Социальные сети, медиа относятся к сравнительно новому набору интернет-технологий, которые позволяют людям общаться, обмениваться знаниями, развивать отношения и сотрудничать друг с другом, иное название этих технологий Web 2.0. Особенностью технологий Web 2.0. является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке информационного материала.
Социальные сети, медиа оказывают серьезное влияние в повседневной деятельности на каждого человека. В социальных сетях возрастает значение информации, знаний, интеллектуального капитала, усиливается информационная мобильность работников, возникает дистанционная занятость в сети, важнейшими сферами, определяющими высокую конкурентоспособность организаций, становятся сферы воспроизводства информации, научных знаний, интеллектуального капитала. Социальные медиа служат основой для качественных изменений в организации. Социальные сети, медиа превратились в HR-бизнес и HR-инструменты кадровых служб. В настоящее время в России в конкурентной борьбе за человеческий капитал наблюдается бум социальной вербовки, управления социальным воздействием, социальные вознаграждения, социальное планирование карьеры и управления, социальное обучение и развитие.
Руководители организаций начали понимать преимущества социальных медиа и технологий в рабочем процессе организации. Социальные сети, медиа представляют собой набор инструментов HR-практик, которые воздействуют на сотрудников организации из вне, а также воздействие организации на поиск новых сотрудников и удержание действующих сотрудников внутри организации. Социальные сети как инструмент необходим HR-менеджерам и руководителям организаций для управления талантами: поиск, вербовка и найм кандидатов, оценка их эффективности и удовлетворенности в своей работе, планирование преемственности и развития карьеры. Социальные платформы развиваются в ключевых областях управления человеческим капиталом, рекрутинге, найме персонала, обучении, вовлечении сотрудников, организационном выравнивании.
Вербовка и найм персонала является основной функцией HR-технологий социальных сетей.
Освоение социальных средств массовой информации организациям необходимо для эффективного управления человеческим капиталом. Социальные сети, медиа оказывают прямое влияние, воздействие на сотрудников в реальном масштабе времени в течении рабочего времени, а также вне работы через мобильные устройства. Социальные инструменты HR программного обеспечения могут быть доступны через браузер, специализированные приложения, мобильные устройства, могут быть сгруппированы в полностью поддерживаемой социальной платформе программного обеспечения для бизнеса.
Организации в конкурентной борьбе за человеческий капитал должны реагировать на воздействие социальных сетей, медиа, оказываемое на человеческий капитал. Источником устойчивого конкурентного преимущества организации является креативность человеческого капитала, т.е. способность разрабатывать новые и полезные знания. Конкурентное преимущество определяется скоростью общения людей в социальных сетях и их приложениях. Мощь социальных сетей заключается в ключевых процессах, связанных с привлечением, приобретением и воспитанием человеческого капитала.
Основными вопросами сегмента влияния социальных медиа на управление человеческим капиталом организации являются:
- стратегия найма социальных медиа в качестве инструмента для управления человеческим капиталом;
- интеграция социальных медиа в организации инициативы вовлечения сотрудников;
- содействие обучению и развитию на основе инновационных инструментов социальных сетей;
- использование социальных сетей для приобретения талантов, интегрированное управление талантами и работодателем.