ПРОБЛЕМЫ ПРИЗНАНИЯ И ОТРАЖЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В КОРПОРАТИВНОЙ ОТЧЕТНОСТИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ

Лихтарова Ольга Викторовна
Самарский институт (филиал) РЭУ им. Г.В.Плеханова
к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита

Аннотация
В статье рассматриваются проблемы отражения информации о финансовых инструментах в корпоративной отчетности российских компаний, проводится сравнительный анализ требований международных стандартов учета и отчетности и отечественных.

Ключевые слова: корпоративная отчетность, финансовые активы, финансовые инструменты, финансовые обязательства


PROBLEM RECOGNITION AND PRESENTATION OF FINANCIAL INSTRUMENTS IN THE RUSSIAN CORPORATE REPORTING COMPANIES

Lixtarova Olga Victorovna
Samara Institute (branch) REU them. Plekhanov
assistant professor of accounting, analysis and audit

Abstract
The article considers the problem of reflection of financial instruments in corporate reporting of Russian companies, a comparative analysis of the re-quirements of international accounting standards and domestic.

Библиографическая ссылка на статью:
Лихтарова О.В. Проблемы признания и отражения финансовых инструментов в корпоративной отчетности российских компаний // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/05/4926 (дата обращения: 15.03.2024).

Формирование и развитие высокоэффективных мировых рынков капитала детерминировало внедрение в хозяйственный оборот большинства экономических субъектов операций с финансовыми инструментами. Широкому их распространению способствуют также нарастающие и усиливающиеся процессы глобализации и интеграции мирового хозяйства, обеспечивающие высокую мобильность капитала, направление его в те сферы деятельности и регионы где он может обеспечить максимальную отдачу при наличии минимальных рисков. Такие изменения в мировой экономике привели к появлению сложных финансовых схем, к использованию производных и гибридных финансовых инструментов. Вместе с тем традиционные формы привлечения и размещения средств организаций также не потеряли своей актуальности.

Анализ определений финансового инструмента, предлагаемых отечественными и зарубежными авторами не позволил нам выделить единый взгляд на данное понятие. Многие авторы, как уже отмечалось ранее, отождествляют понятия ценные бумаги, финансовые активы и финансовые инструменты. Ф.Дж. Фабоцци считает, что «финансовые активы, также называемые финансовыми инструментами или ценными бумагами являются примерами нематериальных активов» [1]. И.Я. Лукасевич выражает аналогичное мнение. Он утверждает, что «…процессы, связанные с инвестициями в финансовые активы (инструменты), свободно обращающиеся на рынке капиталов, т.е. в ценные бумаги…» [2]. Наиболее полное и широкое определение финансовых инструментов представлено, на наш взгляд, в Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО). Абсолютно аналогичное определение приведено и в американских стандартах GAAP [3]. Сходной точки зрения придерживается и В.В. Ковалев: «под финансовым инструментом понимается любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другого» [4].

В МСФО (IAS) №32 «Финансовые инструменты: представление информации» указано, что только права обмена «на потенциально выгодных условиях» и на «на потенциально невыгодных условиях» являются финансовыми инструментами. В то же время опционы, которые предполагают продажу и покупку финансовых инструментов по рыночной цене на дату выполнения не подпадают под указанное определение. Тем не менее, общепринято, что такие опционы являются финансовыми инструментами.

Корпоративная отчетность имеет исключительно важное значение в системе корпоративного управления. Это, в частности, подчеркивается в различных кодексах корпоративного управления, где финансовой отчетности отводится роль основного информационного канала, связывающего компанию и внешних пользователей. Кроме того, финансовая отчетность актуальна и для внутренних пользователей – директоров и менеджеров организации.

Одна из основных проблем состоит в том, что концептуальные основы должны охватывать более широкий круг информации, нежели только традиционную финансовую отчетность, соответственно и цель должна быть достаточно широкой для того, чтобы охватить информацию, которая часто представляется в финансовых отчетах, но за пределами финансовой отчетности. В российском бухгалтерском учете таких широких требований по раскрытию информации для пользователей нет, а те требования, которые есть, зачастую просто не выполняются [5].

Многие инвесторы высказывают озабоченность по поводу информативности отчетности по МСФО: нет уверенности в том, что отчетной информации окажется достаточно для инвесторов. Иначе говоря, существует сомнение в том, что отчетность по МСФО адекватно отражает финансовое положение организации и служит адекватному восприятию компании финансовыми рынками. В качестве еще одной проблемы можно выделить недостаточную сравнимость компаний между собой, в том числе внутри отрасли. Сравнимость должна достигаться универсальностью МСФО и применением их во всех странах мира.

Решение всех этих проблем видится в том, что инвесторам необходима не только отчетность по МСФО, а нечто большее. Среди наиболее серьезных разработок, которые получили широкое применение в работе корпораций, следует отметить систему сбалансированных показателей The Balanced Scorecard (разработчики – директор Norlan Norton Institute Дэвид Нортон (в настоящее время также занимает пост руководителя Balanced Scorecard Collaborative) и профессор Harvard Business School Роберт Каплан), а также концепцию отчетности о стоимости Value Reporting (концепция предложена специалистами фирмы PriceWaterhouseCoopers).

Ближе всего под понятие «глобальные общепринятые учетные принципы» подходят МСФО, являющиеся обязательными для корпораций, акции которых котируются на фондовой бирже. В настоящее время корпорации, проходящие листинг на фондовых биржах, должны представить свою отчетность согласно учетным принципам принимающей стороны либо американским учетным принципам (GAAP) или МСФО. С позиций инвесторов различия, существующие между национальными и международными стандартами, затрудняют их возможность оценить и сравнить финансовую деятельность корпораций. Неопределенность в отношении надежности отчетной информации снижает стоимость акций. Инвесторы в этом случае требуют более высокий доход от своих инвестиций, с тем, чтобы компенсировать повышенный риск, связанный с низким качеством предоставляемой информации. Неполная и ненадежная информация может отразиться не только на деятельности отдельной корпорации, но и на всем рынке ценных бумаг и на всей экономике. Так, Международный валютный фонд, анализируя Азиатский кризис, указал на то, что основной его причиной явилась недостаточная прозрачность корпоративной отчетности [6].

Рассматривая систему корпоративной отчетности для эмитента необходимо сказать, что корпоративная отчетность является результатом развития технологии работы с отчетами и представляет собой не просто объединение производственных и настольных систем отчетности, но и их дальнейшую эволюцию. Основной целью создания корпоративной системы отчетности эмитента – является обеспечение удобного доступа к централизованному хранилищу информации компании и получения её в виде готовых отчетных форм [7].

Введение глобальных общепринятых учетных принципов позволит, по нашему мнению, точнее сопоставлять деятельность любой корпорации, интересующей инвесторов, в любой отрасли. Безусловно, это могло бы и расширить выбор финансовых  инвестиций.

Правильность применения принципов подготовки бухгалтерской отчетности без раскрытия миссии, стратегии и целей деятельности компании нельзя признавать безусловной. Для рыночно-ориентированной системы отчетности характерно превалирование содержания над формой подачи информации. Бухгалтерская отчетность важна не сама по себе – будет ли она составлена в произвольной конфигурации данных или по правилам формального (буквального) следования отдельным предписаниям (инструкциям, методическим рекомендациям) МСФО. Содержательность и адекватность информации предопределяется информационными ожиданиями или интересом к ключевым, наиболее важным по сути показателям бизнеса.

Кроме того, применяемая в рыночно-ориентированной отчетности терминология соответствует принятой экономической и финансовой лексике; корпоративная отчетность в полном объеме опирается на данные бюджетирования, финансового планирования и прогнозирования, а также на показатели оценки стоимости [8].

Отечественная практика отражения в отчетности и оценки финансовых инструментов, как и других видов оценки, базируется на требованиях международных стандартов. Вопросам оценки финансовых инструментов посвящен Международный стандарт финансовой отчетности (МСФО) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка». Несмотря на то, что ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» разрабатывалось на базе МСФО 39, многие его положения были существенно модифицированы [9].

Основные положения, касающиеся порядка первоначальной и последующей оценки финансовых инструментов рынка ценных бумаг по российскому и международному законодательству, отражены в таблице 2.

Таблица 1 – Сравнение норм международного и российского законодательства по вопросам оценки финансовых инструментов

Критерий

сравнения

ПБУ 19/02 «Учет финансовых

вложений»

МСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка»
1. Способ первоначальной оценки Оцениваются по первоначальной стоимости, состав которой зависит от способа поступления Оцениваются по справедливой стоимости
2. Порядок учета дополнительных затрат, возникающих  в сделках с финансовыми инструментами Порядок учета зависит от соответствия величины затрат критерию существенности:

- если затраты существенны, они включаются в первоначальную стоимость;

- если затраты несущественны, они признаются прочими расходами

Порядок учета зависит от цели приобретения финансового инструмента:

- по финансовым инструментам, предназначенным для продажи, затраты признаются операционными расходами;

- по  финансовым инструментам,  не предназначенным для продажи, включаются в состав их справедливой стоимости

3. Способ последующей оценки Порядок оценки зависит от соответствия финансовых инструментов критерию обращаемости на ОРЦБ:

- финансовые инструменты, обращающиеся на ОРЦБ, отражаются в отчетности по текущей рыночной стоимости путем корректировки их оценки на предыдущую отчетную дату;

- финансовые инструменты, не обращающиеся на ОРЦБ, отражаются по первоначальной стоимости

Порядок оценки зависит от цели приобретения финансового инструмента:

- финансовые инструменты, предназначенные для продажи, отражаются в отчетности по справедливой стоимости;

- финансовые инструменты, не предназначенные для продажи, отражаются в отчетности по амортизированной стоимости

Характерной особенностью финансовых инструментов является динамичность изменения их стоимости. Поэтому важное место в отражении в отчетности  финансовых вложений занимает отражение и учет их обесценения.

Рассмотрим особенности учета обесценения финансовых вложений по правилам ПБУ 19/02 в сравнении с международными стандартами (Международный стандарт финансовой отчетности 36 «Обесценение активов» и Международный стандарт финансовой отчетности (МСФО) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка»). Согласно ПБУ 19/02, если наблюдается устойчивое существенное снижение стоимости финансовых вложений, то в учете признается факт обесценения финансовых вложений. В соответствии с МСФО 36 обесценение актива признается организацией, когда балансовая стоимость превышает возмещаемую сумму (рис. 1). В российской практике учета разница между учетной стоимостью финансовых вложений и суммой снижения их стоимости называется расчетной стоимостью финансовых вложений. Данный показатель исчисляют по тем финансовым вложениям, по которым не определяют текущую рыночную стоимость (не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг).

По международным стандартам на обесценение проверяются финансовые активы, не отражаемые по справедливой стоимости (не предназначенные для продажи).

Проверка на обесценение при наличии признаков обесценения по ПБУ 19/02 должна производиться не реже одного раза в год по состоянию на 31 декабря отчетного года, а по МСФО – на каждую дату составления баланса [10]. Признаки обесценения финансовых вложений отражены в таблице 2.

Таблица 2 – Признаки обесценения финансовых  инструментов

Признаки обесценения по ПБУ 19/02 Признаки обесценения по МСФО36,39
Высокая вероятность банкротства или реорганизации эмитента
Совершение на РЦБ сделок с ценными бумагами по цене существенно ниже их стоимости Значительные финансовые трудности эмитента
Отсутствие или существенное снижение поступлений от финансовых вложений при высокой вероятности дальнейшего уменьшения этих поступлений и т. д. Предоставление кредитором льготных условий, связанных с финансовыми затруднениями заемщика
Фактическое нарушение эмитентом договора
Ретроспективный анализ сроков погашения задолженности, свидетельствующий о невозможности получения всей суммы долга
Признание убытка от обесценения данного актива в отчетности предыдущего периода
Исчезновение активного рынка для данного финансового актива

Таким образом, отражая в отчетности операции с финансовыми инструментами, следует иметь в виду, что каждый вид вложений имеет свои особенности бухгалтерского учета. Сложность процедуры учета финансовых инструментов также обусловлена отсутствием достаточной нормативной базы, разнообразием существующих видов финансовых инструментов и операций с их участием, динамичностью изменения их стоимости.

Большинство норм о раскрытиях могут быть воспроизведены в национальном аналоге МСФО близко к оригинальному тексту МСФО. Это вряд ли вызовет проблемы, если будет четко определена используемая терминология. Вероятно, может стать проблемным использование управленческой информации в целях раскрытия, так как в России вообще не выработана практика использования управленческой информации в целях составления корпоративной отчетности. Кроме того, менеджмент российских компаний крайне неохотно идет на публикацию управленческой информации, считая ее коммерческой тайной, не имеющей к бухгалтерскому учету никакого отношения. Кроме того, раскрытия информации по финансовым рискам может столкнуться с трудностями, поскольку в России полностью отсутствует какая-либо практика таких раскрытий в реальном секторе


Библиографический список
  1. Фабоцци Ф. Управление инвестициями: пер. с англ.- М.: ИНФРА-М, 2000, с. 67.
  2. Лукасевич И.Я. Исследование и моделирование процессов финансового инвестирования: проблемы теории, методологии и компьютеризации. – М.: ВЗФЭИ,1999, с.50
  3. Миллер ГААП с комментариями / Я.Вильямс – М.:ИНФРА-М, 2000. с.118
  4. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2001. с.427
  5. Горлова О.В. Внутриотраслевые стандарты корпоративной отчетности//Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. 2010. № 2. С. 36-41.
  6. Дипиаза С.А. Будущее корпоративной отчетности. – М.: Альпина-Паблишер, 2003
  7. Горлова О.В. Методологические основы формирования рейтинга эмитента в системе корпоративной //Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. 2010. № 3. С. 180-183.
  8. Тарасова Т.М. Реализация профессионального суждения при формировании бухгалтерской отчетности организации//Финансы и кредит. 2013. № 36. С. 47-51.
  9. Тарасова Т.М. Внедрение и развитие внутреннего контроля в условиях конвергенции российских и международных стандартов финансовой отчетности //Вестник СевКавГТИ. 2012. № 12. С. 164-167.
  10. Тарасова Т.М. Влияние конвергенции международных и российских стандартов на систему управленческого учета и внутреннего контроля //Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2012. № 13-2. С. 44-49.


Все статьи автора «SIREY»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: