Конечно, основной составляющей в социальной структуре общества является организация. Организации бывают разными – заводы и предприятия, финансовые структуры, учебные заведения, семья и тому подобное. Организация всегда имеет сложную структуру – систему горизонтальных и вертикальных связей и отношений. Именно эта сложная структура чаще всего становится первой причиной того, что конфликты в организациях довольно частое и опасное явление.
Факторов которые могут способствовать развитию конфликтных ситуаций в организациях является огромное количество. Среди них выделяют:
- Столкновение интересов работников организации;
- Невыполнение работником обещаний;
- Невыполнение или плохое выполнение специалистом своих обязанностей;
- Кражи или незаконное обогащение работников;
- Уменьшение защиты прав работников;
- Плохие условия труда и отдыха;
- Невозможность заработать хорошую заработную плату;
- Несправедливая оплата труда;
- Личное неприятие друг друга членами организации;
Конфликты в организации можно разделить на:
- Межличностные – руководителя с подчиненными или между работниками;
- Межгрупповые – одного отдела по другим или между различными цехами;
- Внешние – между руководителями различных организаций.
Необходимо помнить, что специфика конфликтов в организациях определяется родом деятельности самого учреждения. Однако суть его не меняется – противопоставление интересов, взглядов, желаний, планов присутствует в каждом конфликте[4,с.135-210].
Особенности возникновения конфликта:
- Один из оппонентов сознательно и уверенно наносит моральный или физический вред другому;
- Другой участник видит и осознает поведение и отношение к нему и начинает агрессивные действия или образы в ответ;
- Начинается сознательная борьба, попытка создать оппоненту больше проблем и неприятных ситуаций.
В конфликтных ситуациях может быть материальная и духовная предпосылка. Материальная – желание обеспечения материальных потребностей конфликтующих сторон (поднятие заработной платы, получение премии, создания дорого оплачиваемого проекта и т.д.). Духовная – личное оскорбление, неприятное в коллективе, несправедливое отношение, унижение личного достоинства[2,с.76].
Конечно, вопрос особенностей возникновения конфликтных ситуаций в организациях интересовало многих ученых. Соответственно они создали их классификацию для того, чтобы их было легче идентифицировать и найти наиболее подходящие варианты решения.
Ученые разделяют конфликты в организациях на:
- Организационные – появляются на основе плохой организации рабочего процесса, несправедливости разделения обязанностей;
- Трудовые – за неправильного распределения труда, плохой оплаты труда и работу сверх нормы;
- Производственные – их причинами преимущественно становится несовместимость интересов сотрудников;
- Инновационные – конфликты, возникающие на основе нововедений в организации к которым не готовы работники.
Как предотвратить конфликты в организациях? В этом деле ответственность ложится на руководителя. От его умения общаться с работниками готовности к решению проблем и осведомленности в особенностях отношений в коллективе зависит возможность предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций[3,с.148-182].
Руководитель в случае необходимости должен быть готов:
- Попробовать максимально удовлетворить интересы обеих сторон;
- Расформировать подразделения, разделить работников по разным отделениям;
- Освободить одну или обе конфликтующие стороны.
Для организации очень важно быстрое разрешение конфликта для того, чтобы дать возможность работникам работать в нормальных условиях. Обеспечение мира в организации является первоочередной задачей руководителя. Каждый руководитель должен иметь четко выработанную стратегию поведения при возникновении споров и как можно быстрее на них реагировать. Однако бывают ситуации, когда конфликты розрешаются самими же конфликтующими сторонами и вмешательство станет не нужным. Только мудрость руководителя и умение принимать правильные решения – важнейшее условие мира в любой организации.
Библиографический список
- Лукаш Ю.А. Начальники подчиненные: кто есть кто, взаимоотношения и конфликты // Флинта. – 2012.
- Бондаренко Е. Ю. Психологические особенности межличностных конфликтов в организации // LAP Lambert Academic Publishing. – 2013. – С.108.
- Козлов Т. Р., Колосова Н. А. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций. Причины, предотвращение, урегулирование // Москва. – 2016. – С.148-182.
- Емельянов С.М. Управление конфликтами в организации. Учебник и практикум // Юрайт. – 2017. – С.135-210.