Н.Нестерова [4]. Т.А.Желада рассмотрела ассортимент сервисных услуг в организациях розничной торговли с помощью ABC и XYZ-анализа [5]. АВС-анализ как средство управления товарным ассортиментом торгового предприятия применяли О.Л.Ксенофонтова, Н.А.Новосельская [6]. С.В.Ласковец, Р.В.Каптюхин, О.Н.Жидкова в целях совершенствования товарной политики компании использовали методы анализа ассортимента [7]. А.А.Наумов выделил проблемы классических методов анализа экономических систем [8, 9]. Использовали ABC-анализ для изучения товарного портфеля А.И.Репичев [10, 11], Д.С.Садриев, Р.Д.Садриев [12]. Провел адаптацию методики ABC к анализу производственных процессов промышленных предприятий А.В.Чуваев [13]. Р.И.Баженов, В.А.Векслер разработали конфигурацию для проведения различных анализов на базе платформы 1С: Предприятие и независимого приложения [14-18]. Зарубежные ученые также исследовали применение ABC-анализа [19, 20].

Представим АВС-анализ продаж электротоваров. Компания, которая предоставила данные о продажах ассортимента из своей информационной системы на базе 1С:Предприятие, находится в г. Биробиджане. Одно из условий публичной обработки данной информации было неразглашение товарной номенклатуры и названия фирмы. В работе наименование товаров были изменены на «Товар 1», «Товар 2», и т.д. Ассортимент включает в себя около 4000 номенклатурных позиций. В качестве объекта анализа была выбрана одна номенклатурная группа, содержащая 434 товарные единицы.

Предоставленный отчет из информационной системы, выгруженный в формате MS Excel,  показывает количество проданного товара (единиц) (рис.1) и объем продаж (в рублях) (рис.2) за период июль 2013 – июль 2014 гг.

Рисунок 1 – Количество проданного товара

Рисунок 2 – Объем продаж

Производим сортировку объектов анализа ассортимента (за июль 2013 – июль 2014) в порядке убывания единиц товара каждой позиции. Далее осуществляем расчет доли с накоплением результата анализа ассортимента и разбиваем номенклатуру по группам. Разбиение на группы в соответствии с объемом продаж: Группа А    – 70%; Группа В – 20%, Группа С – 7%, Группа D  – 3%.

Полученные результаты приведем в табл. 1.

Таблица 1 – Разбиение ассортимента (шт.) по группам (часть таблицы)

Наименование

Количество, шт.

Доля в обороте, %

Доля в обороте с накопительным итогом, %

Группа

44055

Товар 120

996

2,26

2,26

А

Товар 340

899

2,04

4,30

А

Товар 45

675

1,53

5,83

А

Товар 157

663

1,50

7,34

А

Товар 179

631

1,43

8,77

А

Товар 241

580

1,32

10,09

А

Товар 26

564

1,28

11,37

А

Товар 110

538

1,22

12,59

А

Товар 164

531

1,21

13,79

А

Товар 55

506

1,15

14,94

А

Товар 61

499

1,13

16,08

А

Товар 78

488

1,11

17,18

А

Товар 139

485

1,10

18,28

А

Товар 133

484

1,10

19,38

А

Товар 341

476

1,08

20,46

А

Товар 135

460

1,04

21,51

А

Товар 185

458

1,04

22,55

А

Товар 62

433

0,98

23,53

А

Товар 52

417

0,95

24,48

А

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

Для подробного анализа данных составляем таблицу (табл. 2).

Таблица 2 – Итог (июль 2013 – июль 2014)

Группа

Объем продаж, шт.

Доля, %

Количество наименований

Доля, %

Группа А

30 822

70

114

26

Группа В

8 874

20

118

27

Группа С

3 169

7

102

24

Группа D

1 190

3

100

23

Итого

44 055

100

434

100

Проанализировав табл. 2 можно сделать вывод:

  1. Группа А содержит 114 наименования, что составляет около 26% от общего количества номенклатурных позиций исследуемого ассортиментного ряда. Однако, доля выручки на данную группу составляет 70% в общем объеме продаж.
  2. Группа В включает в себя 118 наименование, что составляет 27% от общего количества единиц номенклатуры. Доля выручки на данную группу приходится 20% от общего объема продаж.
  3. Группа С включает в себя 102 наименования, что составляет 24% от общего количества единиц номенклатуры. Доля выручки на данную группу приходится 7% от общего объема продаж.
  4. Группа D включает в себя 100 наименования, что составляет 23% от общего количества единиц номенклатуры. Доля выручки на данную группу приходится 3% от общего объема продаж.

Продублируем с объектами анализа ассортимента (за июль 2013 – июль 2014 г.) в порядке убывания товара в рублях каждой позиции (табл. 3).

Таблица 3 – Разбиение ассортимента (руб.) по группам (часть таблицы)

Наименование Сумма, руб. Доля в обороте, % Доля в обороте с накопительным итогом, % Группа

3016647,54

Товар 78

131682,5

4,37

4,37

A
Товар 340

72768,95

2,41

6,78

A
Товар 133

55060,9

1,83

8,60

A
Товар 16

40021,45

1,33

9,93

A
Товар 179

39555,35

1,31

11,24

A
Товар 288

39440

1,31

12,55

A
Товар 157

38510,7

1,28

13,82

A
Товар 341

38479,25

1,28

15,10

A
Товар 26

38429,8

1,27

16,37

A
Товар 233

38429,75

1,27

17,65

A
Товар 164

37538,2

1,24

18,89

A
Товар 139

36773,3

1,22

20,11

A
Товар 169

36439,7

1,21

21,32

A
Товар 185

36340,85

1,20

22,52

A
Товар 241

33238,2

1,10

23,63

A
Товар 80

32244,65

1,07

24,69

A
Товар 61

32160,6

1,07

25,76

A

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

Аналогичным образом, проранжировали объекты анализа ассортимента (за июль 2013 – июль 2014 г.) в порядке убывания проданного товара в рублях каждой позиции. Полученные результаты приведем в табл. 4.

Таблица 4 – Итог (июль 2013 – июль 2014)

Группа

Продажи, руб.

Доля, %

Количество наименований

Доля, %

Группа А

2 110 605

70

100

23

Группа В

602 640

20

102

24

Группа С

212 037

7

90

21

Группа D

91 365

3

142

33

Итого

3 016 648

100

434

100

Сделаем вывод по таблице:

  1. Группа А содержит 100 наименования, что составляет около 23% от общего количества номенклатурных позиций исследуемого ассортиментного ряда. Однако, доля выручки на данную группу составляет 70% в общем объеме продаж.
  2. Группа В включает в себя 102 наименование, что составляет 24% от общего количества единиц номенклатуры. Доля выручки на данную группу приходится 20% от общего объема продаж.
  3. Группа С включает в себя 90 наименования, что составляет 21% от общего количества единиц номенклатуры. Доля выручки на данную группу приходится 7% от общего объема продаж.
  4. Группа D включает в себя 142 наименования, что составляет 33% от общего количества единиц номенклатуры. Доля выручки на данную группу приходится 3% от общего объема продаж.

Для сравнения полученных результатов сделали совмещение АВС-анализ ассортиментов проданного количества товара и его объема продаж в рублях. Возьмем из табл.1 и табл. 3 столбцы «Группа» и «Наименование», отсортируем по порядку товары и сцепим эти группы (табл. 5).

Таблица 5 – Сортировка и сцепление групп товаров (часть таблицы)

наименование (шт.) Группа   наименование (руб.) Группа Сцепление групп
Товар 1 А Товар 1 A АA
Товар 2 В Товар 2 D ВD
Товар 3 А Товар 3 A АA
Товар 4 А Товар 4 A АA
Товар 5 А Товар 5 A АA
Товар 6 В Товар 6 A ВA
Товар 7 А Товар 7 B АB
Товар 8 В Товар 8 B ВB
Товар 9 С Товар 9 C СC
Товар 10 А Товар 10 A АA
Товар 11 С Товар 11 C СC
Товар 12 В Товар 12 B ВB
Товар 13 В Товар 13 B ВB
Товар 14 В Товар 14 A ВA

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

После сцепления групп проанализировали, какие товары являются более успешными по количеству проданного товара и вырученной прибыли в компании. Первая буква обозначает количество проданных единиц, а вторая -  объем продаж в рублях (табл. 6).

Таблица 6 – Анализ выделения успешных товаров

Группа

Количество наименований

Доля, %

AA

77

17,74

AB

27

6,22

AC

9

2,07

AD

1

0,23

BA

22

5,07

BB

49

11,29

BC

30

6,91

BD

17

3,92

CA

1

0,23

CB

13

3,00

CC

27

6,22

CD

61

14,06

DB

13

3,00

DC

24

5,53

DD

63

14,52

ИТОГ:

434

100,00

Из табл. 6 видно, что товары группы АА самые привилегированные в компании, а значит, они приносят основную прибыль. Остальным группам особого внимания не стоит уделять, за исключение группы DD, так как  она продается  в маленьких количествах и не приносит практически никакого дохода.

Таким образом, можно сказать, что данный анализ позволяет обеспечить информационную базу для улучшения товарных предложений. Для того, чтобы  принять решение по оптимизации ассортимента в компании, следует подробно изучить номенклатурную группу. Проведенное исследование может быть использовано в обучении будущих менеджеров [21, 22], специалистов в области информационных технологий [23] и для организации самостоятельной работы студентов [24, 25].


Библиографический список
  1. Эриашвили Н.Д. Маркетинг. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009.  623 с.
  2. ABC-анализ. URL: http://www.center-yf.ru/data/Marketologu/ABC-analiz.php
  3. Бузукова Е.А. Анализ ассортимента и стабильности продаж с использованием ABC-анализа и XYZ-анализа // Управление продажами. 2006. № 3. С. 166-185.
  4. Вострокнутов А.Е., Сапсай А.Д., Нестерова Г.Н. Анализ ассортимента торговых организаций потребительской кооперации Краснодарского края // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2013. № 4. С. 21-26.
  5. Желада Т.А. Анализ ассортимента сервисных услуг в организациях розничной торговли с помощью ABC и XYZ-анализа // Економічний форум. 2013. № 1. С. 422-427.
  6. Ксенофонтова О.Л., Новосельская Н.А. АВС-XYZ – анализ как средство управления товарным ассортиментом торгового предприятия // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2013. № 2 (34). С. 70-76.
  7. Ласковец С.В., Каптюхин Р.В., Жидкова О.Н. Применение методов анализа ассортимента в целях совершенствования товарной политики компании // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2014. № 2 (27). С. 141-145.
  8. Наумов А.А. О проблемах некоторых классических методов анализа экономических систем и путях их разрешения // Theoretical & Applied Science. 2013. № 12 (8). С. 112-114.
  9. Наумов А.А. Использование метода детализации финансовых потоков в задачах оценивания эффективности проектов // Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2013, № 48 (186). С. 35-41.
  10. Репичев А.И. Анализ товарного портфеля сельскохозяйственного предприятия // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 3. С. 59-64.
  11. Репичев А.И. Методы анализа продуктового портфеля фирмы // Научная жизнь. 2010. № 3. С. 47-49.
  12. Садриев Д.С., Садриев Р.Д. ABC-анализ в оптимизации товарного ассортимента // Маркетинг. 2008. № 1. С. 119-125.
  13. Чуваев А.В. Адаптация методики ABC к анализу производственных процессов промышленных предприятий // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2014. № 4 (36). С. 94-96.
  14. Баженов Р.И., Векслер В.А. Анализ потребительских корзин в 1С:Предприятие на примере АВС-анализа // Информатизация и связь. 2013. № 5. С. 117-123.
  15. Баженов Р.И., Векслер В.А. Реализация XYZ-анализа в программном коде внутреннего языка программирования 1С:Предприятие 8.3 // Информатизация и связь. 2014. № 1. С. 37-42.
  16. Баженов Р.И., Векслер В.А., Гринкруг Л.С. RFM-анализ клиентской базы в прикладном решении 1С:Предприятие 8.3 // Информатизация и связь. 2014. № 2. С. 51-54.
  17. Векслер В.А., Баженов Р.И. Определение взаимосвязи номенклатурных позиций средствами 1С:Предприятие 8.3 // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 7(39). С.45-49.
  18. Сизых А.Ф., Баженов Р.И. Разработка программной системы поиска ассоциативных правил на основе алгоритма apriori // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/10/38733 (дата обращения: 06.10.2014).
  19. Li F., Xianyi G., Xin M. On reasons of uncontrollable construction cost based on the ABC analysis method and the complete decomposition model // Systems Engineering Procedia. 2012. V.4. P. 359-365.
  20. Yu M.-C. Multi-criteria ABC analysis using artificial-intelligence-based classification techniques  // Expert Systems with Applications. 2011. V. 38. Iss. 4. P. 3416-3421.
  21. Баженов Р.И. Проектирование методики обучения дисциплины «Информационные технологии в менеджменте» // Современная педагогика. 2014. № 8 (21). С. 24-31.
  22. Баженов Р.И. О методике обучения проектированию информационных систем будущих менеджеров // Психология, социология и педагогика. 2014. № 8 (35). С. 30-38.
  23. Баженов Р.И. Проектирование методики обучения дисциплины «Интеллектуальные системы и технологии» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5-2 (37). С. 48.
  24. Баженов Р.И. Организация научно-исследовательской работы студентов по дисциплине «Теория автоматов» // Современная педагогика. 2014. № 5 (18). С. 20.
  25. Баженов Р.И. Использование системы moodle для организации самостоятельной работы студентов // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2014. № 3 (93). С. 174-175.


Все статьи автора «Баженов Руслан Иванович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: