ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА КАК ОБЪЕКТ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (ПО МАТЕРИАЛАМ ВАКОВСКИХ ПУБЛИКАЦИЙ)

Закорин Никита Дмитриевич
Балтийская академия туризма и предпринимательства
первый проректор, доктор экономических наук, профессор, г. Санкт-Петербург

Аннотация
В представленном материале приводятся результаты анализа научных публикаций по экономике туризма в основных ВАКовских журналах по туризму за период 2010–2015 гг. Анализируется экономическая тематика журнальных статей и ее соответствие основным проблемам и направлениям развития отечественного туризма.

Ключевые слова: ВАКовские журналы, научные исследования в сфере экономики туризма, проблемы развития туризма., стратегии и программы развития туризма


ECONOMICS OF TOURISM AS A SUBJECT OF SCIENTIFIC RESEARCHES (BY THE HAC PUBLICATIONS)

Zakorin Nikita Dmitrievich
Baltic Academy of Tourism and Entrepreneurship
First Prorector, Doctor of Economic Sciences, Professor, Saint Petersburg

Abstract
The article presents the review results of scientific publications on the economics of tourism in the main HAC journals of tourism over the period 2010–2015. It analyses the economic subject of the articles and its correlation with main problems and directions of domestic tourism development.

Keywords: HAC journals, problems of tourism development, scientific researches in the sphere of the economics of tourism, strategies and programs of tourism development


Библиографическая ссылка на статью:
Закорин Н.Д. Экономика туризма как объект научных исследований (по материалам ВАКовских публикаций) // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/04/11392 (дата обращения: 11.03.2024).

С 1 декабря 2015 года вступил в силу новый «Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук». По состоянию на 01.12.2015 года перечень содержал 1451 издание, однако он постоянно расширяется и, например, по состоянию на 19.04.2016 включает в себя уже 1924 научных издания.

В действующем до него (до 30.11.2015 г.) перечне российских рецензируемых научных журналов содержалось 2269 изданий, из которых три имеют в своем названии слово «туризм». Это «Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса» (№ 165), «Вестник Национальной академии туризма» (№ 354) и «Современные проблемы сервиса и туризма» (№ 1817).

К сожалению, в этом перечне отсутствовала графа, содержащая сведения об отраслях наук или группах специальностей научных работников, и поэтому данную информацию можно было добыть только на сайтах изданий (если она там имелась) или путем дозванивания до редакций.

Учредителем журнала «Вестник Национальной академии туризма» является межрегиональная общественная научно-просветительская организация «Национальная академия туризма», а его издателем – ЧОУ ВО «Балтийская академия туризма и предпринимательства». В журнале публиковались и публикуются результаты научных исследований и практического опыта различных сторон деятельности туристской сферы и смежных с ней областей, проводимых с позиций экономики, географии (других наук о Земле) и педагогики (профессионального образования).

Учредителем и издателем двух других журналов является ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» (РГУТиС). При этом «Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса» (по сведениям из редакции) публиковал результаты научных исследований в областях экономики и профессионального образования в сфере туризма и сервиса.

Что касается концепции журнала «Современные проблемы сервиса и туризма», то она предусматривала формирование тематических выпусков, объединяющих статьи по территориальному принципу или посвящённых единой (сходной) проблеме туризма и сервиса.

Причем проблемы освещались с точки зрения различных наук: истории, культурологи, географии, экономики, искусствоведения, педагогики и других (например, «Проблемы развития гостиничного бизнеса», «Проблемы развития туризма и сервиса в Поволжье», «Мосты в туристском пространстве», «Туристское пространство глазами историка» и т.д.). Информация о конкретных отраслях наук, группах специальностей или отдельных специальностях научных работников, на которых специализируется журнал, к сожалению отсутствовала[1].

При примерно одинаковом числе выпусков журналов (35–37) общие показатели публикационной активности выше у журнала «Вестник Национальной академии туризма». Так, по общему числу статей (1198) и суммарному числу цитирований журнала в РИНЦ (806) он занимает первое место, значительно опережая журналы РГУТиСа [1].

Вместе с тем по такому важнейшему показателю, как пятилетний импакт-фактор РИНЦ, по сути отражающему среднее число цитирований одной статьи в журнале, лидирует «Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса» (0,266), затем с небольшим отставанием следует «Вестник Национальной академии туризма» (0,242) и далее – «Современные проблемы сервиса и туризма» (0,141).

В целом можно говорить о том, что все рассматриваемые журналы по уровню публикационной активности находятся примерно на одном уровне, о чём также свидетельствует интегральный показатель журналов в рейтинге SCIENCE INDEX: в общем рейтинге – в районе 2000-го места, а по тематике «Внутренняя торговля. Туристско-экскурсионное обслуживание» – 4, 5, 6 места. Но и здесь небольшой приоритет у «Вестника Национальной академии туризма» [1].

Учитывая, что журналы, входящие в перечень так называемых ВАКовских изданий, должны в первую очередь публиковать основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук, по тематике публикаций этих журналов можно с большой степенью достоверности судить об основных направлениях развития научных исследований в соответствующих отраслях и сферах человеческой деятельности.

Основной целью настоящей статьи является проведение анализа всех публикаций по экономике туризма в трёх указанных журналах за последние 6 лет (2010–2015 гг.) на предмет их соответствия приоритетным задачам и направлениям развития отечественного туризма, которые зафиксированы в основных действующих документах (законах, стратегиях, программах и т.п.). Важнейшими из этих документов на сегодня являются: Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132 – ФЗ от 24.11.1992 г. (с соответствующими изменениями и дополнениями) (далее – Закон) [2], «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года», утвержденная приказом Ростуризма от 6 мая 2008 года № 51 по поручению Правительства РФ (далее – Стратегия-2015) [3], «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31 мая 2014 г. № 941-р (далее – Стратегия-2020) [4], государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 317 (новая редакция) [5] и Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)» утвержденная Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644 [6].

Автором была проанализирована тематика статей, опубликованных в трёх журналах, непосредственно относящихся к экономике туризма (рекреации). Не рассматривались статьи, посвящённые исключительно вопросам сервиса, сферы услуг и других смежных с туризмом областей (как правило, не имеющих в названии слов туризм (рекреация), гостиничный, ресторанный бизнес и производных от них).

В итоге анализу подлежали 293 статьи, рассматривающие экономические проблемы туризма (рекреации), гостиничного и ресторанного бизнеса из 685 статей, посвященных различным аспектам туристской деятельности.

Подавляющее число статей из указанных 685-ти (665, или 97 %) посвящены исследованиям различных вопросов, аспектов, проблем отечественной туриндустрии с упором на развитие внутреннего и въездного туризма. Это важнейший положительный момент деятельности рассматриваемых журналов, свидетельствующий о верной направленности научных исследований в стране в области туризма, находящейся в полном соответствии с провозглашенной в Законе, стратегиях и программах приоритетностью поддержки и развития государством внутреннего и въездного туризма. Опубликованные в журналах 20 статей, касающихся международного туристского сотрудничества, в основном, излагают опыт туристской деятельности в соседних нам странах (Азербайджан, Абхазия, Армения, Иран, Беларусь, Казахстан, Таджикистан), а также приграничного туристского взаимодействия с Китаем и Монголией. Из них только четыре статьи ориентированы на выездной туризм (Финляндия, Турция).

Из 293-х статей, посвященных экономике туризма, экономическим аспектам и проблемам развития отечественного туризма, 225 опубликовано в журнале «Вестник Национальной академии туризма», 46 – в журнале «Современные проблемы сервиса и туризма» и 22 статьи – в журнале «Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса».

Тематика рассматриваемых 293-х статей охватывает следующие проблемы и вопросы экономики туризма:

−         гостиничный бизнес – 29 статей (9,9 %);

−         общие проблемы развития туризма как отрасли экономики – 21 статья (7,1 %);

−         управление туристскими предприятиями и обеспечение их конкурентоспособности – 17 статей (5,8 %);

−         кластерный подход в туризме, теория и практика создания туристских кластеров – 15 статей (5,1 %);

−         кадровое обеспечение, совершенствование управления кадрами на предприятиях туризма и гостеприимства – 15 статей (5,1%);

−         маркетинг и реклама в туризме – 10 статей (3,4 %);

−         становление и развитие туристских рынков (рынков туристских услуг) – 9 статей (3,1 %);

−         кризисные ситуации, риски и банкротства в туротрасли – 9 статей (3,1 %);

−         инфраструктура туризма – 8 статей (2,7 %).

−         по шесть статей (2,1 %) приходится на исследование проблем:

  • инвестиций, ценообразования и финансового обеспечения в туризме;
  • разработки и реализации новых, инновационных турпродуктов;
  • государственно-частного партнерства в туризме;
  • ресторанного бизнеса.

Среди авторов, наиболее глубоко разрабатывающих данную проблематику, следует назвать Клеймана А.А. и Бабанчикову О.А. [7, 8, 9, 10], Дядечко В.В. [11, 12, 13], Горенбургова М.А. с соавторами [14,15, 16], Мерзлякову А.В. [17, 18, 19].

Ниже более подробно рассмотрены другие, наиболее важные проблемы экономики туризма, о которых идет речь в действующих стратегиях и программах развития отечественного туризма.

Так, важнейшее место в научных публикациях рассматриваемых журналов занимают вопросы системного подхода к развитию туризма, государственной политики в сфере туризма, управления стратегическим развитием туротрасли, разработки и реализации федеральных и региональных программ развития туризма, перспективных направлений его развития (всего – 58 статей, или 19,8 %). Среди наиболее фундаментальных и актуальных работ следует выделить статьи Барзыкина Ю.А. [20], Власовой Т.И. [21, 22], Коваленко В.В. [23], Кружалина В.И. [24], Назиной Н.А. [25].

Большой удельный вес в публикациях ВАКовских журналов занимают различные аспекты и проблемы экономики регионального туризма, которому посвящено 40 статей (13,6 %) [26, 27, 28, 29, 30]. Среди регионов хорошо представлены Дальний Восток, Подмосковье, Санкт-Петербург, Воронежская обл., Алтай, Кабардино-Балкария, Самарская обл. Начиная с 2015 г. все журналы проявили оправданный интерес к Крыму и его проблемам, опубликовав в течение года около десятка статей.

При этом многие исследования по регионам в целом соответствуют перспективным направлениям развития туризма, зафиксированным в качестве мероприятий ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011–2018 годы)» (далее – Программа). Это в первую очередь касается Дальневосточного региона, Северо-Западной части России (хотя отсутствуют публикации о недостаточно активном развитии «Серебряного кольца России»), Республики Алтай и Алтайского края, Центрального федерального округа. Недостаточно представлены в журналах такие перспективные туристские направления, отмеченные в Программе, как «Большая Волга» (Приволжский федеральный округ с Астраханской и Волгоградской областями), «Юг России» (Ростовская обл., Краснодарский и Ставропольский края), озеро Байкал и Прибайкалье. К сожалению, не нашли отражения в публикациях запланированная в Программе апробация механизмов создания инвестиционных площадок с целью привлечения инвестиций в туристскую отрасль на условиях ГЧП (Ярославская, Ивановская, Рязанская, Ростовская и Псковская области, Алтайский край), а также отобранные на основе документов перспективные туристские проекты, готовые к реализации начиная с 2012 года, в Республике Бурятия и Липецкой области.

Одним из главных направлений развития туризма в нашей стране Стратегия-2020 называет «продвижение туристского продукта Российской федерации на внутреннем и международном рынках». Стратегической задачей всей туристской отрасли сегодня является создание и поддержание благоприятного образа России как безопасного, интересного, доступного и модного туристского направления [4].

В анализируемых туристских журналах этим злободневным вопросам отведено очень мало места. Имеются только 15 статей (5,1 %), посвященных в основном одному из элементов продвижения туристских дестинаций России – туристским брендам. К наиболее интересным относятся работы: Цапук Д.А. [31], Карпова Г.А., Сигова М.В., Шевченко Е.П. [32], Саак А.Э., Жертовская Е.В. [33]. К сожалению, в журналах не представлены статьи и исследования по другим элементам продвижения страны и ее регионов на внутреннем и международном рынках: по туристским обменам; взаимным презентациям туристского потенциала, туристских продуктов и сервисов; возможностям и условиям для взаимных бизнес-инвестиций в туризм: проведению культурно-туристских форумов и туристских выставок.

Среди важнейших факторов, тормозящих развитие внутреннего и въездного туризма в России, Стратегия-2020 называет «низкую осведомленность россиян о туристских возможностях регионов РФ, разрозненность информационных ресурсов в сфере туризма и отсутствие единой системы информационной поддержки внутреннего и въездного туризма» [4].

Стратегией предусматривается разработка централизованного подхода к проведению маркетинговых исследований в сфере туризма и предоставление информации участникам туристского рынка, создание и развитие российских систем бронирования туристских услуг на внутреннем рынке, более активное использование инструментов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для продвижения отечественного туристского продукта [4].

Анализ статей ВАКовских журналов по туризму показал, что этим и другим вопросам информационного обеспечения экономики туризма, применению интернет-технологий в туристском бизнесе посвящено всего 13 статей (4,4 %), в том числе 2 статьи по использованию геоинформационных систем. Наиболее интересные работы: Мирзеханова З.Г., Мирзеханова Д.Г. [34], Максимова Л.М. [35], Мударисов P.Г. [36], Хоссейни С.С., Рубцов В.А., Габдрахманов Н.К. [37].

Одним их приоритетных направлений развития туризма в России в плане повышения эффективности системы управления им является совершенствование системы статистического учета в сфере туризма. Данная проблема не является новой: о необходимости создания эффективной системы статистического учета в туризме говорится уже на протяжении многих лет; данная задача неоднократно ставилась во многих государственных и ведомственных документах (программах, планах, стратегиях) по развитию туротрасли. С новой силой она прозвучала в Стратегии-2020. В частности, предлагается привести пограничную статистику в соответствие с Международными рекомендациями по статистике туризма 2008 года; утвердить и ввести в действие собирательную группировку «Туризм» на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности; организовать выборочное статистическое обследование туристов и т.д. [4]. К сожалению, данная проблематика не очень беспокоит учёных и аспирантов, занимающихся проблемами туризма и статистики. Так, за последние шесть лет в трёх ВАКовских журналах напечатано всего 5 статей (1,7 %), посвященных статистике и динамике туристских потоков. Наиболее интересными являются работы Долженко Г.П., Пономарева Ю.С. [38], Рудченко В.Н. [39] и Зюляева Н.А. [40].

Не менее важной, долгосрочной и трудно решаемой является проблема транспортного обеспечения туризма. О недостаточной развитости транспортной инфраструктуры; низком качестве дорог, придорожного сервиса; неудовлетворительном состоянии аэропортов и железнодорожных вокзалов; низкой пропускной способности автомобильных дорог, паромных переправ; высокой степени износа различных транспортных средств и т.д. постоянно говорится на всевозможных туристских форумах, конференциях, во всех документах, касающихся развития туризма и его инфраструктуры.

И здесь также нечем особенно похвастаться авторам журнальных ВАКовских публикаций: всего 5 статей (1,7 %).

Распределение научных публикаций по основным проблемам экономики туризма показано на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Распределение научных публикаций в ВАКовских журналах по проблемам экономики туризма за период 2010–2015 гг.

Заключение.

Проведенный анализ публикаций по экономической тематике в ВАКовских журналах по туризму за шесть последних лет (2010–2015 гг.) показал, что значительное их число в целом находится в русле тех проблем, которые являются на настоящий момент наиболее актуальными для экономики отечественного туризма. Это в значительной степени позволяет сделать вывод о соответствии диссертационных и других исследований в области экономики туризма основным задачам развития туротрасли, зафиксированным в стратегиях и программах развития отечественного туризма. Вместе с тем (судя по журнальным статьям) многие задачи и проблемы российской туриндустрии довольно редко становятся предметом научных исследований и изысканий соискателей, аспирантов и учёных, работающих в туристских образовательных организациях. Это в первую очередь касается таких тем, как:

−         развитие туристской инфраструктуры, особенно транспортной;

−         повышение качества и конкурентоспособности совокупного туристского продукта РФ и его продвижение на внутреннем и международном рынках;

−         совершенствование системы управления туризмом и системы статистического учёта в сфере туризма;

−         интеграция сферы туризма и услуг, предоставляемых Республикой Крым и г. Севастополем, в систему управления туризмом и профессиональное туристское сообщество РФ;

−         развитие международного содружества в сфере туризма, в т.ч. активизация международных событийных мероприятий;

−         диверсификация туристского бизнеса, новых экскурсионных маршрутов и турпродуктов;

−         использование природных заповедников;

−         создание и развитие туристско-рекреационных и автотуристских кластеров;

−         реализации новых инвестиционных проектов, в т.ч. туристско-рекреационных кластеров, которые описаны в Стратегии-2020 применительно к основным федеральным округам и регионам.

Необходимо активизировать научные исследования по этим и другим перспективным направлениям, которые в свою очередь станут базой для разработки будущих стратегий и программ.


[1] В новом перечне этой проблемы не существует: «Современные проблемы сервиса и туризма» – 25.00.00. Науки о Земле; «Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса» – 13.00.00. Педагогические науки; «Вестник Национальной академии туризма» – 08.00.00. Экономические науки, 13.00.00. Педагогические науки, 25.00.00. Науки о Земле.


Библиографический список
  1. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. URL: http://www.elibrary.ru (дата обращения: 31.03.2016).
  2. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ (в редакции от 03.05.2012 г.). Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
  3. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года, утверждено приказом Ростуризма от 6 мая 2008 г. № 51 [Электронный ресурс]. URL: http://refdb.ru/look/1441025.html (дата обращения: 17.03.2016).
  4. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 31 мая 2014 г. № 941-р [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2014/06/09/turizm-site-dok.html (дата обращения: 16.03.2016).
  5. Развитие культуры и туризма на 2013-2020 года. Государственная программа № 317 от 15 апреля 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70291902/ (дата обращения: 16.03.2016).
  6. Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы). Постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644 [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/55171986/ (дата обращения: 17.03.2016).
  7. Клейман A.A., Евреинов О.Б. Совершенствование управления развитием инфраструктуры туризма в регионе // Вестник Национальной академии туризма. 2011. № 4 (20). С. 44–48.
  8. Клейман A.А., Бабанчикова O.A. О кризисной ситуации на выездном туристском рынке: причины, последствия, пути преодоления и необходимость усиления государственного регулирования // Вестник Национальной академии туризма. 2014. № 3 (31). С. 19–24.
  9. Клейман А.А., Бабанчикова О.А. Контракты жизненного цикла как инновационный подход к комплексному решению инфраструктурных проблем в туризме // Вестник Национальной академии туризма. 2012. № 1 (21). С. 18–21.
  10. Клейман А.А., Бабанчикова O.A. Тенденции развития туристского рынка в условиях рецессии: оптимизация, реструктуризация и реинжинеринг бизнес-процессов // Вестник Национальной академии туризма. 2014. № 1 (29). С. 52–57.
  11. Дядечко B.В. Основные направления развития малого предпринимательства в туристской отрасли г. Санкт-Петербурга // Вестник Национальной академии туризма. 2014. № 3 (31). С. 31–35.
  12. Дядечко, В.В. Основы формировании конкурентоспособности предпринимательских структур в современных рыночных условиях / В.В. Дядечко // «Вестник Национальной академии туризма». – 2010. – № 3 (15). – С.34 – 39.
  13. Дядечко В.В. Современные подходы к оценке конкурентоспособности предпринимательских структур в сфере туризма // Вестник Национальной академии туризма. 2011. № 2 (18). С. 40–43.
  14. Горенбургов M.A., Клементьев Б.Е. Динамическое      программирование бизнес-коммуникации в туризме // Вестник Национальной академии туризма. 2013. № 4 (28). С. 22–25.
  15. Горенбургов M.A., Соляр А.В. Место и роль транспортной инфраструктуры в системе региональной экономики и решение задач распределения туристско-предпринимательских структур // Вестник Национальной академии туризма. 2012. № 1 (21). С. 29–32.
  16. Горенбургов М.А., Бардашевич А.Б. Принятие оптимальных управленческих решений в туризме на основе теории кооперативных игр // Вестник Национальной академии туризма. 2013. № 2 (26). С. 19–21.
  17. Мерзлякова А.В. Влияния кризисных явлений на социальное и экономическое развитие туристского комплекса // Вестник Национальной академии туризма. 2014. № 1 (29). С. 57–60.
  18. Мерзлякова А.В., Ковалик Л.Н. Методические подходы к формированию системы управления качеством процесса оказания туристических услуг // Вестник Национальной академии туризма. 2014. № 4 (32). С. 20–24.
  19. Мерзлякова А.В. Формирование и экономико-математическая ориентация стратегии развития туристских предприятий на достижение оптимальных экономических результатов в условиях неустойчивого состояния внешней среды // Вестник Национальной академии туризма. 2013. № 4 (28). С. 36–40.
  20. Барзыкин Ю.А. Актуальные проблемы и основные направления развития туриндустрии в России // Вестник Национальной академии туризма. 2010. № 2 (14). С. 7–8.
  21. Власова Т.И., Карташева P.A. Инновационные направления повышения эффективности функционирования туристской отрасли // Вестник Национальной академии туризма. 2011. № 1 (17). С. 19–22.
  22. Власова Т.И. Роль индустрии гостеприимства в развитии туризма и пути повышения эффективности её функционирования // Вестник Национальной академии туризма. 2010. № 2 (14). С. 9–10.
  23. Коваленко В.В. Государственное регулирование туристской деятельности: ретроспективный анализ // Современные проблемы сервиса и туризма. 2012. № 2. С. 68–75.
  24. Кружалин В.И. Теория и практика развития туризма и рекреации в России // Вестник Национальной академии туризма. 2011. № 2 (18). С. 7–9.
  25. Назина Н.А. Проблемы развития туризма в Российской Федерации // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2010. №1. С. 37–42.
  26. Валединская Е.Н. Роль и значение стратегического развития сферы услуг туризма и гостеприимства в региональной экономике // Современные проблемы сервиса и туризма. 2012. № 4. С. 79–86.
  27. Илькевич С.В., Сахарчук Е.С. Экономические аспекты устойчивого развития туризма в регионах российской федерации // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2014. № 2. С. 4–17.
  28. Клейман A.A., Евреинов О.Б. Совершенствование управления развитием инфраструктуры туризма в регионе // Вестник Национальной академии туризма. 2011. № 4 (20). С. 44–48.
  29. Минаев В.А., Платонова Н.А., Погребова Е.С. Методика анализа качества региональной инфраструктуры индустрии туризма и туристского сервиса // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2014. № 2. С. 38–48.
  30. Орджоникидзе М.М. Методологические основы стратегического планирования и прогнозирования развития туризма в регионе // Вестник Национальной академии туризма. 2011. № 2 (18). С. 15–21.
  31. Цапук Д.А. Маркетинговые программы и продвижение глобальных городов на международном туристском рынке // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. № 2. С. 14–24.
  32. Карпова Г.А., Сигова М.В., Шевченко Е.П. Брендинг региона как инструмент повышения привлекательности туристской дестинации // Вестник Национальной академии туризма. 2014. № 1 (29). С. 72–75.
  33. Саак А.Э., Жертовская E.B. Концептуальный подход к формированию туристского бренда в рамках геобрендинга туристской дестинации в общей системе маркетинга территории на муниципальном уровне (на примере г. Таганрога) // Вестник Национальной академии туризма. 2013. № 4 (28). С. 44–50.
  34. Мирзеханова З.Г., Мирзеханова Д.Г. Особенности информационного обеспечения туристического продукта в пределах трансграничных территорий (на примере потребителей из Японии в Хабаровском крае) // Вестник Национальной академии туризма. 2011. № 2 (18). С. 56–60.
  35. Максимова Л.М. Использование инструментов интернет-мониторинга для активизации процесса развития въездного туризма в РФ // Современные проблемы сервиса и туризма. 2011. № 2. С. 43–48 .
  36. Мударисов P.Г. Организация безопасного пребывания туристов на территории Республики Татарстан с помощью универсального «Туристического атласа Республики Татарстан» // Вестник Национальной академии туризма. 2013. № 4 (28). С. 25–27.
  37. Хоссейни С.С., Рубцов В.А., Габдрахманов Н.К. Определение потенциальных зон зимнего туризма в провинции Исфахан (Иран) с помощью геоинформационных систем // Вестник Национальной академии туризма. 2014. № 4 (32). С. 32–36.
  38. Долженко Г.П., Пономарев Ю.С. Сколько все же нас туристов-россиян в Российской Федерации? // Вестник Национальной академии туризма. 2012. № 1 (21). С. 40–41.
  39. Рудченко В.Н. Рационализация системы сопоставимости статистических показателей индустрии туризма в России и за рубежом // Вестник Национальной академии туризма. 2010. № 1 (13). С. 27–30.
  40. Зюляев Н.А. Эконометрический анализ спроса россиян на выездной туризм // Вестник Национальной академии туризма. 2015. № 4 (36). С 26–29.


Все статьи автора «Шлафман Александр Изевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: