МУНИЦИПАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ КАК ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ГОРОДА СОЧИ

Забара Анна Александровна
Сочинский государственный университет

Аннотация
В статье рассматривается муниципальный бюджет как элемент управления в социально-экономической системе города Сочи, рассматриваются особенности управления муниципальным бюджетом города Сочи, и его основными элементами.

Ключевые слова: муниципальный бюджет, управление муниципальным бюджетом


MUNICIPAL BUDGET AS A CONTROL IN THE SOCIO-ECONOMIC SYSTEM OF THE CITY OF SOCHI

Zabara Anna Aleksandrovna
Sochi State University

Abstract
The article discusses the municipal budget as a control in the socio-economic system of the city of Sochi, discusses the features of management of the municipal budget of Sochi and its major elements.

Библиографическая ссылка на статью:
Забара А.А. Муниципальный бюджет как элемент управления в социально-экономической системе города Сочи // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/02/3676 (дата обращения: 15.03.2024).

Муниципальный бюджет представляет собой форму образования и расходования финансовых средств решения определенных задач, которые относятся к ведению местных органов власти. Экономическая сущность бюджета проявляется через его функции, то есть распределительную, перераспределительную, воспроизводственную контрольную и  регулирующую.  Принципы муниципального бюджета определены в Бюджетном Кодексе РФ, к ним относят: самостоятельность, государственная финансовая поддержка,  достоверность, гласность, эффективности использования бюджетных средств и т.д. [4]

Доходами муниципального бюджета являются финансовые средства, которые поступают в бюджет на безвозмездной основе и находятся в распоряжение органов местного самоуправления. Доходы муниципального бюджета подразделяются на налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления в виде дотаций, субсидий, субвенций. К местным налогам относят земельный налог и налог на имущество физических лиц. В местных бюджет включаются доли федеральных налогов. Неналоговые доходы представлены в виде доходов от имущества, находящегося в муниципальной собственности, доходы от  оказания платных услуг,  штрафы, санкции и т.д. К безвозмездным поступлениям относят дотации, субсидии, субвенции, которые предоставляют бюджеты других уровней бюджетной системы.[1]

Расходами местных бюджетов определяют финансовые средства, которые направлены на решение задач местного значения и функционирование органов местной власти. К расходам местного уровня относят: расходы на содержание органов местного самоуправления,  расходы на поддержание таких сфер как образование, здравоохранение, культура, спорт, жилищно-коммунальное хозяйство обслуживание и погашение муниципального долга.[1]

Бюджетный процесс в городе Сочи  регламентирован законодательством РФ, а также он состоит из 4 этапов – составления бюджетного проекта, рассмотрение и утверждение проекта бюджета,  исполнения бюджета, а также отчета об исполнении бюджета. В бюджетном процессе участвует  Городское Собрание города Сочи, Глава города Сочи, финансовое управление и комитет экономики и прогнозирования.[2]

Таким образом, в ходе анализа доходной части бюджета города Сочи за период с 2010 по 2012 гг. было выявлено следующее, что за 3 года в  бюджет города Сочи поступают доходы от налоговых и неналоговых доходов, а также от безвозмездных поступлений. Объем налоговых доходов с каждым годом возрастает от налогов на прибыль, налогов на совокупный доход, налогов на имущество и государственной пошлины. Неналоговые доходы также имеют положительную динамику на протяжении 2010-2012  гг.  Что же касается безвозмездных поступлений в бюджет города Сочи, то они возросли в 2012 в 2 раза, по сравнению с предыдущим периодом, что свидетельствует о том, что муниципальное управление города Сочи не может решить задачи самостоятельно.

Расходная часть бюджета города Сочи представляет основные статьи расходов: общегосударственные вопросы – объем расходов возрастает на протяжении 3х лет, национальная оборона -  объем расходов остается неизменным, национальная безопасность и правоохранительная деятельность – расходы увеличиваются. Самый большой объем расходов выделяется на жилищно-коммунальное хозяйство приблизительно 50%  от общего объема расходов. Расходы на национальную экономику также возрастают. Расходы на образование занимают значительное место в расходной части бюджета около 20% от общей суммы. Прочие расходы включают расходы на социальную политику, здравоохранение, физическую культуру и спорт, средства массовой информации. А также выделяют статью расходов на обслуживание государственного и муниципального долга, который возникает в расходной части  бюджета с 2011 года.

Таким образом, исполнение бюджета является одним из этапов бюджетного процесса в городе Сочи, а также основным этапом. Если рассматривать исполнение бюджета за 2011-2012 годы, то можно видеть, что бюджет не исполняется на 100%, в результате этого возникают противоречия, которые отражаются на социально-экономическом развитии города-курорта Сочи.  Одной из начальных проблем бюджета является то, что в процессе бюджетного проектирования не определяется в соответствии с основной специализацией города. К противоречиям относится низкая собираемость налогов, и как следствие возникновение муниципального долга. В итоге муниципальные  органы власти самостоятельно не могут обслуживать муниципальный долг и вынуждены прибегать к заемные средствам или привлечению средств из бюджетов других уровней.

Основными проблемами, которые возникают в процессе исполнения бюджета являются:  приоритетные направления  бюджетного проектирования не определяются в соответствии с основной специализацией города,  сбалансированность бюджета, сезонность доходной части бюджета, возникновение муниципального долга, обслуживание муниципального долга, заемные средства, связанные с обслуживанием муниципального долга. Решение данных проблем возможно в процессе исполнению бюджета путем  повышения эффективности муниципального управления города-курорта Сочи в социально-экономическом развитии.

Целевые городские программы направлены на социально-экономическое развития города-курорта Сочи, а также на поддержание нуждающихся областей жизни населения города.   Городские целевые программы развития города финансируются из муниципального бюджета. По итогам 2012 года можно судить о том, что целевые программы достаточно эффективны, поскольку выделенные средства улучшили положения  тех областей, в которые были направлены.  В городе Сочи на данный момент реализуется около 20 целевых городских программ.[11]

По социально-экономическим показателям город-курорт, Сочи занимает ведущее место по сравнению с Анапой и Геленджиком, несмотря на одинаковые природно-климатические условия, а также то, что все эти города расположены в одном субъекте РФ – Краснодарском крае. По социальным показателям, таким как, уровень безработицы, среднемесячная заработная плата город Сочи занимает первое место в сравнении с Анапой и Геленджиком. По экономическим показателям, таким как развитие санаторно-курортного и туристического комплекса, по исполнению бюджета также занимает ведущее место. По реализации городских  целевых программ город-курорт Сочи занимает также лидирующие позиции, это связано в первую очередь с муниципальным управлением. Следовательно, можно сделать вывод о том, что  муниципальное управление в городе-курорте Сочи является эффективным и создает оптимальные условия для социально-экономического развития города и создания благоприятных условий для жизни населения города.[12, 13]

На основе выводов в данной работы предложены следующие решения.

Усовершенствование бюджетного процесса в городе-курорте Сочи администрации:

  • эффективное составление проекта бюджета, путем пересмотра расходных обязательств, в сторону уменьшения, а также сокращение расходов на аппарат мэрии;
  • утверждение сбалансированного бюджета, за счет снижения планируемых поступлений по доходам, не завышая показатели;
  • четкое определение прав и обязанностей каждого участника бюджетного процесса;
  • устранение многоступенчатости, дублирования функций в процессе исполнения бюджета, путем радикального сокращения численности  муниципальных учреждений, которые дублируют функции структурных подразделений городской администрации, однако с учетом анализа их деятельности.

Совершенствование исполнения бюджета:

  • совершенствование налоговой системы, путем контроля на местах насколько полно и своевременно дается информация жителям районов города о сроках и порядке уплаты налогов, а также создание комфортных условий для выплаты платежей;
  • решение проблем, связанных с возникновением муниципального долга, путем внесения изменений в проект бюджета на этапе исполнения;
  • привлечение инвесторов для реализации городских целевых программ.

Решение существующих проблем требует комплексного подхода. Выполнение только одного пункта не принесет желаемого эффекта.


Библиографический список
  1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1988 №146 с изменениями и дополнениями от 04.03.2013. Собрание законодательства РФ Консультант плюс.
  2. Положение о бюджетном процессе в городе Сочи от 25 декабря 2001 №207.
  3. Решение о бюджете города Сочи на 2013 и на плановый период 2014 и 2015 годов от 01 января 2013.
  4. Алехин Э.В. – Государственные и муниципальные финансы. Учебник. ПЕНЗА, 2010. – 250 с.
  5. Балабанова А.О. Роль сельского туризма в развитии региона. Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 8 (23). С. 2.
  6. Балабанова А.О. О подготовке кадров для сферы сельского туризма//Сельское, лесное и водное хозяйство. -Декабрь 2013. -№ 12
  7. Нефедкина С.А., Балабанова А.О. Инструменты развития сельского туризма в Краснодарском крае // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – Январь 2014. – № 1
  8. Нефедкина С.А., Балабанова А.О. Нормативно-правовая база сельского туризма в Краснодарском крае // Политика, государство и право. – Январь 2014. – № 1
  9. Нуриахметова А.Ф. Важность качества обслуживания в курортных городах. Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 2. с. 2.
  10. Нуриахметова А.Ф. Устойчивое развитие агропромышленного комплекса. Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 6. с. 11.
  11. Электронный ресурс – http://www.sochiadm.ru/ – Официальный интернет-портал муниципального образования города-курорта Сочи.
  12. Электронный ресурс – http://www.anapa-official.ru  – Официальный сайт муниципального образования город-курорт Анапа.
  13. Электронный ресурс – http://www.gelendzhik.org/   -  Официальный сайт муниципального образования город-курорт Геленджик.
  14. Rastegayeva T.E. Congress bureau as the way of congress tourism income optimization in Sochi resort//European researcher. 2011. № 1. Р. 80-82


Все статьи автора «Балабанова Анна Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: