Научный руководитель:
Жабыко Людмила Ливерьевна, к.э.н., доцент кафедры “Финансы и кредит”
Налогообложение – это процесс взимание с населения денежных средств с целью обеспечения финансовой деятельности государства. Необходимость налогообложения заключается в формировании доходной части государственного бюджета и использования его в интересах населения.
К сожалению, далеко не каждый гражданин страны знает, куда идут уплаченные им налоги. Такое незнание связанно, во-первых, с большим количеством различных видов налогов и отчислений, во-вторых, с недоступностью информации для простых граждан по налогам и сборам, в-третьих, с финансовой неграмотностью и нежеланием погружаться в тонкости системы налогообложения.
Согласно статистике только 12% россиян точно знают, куда распределяются налоговые поступления, остальные же 82% либо имеют об этом представление, либо считают это распределение абсолютно неправильным. Кроме того, довольно значительный процент граждан недоволен системой распределения налоговых отчислений и считает, что они удовлетворяют интересам и потребностям только определенных слоев населения, таких как чиновничество и управленческий аппарат. К тому же, по мнению россиян, немалая часть налоговых доходов расхищается [6]. Одним словом, граждане нашей страны стоят на позиции того, что налоговая система не эффективна и не удовлетворяет интересам населения.
На самом деле государственный бюджет распределяет налоговые поступления на следующие цели:
- предоставление бюджетных инвестиций и субсидий;
- обслуживание государственного долга;
- обеспечение государственного оборонного заказа;
- пенсионное обеспечение и социальная помощь;
- финансирование государственных программ;
- содержание государственного аппарата;
- содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики и др.
Но, несмотря на такое распределение налогов и приоритеты перераспределения средств государственного бюджета мы наблюдаем в стране неразвитость транспортной системы и неудовлетворительное состояние дорог. Несмотря на финансирование из государственного бюджета, в неутешительном состоянии находится образование, медицина, армия, также наблюдается низкий уровень пенсионных начислений гражданам. Значит ли это, что налоги распределяются нерационально?
На наш взгляд, основной причиной такого мнения является закрытость информации о государственном бюджете Российской Федерации и низкая финансовая грамотность населения. То есть, из-за незнания того, куда и в каком объеме распределяются суммы с уплаченных налогов и как происходит финансирование и реализация приоритетных государственных программ, у населения складывается мнение, что их денежные средства не работают в направлении совершенствования социального и экономического положения страны, а оседают в региональных и государственном бюджете.
Решение данной проблемы правительство страны видит в реализации программы «открытое правительство», в рамках которой будет осуществляться создание открытого бюджета. Цель этой программы – представить сведения о формировании и использовании бюджета в открытом доступе и доступной форме [7].
Следует заметить, что практика создания открытого бюджета широко применяется в таких странах, как Великобритания, Швейцария, Бразилия, Южная Корея, Таиланд и многих других. Самые лучшие практики реализации этой программы наблюдаются в Великобритании и Южноафриканской Республике.
Гражданский бюджет в Великобритании публикуется в одном из разделов сайта правительства страны под заголовком «Budget 2013: an overview» [1]. Этот документ публикуется только в электронном варианте и разделен на три части: экономика и общественные финансы, рост, справедливость. Оценить расходы и проконтролировать распределение бюджетных средств в Великобритании можно на сайте «Where does my money go?» [3]. Любой желающий с помощью этого сайта, а именно раздела с названием «Daily Bread», может узнать сумму его налоговых отчислений в бюджет и процентное распределение этих средств на различные нужды. Такая система очень удобна, так как позволяет отследить, сколько и куда ваших денег тратит государство в день.
Не меньшего внимания заслуживать бюджет для граждан Южной Африки, в котором представлена информация о бюджете страны начиная с 1993 года и по настоящий день, позволяющая отследить динамику изменения бюджета. Следует выделить возможность обратной связи, с помощью которой можно оценить информативность и доступность представляемых данных и дать рекомендации. Кроме того, в бюджете для граждан Южноафриканской республики представлена информация о планируемых изменениях в бюджетной политике на ближайшие годы, изучив которую гражданин может получить представление о своих будущих расходах [2].
В России программа создания открытого бюджета довольно нова. Старт был положен в 2012 году с началом реализации проекта «Открытого правительства», в рамках которого заработал проект «Открытый бюджет». Цель этого проекта состоит в возможности осуществления гражданского контроля над эффективностью использования бюджетных средств. Но, тем не менее, первый вариант бюджета для граждан все же оказался довольно сложным для понимания человека, недостаточно владеющего знаниями в финансовой сфере экономики.
В рамках этого проекта также был представлен бюджетный калькулятор, цель которого состоит в сборе и анализе мнений граждан об эффективности перераспределения налоговых отчислений. С помощью бюджетного калькулятора налогоплательщик может рассчитать сумму собственных отчислений в бюджет за год, а также сопоставить российский бюджет с бюджетами других стран [4]. Создание бюджетного калькулятора – это большой шаг вперед к формированию открытого бюджета страны.
Вопрос прозрачности бюджета все еще остается недостаточно разработанным. Программа «Открытый бюджет» пока запущена в пилотном режиме и выполняется далеко не каждым субъектом Российской Федерации. Остро стоит вопрос о методах и средствах предоставления информации гражданам в доступном режиме. При построении принципа прозрачности бюджетной системы не стоит также забывать и об опыте других стран, где такая программа функционирует довольно давно и доведена до высокого уровня.
Первоочередной целью налоговой службы нашей страны в настоящее время должно стать построение диалога с налогоплательщиками и на основе общественного мнения выявление недостатков работы налоговых органов. Прозрачность бюджета должна продолжать повышаться, так как налогоплательщики должны знать, что передаваемые ими в распоряжение государства денежные средства, используются прозрачно и максимально эффективно. Только в этом случае доверие россиянина к власти и уровень финансовой грамотности значительно вырастут, а налоговые органы получат стимул работать более ответственно.
Библиографический список
- Budget 2013: an overview. Электронный ресурс. URL: https://www.gov.uk/government/news/budget-2013-an-overview (дата обращения: 24.04.2014)
- National treasury. Электронный ресурс. URL: http://www.treasury.gov.za/documents/national%20budget/default.aspx (дата обращения; 25.04.14)
- Where does my money go? Электронный ресурс. URL: http://wheredoesmymoneygo.org/ (дата обращения 24.04.2014)
- Бюджетный калькулятор. Электронный ресурс. URL: http://ria.ru/infografika/20121224/915963747.html (дата обращения: 24.04.14)
- Санжиев Д. Открытость местных бюджетов – приоритет развития бюджетной системы. Журнал «Экономика и жизнь» №10 (9526)
- Терехин Р. «Почему мы не платим налоги?» Электронный ресурс. URL: http://slon.ru (дата обращения: 25.04.2014)
- Яруллина Г.Р. Принцип прозрачности (открытости) бюджетной системы РФ: содержание и реализация. Электронный юридический журнал «Российское право в интернете»