МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РЫНКЕ ТРУДА: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПОЖЕЛАНИЯ

Данилова Наталия Владимировна
Воронежский профессионально-педагогический колледж

Аннотация
В работе ставится цель изучения степени представлений студентов о той или иной профессии в сфере информационных технологий (ИТ), а также их мотивации. С использованием метода многомерного шкалирования системно отражены уровни представления каждого из студентов в отношении наиболее популярных профессий в сфере ИТ.

Ключевые слова: информационные технологии, многомерное шкалирование., представления, профессия, рынок труда, студенты


A YOUNG SPECIALIST IN THE SPHERE OF INFORMATION TECHNOLOGIES ON THE LABOUR MARKET: THE VIEWS AND WISHES

Danilova Natalia Vladimirovna
Voronezh vocational-training college

Abstract
In the work of the objective examination of the degree views of the students of the profession in the field of information technology (it), as well as their motivation. Using the method of multidimensional scaling systematically reflected levels of each of the students about the most popular professions in the field of it.

Keywords: information technology, labor market, multidimensional scaling, presentation, profession, students


Библиографическая ссылка на статью:
Данилова Н.В. Молодой специалист в сфере информационных технологий на рынке труда: представления и пожелания // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2013/10/3168 (дата обращения: 12.03.2024).

В настоящее время на рынке вакансий наблюдаются определенные изменения не только в росте потребности в специалистах в области ИТ, но также и в требованиях, предъявляемых к будущим сотрудникам. Потребность в них стремительно растет, а учебные заведения не справляются со своевременной подготовкой кадров. Часто не соответствует уровень специалистов новым технологиям сегодняшнего дня. Так что вполне объяснимо желание компаний принять на работу человека с базовыми знаниями и научить его специфике каждой отдельно взятой работы. Следует отметить тот факт, что работа, например, главным бухгалтером, требует многолетней практики и знания постоянно меняющейся нормативной базы. Здесь без опыта не обойтись. Что же касается сферы информационных технологий, то имея определенный уровень знаний, студент или специалист без опыта работы может быстро освоить технологии, которые применяются компанией.

Важным на наш взгляд является не только оценка знаний учащихся, но и наличие представлений их о будущей профессии, а также мотивация учащихся к будущей профессиональной деятельности.

Цель проведенного нами исследования: выявить в какой степени студенты имеют представление о той или иной профессии в сфере ИТ, а также в какой сфере они хотели бы работать.

Нами был проведен опрос среди 29 студентов Воронежского государственного профессионально-педагогического колледжа 2 курса обучающихся по специальности «Компьютерные системы и комплексы». Бланк опросника представлен в таблице 1

Таблица 1

Бланк для опроса

ИТ специальность

Имею представление о деятельности

Хотел бы работать

Администратор баз данных          
Администратор защиты          
Вэб-дизайнер          
Инженер-программист          
Программист          
Системный администратор          
Системный аналитик          
Специалист по продвижению сайта          

 Таблица 2

Сводные результаты опроса испытуемых (средний балл)

ИТ специальность

Имею представление о деятельности

Хотел бы работать

Администратор баз данных

2,76

2,69

Администратор защиты

2,48

2,38

Вэб-дизайнер

3,34

3,72

Инженер-программист

3,14

2,79

Программист

3,93

4,14

Системный администратор

3,31

3,48

Системный аналитик

2,07

2,45

Специалист по продвижению сайта

3,31

3,38

Уровень представления об ИТ-профессии и желания к деятельности студенты отмечали с помощью 5-балльной шкалы (1 – наименьшая значимость, 5 – высокая значимость). Результаты опроса отражены в таблице 2.

Исходя из результатов видно, что наибольшее представление студенты имеют о профессии программиста (3,93 балла), вэб-дизайнера (3,34) и системного администратора (3,31 балла). Почти не имеют представление о профессии системного аналитика (2,07 балла) и администратора защиты (2,48 балла) и администратора баз данных (2,76 балла).

По желанию на первых местах у студентов – работа по профессии программиста (4,14 баллов), вэб-дизайнера (3,72 балла) и системного администратора (3,48 балла), а на последних – администратора защиты (2,38) и системного аналитика (2,45).

 

Рис. 1. Диаграмма результатов опроса испытуемых

С целью системного представления результатов исследования нами использовался метод многомерного шкалирования. Этот метод позволил наглядно представить уровень представления каждого из студентов в отношении профессий, причем, чем ближе объект к профессии, тем выше степень его предпочтения и наоборот.

 

Рис. 2. Модель евклидового расстояния

На рисунке 1 результат по каждому испытуемому обозначается как «строка». Обработка данных осуществлялась с помощью статистического пакета SPSS 19.0. На представленной конфигурации субъективных предпочтений студентов видно, что по таким профессиям как «системный аналитик» и «специалист по продвижению сайта» пока студенты имеют низкий уровень представления. Об остальных профессиях студенты осведомлены значительно лучше.

В итоге мы можем заключить, что представления студентов о профессии достаточно тесно коррелируют с их желанием работать по конкретной IT-специальности, что отражает их адекватный уровень самооценки. Дальнейшим перспективным исследованием является сравнительный анализ потребностей и мотивов учащихся в зависимости от ситуации на рынке труда в IT-сфере.


Библиографический список
  1. Остапенко Р.И. Математические основы психологии: учебно-методическое пособие для студентов и аспирантов психологических и педагогических специальностей вузов / Р.И.Остапенко. – Воронеж: ВГПУ, 2010. – 76 с.


Все статьи автора «Остапенко Роман Иванович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: