БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ КАК НАУКА (ЭВОЛЮЦИЯ БУХУЧЕТА)

Кришалович Елена Генриковна
НОУ «Институт мировой экономики и информатизации»
студентка 3 курса кафедра «Экономика и управление»

Аннотация
Данная статья рассматривает аспекты становления бухгалтерского учета как науки в историческом контексте.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, учетная модель, учетные методы, школа бухгалтерского учета


ACCOUNTING AS A SCIENCE (EVOLUTION OF ACCOUNTING)

Kryshalovich Elena Genrykovna
LEU 'Institute of World Economy and Informatization"
3rd year student of the department of "Economics and Management"

Abstract
This article examines aspects of establishing accounting as a science in its historical context.

Keywords: accounting, accounting methods, accounting model, school of accounting


Библиографическая ссылка на статью:
Кришалович Е.Г. Бухгалтерский учет как наука (эволюция бухучета) // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/02/3687 (дата обращения: 11.03.2024).

Бухгалтерский учет насчитывает тысячелетнюю историю, уходящую своими корнями в глубь на 5000-4000 лет до н.э.[2, с.8]. Первые хозяйственные операции, открытые археологами, зарегистрированы на табличках из слоновой кости. Счетоводство по торговым операциям в Шумере отражены на каменных носителях. В Древнем Египте учет велся на папирусах, в Греции и Риме – на восковых табличках и медных досках, а также на коже, все это предопределило систематическую регистрацию в хронологическом порядке.

Методология бухгалтерского учета носила примитивный характер и отражала повседневность хозяйственных операций в натуральном выражении, в основе которой лежало отражение факта хозяйственной жизни. Названная парадигма (униграфическая или простая бухгалтерия) была единственной  и существовала в Европе почти до XIII в.н.э. Предположительно многовековой учетный консерватизм наблюдался из-за применения аддитивной римской системы счисления, громоздкой и сложной в арифметических  подсчетах.

Отражая общехозяйственные и общеэкономические законы общества, бухгалтерский учет развивается во взаимосвязи с другими фундаментальными науками, становясь информационной основой для ряда прикладных наук.

XIII в. знаменуется в истории Европы (в первую очередь в Италии) возникновением первых признаков ренессанса (проторенессанс).  Период возрождения начинается в искусстве, живописи и прежде всего в науке.

Первый крупный математик средневековой Европы  Леонардо Пизанский (Фибоначчи) в 1202г. способствовал распространению в Европе позиционной системы счисления[4], что, несомненно, было преимуществом в сравнении с аддитивной римской системой. С новизной математической мысли меняется учетная политика хозяйствующих субъектов. Распространение арабских цифр способствовало не только росту точности в учете хозяйственных операций, но и началу формирования хозяйственного права в юриспруденции.

В эпоху проторенессанса формируются три основные парадигмы – униграфическая или простая, камеральная (регистрация операций  в кассе, что предопределяет учет доходов и расходов) и диграфическая или двойная запись, однако, сосуществуют все три парадигмы без взаимного участия, хотя и являются основой фундамента такой науки как бухгалтерский учет.

Идея новизны, которой присуще научное познание, имеющая творческую силу, создает почву для совершенствования управления хозяйственными процессами.

Период с XIII в. по XIX в. знаменуется распространением диграфического учета благодаря итальянскому математику Луке Пачоли, выпустившему книгу «Тракт о счетах и записях» [5], в которой отражено применение двойной записи в торговом предприятии.

Методы бухгалтерского учета эволюционируют вместе с ростом производственных сил и производственных отношений, постепенно превращаясь в единую систему способов и приемов фиксации разнообразных хозяйственных операций, демонстрируя диалектику развития бухгалтерского учета.

Диалектический метод познания есть совокупность требований и принципов в познавательной деятельности. В бухгалтерском учете научное содержание диалектического метода проявляется в общем подходе проявлений хозяйственной жизнедеятельности, к познанию через отражение и обобщение обязательств, имущества и хозяйственных операций в единой взаимосвязи и взаимодействии.

Совокупность общепризнанных знаний и их систематизация, переход от одной парадигмы к другой, бесспорно, характеризует бухгалтерский учет как науку.

Начинается развитие теории бухгалтерского учета в форме адаптации  диграфического учета к потребностям в других отраслях, возникают итальянская, французская, англо-американская, немецкая, русская  школы счетоведения.

Английская школа бухгалтерского учета одна из первых применяет двойную бухгалтерию в промышленности, таким образом, возникает система производственных затрат, новизна научной мысли  делит учет на две части: производственную и бухгалтерскую [3], следом возникает мысль о необходимости калькуляции [2.c.59].

Становление бухучета как науки в Европе приходится на вторую половину XIX в. С развитием европейской научной мысли зарождается теория бухгалтерского учета, которая кардинально меняет концепцию счетоведения.

Развитие бухгалтерской науки предварялось практической разработкой по внедрению учетных методик. Последующая эволюция практических методик дала возможность выработать и теоретические подходы к учету.

Систематизируя учетные теории, выделяются три базовых направления:

- юридическое;

- экономическое;

- балансовое.

Юридическое направление, родоначальником коего считается Никколо д‘Анастасио, делает акцент на учете отношений, учете прав и обязанностей субъектов названных отношений.

Начало экономического направления положено Джузеппе Криппой, объектом которого было изменение , движение ценностей, а предметом – капитал.

Н. д‘Анастасио и Д. Криппа стали предшественниками трех итальянских научных школ: ломбардская, тосканская, венецианская.

Названные школы осуществляли синтез юридических и экономических целей учета. Развитие учетной мысли находило выражение в появлении новых дисциплин:

- логисмография – учение о бухучете, как о части юриспруденции, основанное на принципе персоналистичности и принципе дуалистичности;

- статмография – синтез идей ученых итальянских школ;

- органология – учение о предприятии как о живом организме;

- контология – наука о счетах, т.е. логика счетов;

- статмология – объект изучения баланс;

- логисмология – учение, построенное на принципах достоверности, своевременности, полноты, хронологичности, спецефичности, однородности;

- леммалогия – учение об остатках.

Развитие учетной методологии привело к различным формам счетоводства, среди которых выделяются две:

- страроитальянская – открытие двух регистров хронологической записи, при которой баланс является контрольным средством;

- новоитальянская – разделение на аналитический и синтетический учеты.

Итальянская школа – это объединение разнообразных взглядов, давшая основные трактовки категории такой науке как бухгалтерский учет.

Французская школа бухгалтерского учета создала меновую теорию двойной записи, с помощью которой обнаруживаются законы, управляющие предприятием.

В экономической теории бухгалтерский учет становится частью науки, изучающей законы, управляющие развитием производственных отношений. Французская бухгалтерская школа в эволюции теории учета приняла ярко выраженное экономическое направление.

Немецкой школе бухгалтерского учета, на основе новоитальянской, характерно глубокое изучение процедурной стороны  учета, т.е. разделение учета на два самостоятельных аспекта: торговый и производственный. Теория торгового учета развилась в балансоведение , а производственный учет в ученье о калькуляции.

Свой вклад в развитие науки бухгалтерского учета внесла и англо-американская школа, главным достижением которой считается прикладные разработки в сфере учета затрат и управления, разделение учета на финансовый и управленческий:

- выделение системы управленческого учета (Роберт Энтони);

- формирование учета затрат (Александр Черча);

– создание системы учета стандартных издержек «стандарт-костс» (Гаррингтон Эмерсон);

– разработка системы учета переменных затрат «директ-костинг» ( Джон Кларк и Джонатан Харрис);

– формирование концепции центров ответственности (Джон Хиггинс,Чербони, Эмерсон);

– разработка АВС-метода  (Р.Каплан) и др.

Уклон к методологической стороне учетной деятельности англо-американской школы привел к разработке концепций, имеющих огромное значение  не только с научной стороны, но и с практической.

Первая российская учетная модель возникла вместе с рождением русского государства в 862 г. в княжеском хозяйстве с распространением варяжской техники учета, как государственный учет. Пройдя длительный исторический путь развития, привнеся свое самобытное содержание, попеременно испытывая на себе влияние востока и запада, бухгалтерский учет в Росси как науки, получил свое развитие в первой половине XIX в.

Основоположниками русской школы по праву называют К.И. Арнальда, И.Н. Ахметова, Э.А. Мудрова, Езерского Ф.В. и др. Внедрение, адаптация и совершенствование бухгалтерского учета начавшееся с государственного учета распространяется на все сектора российской экономики. В конце XIX в. начинают издаваться профессиональные бухгалтерские журналы вокруг которых группируются новые молодые ученые.

В области  теории значительный вклад внес Белов В.Д.,  проследив связь бухучета с другими дисциплинами, обратив внимание на связь логики и бухгалтерии, считая бухгалтерскую науку исключительно дедуктивной, а сущность бухгалтерской работы – это классификации счетов, которые распределяются на три группы:

- материальные;

- личные;

- операционные.

Эволюция любого знания, применяя накопленный опыт, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, рано или поздно приводит к формированию науки, в основе методологии, которой  лежит анализ финансово-хозяйственных процедур.

Усложнение экономического направления, а также интеграционные процессы в мировой экономике породили новые парадигмы бухгалтерского учета, среди которых выделяются:

- англо-американо-голландская модель;

- континентальная модель;

- южноамериканская модель;

- исламская модель;

- интернациональная модель.

Англо-американо-голландская модель является учетной системой, которая отличается большой степенью раскрытия информации для инвесторов и кредиторов.

Континентальная модель построена на наличие законодательного регулирования бухгалтерского учета; отчетность ориентирована на удовлетворение информационных потребностей налоговых и иных органов государственного регулирования, применяется в России.

Южноамериканская модель ориентирована на учетную систему, высокий уровень инфляции; финансовая система нацелена на государственные потребности, прежде всего, налоговые, и строго регламентирована.

На исламскую модель оказывает огромное влияние богословские идеи Корана, характерной отличительной чертой является  запрещение получение финансовых дивидендов, ростовщичества.

Интернациональная модель  вытекает из потребности в международной согласованности учета в интересах  иностранных участников международных валютных рынков. Интернациональная модель основана на применении международных стандартов бухгалтерского учета, которые интегрированы в национальный бухгалтерский учет.

Таким образом,  учетная мысль пройдя значительный исторический путь в становлении и развитии, под влиянием интеграционных процессов в мировой экономике привела к появлению новых учетных моделей.


Библиографический список
  1. Лупикова, Е. В. История бухгалтерского учета: учебное пособие / Е. В. Лупикова. – М.: КНОРУС, 2009. – 256 с.
  2. Соколов Я. В., Соколов В. Я. История бухгалтерского учета: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 272 с.
  3. Блог Татьяны Мальковой [электронный ресурс]- режим доступа. – URL: http://malkovatn.ru (дата обращения 21.01.2014)
  4. Википедия свободная энциклопедия [электронный ресурс]- режим доступа. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Книга_абака (дата обращения 20.01.2014)
  5. Википедия свободная энциклопедия [электронный ресурс]- режим доступа. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Пачоли_Лука (дата обращения 20.01.2014)


Все статьи автора «Елена Генриковна Кришалович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: