Современные внешнеполитические условия значительным образом отразились на переориентацию экономических приоритетов России в рамках развития экономического сотрудничества с европейскими партнерами [1, 2] на азиатских [3, 4]. В связи с этим наиболее удобным не только с точки зрения географического соседства, но и членства во многих международных организациях, а также взаимовыгодных экономических интересов, для РФ является экономическое сотрудничество с КНР. Учитывая то, что Россия и Китай уже достаточно давно планомерно шли в направлении все большего экономического и политического сближения [5], к настоящему времени была создана прочная правовая и экономическая основа для расширения их взаимовыгодного сотрудничества [6].
В настоящее время Китайские фирмы готовы работать в ресурсопроизводящих государствах на всех условиях, на которых они могут быть допущены к источникам сырья [7, 8]: торговые сделки (импортные операции), участие в капитале сырьевых фирм, получение концессий, сервисные договоры, подрядные работы и другие. Более предпочтительный вариант для фирм стран-реципиентов – прямой доступ к сырьевым активам (ресурсам и запасам металлов [9], углеводородов; объектам инфраструктуры через получение лицензий на геологическое исследование, разведку и добычу сырья, участие в управлении капиталом фирм и др [10]. Китайские фирмы заинтересованы в организации импорта российской продукции, достаточной для китайской экономики – нефти и нефтепродуктов (как правило, мазутов), древесины, черных и цветных металлов (в виде вторичного сырья для следующей переплавки), биопрепаратов, промышленных и медицинских лазеров и др. [11, 12].
В 2014 году Госкорпорация «Ростех» договорился о создании совместной проектной компании с китайской Sinomach. Будущие партнеры договорились, что СП инвестирует 10 млрд. долл. США в «энергетические, в том числе транспортные инфраструктурные проекты» [13-15]. Всю сумму предоставит консорциум китайских партнеров, в то время как ГК «Ростех» займется подготовкой инвестиционных проектов. Одним из таких проектов может стать разработка Огоджинского угольного месторождения в Амурской области, которым уже давно интересуется китайская сторона. Суммарные запасы Гербикано-Огоджинского угленосного района оцениваются в 1,6 млрд. т энергетического угля. В проекте по этому месторождению уже есть один китайский инвестор – китайская госкомпания Shenhua. В июне 2014 г. дочернее предприятие «Ростеха» «РТ – глобальные ресурсы» и Shenhua подписали меморандум о совместном освоении месторождения. Проект освоения предусматривает также строительство угольного морского терминала «Порт Вера» в Приморском крае, развитие сопутствующей промышленной, логистической инфраструктуры и электрогенерации, инвестировать в которые помимо стратегического инвестора Shenhua может и Sinomach [16]. Суммарные инвестиции в проекты по Огоджинскому месторождению оцениваются «Ростехом» в 8-10 млрд. долл. США, из них 2 млрд долл. США необходимы на угольные разрезы и обогатительную фабрику, 1–3 млрд долл. США– на электрогенерацию и еще 4 млрд долл. США– на транспорт. К 2019 г. на Огоджинском месторождении планируется добывать 30 млн т угля в год. Из добытого угля «Ростех» намерен получать угольный концентрат для экспорта в Китай, необработанный уголь будет использоваться для производства электроэнергии на ТЭС, которая также может быть экспортирована в Китай.
Учитывая давнюю особую заинтересованность Китая в сотрудничестве с Россией в сфере добычи и транспортировки ресурсов [17, 18] вполне закономерным и своевременным выглядят соглашения о поставках российского газа в КНР, заключенные между Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC) и российскими ОАО «Газпром» и ОАО «Роснефть».
Согласно подписанному CNPC и ОАО «Газпром» меморандуму о взаимопонимании в области сотрудничества по проекту трубопроводных поставок российского природного газа в Китай российский партнер начнет поставки газа в КНР в 2018 году, их объем составит 38 млрд. кубометров с возможностью увеличения до 60 млрд. кубометров[19]. Срок долгосрочного контракта – 30 лет с началом поставки в 2018 году. Приоритетным направлением поставок газа из России в Китай в настоящее время является восточный маршрут (газопровод «Сила Сибири»). В дополнение к восточному газопроводу «Сила Сибири» будет строиться западный «Алтай». Однако если по «Силе Сибири» вопросов почти не осталось, переговоры о заключении аналогичного контракта по газопроводу «Алтай» ведутся до сих пор [20]. В ноябре 2014 года были подписаны меморандум в сфере поставок газа из РФ в Китай по западному маршруту, рамочное соглашение между ОАО «Газпромом» и CNPC по этому вопросу, а также меморандум о взаимопонимании между российским газовым холдингом и Китайской национальной шельфовой нефтяной корпорацией (CNOOC). В документах определены основные условия поставок газа в Китай по западному маршруту в объеме 30 млрд. кубометров. Срок контракта – 30 лет, а первый газ по западному маршруту планируется направить в Китай уже в 2019 году[21].
Между тем, если в случае с «дальневосточным трубопроводом» газ будет браться с сахалинских и курильских газовых полей, а также с месторождений Восточной Сибири (Чаяндинского и Ковыктинского), поставки по «западному маршруту» будут осуществляться с месторождений Западной Сибири – это та же ресурсная база, которая используется для поставок в Европу.
По оценкам российских нефтегазовых аналитиков, заключенные сделки важны не столько масштабом, сколько самим фактом вхождения российской компании «Газпром» на китайский рынок на постоянной основе [22]. До последнего времени, не смотря на то, что по нефти у РФ уже был довольно существенный задел в направлении Китая [23], российский газ не присутствовал на китайском рынке, и очень долго шли переговоры [24, 25]. С точки зрения диверсификации поставок и открытия нового перспективного рынка эта сделка имеет очень важное значение для обеих стран, открывая двери для дальнейшего сотрудничества в сфере поставки ресурсов [26, 27].
Уже сегодня в ОАО «Газпром» считают, что 30 млрд. кубометров – только начало. В дальнейшем могут быть построены вторая и третья нитки газопровода, что увеличит объемы до 100 млрд кубометров в год. А суммарно, с учетом наращивания поставок по западному маршруту, в среднесрочной перспективе показатели могут превысить объемы экспорта в Европу [28]. При этом китайцы, в отличие от европейцев, готовы взять все объемы газа, которые может предложить Москва. В Китае реализуется программа по переводу промышленности с угля на газ и, по расчетам Пекина, к 2020 году ежегодная потребность страны достигнет 420 млрд. кубометров, что превышает нынешний объем потребления почти в 2,5 раза.
Также КНР и РФ намерены расширить сотрудничество в сфере поставок нефти. В начале 2015 года главы ведущей российской нефтяной компании ОАО «Роснефть» и китайской SINOPEC подписали меморандум о совместной работе, в котором речь идет «о существенном увеличении поставок российской нефти в Китай» [29]. Сейчас Россия ежегодно поставляет в Китай 15 млн тонн нефти по отводу от нефтепроводной системы Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО). Договор Китая с«Роснефтью» и «Транснефтью» был заключен в 2009 году сроком на 20 лет. В обмен на долгосрочные поставки нефти в объемах по 300 000 баррелей в день, «Роснефть» и «Транснефь» получили у китайских банков кредит в 25 млрд. долл. США (15 млрд. долл. США и 10 млрд. долл. США соответственно). Помимо меморандума об увеличении поставок нефти в Китай «Роснефтью» и CNPC подписаны соглашения о совместной работе по геологоразведке и добыче на российском шельфе. Китайским компаниям были предложены проекты на шельфе Баренцева и Печорского морей [30].
Взаимодействие в сфере добычи, транспортировки и продажи природных ресурсов является важным, но не самым приоритетным [31- 33] с точки зрения развития российско-китайского экономического сотрудничества. В настоящее время страны реализуют множество проектов, рассчитанных на долгосрочный период, а также активно ведут переговоры по вопросам совместного участия в инвестировании перспективных объектов, которые будут осуществляться как на российской, так и на китайской территории.
Библиографический список
- Старкова Н.О. Перспектива интеграции России с ЕС: Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2010. № 32. С. 63-71.
- Старкова Н.О., Махов Н.С., Козырь Н.С. Исследование современного состояния информационно-телекомуникационной отрасли в РФ и в ЕС // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-2. С. 125-130.
- Никулина О.В. Тенденции развития современных предприятий в условиях динамичности и неопределенности внешней среды// Экономический анализ: теория и практика, 2008, №17(122). 2008. С.40 –45.
- Старкова Н.О., Рзун И.Г., Коновалова Е.В. Обзор основных направлений российско-китайского сотрудничества //Экономика и предпринимательство. 2015. № 3 (56). С. 46-50.
- Шевченко И.В., Симонян С.М. Анализ структуры российско-китайского товарооборота в 2014 г. // Экономика устойчивого развития: научный журнал. – № 4 (20). С. 241-246.
- Старкова Н.О., Балануца Е.С. Экономическое сотрудничество РФ и КНР// Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2015. № 23. С. 43-47.
- Шевченко И.В., Логинов А.Е. Энергетические стратегии в условиях глобализации //Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2006. № 6. С. 27-32.
- Шевченко И.В., Саввиди С.М. Проблемы развития газового экспорта //Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2007. № 1. С. 50-53.
- Коренькова Л.В., Козырь Н.С. Основные проблемы российской металлургической промышленности // Актуальные вопросы экономических наук. 2014. № 39. С. 107-112.
- Экономическое сотрудничество России и Китая // РИА Новости [Электронный ресурс] URL: http://ria.ru/spravka/20140520/1008413779.html#ixzz3Rj4Vy0Tr.
- V Энергетический форум проходит в Ярославле // Информационный портал Ярославля и области [Электронный ресурс] URL: http://www.yarcom.ru/news/v-energeticheskiy-forum-prohodit-v-yaroslavle.
- Старкова Н.О., РзунИ.Г., Саватеева А.С. Основные направления и проблемы привлечения иностранных инвестиций в РФ // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2014. № 30. С. 209-214.
- Бубнов Ю.В., Кизим А.А., Старкова Н.О. Анализ мирового рынка легковых автомобилей // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2013. № 88. С. 680-691.
- Ковалева Л.И., Пономарева Н.В. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса со вступлением России в ВТО // Налоговая политика и практика. 2013. № 9-1 (129). С. 38-43.
- Старкова Н.О., Успенский А.В. Проблемы и перспективы современной российской логистики // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 38. С. 45-50.
- «Ростех» создает СП с китайской машиностроительной корпорацией Sinomach // Ведомости. 05.09.2014. [Электронный ресурс] URL: http://www.vedomosti.ru/companies/news/33049261/rosteh-nashel-10-mlrd-v-kitae
- Дудин С.Г., Толстова А.З., Суровцева Е.С. Доверие в макроэкономике // Экономика: теория и практика. 2015. № 2 (38). С. 44-49.
- Чарочкина Е.Ю. К вопросу о конкурентоспособности предприятий и отраслей в условиях открытой экономики // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2013. № 2 (2). С. 232-235.
- Кузнецова Т. Доходы по трубе // Российская газета. 20.11.2014. [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2014/11/20/reg-sibfo/gazoprovod.html
- Латухина К. Дружба по-пекински. РФ и КНР откроют новый газовый коридор // Российская газета. 10. 11. 2014. [Электронный ресурс] URL:http://www.rg.ru/2014/11/09/koridor-site.html
- «Газпром» и CNPC определили участок «Силы Сибири» // Вести. Экономика. 12.02.2015 [Электронный ресурс] URL:http://www.vestifinance.ru/articles/53264
- Пономарева Н.В. Алгоритм выделения информации в задаче сегментации хозяйственной деятельности // Образование. Наука. Научные кадры. 2015. № 2. С. 140-142.
- «Роснефть» договорилась о значительном увеличении поставок нефти в Китай // Forbes. 12.02.2015. [Электронный ресурс] URL:http://m.forbes.ru/article.php?id=234494
- Козырь Н.С., Козенко В.В. Повышение конкурентоспособности российских компаний посредством интернет-коммерции в рамках ВЭД // Современные технологии управления. 2015. № 5 (53). С. 25-31.
- Старкова Н.О., Рзун И.Г., Старков И.С. Информационные ресурсы и интеллектуальные активы современного предприятия // Экономика и предпринимательство. 2014. №9. С. 769-772
- Козырь Н.С. Реструктуризация бизнеса и оценка его стоимости // Наука и экономика. 2010. № 2. С. 95-99.
- Шевченко И.В., Саввиди С.М. Пути формирования инфраструктуры рынка энергетических ресурсов // Финансы и кредит. 2007. № 3 (243). С. 47-50.
- Старкова Н.О., Рзун И.Г., Успенский А.В. Исследование зарубежного опыта формирования логистических систем // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 99. С. 1062-1085.
- Старкова Н.О., Рзун И.Г., Аверина А.В. Инфляция на потребительском рынке России. Оценка тенденций и перспектив//Актуальные вопросы экономических наук. 2014. № 41-1. С. 168-173.
- Козырь Н.С. Подходы к определению глобальной конкурентоспособности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 26 (311). С. 39-52.
- Кизим А.А., Старкова Н.О., Михайлюк О.В. Аутсорсинг информационно-интеллектуальных процессов современного предприятия // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2011. №35. С. 147-154.
- Куницына Н.Н. Прогнозирование динамики экономических систем. Ставрополь, 2006. – 132с.
- Starkova N.O., Tolstova A.Z., Ubogova E.A. Situation in Russian automotive market in crisis //European Journal of Economics and Management Sciences. 2015. № 2. С. 103-107.