ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И МЕХАНИЗМ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ

Куликова Юлия Павловна
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области Королевский Институт управления, экономики социологии
соискатель кафедры Управления

Аннотация
Многие организации, в том числе высшее образовательное учреждение представляют собой сложные, многоуровневые системы. Для таких организаций принята четырехуровневая модель стратегического управления. В мировой практике существует несколько уровней разработки стратегии, основными из которых являются: корпоративная (общеэкономическая стратегия), деловая (стратегия бизнеса), функциональная.
По мнению автора, корпоративная стратегия является общим планом управления для диверсифицированной организации, которая состоит из действий, предпринимаемых для утверждения своих позиций в различных сферах деятельности и подходов, используемых для управления делами всей организации.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Куликова Ю.П. Инновационная политика высшего образовательного учреждения и механизм ее формирования // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2012. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2012/01/370 (дата обращения: 12.03.2024).

Корпоративная стратегия разрабатывается для всей корпорации в целом и предусматривает:

1) создание и управление высокопродуктивным хозяйственным портфелем (приобретение организаций, укрепление существующих деловых позиций, прекращение деятельности, не соответствующей стратегическим планам);

2) достижение синергизма среди родственных структурных подразделений и создание на его основе конкурентного преимущества;

3) установление инвестиционных приоритетов и направление корпоративных ресурсов в наиболее привлекательные сферы деятельности.

На корпоративном уровне высшее образовательное учреждение, как правило, представляется как много­отраслевая, многопродуктовая, многорыночная организация, имеющая соответствующее число специализированных подразделений (например, в разрезе специальностей, по которым осуществляет подготовку, формам обучения и т. д.). На отдельно взятом рынке образовательных услуг конкурируют не сами организации, а их соответствующие биз­нес-подразделения. Поэтому, рассматривая высшее образовательное учреждение как корпорацию, практиче­ски невозможно указать ее конкретных конкурентов. В связи с этим, корпоративные стратегии отличает их нацеленность на глобальные конкурент­ные преимущества, которые проявляются в более низких издержках и (или) отличительном качестве образовательных услуг.

То, каким образом будут достигнуты корпоративные цели организации и будут ли они достигнуты вообще, в первую очередь и главным образом, зависит от того, каким видом деятельности будет заниматься высшее образовательное учреждение, и какую стратегию развития он изберет для каждого вида деятельности.

Как полагает автор исследования, высшее образовательное учреждение осуществляет сразу несколько видов деятельности, каждому из них соответствует своя определенная деловая стратегия. На этом уровне определяется подход организации к достижению, удержанию и капитализации конкурентных преимуществ в конкретной сфере деятельности, которая представляется стратегически важной с корпоративных позиций.

Деловая стратегия предусматривает:

  • разработку мер, направленных на усиление конкурентоспособности и сохранение конкурентных преимуществ;
  • формирование механизма реагирования на внешние изменения;
  • объединение стратегических действий основных функциональных подразделений;
  • решение специфических вопросов  и проблем организации.

Таким образом, деловая стратегия – это план управления отдельной сферой деятельности компании.

Деловая стратегия нацелена на установление и укрепление долгосрочной конкурентоспособной позиции организации на рынке. Для достижения этой цели деловая стратегия разрабатывается по следующим основным направлениям:

  • реагирование на изменения, происходящие в данной отрасли, в экономике в целом, в политике и в других значимых сферах;
  • разработка рыночных подходов и мер, способствующих достижению прочного преимущества перед конкурентами;
  • объединение стратегических инициатив функциональных отделов;
  • решение конкретных стратегических проблем, актуальных в данный момент (но в рамках требований стратегии высшего уровня).

Разработка деловой стратегии имеет три грани:

  • решение вопроса о победе в конкурентной борьбе;
  • разработка характеристик предлагаемых продуктов, способных привлечь потребителя и выгодно выделить организацию среди других конкурентов;
  • нейтрализация активных действий конкурентов.

По мнению автора, организация имеет вполне определенные стратегии в области марке­тинга, организации производства, финансов, инвестиций, персонала и т. п., это так называемые функциональные стратегии, назначением которых является обеспечение решения задач, поставленных на корпоративном и бизнес-уровнях, с максимально возможной эффективнос­тью. Их главным отличием от корпоративной и деловых стратегий является внутриорганизационная направленность.

Функциональные стратегии должны быть взаимоувязаны между собой, скоординированы и взаимно дополнять друг друга для успешной реализации деловой стратегии.

Таким образом, стратегия развития организации имеет многоуровневую структуру. Сначала должны быть установлены цели и стратегия для всей организации. Затем из общей стратегии выделяются цели и стратегия по уровням организации. Формулирование целей и стратегии сверху вниз позволяет ориентировать подразделения низового уровня на стратегические планы и задачи, которые вытекают из показателей, намеченных для всей организации.

Управление высшим образовательным учреждением на основе маркетинга – это управление, ориентированное на рынок, опирающееся на рыночные механизмы экономической жизни. Маркетинг в данном случае представляет собой тип управления, который обнаруживает свои особенности в самых различных характеристиках менеджмента: в структуре системы управления, в механизме и процессах управления, в методологии и организации управления. При этом типе в системе управления обязательно выделены функции маркетинга, которые занимают ведущее место, играют решающую роль в функционировании системы управления, в решении всех проблем. К другим подразделениям также предъявляются требования функциональной оценки рыночных процессов.

В современных условиях маркетинг не ограничивается только анализом существующей обстановки, использованием конъюнктуры, поиском благоприятных моментов конкуренции. Все острее проявляет себя потребность учета будущего, целеустремленности в развитии организации и в управлении ею, то есть стратегической позиции при самом полном учете всех процессов рыночной экономики. Это в полной мере соответствует организациям образовательной сферы, несмотря на то, что именно этот тип управления крайне сложен в реализации, что обусловлено достаточно жестким регулированием деятельности в этой области. Но именно менеджмент, ориентированный на рынок, обеспечит минимизацию риска, который возникает в ходе реализации инновационного процесса и получение финансового результата.

В быстро меняющейся внешней среде организация должна постоянно пересматривать направление своей деятельности, то есть принимать решение о прекращении предоставления одних видов услуг, модификации других и предоставлении новых, то есть инновации имеют стратегическое значение для роста организации.

Проведение стратегического маркетинга в начале разработки нового продукта дает положительный результат, сокращаются расходы на коммерциализацию.

Традиционно контроль качества рассматривается как защитная мера, целью которой является предотвращение брака и недопущение предоставления потребителю услуги, не соответствующей требованиям. Сегодня многие образовательные организации рассматривают управление качеством как конкурентное оружие огромной стратегической важности, активное применение которого позволяет расширить долю рынка. Это говорит о том, что стратегия качества имеет прямое отношение к маркетингу, задача которого – определить для каждого вида продукта ожидаемый уровень превосходства над конкурентами.

Стратегия тотального качества – это унифицированный, интегрированный и систематический подход к управлению качеством.

Поддержка со стороны независимых посредников и кооперация с ними – ключевой фактор успеха для достижения маркетинговых целей организации. Для высших образовательных учреждений стратегические союзы и партнерские отношения с промышленными предприятиями, финансово-кредитными учреждениями и организациями, инновационными фирмами обеспечивают гарантированные базы производственной, преддипломной, исследовательской и других видов практик, что является важным условием высокого качества подготовки специалистов и их востребованности на рынке труда, высокой репутации высшего образовательного учреждения у работодателей и абитуриентов.

Формируются возможности для интерактивного маркетинга и, соответственно, гибкости и адаптивности высшего образовательного учреждения при соблюдении государственных стандартов высшего профессионального образования.



Все статьи автора «Юлия Куликова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: