ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

Казанцева Л.Г.1, Высоцкая О.А.2
1Алтайский государственный университет им. И.И Ползунова, к.г.н., доцент
2Алтайский государственный университет им. И.И Ползунова, старший преподаватель

Аннотация
Рассмотрены новые форматы обучения в вузе, позволяющие интегрировать учебный, научный и предпринимательский процессы в партнерстве с властью и бизнесом для внедрения инноваций с целью обеспечения экономической безопасности региона.

Ключевые слова: инновации, Ключевые слова: вуз, предпринимательство, регион, экономическая безопасность


FORMATION OF INNOVATIVE ENTREPRENEURIAL THINKING IN THE HIGHER EDUCATIONAL PROCESS AS A FACTOR OF REGIONAL ECONOMIC SECURITY

Kazantseva L.G.1, Vysotskaya O.A.2
1Polzunov Altai State Technical University, candidate of geographical science, associate professor
2Polzunov Altai State Technical University, senior lecturer

Abstract
New forms of higher school education will be considered enabling integration of educational, scientific and entrepreneurial processes in collaboration with regional authorities and business structures for innovationsʼ implementation to provide economic security.

Библиографическая ссылка на статью:
Казанцева Л.Г., Высоцкая О.А. Формирование инновационного предпринимательского мышления в процессе обучения в вузе как фактор экономической безопасности региона // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/03/7704 (дата обращения: 11.03.2024).

Устойчивость экономики, а, следовательно, экономическая безопасность регионов России определяется тем, насколько регион удовлетворяет свои потребности за счет собственных ресурсов и как он интегрирован в экономику России и в мировое хозяйство. Так как тенденции современной экономики заключаются в развитии малого и среднего бизнеса, для обеспечения экономической безопасности РФ и ее регионов необходимо формирование класса собственников с инновационным предпринимательским мышлением, способностями владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью, а также коммуникативными способностями, необходимыми для встраивания своего бизнеса в общую экономическую систему и взаимодействия с органами власти, образовательными и научными учреждениями для совместного создания региональной и национальной инновационной системы, интегрированной в мировую экономику.

В 2008 году в Российской Федерации на официальном уровне был провозглашен переход от энерго-сырьевого сценария развития, который не обеспечивает безопасность страны и ее поступательного движения вперед, к стратегии инновационного развития. В рамках концепции обеспечения экономической безопасности РФ были сформулированы четыре приоритета развития страны: институты, инфраструктура, инновации, инвестиции [1]. Однако, по мнению исследователей, переход к инновационному развитию не повлек за собой изменения менталитета руководителей, в основе которого продолжает оставаться «методологический индивидуализм» как идеология, направленная на извлечение прибыли любой ценой, на приоритетность финансовой и сбытовой деятельности предприятия, на культивирование соперничества и противоречий как между производителями, так между производителями и потребителями [2, с. 18].

Такой подход с позиций экономики соперничества не обеспечивает в должной мере эффективное инновационное развитие. В основу инновационного развития должны быть положены принципы и приоритеты экономики сотрудничества [2, с. 14]:

-                   принцип «прозрачности информации» как свободный обмен информацией с целью создания среды для безбарьерного перелива ресурсов между производителями и потребителями, как альтернатива концепции коммерческой тайны;

-                   принцип перелива ресурсов между производителями и потребителями вместо принципа аккумуляции ресурсов;

-                   принцип межотраслевого межфирменного сотрудничества вместо внутриотраслевой разобщенности компаний;

-                   принцип соответствия производства и потребления на основе расчета эффективности как процесса распределения ресурсов производства при условии вышеназванного сотрудничества вместо расчета эффективности деятельности отдельных производителей, стремящихся к максимизации прибыли.

Для реализации принципов и приоритетов экономики сотрудничества  необходимо формирование инновационного предпринимательского мышления как индивидуального, так и коллективного. И это можно и нужно осуществлять, обучаясь в школе и в вузе, но для этого требуются новые форматы обучения, отличающиеся от обычной предметной системы традиционного среднего и высшего образования. Особая модель формирования открытой образовательной предпринимательской среды инновационного типа, способствующая этому, сложилась в Алтайском государственном техническом университет им. И.И. Ползунова (АлтГТУ).

Специалисты выделяют три основных тенденции современного образования:  обучение на практике, обучение вне возраста (т.е. в течение всей жизни) и самообразование. Эти принципы в АлтГТУ реализуются посредством тесного объединения и взаимного переплетения разных видов деятельности студентов в вузе:

-                   учебного процесса в рамках преподавания для большинства технических и гуманитарных направлений дисциплин по выбору «основы предпринимательской деятельности» и «бизнес-планирование»  согласно рабочим учебным планам;

-                   научно-исследовательской работы со студентами параллельно с выполнением курсовых и дипломным работ, подготовки научных статей и инновационных бизнес-проектов для презентации на мероприятиях разных уровней: научных конференциях форумах, слетах, конкурсах и т.д.;

-                   студенческого самоуправления и воспитательной работы, включая популяризацию молодежного предпринимательства, профориентационную работу со школьниками, взаимодействие со специалистами и собственниками действующих фирм и предприятий, выпускниками АлтГТУ.

В центре всей этой деятельности находится Студенческий бизнес-клуб АлтГТУ им. И.И. Ползунова (СБК), роль которого заключается в массовом вовлечении школьников, студентов и выпускников АлтГТУ в процесс формирования и развития инновационного предпринимательского мышления, многоступенчатом отборе молодых людей:

-                   желающих генерировать идеи, работать над бизнес-проектами;

-                   имеющих бизнес-идею и готовых открыть собственное дело;

-                   занимающихся научно-техническим творчеством и готовых создать малое инновационное предприятие с участием вуза.

СБК тесно взаимодействует со студенческим бизнес-инкубатором АлтГТУ, Интегрированным консультационным центром, созданным в целях выполнения плана мероприятий АлтГТУ по реализации международного проекта ТЕМПУС «Приобретение профессиональных и предпринимательских навыков посредством воспитания предпринимательского духа и консультации начинающих предпринимателей», Инновационно-технологическим центорм АлтГТУ. СБК занимается организацией комплексного сопровождения инновационных бизнес-проектов, привлекает молодых предпринимателей к участию в программах государственной поддержки малого бизнеса и поиску привлечения инвестиций для реализации инновационных проектов.

Дисциплины по выбору «основы предпринимательской деятельности» и «бизнес-планирование» изучают несколько сотен студентов каждый семестр на протяжении последних десяти лет. В рамках изучения этих дисциплин студентам дается представление о том, что основными экономическими ресурсами в современное время становятся предпринимательские способности и информация. Развитие информационных технологий и переход к информационному обществу требует увеличения количества центров обработки информации и принятия решений, в связи с чем процесс планирования в современное время втянуты широкие массы людей, и от их грамотности, компетентности, нравственных ценностей зависит экономическая безопасность, как на уровне домашних хозяйств, так и на уровнях предприятий, населенных пунктов, районов, регионов, государств, транснациональных корпораций (ТНК) и т.д. Планирование – это важнейший инструмент регулирования экономики на глобальном, государственном, региональном уровнях, а так же механизм управления отельными отраслями, предприятиями, фирмами, домашними хозяйствами. Необходимо понимание, что все перечисленные уровни очень тесно взаимосвязаны между собой. К сожалению, большинство людей не имеют целостного представления о современной экономической системе, в результате чего становятся заложниками маркетинговых войн, а также невежества руководителей компаний, политических лидеров или собственного невежества.

Каждый человек является потребителем и должен, во-первых, иметь адекватные представления о своих собственных потребностях и индивидуальных способах их удовлетворения, во-вторых, понимать, что расплачиваясь за приобретаемый продукт, он инвестирует  производителя, который этот продукт производит, и, таким образом, способствует развитию того региона, где находится этот производитель. Также необходимо ввести понятия международного, межрегионального и внутрирегионального географического разделения труда: географическое разделение труда – это специализация государства, региона или района на производстве определенных видов продукции в соответствии с географическим положением, природными, культурно-историческими, социально-экономическими условиями, а также религиозными традициями, демографическими особенностями т.д. Таким образом, каждый человек, формируя свою индивидуальную траекторию личностного и профессионального роста, вкладывает свой труд в развитие фирмы или предприятия в качестве наемного работника или собственника бизнеса, работая на фирму, он работает на свой регион, страну, которая в свою очередь включена в мировую экономику.

Глобальная экономика включает национальные и региональные экономические системы, а также ТНК количество и влияние которых очень существенно и имеет тенденции к нарастанию.  Расширяя свою транснациональную деятельность ТНК создают единое мировое информационное пространство и международный рынок труда, капитала, товаров и услуг, создают конкуренцию, стимулируют потребности в инновациях и ускоряют научно-технический процесс, но при этом становятся источником конфликтов на пересечении с интересами национальных экономик. Таким образом, экономическая безопасность глобальной экономики складывается в процессе тесного переплетения и столкновения экономических интересов государств, регионов и ТНК в условиях высокой степени неопределенности. Такая ситуация предъявляет к выпускникам и молодым специалистам особые требования к развитию интуиции, стрессоустойчивости, навыков планирования в условиях неопределенности, способностей к созданию гибкой системы ценностных ориентиров и самоопределению в современной экономической ситуации, т.е. самостоятельному формированию индивидуальной траектории личностного и профессионального роста.

В рамках преподавания дисциплин «основы предпринимательской деятельности» и «бизнес-планирование», а также проектной деятельности СБК молодые люди имеют возможность рассмотреть разные модели экономического поведения, что позволяет отказаться от многих стереотипов мышления, уже не работающих в современных условиях, и  расширяет возможности для самореализации творческого потенциала.

СБК активно включается в инфраструктуру поддержки  малого и среднего бизнеса (МСБ) в Алтайском крае, участвует в различных мероприятиях, тесно взаимодействуя с Управлением по молодежной политике, Управлением Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, Главным управлением экономики и инвестиций, Алтайским центром инноваций и развития, Алтайским бизнес-инкубатором и т.д. В процессе учебных занятий и участия мероприятий выясняется, что большинство студентов имеют очень слабые представления или вообще их не имеют о системе государственной поддержки МСБ в регионе и в стране. СБК имеет опыт реализации молодежных бизнес-проектов по грантам для начинающих предпринимателей Алтайского края, что является хорошим примером историй успеха для новичков бизнес-клуба.

В процессе проектной деятельности СБК имеет возможность объединять в проектные команды студентов, обучающихся по техническим, социально-гуманитарным и экономическим направлениям, при этом студенты направления  «Экономическая безопасность» имеют возможность включаться на практике в процессы взаимодействия власти, бизнеса, образования и науки, приобретая необходимые коммуникативные и управленческие навыки.

В рамках учебной и проектной деятельности СБК молодые люди узнают о том, что принципы экономики сотрудничества в Алтайском крае реализуются посредством внедрения кластерной политики в ведущие отрасли экономики. В крае в числе первых субъектов РФ кластерный подход  был внедрен в практику регионального управления. В настоящее время около 100 предприятий края объединены в кластеры в сфере биофармацевтики, аграрного машиностроения, энергомашиностроения и энергоэффективных технологий.

Предпосылками для формирования инновационной активности предприятий региона является, бесспорно, политика благоприятствования в отношении инновационных компаний как со стороны региональных органов власти, так и на уровне страны в целом. По мнению ‘экспертов, достижения Алтайского края в инновационной сфере в максимальной степени связаны с качеством реализуемой политики. На уровне региона функционируют информационный портал «Алтайский краевой инновационный банк данных», КГБУ «Алтайский центр инноваций социальной сферы», КГБУ «Алтайский бизнес-инкубатор», КАУ «Алтайский центр государственно-частного партнерства
и привлечения инвестиций» и др.

Наличие программ поддержки инноваций, гранты Губернатора Алтайского края,  созданная инфраструктура поддержки инноваций способствовали усилению инновационной активности компаний, вследствие чего к 2014 году регион вышел на первое место в России по доле малых инновационных предприятий (по краю 12,3%, по РФ – 5,1%), на третье место в Сибирском Федеральном округе по доле крупных и средних инновационных предприятий (по краю – 10,3%, по округу – 7,6%). В рейтинге инновационной активности регионов, который составлен Национальной ассоциацией инноваций и развития информационных технологий, в 2013 году регион занял 8-е место, улучшив свои позиции по сравнению с предшествующими периодами. [3].

Тем не менее, есть и трудности в процессе реализации инновационной деятельности.  В порядке убывания значимости в процентах от общего числа предприятий, занимающихся инновационной деятельностью в 2012 году  для внедрения инноваций названы следующие  барьеры [4]:

-                   недостаток собственных денежных средств (65%),

-                   недостаток финансовой поддержки со стороны государства (54,4%),

-                   высокая стоимость нововведений (53,3%),

-                   неразвитость нормативно-правовой базы (45%),

-                   низкий инновационный потенциал организации (37,9%),

-                   высокий экономический риск (37,7%),

-                   неразвитость инновационной инфраструктуры (35%),

-                   недостаток квалифицированного персонала (34,9%),

-                   недостаток информации о рынках сбыта (31,7%),

-                   низкий спрос на новинки (26,9%),

-                   недостаток информации о новых технологиях (23,5%),

-                   неразвитость кооперационных связей (18,5%)

Все вышесказанное свидетельствуют о том, что в Алтайском крае такие факторы инновационной активности, как владение необходимой информацией, наличие кооперации и сотрудничества между предприятиями, кадровые ресурсы, наряду с общим финансово-экономическим и инфраструктурным состоянием региона, оказывают значительное влияние на стимулирование инноваций, что создает предпосылки для эффективного обучения и массового вовлечения молодежи в инновационную предпринимательскую деятельность и является залогом экономической безопасности региона.


Библиографический список
  1. Точки над «И» // Российская газета. – 2008. – 16 февраля. – №4591.
  2. Малышев В.Л. От экономики соперничества к экономике сотрудничества / В.Л.Малышев. – М.: Экономика, 2010. – 590 с.
  3. Наука и инновации[Электронный ресурс] / Главное управление экономики и инвестиций: официальный сайт. – Барнаул, 2014. –  Режим доступа: http://www.econom22.ru/science/. – Загл. с экрана.
  4. Инновационная деятельность организаций Алтайского края, 2012 : стат. бюл. / Росстат, Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Алт. краю. – Барнаул, 2013. – 84 с.


Все статьи автора «OlgaVysotskaya»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: