Инновации – импульс экономического процесса. Качество и сила подобного импульса во многом зависит от средств управления им, причем как на уровне предприятия, так и на уровне региона.
Подобная задача представляется весьма сложной: инновационные экономические структуры зачастую сочетают различные, иногда антагонистические элементы [2]. Поэтому предлагается рассмотреть следующие блоки мероприятий с целью совершенствования системы управления инновационным процессом:
1. Организационный блок: «контроль качества работ и продукции» и «мотивация труда и повышение квалификации кадров»;
2.Блок экономических мероприятий: «страхование рисков инновационной деятельности», «стимулирование сбыта конечной инновационной продукции», «совершенствование механизма финансовой аренды», «управление нематериальными активами».
В блоке экономических мер управления инновационными процессами могут найти применение меры финансового менеджмента, сформулированные для регионов сравнительно недавно. К ним относятся:
- оценка доходности финансовых активов;
- применение опционов в торговле финансовыми, материальными и нематериальными активами;
- расчет цены источников капитала;
- управление операциями по привлечению заемного капитала.
Рекомендуемая схема правового, организационно-экономического механизма управления инновационными процессами в регионе приведена на рисунке 1.
Рисунок 1. Схема правового, организационно-экономического механизма управления инновационными процессами
Важнейшим фактором осуществления инновационного процесса и, соответственно, обеспечения производства конкурентоспособной продукции является подготовка и переподготовка кадров, связанных с исполнением научно-исследовательских работ, предоставлением информационных и консультационных услуг, и работ по осуществлению производственных технологических операций. Здесь должны быть сохранены бюджетные формы поддержки организаций, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров, а также различные меры налоговых льгот для всех субъектов инновационного процесса.
Обратимся к одной из главных составляющих экономических мероприятий – стимулированию сбыта конечной инновационной продукции, которое может иметь три уровня: государственный, региональный и персональный (потребители инновационной продукции). Государственный и региональный уровень стимулирования должен совершенствоваться в направлении обеспечения закупок конечной продукции и способствовать экспорту наукоемкой продукции и импортозамещению.
Необходимость совершенствования системы управления инновационной деятельностью в рыночных условиях хозяйствования обусловлена воздействием ряда факторов:
- вовлечением науки в процессы обоснования и прогнозирования устойчивого развития производства;
- тенденциями и особенностями ведения инновационных процессов в условиях рыночной экономики;
- требованиями повышения эффективности использования научно-инновационного потенциала;
- созданием условий для роста уровня восприимчивости товаропроизводителей к новшествам;
- повышение спроса на отечественные наукоемкие разработки, объекты интеллектуальной собственности и инновационные технологии [1].
Экономическая сущность инновационных процессов связана с целями и задачами развития региональной экономики, то есть в его постоянном организационно-экономическом, техническом и технологическом обновлении на базе научно-технического прогресса. На протяжении последних лет в России идет активная деятельность по разработке и освоению региональных инвестиционных и инновационных проектов. Накопленный к этому времени опыт указывает на целесообразность, а для некоторых регионов, находящихся в явной изоляции от центра, необходимость создания региональных программ инновационного развития.
Главным направлением деятельности по управлению инновациями становится определение приоритетных направлений развития региона, в целом, и отдельных муниципальных образований, в частности, а также оказание содействия их кооперации для создания инвестиционно привлекательного имиджа региональных муниципальных образований.
Рассмотрим основные задачи управления инновационной деятельностью региона:
- оценка современного состояния экономики региона (экономическое, экологическое, социальное и др.), организация разработки концепции развития региона с выделением приоритетов;
- выяснение причин недостаточной инновационной активности бизнеса;
- прогнозирование и планирование реальных целей, которые может поставить перед собой бизнес региона;
- разработка инновационных программ, при помощи которых можно достичь этих целей;
- отработка механизма реализации региональной инновационной программы;
- корректировка региональной инновационной программы с учетом динамики ресурсного обеспечения и общественного мнения;
- содействие установлению научных и деловых контактов, распространение информации по вопросам, связанным с реализацией целей и задач инновационной деятельности;
- повышение роли предпринимательских структур и корпоративных субъектов региона при реализации инновационных направлений развития;
- создание банков данных, системы экспертизы научно-технической продукции, содействие в сертификации инновационной продукции [4].
Логичным представляется создание регионального инновационного центра – для эффективного претворения в жизнь поставленных целей и задач по управлению инновационными процессами в рамках субъектов РФ. Для этого региональный центр инновационного развития будет инициировать организацию сотрудничества с организациями и учреждениями, группами ученых и частными лицами, придерживающимися самых различных взглядов на инновационное развитие региона и может создавать, в том числе и в Интернете, дискуссионные площадки по проблемам инновационной деятельности.
Региональная структура управления реализацией инновационных программ и проектов даст возможность, во-первых, приближения научных разработок к реальному производству и, во-вторых, сконцентрировать финансовые, технические и интеллектуальные ресурсы, более целенаправленно их направлять и использовать. В свою очередь, это позволит активизировать инновационный процесс в регионе, ориентировать российскую и региональную науку на конкретные местные условия. Главное – преодолеть психологический барьер ученых, технологов, производственников и др., отделяющий науку, производство и учебный процесс [3].
Предлагаемая организационная структура управления инновационными процессами показана на рисунке 2.
Рисунок 2. Организационная структура системы управления инновационными процессами на региональном уровне
Можно однозначно сказать, что создание центра инновационного развития будет способствовать эффективной реализации региональных инновационных программ и проектов, поскольку даже грамотно сформулированные цели проекта без должной структурированной оправы, в качестве которой для инновационного бизнеса выступает предлагаемый центр, находят свое отражение лишь на бумаге [5].
В подтверждении этих слов, отметим, что, согласно прогнозу долгосрочного социального развития РФ на период до 2030 г., на региональном уровне планируются к реализации проекты инновационных центров, объединяющих имеющиеся в регионах объекты федеральной и региональной образовательной, научной и инновационной инфраструктуры, территориями инновационного развития станут Сколково, наукограды, некоторые ЗАТО, а также инновационные территориальные кластеры, прежде всего утвержденные Правительством Российской Федерации 25 пилотных инновационных территориальных кластеров[6].
Библиографический список
- Атоян В., Полякова Е. Роль университетских комплексов в региональном инновационном развитии // Менеджмент инноваций – 2008 – № 1. – c. 10 – 13.
- Гусева О.В., Тимашкова Т.Е., Бершадская О.И. Модели управления инновационным бизнесом – настоящее и будущее // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – Май 2014. – № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/05/5148
- Друкер П. Бизнес и инновации [Текст] пер. с англ. / П. Друкер – М.: Вильямс, – 2007 – 432 [1] с. – 2000 экз. – ISBN: 978-5-8459-1195-7 – Библиогр.: c. 129-130
- Иванова Н.И. Национальные инновационные системы [Текст] / Н.И. Иванова – М.: Наука, 2002. – 224 [1] c. – 680 экз. – ISBN 5-02-013260-8 Библиогр.: с. 46 – 49.
- Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями [Текст] / Б. З. Мильнер, В. Л. Макаров, В. И. Маевский, и др.; Под. общ. ред. Мильнера Б. З. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 624 [1] с. – см. – 1500 экз. (Сер. Научная мысль) – ISBN 978-5-16-003649-6 – Библиогр.: с. 178 – 181.
- Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, Министерство экономического развития Российской Федерации, Москва, Март, 2013.