СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕГИОНА

Безоян Раиса Эдуардовна
Сочинский государственный университет

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы модернизации экономики Юга России, в русле координат развития макроэкономической системы, необходимость учитывать детерминирующие особенности макрорегиона для выбора адекватных приоритетов и методов стимулирования экономического развития.

Ключевые слова: инновационное развитие и инвестиционная деятельность., социально-экономическая эффективность, социально-экономического состояния, стратегия, устойчивый рост


SOCIO-ECONOMIC STATUS AND DEVELOPMENT OF THE REGION

Bezoyan Raisa Eduardovna
Sochi State University

Abstract
The article deals with the modernization of the economy of the South of Russia, in line with the coordinates of the macroeconomic system, the need to take into account the determining features of the macro-region to select the appropriate priorities and methods to promote economic development.

Библиографическая ссылка на статью:
Безоян Р.Э. Социально-экономическое состояние и развитие региона // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2013/06/2379 (дата обращения: 11.03.2024).

В современном конкурентном мире, в условиях непрерывно возникающих угроз, глобализации и стирания границ между различными рынками важнейшим императивом успешного развития стран, регионов и компаний любого уровня является разработка и реализация стратегий экономического прорыва.

Целями данных стратегий являются, с одной стороны, формирование конкурентной среды и улучшение конкурентоспособности, с другой стороны, в рамках устойчивого роста и динамического движения повышение производственной и социально-экономической эффективности. Для достижения стратегических целей используются различные методы, прежде всего, непрерывных улучшений, инновационного развития и инвестиционной деятельности с использованием различных источников и средств.

Диагностика социально-экономического состояния и обоснования параметров перспективного развития, проводимая при формировании стратегии модернизации, невозможна без специализированной совокупности показателей, включающей в себя необходимые индикаторы и сравнительные индивидуализированые характеристики. В экономической литературе предлагаются различные подходы и градации показателей по группам регионов, для изучения и оценки социально-экономического состояния и развития. Чаще всего эти расчеты проводятся на основе сравнения региональных душевых характеристик ВРП со среднероссийским уровнем за последний год. Однако, их обоснование по существу отсутствует. Более того, в ряде случаев к развитым регионам относятся субъекты Федерации в пределах от 75% до 100% их душевого ВРП, к среднему по РФ, что противоречит даже экономической сущности группы.

В разрезе субъектов Федерации среднедушевые характеристики валового регионального продукта колеблются в очень больших размерах. Полярная асимметрия между крайними регионами составляет 80 раз. При таком размахе анализируемого показателя очень трудно предложить градацию регионов по среднедушевым характеристикам ВРП, ибо большое количество групп усложнит анализ, а увеличение интервалов (при меньшем их количестве) приведет к потере необходимого качества.

В рамках социально-экономического состояния и развития, исходя из дифференциации характеристик валового регионального продукта или оборота организаций, можно предложить выделение восьми групп регионов РФ: с очень высоким и высоким уровнем (как правило, являющихся донорами в территориальной системе страны), выше среднего, средним, ниже среднего, отстающих, низким и крайне низким (среди которых наблюдается большая часть реципиентов). Иной подход использован при ранжировании регионов по уровням социально-экономического раз-вития, где выделяются следующие группы по среднегодовым индексам физического объема ВРП, в процентах к предыдущему году: очень высокий — свыше 110, высокий – от 106 до 110, выше среднего — от 102 до 106, средний — от 98 до 102, ниже среднего -от 94 до 98, низкий — от 90 до 86, крайне низкий — менее 86%.[4]

При оценке уровней социально-экономического состояния и развития регионов министерством экономического развития и торговли РФ предложена методика, предусматривающая расчет скорректированного среднедушевого ВРП с учетом уровня покупательной способности, на основе соответствующих индексов потребительских цен. Этот подход весьма интересен и необходим при оценке уровней развития в динамике, то есть, физических темпов роста валового регионального продукта. Вместе с тем, деление объемных характеристик среднедушевого ВРП на индекс потребительских цен некорректно, ибо первый показатель является статическим, а второй — динамическим. В связи с этим, по нашему мнению, при исследовании социально-экономического состояния регионов необходим другой подход, суть которого состоит в том, что территориальные показатели валового регионального продукта делятся не на индекс цен, а на индекс фиксированного набора товаров и услуг, рассчитываемого исходя из единых объемов потребления при среднеиндивидуализированных ценах по конкретным регионам.[5]

Решение вопросов модернизации экономики Юга России должно вестись в русле координат развития макроэкономической системы и, при этом, учитывать детерминирующие особенности макрорегиона для выбора адекватных приоритетов и методов стимулирования экономического развития. Учитывая, что модернизационный переход оказывает воздействие на все институты и охватывает множество изменений на различных уровнях экономической, организационной, политической и культурной сфер, существенно актуализируется вопрос выбора стратегических приоритетов модернизации экономики Южного федерального округа. Это обусловлено значительным числом лимитирующих факторов, в том числе ресурсных ограничений и ментальных установок, тормозящих процессы модернизации и не позволяющих одновременно проводить качественные изменения по всем уровням и компонентам экономической системы макрорегиона.

Для южных регионов РФ в настоящее время характерны: невысокая доля инновационной продукции и организаций; более низкий, чем в среднем по России, индекс промышленного производства, и более высокий — цен производителей промышленной продукции; сокращение спроса на внедрение инновационных решений в производство; относительно низкая доля промышленных предприятий (40%) в рейтинге 250 крупнейших компаний Юга России и ухудшение финансовых показателей крупных промышленных структур. Тем не менее, результаты первого в России социологического исследования «Социальный потенциал модернизации», проведенного ВЦИОМ на примере ЮФО, оказались весьма оптимистичными: показатель активности населения, готового участвовать в модернизационных процессах, существенно превышает достаточный для реализации модернизации уровень.[2]

При выборе стратегических приоритетов модернизации важно принимать во внимание следующие аспекты. Прежде всего, в рамках устаревшей парадигмы административного управления эффективное решение вопросов модернизации наталкивается на серьезные препятствия. То есть первый приоритет связан с реорганизацией и изменением системы управления модернизационными преобразованиями и развитием обеспечивающих ее институтов. Смена парадигмы государственного управления в развитых странах в значительной степени происходит благодаря реализации концепции «электронного правительства», когда повышение эффективности функционирования госаппарата обеспечивается посредством современных ИКТ.[3]

Электронное правительство предлагается рассматривать как одно из направлений принципиального реинжиниринга процессов государственного управления, которое позволяет изменить парадигму процесса принятия административных решений, поскольку этот процесс смещается на уровень граждан, наделенных новыми для них возможностями и полномочиями, становится интерактивным, а источник принятия решений децентрализуется. Более того, применение электронных форм коммуникаций государственных структур с физическими и юридическими лицами оказывает огромное значение на модернизационные процессы посредством сокращения транзакционных издержек.[1] При этом модернизация экономики предполагает мультипликацию и диссеминацию инструментов, технологий и механизмов, позволяющих на практике реализовать инновационные проекты в соответствующих социально-экономических условиях.

В настоящее время в качестве таких механизмов выступают различные модели государственно-частного партнерства. Одной из важных тенденций современной стадии развития государственно-частного сотрудничества является переход от мегапроектов федерального уровня к проектам региональным, к интеграции потенциала региональных органов власти и бизнес-структур для решения задачи модернизации мезоэкономики.[5]

Создание условий для развития государственно-частного партнерства, таким образом, выступает следующим стратегическим приоритетом модернизации экономики Юга России. Активная реализация указанных стратегических приоритетов модернизации экономики ЮФО позволит обеспечить институциональную платформу для ее распространения на разные сферы экономической деятельности, важные для соответствующих субъектов макрорегиона.


Библиографический список
  1. Андреев А.В. Региональная экономика, Издательский дом “Питер”, 2013 – 466 c.
  2. Вечканов Г.С. Экономическая теория, Издательский дом “Питер”, 2010 – 265 c.
  3. Владислав М.Т. Экономика региона учебное пособие, ХГУ, 2012 – Всего страниц: 386
  4. Ирина В.Д. Реформирование институтов и экономика регионов России: монография Удмуртский ун-т, 2010 – 150 c.
  5. Третьякова И.В. Бизнес и социально-экономическое развитие региона: инновационный и инвестиционный аспект: сборник научных трудов, Московский Государственный Университет Экономики, Статистики и Информатики. 2009


Все статьи автора «Балабанова Анна Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: