СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА

Хохлова Галина Ивановна1, Попова Валентина Андреевна2
1Восточно-Сибирский институт экономики и права, доцент, к.э.н.
2Восточно-Сибирский институт экономики и права, студентка факультета экономики

Аннотация
Становление рыночных отношений в современной России связано с утвержде­нием новых форм хозяйствования и управления, в целом со сменой парадигмы экономического и общественного развития. Центральное место в масштабных структурных преобразованиях отведено смене приоритетов в производстве и по­треблении материальных и духовных ценностей критериев реализации экономи­ческих интересов всех элементов общественной системы.

Ключевые слова: мобильность предпринимателей, предприниматель, предпринимательская деятельность, предпринимательская элита, социальная деятельность, Человеческий капитал


MODERN BUSINESS: NATURE AND STRUCTURE

Khokhlova Galina Ivanovna1, Popova Valentina Andreevna2
1East-Siberian Institute of Economics and law, associate Professor, Ph.D.
2East-Siberian Institute of Economics and law, student of the faculty of Economics

Abstract
The formation of market relations in modern Russia is connected with the adoption of new forms of economy and management, in General, with the change of the paradigm of economic and social development. The Central place in a large-scale structural transformations given a change of priorities in the production and consumption of material and spiritual values of the criteria in the implementation of economic interests of all elements of social system.

Keywords: business elite, entrepreneur, entrepreneurship, human capital, mobility of business, social work


Библиографическая ссылка на статью:
Хохлова Г.И., Попова В.А. Современное предпринимательство: сущность и структура // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2013/11/3378 (дата обращения: 11.03.2024).

По мнению ряда авторов, для новой экономической парадигмы оценочны­ми показателями народнохозяйственной эффективности являются уже не объе­мы отдачи от вещных элементов производства, а способность хозяйства к качественным сдвигам в структуре человеческого капитала. Равно как и в тех видах экономической и социальной деятельности, которые обеспечивают динамику развития этого системообразующего компонента экономики современного об­щества.  К ним с полным основание следует отнести и предпринимательские способности людей [1, с. 153; 2 с. 154 - 155]. Усилиями деловых людей пред­принимателей выполняется координирующая роль в движении ресурсов, их комбинации. Осуществляя эти манипуляции с факторами производства при реа­лизации личных интересов, предприниматели в итоге способствуют установле­нию определенной иерархической соподчиненности хозяйственных связей в ре­альной экономике и динамичному равновесию экономической системы в целом. И одним из реальных и позитивных результатов радикального реформирования современной российской экономики при переходе к рыночным методам управ­ления представляется реабилитация института отечественного предпринима­тельства.

За прошедший период преобразований накоплен определенный опыт, по­этому представляется возможность проследить и проанализировать тенденции развития современного российского предпринимательства в контексте взаимо­действия мировой практики и реализации теоретических положений экономиче­ской пауки. Теория предпринимательства имеет столь же давнюю историю, как и экономическая мысль в целом Как сложное социально-экономическое поня­тие категория предпринимательства носит всеобщий, универсальный характер и является естественным результатом поиска многих поколений людей наиболее актуальных и эффективных решений в отношениях с окружающей средой в удовлетворении собственных потребностей.

Каждый этап в развитии общества ставил перед предпринимательством новые задачи, а их разрешение требовало адекватных и оправданных форм и методики применения. Поэтому качественными характеристиками экономической сущности предпринимательства определяется эффективность функционирова­нии любой экономической системы в прошлом, настоящем и будущем. В том числе и в строительстве реформируемой экономики России последнего десяти­летия.

Предпринимательство как сложное многоплановое понятие является объ­ектом исследования разных научных дисциплин экономической теории, исто­рии, социологии, права, психологии, культурологии. В свою очередь в них выделяются направления и школы, которые базируются на разных методологиче­ских и концептуальных подходах с ориентацией на многочисленные критерии, признаки, трактовки оценок и путей развития. Междисциплинарный системный анализ способен приблизить решение многих остающихся дискуссионными проблем теории и практики феномена предпринимательства. В частности, к ним можно отнести широкие трактовки сущности современного предпринимательст­ва, классификацию и критерии его конструктивных признаков параметры и пе­ременные составляющие предпринимательской среды, мотивацию деловой ак­тивности, норм и стереотипов поведения в бизнесе и т. д.

Особый интерес вызывают условия и эффективность выбора предпринима­тельских структур на разных уровнях общественной организации, процессы взаимодействия с государством, социальный состав предпринимательского кор­пуса и его внутренняя иерархия.

Отрадно отметить, что проблемы предпринимательства находят отражение в отечественной литературе, и происходит этот процесс по нарастающей – от журнальных статей, преимущественно информационно-пропагандистского, кон­цептуального характера или достижений зарубежного опыта до серьезных ис­следований аналитического и прикладного плана. Период «романтических ожи­даний и литературных поисков» сменяется периодом обобщений опыта, иссле­дования авторами различных аспектов дискуссионных проблем возрождающего­ся российского предпринимательства.

Начиная с середины 90-х гг., выходят к широкому российскому читателю работы серьезных отечественных ученых и авторских коллективов, практи­ков предпринимателей [3, с. 56]. В учебных заведениях начинается преподавание специальных дисциплин и курсов по предпринимательской деятельности с ме­тодическим обеспечением разнообразной учебной литературой. Да и система образования не остается статичной: она моделируется, реагируя на требования общественных потребностей и утверждающихся отношений.

Отечественными авторами предпринимательство исследуется в контексте разных концептуальных подходов и критериев, чем и обусловлено появление разнящихся характеристик экономической сущности предпринимательской дея­тельности. Перечислим только некоторые определения, которые содержатся в экономической литературе. Итак, предпринимательство рассматривается как: фактор производства; универсальная экономическая функция, осуществляющая новые комбинации экономических ресурсов; особая инновационная форма про­изводства; хозяйственный тип поведения; особый тип общественного производ­ства; инновационная деятельность, основанная на материальном интересе.

Гражданским кодексом Российской Федерации предпринимательство опре­деляется как «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имущест­вом продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегист­рированными в этом качестве в установленном законом порядке. [4, с. 256]. Мы привели эту цитату как правовую норму, детерминирующую перечисленные выше дефиниции. На наш взгляд, в небольшой по объему статье невозможно сделать подробный обзор литературных источников, анализ их содержания по определению сущности предпринимательства. В общих чертах под предпри­нимательством понимается производственная деятельность, направляемая на получение выгоды, дохода, прибыли с использованием новизны, новаторства, риска, инициативности, в комбинировании экономическими ресурсами – вне­дрение новых видов производства и технологий, новых сфер приложения капи­тала и т. п.

Практически все исследователи едины в том, что свободное предпринима­тельство является не только основным элементом рыночной экономики, но и определяющим фактором экономического роста не только и не столько в реше­нии текущих проблем, а в плане перспективных стратегических тенденций. Ну а предприниматель повсеместно выступает одной из постоянных и знаковых фи­гур в разных сферах жизни общества. При этом резонно замечено, что при любом «раскладе сил» в экономической системе и социальной структуре общества требуется всегда соотносить деятельность и положение предпринимателей при­менительно к конкретному историческому периоду, этапу в общественном раз­витии и совокупностью социально-экономических условий, в которых они функционируют.

Высказанное замечание носит принципиальный характер, поскольку часто активный рост предпринимательских инициатив ассоциируется с динамичным и устойчивым экономическим подъемом. Но всплеск этой активности скорее ха­рактерен для кризисных проявлений как необходимый ресурс в поиске путей и возможностей преодоления кризиса.

В условиях падения производства, ухудшения рыночной конъюнктуры, па­дения уровня жизни возрастает потребность в инициативных людях с предпри­нимательскими способностями. Но стать предпринимателем можно и вопреки собственным первоначальным желаниям, например, по причинам потенциаль­ной или реальной безработицы. Подобные причины и процессы смены рода за­нятий, имущественного и общественного статуса граждан носят всеобщий ха­рактер. Так, в ходе «предпринимательской революции», прокатившейся по ве­дущим странам Запада, около четверти основателей мелких фирм были из числа безработных. По терминологии В. Радаева, их можно причислить к «кризисным или вынужденным» предпринимателям, в отличие от «прирожденных» пред­принимателей [5, с. 3].

Как показывают события новейшей истории XX в., подобная ситуация с массовым увеличением состава предпринимательского корпуса за счет «вынуж­денных» предпринимателей была характерна для мировых структурных кризи­сов 30-70-х гг. Она прослеживается и в пореформенной России 90-х гг.[6, с. 10]

Результаты социологических исследований, проведенных в этот период среди российских предпринимателей малого бизнеса, также показывают доми­нирование материального интереса в их деятельности Что, впрочем, вполне ло­гично и объяснимо. Стремление к материальному благополучию, столь важное в начале предпринимательской деятельности, перестает быть самоцелью при достижении определенного материального уровня и удовлетворения ряда ос­новных жизненных потребностей. В целом в составе российских предпринима­телей можно выделить несколько групп, различающихся по мотивам деловой ак­тивности и поведению. Кроме бизнесменов, ориентированных на улучшение своего материального положения, это могут быть:

  • энтузиасты, желающие реализовать на практике свои профессиональ­ные знания или идеи;
  • люди, стремящиеся обрести свободу и независимость, найти свое ме­сто в жизни;
  • идущие в бизнес по политическим мотивам (стремление доминировать во власти);
  • игроки по своей сути, для которых интересен поиск новых решений, творческие начала,
  • предприниматели – «патриоты», стремящиеся сделать Россию богатой и сильной страной [7, с. 2].

Представленная типология мотивов достаточно условна в силу подвижности границ между различными группами предпринимателей и со временем одни мо­тивы могут изменяться или вытесняться другими. Причины такой трансформа­ции разные, связаны с заметной неустойчивостью экономического положения и статуса групп предпринимателей. Различаются они принципиально не только по видам деятельности, но и масштабам хозяйствования, организационному и тех­ническому уровню, происхождению капитала, кадровому потенциалу. Как правило, наиболее стабилен и корпоративен крупный бизнес, он теснее связан с го­сударственными структурами и другими общественными институтами. Все это принципиально отличает его от массового мелкого и среднего предпринима­тельства.

Благополучие, устойчивость, престижность положения и мобильность предпринимателей, их поведение определяются многими обстоятельствами. Кроме перечисленных выше, к ним следует отнести правовую обеспеченность и гарантии государства в создании цивилизованного конкурентного рынка и мно­гие другие Так оказалось важным не только продолжительность «предприни­мательского стажа», но и время прихода в бизнес. Стать предпринимателем, на­пример. в начале реформ (1989 – 1992 гг.) было проще, чем в середине десятиле­тия или во второй его половине. Довольно либеральные условия слабой право­вой и институциональной обеспеченности «первоначального накопления капи­тала» сменились уже сложившимися правилами отношений между деловыми людьми и государством.

Сформировался верхний слой предпринимательского корпуса наиболее крупные предпринимательские структуры – и активные процессы ротации в на­стоящее время происходят преимущественно в его нижнем и среднем звеньях. Происходящие изменения имеют свою логику, прогнозируемые направления и должны отслеживаться органами государственного управления, адекватно отвечая интересам и целям экономического и социального прогресса общества переходного периода.

Формирование предпринимательских структур на территории бывшего Советского Союза происходило в условиях перехода от демонтажа системы тотального огосударствления всех сфер экономической деятельности к рыночным методам хозяйствования. Фактически при отсутствии свободных рынков ресур­сов и других атрибутов внешней предпринимательской среды, традиционно не­гативном отношении населения к легитимному признанию частной собственности. Движение общественного сознания к правовому и гражданскому признанию последней было исключительно сложным и менялось постепенно и медленно. Вступление в силу законов «Об индивидуальной трудовой деятельности» (май 1997) и «О кооперации в СССР» (1988) [8, c. 2] создавало благоприятные условия для негосударственных форм хозяйствования и с действия этих нормативных актов начинается возрождение современного российского предпринимательства.

Поскольку импульсы реформирования экономически задавались «сверху», то и становление предпринимательства шло не классическим путем, минуя традиционные промежуточные экономические и организационно-правовые формы предпринимательских структур и даже виды предпринимательства. Известно, что в любой макроэкономической системе действует определенная специализа­ция функционирующих в ней капиталов. Реализация предпринимательских спо­собностей возможна в сферах производства, обращения, предоставления креди­та, и интегрированным показателем степени зрелости предпринимательской деятельности выступает дифференциация совокупного капитала в реальном секторе экономики.

При всей значимости товаропроизводящей сети и увеличении трансакционных издержек приоритет в воспроизводственном процессе остается за товаро­производящим звеном. Возрождение российского предпринимательства проис­ходило прежде всего в посреднической деятельности и было связано с распределительными отношениями. Сфера обращения оказалась наиболее конкурентоспособной, сравнительно малозатратной и высокодоходной. Активно заполня­лись рыночные ниши, приносящие быстрый и большой коммерческий доход на разнице мировых и внутренних цен, тотальном дефиците потребительского рын­ка, отсутствии действенных элементов рыночной инфраструктуры и институтов рынка.

Впрочем, такой поворот в восстановлении отечественного предпринима­тельства был естественным и закономерным результатом сложившейся обста­новки политической и экономической нестабильности, несовершенства хозяйст­венного законодательства, а также преобладания политической конъюнктуры при разрушении старого механизма хозяйствования и перераспределения быв­шей государственной собственности.

Применительно к современной российской действительности пока сложно установить четкие количественные и качественные параметры всего предприни­мательского корпуса. Продолжается формирование нескольких типов предпринимателей, так как в сферу бизнеса активно вовлекаются представители различ­ных социальных слоев и профессий. Однако при всей разности научных подходов и классификаций большинство исследователей выделяют особую группу наиболее богатых (даже по западным меркам), влиятельных и авторитетных де­ловых людей. Они занимают высокое имущественное и социальное положе­ние в обществе, представляя высшие его слои. Речь идет о предпринимательской элите.

Что же представляет собой предпринимательская элита – группа лидеров делового мира современной России? Каковы виды и масштабы ее деятельности? Наконец, каков социальный портрет этого небольшого, но влиятельного сооб­щества? Постараемся хотя бы кратко остановиться на рассмотрении предлагае­мого перечня вопросов.

Предварительно заметим, что французское слово elite означает «лучшее, отборное», а также «… наиболее видные представители части общества, группи­ровки» [9. С. 715]. Один из основоположников теории злит итальянский эконо­мист и социолог В. Парето считал, что «… в элиту в качестве составной части входит небольшое число тех индивидов, каждый из которых преуспел в своей области деятельности и достиг высшего эшелона профессиональной иерар­хии ..». Далее он предлагает десятибалльную систему оценки профессиональной деятельности, которая вполне применима и к нашим коммерсантам и банкирам.

Каналы формирования состава данного слоя предпринимателей, его соци­альная база определяется условиями перераспределения бывшей государствен­ной собственности, противоречивым законодательством, отсутствием действен­ной системы налогообложения и слабости других институтов государственной власти.

Формирование первоначального капитала шло быстрыми темпами и осу­ществлялось разными путями. Одним из них был процесс приватизации, явив­шийся во многом основой появления частного предпринимательства и многоук­ладности реформируемой российской экономики.

Среди преуспевающих ныне крупных предпринимателей выделяются два типа:

– собственники капитала, лично осуществляющие руководство принад­лежащими им производственными или непроизводственными структу­рами: фирмой, банком, вузом. В их числе можно назвать Б. Березов­ского, К. Норового. В. Брынцалова, Р. Вяхирева и многих других;

– наемные руководители, работающие на выборных должностях или по контракту: управляющие, президенты, директора.

Первую предпринимательскую «волну» представляли бывшие управленцы, ин­женерно-технические работники, работники науки, руководители государствен­ных и коллективных хозяйств, а также представители партийной и комсомоль­ской номенклатуры, криминальных структур и теневого бизнеса. Появление предпринимательской элиты закономерно отражает общее состояние россий­ского общества переходного периода. Этот слой вырастает из основ социального устройства и помимо хозяйственных, экономических функций неизбежно начи­нает исполнять функции идеологического и политического плана.

Сфера интересов элиты простирается не только на реализацию своего по­тенциала, наращивание капиталов, получение доходов, но и на решение глобальных, общенациональных проблем дальнейшего развития страны по пути еепроцветания, социальной гармонии и независимости.

В настоящее время очевидно, что расслоение в обществе и резкое падениежизненного уровня населения не только сокращает социальные основы даль­нейших экономических преобразований, но и усиливаются угрожающие факторы экономической безопасности страны, они оказывают дестабилизирующее воздействие на макроэкономические показатели социально-экономического развития России. Выделим только некоторые из них:

– структура экономики и использование факторов экономического роста;

– динамика равновесия на рынке труда и потребительском рынке това­ров и услуг;

– характер экономического развития, инвестиционная активность и конкурентная предпринимательская среда;

– уровень благосостояния и качество жизни населения;

– отечественное производство и зависимость от импорта и т. д.

Сложившееся положение свидетельствует о крайне отрицательных результатахпо всем перечисленным показателям. Многое зависит от позиций и стратегических приоритетов, деловой активности предпринимательского корпуса на со­временном этапе реформирования российской экономики, государственных институтов и общества в целом. По иному и быть не должно, поскольку речь идето дальнейшей судьбе страны и – при любом раскладе сил и достигнутых результатов  – о положении и судьбе самих предпринимателей. Альтернативы нет. И как показывает отечественный и мировой опыт, исправление ошибок всегда идетнамного труднее.


Библиографический список
  1. Добрынин А. И. Дятлов С. А, Цыренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике. – СПб.: Наука, 2010.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Официальный текст. – М , 1998.
  3. Заславская Т. И. Стратификация современного российского обще­ства // Экономические и социальные перемены: мониторинг обществен­ного мнения. 1995. -№ 6;
  4. Полякова Н. В. Экономическое поведение Иркутск: Изд-во ИГЭА. 1998;
  5. А.С. Нечаев – Инновационный подход к формированию инвестиционного кредита // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. Академика М.Ф. Решетнева. 2009. № 1. С. 146-150.
  6. А.С.Нечаев – Инновационные подходы регулирования системы фискально-инвестиционных отношений // Сервис plus. 2009. № 4. С. 73-79.
  7. А.С. Нечаев – Теоретические аспекты проектного финансирования // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2009. № XVII. С. 88-100.
  8. О.В. Антипина – Социальные аспекты инновационного развития муниципальных образований // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева.
  9. А.В. Прокопьева – Обоснование единой классификации инновационного риска // Вестник ИрГТУ Иркутск: Изд-во ИрГТУ, № 2 (14), 2012. – с. 112 – 119.


Все статьи автора «Факультет экономики»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: