УЛУЧШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РЕГИОНЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ЕГО РАЗВИТИЯ

Григорьев Юрий Иннокентьевич
ООО Юридическое агентство "Новация"

Аннотация
Рассматриваются факторы, оказывающие наибольшее влияние на формирование инвестиционного климата региона. Анализируются общие тенденции развития инвестиционных процессов в стране и в отдельных ее регионах. Исследуются основные направления улучшения инвестиционного климата в регионе и стране в целом. Даются рекомендации по внедрению успешного инвестиционного опыта в отдельных регионах.

Ключевые слова: инвестиционная активность, инвестиционная привлекательность, инвестиционный климат, инвестиционный климат региона, инвестиционный потенциал


IMPROVING THE INVESTMENT CLIMATE IN THE REGION AS AN IMPORTANT FACTOR FOR ITS DEVELOPMENT

Grigoryev Juriy Innokentyevich
Legal agency "Novation"

Abstract
The factors with the greatest impact on the formation of the investment climate in the region. Analyzes the general trends of development of investment processes in the country and its individual regions. We study the basic directions of improvement of the investment climate in the region and the country as a whole. Recommendations on the implementation of a successful investment experience in individual regions.

Библиографическая ссылка на статью:
Григорьев Ю.И. Улучшение инвестиционного климата в регионе как важный фактор его развития // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/11/10124 (дата обращения: 12.03.2024).

Интегральной характеристикой перспективности рынка, доходности и безопасности инвестиций в его экономику является региональная инвестиционная привлекательность, определяемая двумя составляющими: инвестиционным потенциалом и уровнем инвестиционных рисков. Совокупность инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности в регионе отражает его инвестиционный климат. Ряд специалистов считает показатель инвестиционной активности результирующим по отношению к привлекательности; между ними выявлена прямая корреляционная зависимость. Поэтому, чем ниже инвестиционная привлекательность и, значит, активности инвесторов в регионе, тем слабее его возможности по развитию инвестиционных процессов, больше значения для такого региона методов прямого бюджетного воздействия и меньше действенность косвенного стимулирования инвестиций. В связи с этим, исследование управления инвестиционными процессами, по нашему мнению, необходимо начать с анализа инвестиционного климата регионов России.

Состояние инвестиционного климата во многом зависит от влияния таких внешних факторов, как социальная и общественно-политическая ситуация в стране, состояние федерального законодательства в инвестиционной сфере. Также, определяется стратегией региона по ее развитию на своей территории за счет выработки реальных механизмов привлечения инвестиций, защиты и сопровождения отечественных и иностранных инвесторов. Необходимо отметить, что выработка основ стратегии формирования благоприятного инвестиционного климата на региональном уровне невозможна в отрыве от центра и без серьезного анализа важнейших сложившихся тенденций инвестиционной сферы страны.

Большое значение для развития регионов имеют адресные инвестиционные программы Российской Федерации, включающие региональные и отраслевые составляющие. Региональная составляющая программы, действующая в пределах 89 субъектов Федерации и включающая 726 объектов (без жилищного строительства), дополняется отраслевой частью, в которую входит ряд крупных федеральных производственных и специальных программ.

Отраслевая структура инвестиционной программы складывается из социальной и производственной сферы. Следует особо подчеркнуть, что в общем объеме капитальных инвестиций социальная сфера (жилищное и коммунальное строительство, культура, образование, здравоохранение и наука) достигает более 70 %, что свидетельствует о социальной направленности программы (в 2014 году –68 %).

Доля производственных комплексов соответственно составляет около 30 %.

Анализ общих тенденций развития инвестиционных процессов в стране и в отдельных ее регионах показывает, что на их эффективное развитие негативное воздействие оказывает [1]:

- несовершенство законодательно-правового обеспечения инвестирования;

- отсутствие эффективного механизма привлечения иностранных инвесторов, в первую очередь прямых;

- существенное сужение спроса в результате осуществления дефляционной политики и отсутствия гарантий по допущению прямых инвесторов к управлению производством, даже после приобретения ими пакета акций предприятий;

- недостаточное внимание хозяйствующих субъектов к привлечению инновационного фактора;

- недостаточное развитие действенной системы гарантий и возврата инвестиций, их защиты от коммерческих и политических рисков;

- непомерный рост налоговых ограничений, объективно отвлекающих значительную часть прибыли предприятий, не используемую на развитие и техническое совершенствование производства;

- недостаточный уровень развития инвестиционного и фондового рынков;

- слабое использование внутренних возможностей страны в привлечении финансовых ресурсов, прежде всего вывезенного капитала и средств населения;

- несовершенная структура спроса на финансовые ресурсы, чрезмерно высокая доля потребности в кредитных средствах, несмотря на низкий уровень их возвратности;

- отсутствие регулярных маркетинговых исследований региональных рынков товаров и услуг.

К важнейшим направлениям совершенствования инвестиционного климата в стране и ее регионах следует отнести необходимость:

- формирования регионального спроса на финансовые ресурсы на основе его реструктуризации, обеспечивающей разумное сочетание и соотношение необходимых объемов кредитов и инвестиций, постепенного увеличения доли последних в общей сумме необходимых для привлечения в производственный сектор экономики финансовых средств;

- принятие мер по преимущественному привлечению прямых инвестиций, особенно в развитие производства на предприятиях с низкой рыночной капитализацией;

- разработка и принятие общефедерального и регионального законодательства, обеспечивающего защиту прав инвестора, владельца акций, в частности на управление производством, стабильно используемого в судебной практике и неукоснительно выполняемого на административно-хозяйственном уровне;

- развитие инфраструктуры инвестиционного рынка страны и субъектов Федерации;

- организация полноценно действующего фондового рынка;

- снижение налогового бремени с хозяйствующих единиц в производственном секторе экономики;

- маркетинговый анализ возможностей выхода на мировой и внутренний рынки сбыта.

Прогрессивные структурные преобразования в экономике и рост конкурентоспособности продукции невозможны без проведения эффективной инновационной политики. Таким образом, для обеспечения выхода на мировые рынки высокотехнологичной продукции исключительно важно решить проблему ускоренного освоения отечественными предприятиями накопленного научно-технического потенциала [2].

Как нам представляется, задачу развития российской экономики следует решать поэтапно.

На первом этапе необходимо, реализовать имеющийся потенциал расширения отечественного производства. Имеется в виду повышение ценовой конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке и увеличение загрузки имеющихся свободных производственных мощностей. Наибольший эффект может получен в отраслях с быстрым оборотом капитала и коротким циклом производства, прежде всего, в сфере производства конкурентоспособных потребительских товаров (пищевая и легкая промышленность, выпуск бытовой техники).

Необходимо отметить, что масштабы расширения производства имеют ряд ограничений, таких как недостаток оборотного капитала, снижение потребительского спроса, сужение сырьевой базы потребительских отраслей. Государство должно сосредоточить свои усилия на смягчении указанных ограничений путем проведения расшивки накопленных неплатежей, осуществлении целевой поддержки производителей за счет ресурсов Банка развития.

На следующем этапе надо создать финансовую базу расширенного воспроизводства на основе повышения уровня монетизации экономики и снижения налоговой нагрузки на предприятия. По мере расширения финансовой базы появятся возможности для существенного снижения налоговой нагрузки на производителей, что дополнительно расширит ресурсы инвестирования [3].

На третьем этапе необходимо расширить инвестиционный спрос и осуществить переход к интенсивному обновлению производственных фондов. Основным источниками роста станут снижение избыточных издержек и расширение производственных инвестиций.

Необходимо отметить, что в сложившейся экономической ситуации в стране механизм инвестиционного налогового кредита приобретает особое значение, так как позволяет целенаправленно использовать ограниченные возможности государства на поддержку инвестиционных проектов, что подтверждается практикой регионов. Замена авансового предоставления льгот по налогообложению части прибыли на инвестиционный налоговый кредит, предоставляемый предприятиям на платной, возвратной и конкурсной основе, позволит не только восполнить недостаток инвестиционных средств предприятий, но и использовать эту поддержку государства на высокоэффективные инвестиционные проекты, связанные с увеличением производства жизненно важной и экспортно-ориентированной продукции.

Применение инвестиционного налогового кредита повышает ответственность предприятий, претендующих на получение государственной поддержки в виде налоговых льгот, за качество разработки бизнес-планов инвестиционных проектов и их реализацию.

По нашему мнению, необходимость формирования нормативно-правовых основ благоприятного режима инвестирования требует форсированного принятия законодательных актов, обеспечивающих привлечение средств населения для инвестирования высоко окупаемых проектов, а также подготовки квалифицированных кадров в области маркетинга и управления.

В настоящее время значительное внимание уделяется стимулированию нетрадиционных для России форм инвестирования в производственный сектор экономики. Прежде всего, придается особое значение развитию страховой деятельности. При наличии высоких инвестиционных рисков стимулирование страховой активности должно стать важным дополнением к системе государственных гарантий при реализации инвестиционных проектов.

Необходимо учитывать, что страхование в инвестиционной деятельности должным образом не развивается именно потому, что на законодательном уровне не закреплена ответственность за такие наиболее распространенные риски, как отстранение инвестора от участия в управлении предприятием, а также лишение доступа к информации о предприятиях. Это не позволяет страховым компаниям разрабатывать экономически обоснованные схемы страхования инвестиций. Действующая же система государственного гарантирования кредитов привела к их возвратности на уровне не более 15 %. Таким образом, большое значение для привлечения инвестиций в регионы имеет страхование имущества предприятий, в частности основных фондов и инфраструктуры.

Одной из важнейших проблем использования залогового фонда является его ликвидность, особенно в части права пользования объектами природных ресурсов, что обусловлено несовершенством действующего федерального законодательства и отсутствием разграничения государственной собственности на природные ресурсы. В этой связи назрела необходимость внесения изменений и дополнений в федеральное законодательство в части предоставления регионам права совместно с центром распоряжения природными ресурсами и их использование в качестве залога.

Почти все субъекты федерации в рамках своей компетенции приняли законы, направленные на поощрение инвестиций, включающие меры по привлечению иностранных инвестиций, созданию зон наибольшего благоприятствования, предоставлению налоговых льгот, по государственной поддержке кредитованием строительства, предоставлению земли, развитию лизинговой деятельности.

Интерес представляет опыт Белгородской области по долгосрочному кредитованию индивидуального строительства в сельской местности, созданию для застройщиков льготных условий на приобретение строительных материалов, оборудования и возведения жилых домов. При этом местные администрации обеспечивают инженерную подготовку выделяемых под застройку территорий, прокладку внешних коммуникаций и создание социальной инфраструктуры. Таким образом, созданная в Белгородской области система по строительству жилья в увязке с развитием смежных отраслей, производящих сельхозпродукцию, позволила области ввести в эксплуатацию только в 2010 году, жилые дома общей площадью 800 тыс. кв. м., или 0,526 кв. м. на одного жителя области, что является лучшим показателем в России.

Таким образом, для повышения региональной инвестиционной привлекательности необходима:

- разработка основных направлений экономического и социального развития регионов на долгосрочную перспективу;

- разработка региональных инвестиционных программ, обеспечивающих высокую эффективность инвестиций;

- оценка и отбор инвестиционных проектов, обеспечивающих высокую эффективность инвестиций;

- формирование нетрадиционных источников финансирования инвестиционных проектов, позволяющих сконцентрировать и использовать ресурсы под контролем администраций регионов.


Библиографический список
  1. Быков В.М., Ладошкин А.И. Методология управления эффективностью инвестиционных проектов в условиях экономической нестабильности: Научная монография. Самара: СамГТУ, 2005, – 137 с.
  2. Быков В.М., Быкова А.В., Мандыч И.А. Формирование субъектной среды предпринимательской фирмы // Научный журнал «European Social Science Journal». № 6, 2015.- С. 45-53.
  3. Липченко Н.В., Баловнева К.С., Быков В.М. Формирование кредитной политики предприятия нефтеперерабатывающей отрасли // Российское предпринимательство. № 9, 2012.- С. 78-84.


Все статьи автора «Bykov»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: