По мнению ряда авторов, для новой экономической парадигмы оценочными показателями народнохозяйственной эффективности являются уже не объемы отдачи от вещных элементов производства, а способность хозяйства к качественным сдвигам в структуре человеческого капитала. Равно как и в тех видах экономической и социальной деятельности, которые обеспечивают динамику развития этого системообразующего компонента экономики современного общества. К ним с полным основание следует отнести и предпринимательские способности людей [1, с. 153; 2 с. 154 - 155]. Усилиями деловых людей предпринимателей выполняется координирующая роль в движении ресурсов, их комбинации. Осуществляя эти манипуляции с факторами производства при реализации личных интересов, предприниматели в итоге способствуют установлению определенной иерархической соподчиненности хозяйственных связей в реальной экономике и динамичному равновесию экономической системы в целом. И одним из реальных и позитивных результатов радикального реформирования современной российской экономики при переходе к рыночным методам управления представляется реабилитация института отечественного предпринимательства.
За прошедший период преобразований накоплен определенный опыт, поэтому представляется возможность проследить и проанализировать тенденции развития современного российского предпринимательства в контексте взаимодействия мировой практики и реализации теоретических положений экономической пауки. Теория предпринимательства имеет столь же давнюю историю, как и экономическая мысль в целом Как сложное социально-экономическое понятие категория предпринимательства носит всеобщий, универсальный характер и является естественным результатом поиска многих поколений людей наиболее актуальных и эффективных решений в отношениях с окружающей средой в удовлетворении собственных потребностей.
Каждый этап в развитии общества ставил перед предпринимательством новые задачи, а их разрешение требовало адекватных и оправданных форм и методики применения. Поэтому качественными характеристиками экономической сущности предпринимательства определяется эффективность функционировании любой экономической системы в прошлом, настоящем и будущем. В том числе и в строительстве реформируемой экономики России последнего десятилетия.
Предпринимательство как сложное многоплановое понятие является объектом исследования разных научных дисциплин экономической теории, истории, социологии, права, психологии, культурологии. В свою очередь в них выделяются направления и школы, которые базируются на разных методологических и концептуальных подходах с ориентацией на многочисленные критерии, признаки, трактовки оценок и путей развития. Междисциплинарный системный анализ способен приблизить решение многих остающихся дискуссионными проблем теории и практики феномена предпринимательства. В частности, к ним можно отнести широкие трактовки сущности современного предпринимательства, классификацию и критерии его конструктивных признаков параметры и переменные составляющие предпринимательской среды, мотивацию деловой активности, норм и стереотипов поведения в бизнесе и т. д.
Особый интерес вызывают условия и эффективность выбора предпринимательских структур на разных уровнях общественной организации, процессы взаимодействия с государством, социальный состав предпринимательского корпуса и его внутренняя иерархия.
Отрадно отметить, что проблемы предпринимательства находят отражение в отечественной литературе, и происходит этот процесс по нарастающей – от журнальных статей, преимущественно информационно-пропагандистского, концептуального характера или достижений зарубежного опыта до серьезных исследований аналитического и прикладного плана. Период «романтических ожиданий и литературных поисков» сменяется периодом обобщений опыта, исследования авторами различных аспектов дискуссионных проблем возрождающегося российского предпринимательства.
Начиная с середины 90-х гг., выходят к широкому российскому читателю работы серьезных отечественных ученых и авторских коллективов, практиков предпринимателей [3, с. 56]. В учебных заведениях начинается преподавание специальных дисциплин и курсов по предпринимательской деятельности с методическим обеспечением разнообразной учебной литературой. Да и система образования не остается статичной: она моделируется, реагируя на требования общественных потребностей и утверждающихся отношений.
Отечественными авторами предпринимательство исследуется в контексте разных концептуальных подходов и критериев, чем и обусловлено появление разнящихся характеристик экономической сущности предпринимательской деятельности. Перечислим только некоторые определения, которые содержатся в экономической литературе. Итак, предпринимательство рассматривается как: фактор производства; универсальная экономическая функция, осуществляющая новые комбинации экономических ресурсов; особая инновационная форма производства; хозяйственный тип поведения; особый тип общественного производства; инновационная деятельность, основанная на материальном интересе.
Гражданским кодексом Российской Федерации предпринимательство определяется как «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. [4, с. 256]. Мы привели эту цитату как правовую норму, детерминирующую перечисленные выше дефиниции. На наш взгляд, в небольшой по объему статье невозможно сделать подробный обзор литературных источников, анализ их содержания по определению сущности предпринимательства. В общих чертах под предпринимательством понимается производственная деятельность, направляемая на получение выгоды, дохода, прибыли с использованием новизны, новаторства, риска, инициативности, в комбинировании экономическими ресурсами – внедрение новых видов производства и технологий, новых сфер приложения капитала и т. п.
Практически все исследователи едины в том, что свободное предпринимательство является не только основным элементом рыночной экономики, но и определяющим фактором экономического роста не только и не столько в решении текущих проблем, а в плане перспективных стратегических тенденций. Ну а предприниматель повсеместно выступает одной из постоянных и знаковых фигур в разных сферах жизни общества. При этом резонно замечено, что при любом «раскладе сил» в экономической системе и социальной структуре общества требуется всегда соотносить деятельность и положение предпринимателей применительно к конкретному историческому периоду, этапу в общественном развитии и совокупностью социально-экономических условий, в которых они функционируют.
Высказанное замечание носит принципиальный характер, поскольку часто активный рост предпринимательских инициатив ассоциируется с динамичным и устойчивым экономическим подъемом. Но всплеск этой активности скорее характерен для кризисных проявлений как необходимый ресурс в поиске путей и возможностей преодоления кризиса.
В условиях падения производства, ухудшения рыночной конъюнктуры, падения уровня жизни возрастает потребность в инициативных людях с предпринимательскими способностями. Но стать предпринимателем можно и вопреки собственным первоначальным желаниям, например, по причинам потенциальной или реальной безработицы. Подобные причины и процессы смены рода занятий, имущественного и общественного статуса граждан носят всеобщий характер. Так, в ходе «предпринимательской революции», прокатившейся по ведущим странам Запада, около четверти основателей мелких фирм были из числа безработных. По терминологии В. Радаева, их можно причислить к «кризисным или вынужденным» предпринимателям, в отличие от «прирожденных» предпринимателей [5, с. 3].
Как показывают события новейшей истории XX в., подобная ситуация с массовым увеличением состава предпринимательского корпуса за счет «вынужденных» предпринимателей была характерна для мировых структурных кризисов 30-70-х гг. Она прослеживается и в пореформенной России 90-х гг.[6, с. 10]
Результаты социологических исследований, проведенных в этот период среди российских предпринимателей малого бизнеса, также показывают доминирование материального интереса в их деятельности Что, впрочем, вполне логично и объяснимо. Стремление к материальному благополучию, столь важное в начале предпринимательской деятельности, перестает быть самоцелью при достижении определенного материального уровня и удовлетворения ряда основных жизненных потребностей. В целом в составе российских предпринимателей можно выделить несколько групп, различающихся по мотивам деловой активности и поведению. Кроме бизнесменов, ориентированных на улучшение своего материального положения, это могут быть:
- энтузиасты, желающие реализовать на практике свои профессиональные знания или идеи;
- люди, стремящиеся обрести свободу и независимость, найти свое место в жизни;
- идущие в бизнес по политическим мотивам (стремление доминировать во власти);
- игроки по своей сути, для которых интересен поиск новых решений, творческие начала,
- предприниматели – «патриоты», стремящиеся сделать Россию богатой и сильной страной [7, с. 2].
Представленная типология мотивов достаточно условна в силу подвижности границ между различными группами предпринимателей и со временем одни мотивы могут изменяться или вытесняться другими. Причины такой трансформации разные, связаны с заметной неустойчивостью экономического положения и статуса групп предпринимателей. Различаются они принципиально не только по видам деятельности, но и масштабам хозяйствования, организационному и техническому уровню, происхождению капитала, кадровому потенциалу. Как правило, наиболее стабилен и корпоративен крупный бизнес, он теснее связан с государственными структурами и другими общественными институтами. Все это принципиально отличает его от массового мелкого и среднего предпринимательства.
Благополучие, устойчивость, престижность положения и мобильность предпринимателей, их поведение определяются многими обстоятельствами. Кроме перечисленных выше, к ним следует отнести правовую обеспеченность и гарантии государства в создании цивилизованного конкурентного рынка и многие другие Так оказалось важным не только продолжительность «предпринимательского стажа», но и время прихода в бизнес. Стать предпринимателем, например. в начале реформ (1989 – 1992 гг.) было проще, чем в середине десятилетия или во второй его половине. Довольно либеральные условия слабой правовой и институциональной обеспеченности «первоначального накопления капитала» сменились уже сложившимися правилами отношений между деловыми людьми и государством.
Сформировался верхний слой предпринимательского корпуса наиболее крупные предпринимательские структуры – и активные процессы ротации в настоящее время происходят преимущественно в его нижнем и среднем звеньях. Происходящие изменения имеют свою логику, прогнозируемые направления и должны отслеживаться органами государственного управления, адекватно отвечая интересам и целям экономического и социального прогресса общества переходного периода.
Формирование предпринимательских структур на территории бывшего Советского Союза происходило в условиях перехода от демонтажа системы тотального огосударствления всех сфер экономической деятельности к рыночным методам хозяйствования. Фактически при отсутствии свободных рынков ресурсов и других атрибутов внешней предпринимательской среды, традиционно негативном отношении населения к легитимному признанию частной собственности. Движение общественного сознания к правовому и гражданскому признанию последней было исключительно сложным и менялось постепенно и медленно. Вступление в силу законов «Об индивидуальной трудовой деятельности» (май 1997) и «О кооперации в СССР» (1988) [8, c. 2] создавало благоприятные условия для негосударственных форм хозяйствования и с действия этих нормативных актов начинается возрождение современного российского предпринимательства.
Поскольку импульсы реформирования экономически задавались «сверху», то и становление предпринимательства шло не классическим путем, минуя традиционные промежуточные экономические и организационно-правовые формы предпринимательских структур и даже виды предпринимательства. Известно, что в любой макроэкономической системе действует определенная специализация функционирующих в ней капиталов. Реализация предпринимательских способностей возможна в сферах производства, обращения, предоставления кредита, и интегрированным показателем степени зрелости предпринимательской деятельности выступает дифференциация совокупного капитала в реальном секторе экономики.
При всей значимости товаропроизводящей сети и увеличении трансакционных издержек приоритет в воспроизводственном процессе остается за товаропроизводящим звеном. Возрождение российского предпринимательства происходило прежде всего в посреднической деятельности и было связано с распределительными отношениями. Сфера обращения оказалась наиболее конкурентоспособной, сравнительно малозатратной и высокодоходной. Активно заполнялись рыночные ниши, приносящие быстрый и большой коммерческий доход на разнице мировых и внутренних цен, тотальном дефиците потребительского рынка, отсутствии действенных элементов рыночной инфраструктуры и институтов рынка.
Впрочем, такой поворот в восстановлении отечественного предпринимательства был естественным и закономерным результатом сложившейся обстановки политической и экономической нестабильности, несовершенства хозяйственного законодательства, а также преобладания политической конъюнктуры при разрушении старого механизма хозяйствования и перераспределения бывшей государственной собственности.
Применительно к современной российской действительности пока сложно установить четкие количественные и качественные параметры всего предпринимательского корпуса. Продолжается формирование нескольких типов предпринимателей, так как в сферу бизнеса активно вовлекаются представители различных социальных слоев и профессий. Однако при всей разности научных подходов и классификаций большинство исследователей выделяют особую группу наиболее богатых (даже по западным меркам), влиятельных и авторитетных деловых людей. Они занимают высокое имущественное и социальное положение в обществе, представляя высшие его слои. Речь идет о предпринимательской элите.
Что же представляет собой предпринимательская элита – группа лидеров делового мира современной России? Каковы виды и масштабы ее деятельности? Наконец, каков социальный портрет этого небольшого, но влиятельного сообщества? Постараемся хотя бы кратко остановиться на рассмотрении предлагаемого перечня вопросов.
Предварительно заметим, что французское слово elite означает «лучшее, отборное», а также «… наиболее видные представители части общества, группировки» [9. С. 715]. Один из основоположников теории злит итальянский экономист и социолог В. Парето считал, что «… в элиту в качестве составной части входит небольшое число тех индивидов, каждый из которых преуспел в своей области деятельности и достиг высшего эшелона профессиональной иерархии ..». Далее он предлагает десятибалльную систему оценки профессиональной деятельности, которая вполне применима и к нашим коммерсантам и банкирам.
Каналы формирования состава данного слоя предпринимателей, его социальная база определяется условиями перераспределения бывшей государственной собственности, противоречивым законодательством, отсутствием действенной системы налогообложения и слабости других институтов государственной власти.
Формирование первоначального капитала шло быстрыми темпами и осуществлялось разными путями. Одним из них был процесс приватизации, явившийся во многом основой появления частного предпринимательства и многоукладности реформируемой российской экономики.
Среди преуспевающих ныне крупных предпринимателей выделяются два типа:
– собственники капитала, лично осуществляющие руководство принадлежащими им производственными или непроизводственными структурами: фирмой, банком, вузом. В их числе можно назвать Б. Березовского, К. Норового. В. Брынцалова, Р. Вяхирева и многих других;
– наемные руководители, работающие на выборных должностях или по контракту: управляющие, президенты, директора.
Первую предпринимательскую «волну» представляли бывшие управленцы, инженерно-технические работники, работники науки, руководители государственных и коллективных хозяйств, а также представители партийной и комсомольской номенклатуры, криминальных структур и теневого бизнеса. Появление предпринимательской элиты закономерно отражает общее состояние российского общества переходного периода. Этот слой вырастает из основ социального устройства и помимо хозяйственных, экономических функций неизбежно начинает исполнять функции идеологического и политического плана.
Сфера интересов элиты простирается не только на реализацию своего потенциала, наращивание капиталов, получение доходов, но и на решение глобальных, общенациональных проблем дальнейшего развития страны по пути еепроцветания, социальной гармонии и независимости.
В настоящее время очевидно, что расслоение в обществе и резкое падениежизненного уровня населения не только сокращает социальные основы дальнейших экономических преобразований, но и усиливаются угрожающие факторы экономической безопасности страны, они оказывают дестабилизирующее воздействие на макроэкономические показатели социально-экономического развития России. Выделим только некоторые из них:
– структура экономики и использование факторов экономического роста;
– динамика равновесия на рынке труда и потребительском рынке товаров и услуг;
– характер экономического развития, инвестиционная активность и конкурентная предпринимательская среда;
– уровень благосостояния и качество жизни населения;
– отечественное производство и зависимость от импорта и т. д.
Сложившееся положение свидетельствует о крайне отрицательных результатахпо всем перечисленным показателям. Многое зависит от позиций и стратегических приоритетов, деловой активности предпринимательского корпуса на современном этапе реформирования российской экономики, государственных институтов и общества в целом. По иному и быть не должно, поскольку речь идето дальнейшей судьбе страны и – при любом раскладе сил и достигнутых результатов – о положении и судьбе самих предпринимателей. Альтернативы нет. И как показывает отечественный и мировой опыт, исправление ошибок всегда идетнамного труднее.
Библиографический список
- Добрынин А. И. Дятлов С. А, Цыренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике. – СПб.: Наука, 2010.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Официальный текст. – М , 1998.
- Заславская Т. И. Стратификация современного российского общества // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1995. -№ 6;
- Полякова Н. В. Экономическое поведение Иркутск: Изд-во ИГЭА. 1998;
- А.С. Нечаев – Инновационный подход к формированию инвестиционного кредита // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. Академика М.Ф. Решетнева. 2009. № 1. С. 146-150.
- А.С.Нечаев – Инновационные подходы регулирования системы фискально-инвестиционных отношений // Сервис plus. 2009. № 4. С. 73-79.
- А.С. Нечаев – Теоретические аспекты проектного финансирования // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2009. № XVII. С. 88-100.
- О.В. Антипина – Социальные аспекты инновационного развития муниципальных образований // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева.
- А.В. Прокопьева – Обоснование единой классификации инновационного риска // Вестник ИрГТУ Иркутск: Изд-во ИрГТУ, № 2 (14), 2012. – с. 112 – 119.