РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ БИЗНЕСОМ

Гусева Ольга Вячеславовна1, Бершадская Ольга Ивановна2, Тимашкова Татьяна Евгеньевна3
1Обнинский институт атомной энергетики (ИАТЭ) НИЯУ МИФИ, ст. преподаватель кафедры ЭЭММИ
2Обнинский институт атомной энергетики (ИАТЭ) НИЯУ МИФИ, ст. преподаватель кафедры ЭЭММИ
3Обнинский институт атомной энергетики (ИАТЭ) НИЯУ МИФИ, к.э.н., доцент кафедры ЭЭММИ

Аннотация
Залог эффективной государственной инновационной политики заключается в поддержке ее формирование на региональном уровне. На данный момент в России нет примеров создания полноценной региональной инновационной системы в каком-либо территориальном субъекте, правда, во многих регионах создаются элементы такой системы. Те регионы, которые смогут первыми создать у себя полноценную региональную инновационную систему, получат неоспоримое конкурентное преимущество и могут даже стать центрами роста экономики России. Формирование данной системы является задачей стратегической, поскольку во многом закладывает фундамент долгосрочной конкурентоспособности территории.
В статье приводится характеристика организационной структуры системы управления инновационными процессами на региональном уровне с акцентом на центре инновационного развития.

Ключевые слова: государственная инновационная политика, инновационный бизнес, региональная инновационная система, региональная структура управления


REGIONAL MANAGEMENT STRUCTURE OF INNOVATIVE BUSINESS

Guseva Olga Vyatcheslavovna1, Bershadskaya Olga Ivanovna2, Timashkova Tatiana Evgenjevna3
1Obninsk Institute for Nuclear Power Engineering, Moscow Engineering and Physics Institute, Senior lecturer of the Economics Department
2Obninsk Institute for Nuclear Power Engineering, Moscow Engineering and Physics Institute, Senior lecturer of the Economics Department
3Obninsk Institute for Nuclear Power Engineering, Moscow Engineering and Physics Institute, PhD in Economics Science, Assistant Professor of the Economics Department

Abstract
To provide an effective innovative policy every state should support its formation on the regional level. There are no examples of adequate innovative regional systems in Russia right now. However there is a variety of different system elements which are created constantly in order to improve the basic innovative policy. It goes without saying that those regions who are the first to start up such innovative systems will have a great success and competitive advantage. To create such a system is a strategic objective for any state.
The article gives a characteristic of the innovative system organizational structure pointing out the place of the innovative development centre in the innovative regional system.

Библиографическая ссылка на статью:
Гусева О.В., Бершадская О.И., Тимашкова Т.Е. Региональная структура управления инновационным бизнесом // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/06/5318 (дата обращения: 12.03.2024).

Инновации – импульс экономического процесса. Качество и сила подобного импульса во многом зависит от средств управления им, причем как на уровне предприятия, так и на уровне региона.

Подобная задача представляется весьма сложной: инновационные экономические структуры зачастую сочетают различные, иногда антагонистические элементы [2]. Поэтому предлагается  рассмотреть следующие блоки мероприятий с целью совершенствования системы управления инновационным процессом:

1. Организационный блок: «контроль качества работ и продукции» и «мотивация труда и повышение квалификации кадров»;

2.Блок экономических мероприятий: «страхование рисков инновационной деятельности», «стимулирование сбыта конечной инновационной продукции», «совершенствование механизма финансовой аренды», «управление нематериальными активами».

В блоке экономических мер управления инновационными процессами могут найти применение меры финансового менеджмента, сформулированные для регионов сравнительно недавно. К ним относятся:

-  оценка доходности финансовых активов;

-  применение опционов в торговле финансовыми, материальными и нематериальными активами;

-  расчет цены источников капитала;

-  управление операциями по привлечению заемного капитала.

Рекомендуемая схема правового, организационно-экономического механизма управления инновационными процессами в регионе приведена на рисунке 1.

Рисунок 1. Схема правового, организационно-экономического механизма управления инновационными процессами

Важнейшим фактором осуществления инновационного процесса и, соответственно, обеспечения производства конкурентоспособной продукции является подготовка и переподготовка кадров, связанных с исполнением научно-исследовательских работ, предоставлением информационных и консультационных услуг, и работ по осуществлению производственных технологических операций. Здесь должны быть сохранены бюджетные формы поддержки организаций, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров, а также различные меры налоговых льгот для всех субъектов инновационного процесса.

Обратимся к одной из главных составляющих экономических мероприятий – стимулированию сбыта конечной инновационной продукции, которое может иметь три уровня: государственный, региональный и персональный (потребители инновационной продукции). Государственный и региональный уровень стимулирования должен совершенствоваться в направлении обеспечения закупок конечной продукции и способствовать экспорту наукоемкой продукции и импортозамещению.

Необходимость совершенствования системы управления инновационной деятельностью в рыночных условиях хозяйствования обусловлена воздействием ряда факторов:

-  вовлечением науки в процессы обоснования и прогнозирования устойчивого развития производства;

-  тенденциями и особенностями ведения инновационных процессов в условиях рыночной экономики;

-  требованиями повышения эффективности использования научно-инновационного потенциала;

-  созданием условий для роста уровня восприимчивости товаропроизводителей к новшествам;

-  повышение спроса на отечественные наукоемкие разработки, объекты интеллектуальной собственности и инновационные технологии [1].

Экономическая сущность инновационных процессов связана с целями и задачами развития региональной экономики, то есть в его постоянном организационно-экономическом, техническом и технологическом обновлении на базе научно-технического прогресса. На протяжении последних лет в России идет активная деятельность по разработке и освоению региональных инвестиционных и инновационных проектов. Накопленный к этому времени опыт указывает на целесообразность, а для некоторых регионов, находящихся в явной изоляции от центра, необходимость создания региональных программ инновационного развития.

Главным направлением деятельности по управлению инновациями становится определение приоритетных направлений развития региона, в целом, и отдельных муниципальных образований, в частности, а также оказание содействия их кооперации для создания инвестиционно привлекательного имиджа региональных муниципальных образований.

Рассмотрим основные задачи управления инновационной деятельностью региона:

-  оценка современного состояния экономики региона (экономическое, экологическое, социальное и др.), организация разработки концепции развития региона с выделением приоритетов;

-  выяснение причин недостаточной инновационной активности бизнеса;

-  прогнозирование и планирование реальных целей, которые может поставить перед собой бизнес региона;

-  разработка инновационных программ, при помощи которых можно достичь этих целей;

-  отработка механизма реализации региональной инновационной  программы;

-  корректировка региональной инновационной программы с учетом динамики ресурсного обеспечения и общественного мнения;

-  содействие установлению научных и деловых контактов, распространение информации по вопросам, связанным с реализацией целей и задач инновационной деятельности;

-  повышение роли предпринимательских структур и корпоративных субъектов региона при реализации инновационных направлений развития;

-  создание банков данных, системы экспертизы научно-технической продукции, содействие в сертификации инновационной продукции [4].

Логичным представляется создание регионального инновационного центра – для эффективного претворения в жизнь поставленных целей и задач по управлению инновационными процессами в рамках субъектов РФ. Для этого региональный центр инновационного развития будет инициировать организацию сотрудничества с организациями и учреждениями, группами ученых и частными лицами, придерживающимися самых различных взглядов на инновационное развитие региона и может создавать, в том числе и в Интернете, дискуссионные площадки по проблемам инновационной деятельности.

Региональная структура управления реализацией инновационных программ и проектов даст возможность, во-первых, приближения научных разработок к реальному  производству и, во-вторых, сконцентрировать финансовые, техни­ческие и интеллектуальные ресурсы, более целенаправленно их направлять и использовать. В свою очередь, это позволит активизировать инновационный процесс в регионе, ориентировать российскую и региональную науку на конкретные мест­ные условия. Главное – преодолеть психологический барьер ученых, технологов, производственников и др., отделяющий науку, произ­водство и учебный процесс [3].

Предлагаемая организационная структура управления инновационными процессами показана на рисунке 2.

Рисунок 2.  Организационная структура системы управления инновационными процессами на региональном уровне

Можно однозначно сказать, что создание центра инновационного развития будет способствовать эффективной реализации региональных инновационных программ и проектов, поскольку даже грамотно сформулированные цели проекта без должной структурированной оправы, в качестве которой для инновационного бизнеса выступает предлагаемый центр, находят свое отражение лишь на бумаге [5].

В подтверждении этих слов, отметим, что, согласно прогнозу долгосрочного социального развития РФ на период до 2030 г., на региональном уровне планируются к реализации проекты инновационных центров, объединяющих имеющиеся в регионах объекты федеральной и региональной образовательной, научной и инновационной инфраструктуры, территориями инновационного развития станут Сколково, наукограды, некоторые ЗАТО, а также инновационные территориальные кластеры, прежде всего утвержденные Правительством Российской Федерации 25 пилотных инновационных территориальных кластеров[6].


Библиографический список
  1. Атоян В.,  Полякова Е. Роль университетских комплексов в региональном инновационном развитии // Менеджмент инноваций – 2008 – № 1. – c. 10 – 13.
  2. Гусева О.В., Тимашкова Т.Е., Бершадская О.И. Модели управления инновационным бизнесом – настоящее и будущее // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – Май 2014. – № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/05/5148
  3. Друкер П. Бизнес и инновации [Текст] пер. с англ. / П. Друкер – М.: Вильямс, – 2007 – 432 [1] с. – 2000 экз. – ISBN: 978-5-8459-1195-7 – Библиогр.: c. 129-130
  4. Иванова Н.И. Национальные инновационные системы [Текст] / Н.И. Иванова – М.: Наука, 2002. – 224 [1] c. – 680 экз. – ISBN   5-02-013260-8 Библиогр.: с. 46 – 49.
  5. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями [Текст] / Б. З. Мильнер, В. Л. Макаров, В. И. Маевский, и др.; Под. общ. ред. Мильнера Б. З. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 624 [1] с. –  см. – 1500 экз. (Сер. Научная мысль) – ISBN   978-5-16-003649-6 – Библиогр.: с. 178 – 181.
  6. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, Министерство экономического развития Российской Федерации, Москва, Март, 2013.


Все статьи автора «gusevaolga»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: