КРАУДФАНДИНГ КАК НАРОДНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЛЯ РОССИИ

Лихолетов Валерий Владимирович1, Черепанова Анна Евгеньевна2
1Южно-Уральский государственный университет (НИУ), Челябинск, доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор кафедры «Экономика и экономическая безопасность»
2Южно-Уральский государственный университет (НИУ), Челябинск, магистрант кафедры «Экономика и экономическая безопасность»

Аннотация
Обсуждается феномен краудфандинга как формы народного финансирования социально важных проектов с позиций поиска путей улучшения инновационного развития страны.

Ключевые слова: Краудфандинг, модели краудинвестинга, сбор денежных средств через Интернет


CROWDFUNDING AS A FOLK FINANCING: SITUATION AND PROSPECTS FOR RUSSIA

Likholetov Valery Vladimirovich1, Cherepanova Anna Evgen'evna2
1South Ural State University (national research university), Chelyabinsk, Doctor of Pedagogic Sciences, Candidate of Engineering Sciences, Professor at Economics and economic security department
2South Ural State University (national research university), Chelyabinsk, Master student of Economics and economic security department

Abstract
Discusses the phenomenon of crowdfunding as a form of folk financing of socially important projects from the standpoint of finding ways to improve the innovative development of the country.

Keywords: crowdfunding, model of kraudinvest-ing, whip-round through the Internet


Библиографическая ссылка на статью:
Лихолетов В.В., Черепанова А.Е. Краудфандинг как народное финансирование: состояние и перспективы для России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/11/6302 (дата обращения: 14.03.2024).

Раскрывая тему, важно вспомнить об огромном событии в истории нашей страны – сборе средств в 1611 году в Нижнем Новгороде на второе народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Историки свидетельствуют, что данное ополчение уникально – это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. В связи с этим уместны точные слова В. Гюго «Короли приходят и уходят, а народы остаются», отражающие первичность народа перед государством как общественным институтом.

Таким образом, феномен народного финансирования важных дел (сегодня мы говорим о них как о социальных проектах) для России не нов. Во все времена «с миру по нитке» собирались средства для строительства или восстановления храмов, а в годы суровых лихолетий, как, например, в Великую Отечественную войну, люди отдавали все свои практически последние деньги на строительство «народных» танков и самолетов. Этот феномен имеет глубокие психосоциальные корни в самосознании и самоорганизации нашего народа. Причем, он вовсе не остался в прошлом. В ушедшем 2013 году в ходе благотворительного марафона «Всем миром», организованного «Первым каналом» телевидения России в помощь пострадавшим от наводнения на Дальнем Востоке, удалось собрать более 572 млн рублей.

Другая, меньшая по масштабу, но ставшая популярной в Рунете новость о результатах современной «складчины» связана с восстановлением аварийного моста предпринимателями из города Шарья в Костромской области. На собранные 300 тыс. рублей (без учёта безвозмездно переданных материалов) предпринимателями и руководителями предприятий города удалось провести восстановительные работы, на которые по бюрократическому варианту надо было затратить 13,5 млн руб. из бюджета города – то есть в 45 раз дороже (!) [1].

В последнее время в пространстве Интернет обсуждаемый феномен именуется термином краудфандинг, что в переводе от английских слов сrowd – «толпа» и funding – «финансирование» буквально означает народное финансирование. Это коллективное сотрудничество людей (доноров), которые добровольно объединяют деньги или другие ресурсы вместе, как правило, через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций (реципиентов). Сбор средств может служить для различных целей – помощь пострадавшим от стихийных бедствий, поддержка со стороны болельщиков, поддержка политических кампаний, финансирование стартап-компаний и малого предпринимательства, создание свободного программного обеспечения, получение прибыли от совместных инвестиций и многого другого [2].

Краудфандинг подразделяют: 1) по цели проекта (бизнес-проект, креативный, политический, социальный); 2) по виду вознаграждения для спонсоров (без вознаграждения (пожертвование), нефинансовое вознаграждение, финансовое вознаграждение – краудинвестинг).

Пожертвования – добровольные акты, сделанными на основе альтруизма. Эта модель чаще всего применяется в социальных, политических и медицинских проектах (сбор средств на помощь в лечении заболевания или на деятельность благотворительной организации). В качестве обратного действия может выступать человеческое «спасибо», упоминание донора на сайте и так далее. Примерами таких платформ являются: в Германии – http://www.betterplace.org/de, в Австрии – http://respekt.net, в России – Русини и dobro.mail.ru. До 2012 года это направление было доминирующим в рамках всего краудфандинга [3].

Нефинансовое вознаграждение («модель Кикстартера») на сегодня самая распространенная по количеству платформ модель краудфандинга. Она зарекомендовала себя эффективным инструментом сбора средств на любые проекты, начиная от креативных до сложных технологий. Её особенность – получение спонсоров в ответ на поддержку нефинансового вознаграждения. Может выражаться: в виде записанного альбома автора проекта, приглашения на концерт, упоминания в титрах, первом образце произведенного продукта, автографа и проч.

В подвиде модели нефинансового вознаграждения – модели предзаказов – вознаграждением может быть сам финансируемый продукт (книга или фильм, музыкальный альбом или программное обеспечение, новый гаджет). Авторы таких проектов обещают доставить продукт сразу после его производства. Таким образом, спонсоры в этой модели краудфандинга становятся первыми обладателями результата коллективного финансирования. По сути, подход является предзаказом продукции, но отлично соотносится с принципами краудфандинга в целом. При этом спонсоры зачастую воспринимают краудфандинговые платформы, помогающие финансировать технологические продукты, в качестве обычного интернет-магазина, но с отсрочкой доставки товара. Самой успешной платформой, работающей по принципу нефинансового вознаграждения (модели предзаказов) является площадка Kickstarter (Кикстартер), которая лишь за 2012 год собрала 320 млн долл. США. Kickstarter создан лишь пять лет назад – в 2009 году. Самым большим его успехом в 2012 году стал проект The Pebble smart watch (посвященный разработчикам наручных часов с дисплеем на основе электронных чернил, синхронизирующихся посредством Bluetooth с устройствами под управлением операционных систем Android и iOS). Уже за первые 28 часов проект смог привлечь более 1 млн долл.США, а в итоге собрал более 10 млн долл.

Сегодня технология доставки огромному числу людей информации об интересной идее и сбора средства на её реализацию распространилось на весь мир. По состоянию на 3 марта 2014 года сумма средств, собранных на реализацию проектов через Kickstarter, уже превысила 1 млрд долл., поступивших от 5708578 человек из 224 стран. Скорость сбора средств впечатляет – более половины суммы была получена буквально за последний год. Согласно опубликованной Kickstarter статистике, доминируют покупатели из США (663 млн долл.), Великобритании (54 млн) и Канады (45 млн). Далее следуют (в порядке убывания от 31,8 млн до 6,7 млн долл.) сборы из Австралии, Германии, Франции, Швеции, Японии, Нидерландов и Сингапура. «Вклад» покупателей из России – 3,35 млн. долл. И хотя, количество неудачных проектов (74047) превышает количество удачных (57128), статистика свидетельствует, что 86% собранных денег пошли на реальное финансирование проектов [4]. По состоянию на 13 ноября 2014 года площадка собрала 1 398 527 482 долл. США, реализовав 73 620 проектов. 30 августа 2014 года новый рекорд установил проект Coolest Cooler, собрав 13 285 226 долларов США [5]. Безусловно, в адрес основателей веб-сайта Kickstarter поступает критика из-за определенного субъективизма при анализе ряда проектов, пропуска плагиата, ошибок в выявлении перспективности проектов, но идет работа по жалобам, а полученные деньги возвращаются инвесторам. В третьем квартале 2014 года на платформе средние сборы за день составили 1 509 974 долларов США, осуществлено 6124 проекта [6].

Позитивный опыт краудфандинга уже проникает на территорию СНГ, о чем свидетельствует, например, запуск сайта «С-миру-по-нитке» (s-miru-ponitke.ru). Его отличие от Kickstarter – желание основателей ресурса поддерживать как коммерческие, так и некоммерческие проекты – например, возведение памятников выдающимся личностям и покупку бытовой техники для детских домов. И хотя на нём пока нет уникальных идей, да и число зарегистрированных проектов невелико, но появляются разработки, на которые находятся желающие потратить деньги. Среди них есть проект аудиокарты в советском стиле (она может похвастаться не только винтажным дизайном, но и тем, что будет собираться в России – на предприятиях Зеленоградского округа Москвы), а также проект производства недорогой стэдикамеры (разновидности видеокамер, предназначенной для съемки в движении) [7].

Важная составная часть краудфандинга – краудинвестинг. Его отличие от других форм – наличие финансового вознаграждения, которое получает спонсор (в данном случае уже инвестор) в обмен на свою поддержку. Сегодня исследователи выделяют три основных формы краудинвестинга (табл. 1).

Таблица 1 – Основные формы краудинвестинга [3]

Форма

Характеристика

1. Роялти Логическое продолжение модели нефинансового вознаграждения. Кроме нефинансовых бонусов и поощрений спонсор (инвестор) получает долю от доходов (прибыли) финансируемого проекта. Подход практикуется в сфере финансирования музыки (SonicAngel), разработки игр (LookAtMyGame), фильмов (Slated). Есть даже пример продажи души в рабство, когда на протяжении 10 лет человек, получивший средства, расплачивается частью будущих доходов (Upstart). Форма перспективна, позволяет сохранить сопричастности человека, мотивируя его финансово
2. Народ-ное кредитование Доминирует по объему привлеченных средств. Преимущества для кредиторов: высокие ставки и возможность предоставления займа в широком спектре отраслей. Заемщик выигрывает в низких тарифах и удобстве получения кредита. Ключевая характеристика формы – есть четкий план-график возврата заемного капитала. Инвестор заранее имеет информацию, когда он получит обратно вложения вместе с оговоренным процентом. Источником финансирования выступают только физические лица.

Народное кредитование делится на 2 блока: 1) финансирование юридических лиц; 2) финансирование физических лиц. Платформ, работающих в первом сегменте меньше, но объем аккумулируемых средств внушает уважение (например, лидер рынка Великобритании платформа Funding Circle помогла привлечь от физических лиц более 250 млн долл.).

Кредитование физических лиц существует как в виде народного, так и в виде P2P, где заемщик общается с кредитором непосредственно. Краудфандинговая площадка здесь – посредник и гарант. Первой такой платформой, работающей по принципу кредитования, стала британская Zopa. Другие успешные проекты: Smava в Германии, Babyloan во Франции и др. Лидер рынка – американская Lending Club, собравшая с 2007 по октябрь 2013 года более 2,7 млрд долл. Google, объявив о покупке миноритарного пакета акции этой платформы ещё больше повысила её ставки.

Частный случай кредитования физических лиц – модель социального кредитования. Характеризуется номинальными процентами по кредиту или их полным отсутствием. Назначение этих кредитов – помощь бедным слоям населения, например, в развивающихся странах. Крупнейший представитель – платформа KIVA, через неё прошло более 500 млн. кредитов (это не благотворительность, полученные займы надо возвращать).

Доля народного кредитования за 2012 год – почти 50% от всей структуры доходов рынка краудфандинга в мире

3. Акцио-нерный краудфандинг Самая передовая форма. В качестве вознаграждения спонсор (инвестор) получает часть собственности, акции предприятия, дивиденды или право голосования на общих собраниях акционеров. Однако этот подход одновременно наиболее обсуждаемый и противоречивый, т.к. затрагивает организационно-правовую форму предприятия и связан с повышенным риском для инвесторов. Ожидалось, что в США с 2013 года (после подписания Б. Обамой акта JOBS в апреле 2012 года) краудфандинговые платформы смогут легально предлагать эту форму неакредитованным инвесторам (простым людям). Но от комиссии по ценным бумагам и вкладам SEC (Securities and Exchange Comission) пока нет директивы, разрешающей этот вид инвестирования (без неё платформы даже не имеют права публично выводить список доступных для инвестирования проектов, его могут видеть только аккредитованные инвесторы). Это сильно затрудняет выход данной формы на промышленные объемы. Однако краудфандинговые платформы работают в ожидании этих разрешений в ограниченном режиме. Пример – платформа EquityNet, существующая с 2005 года. В Европе эта форма использует правовую свободу. Успешен пример британскогой проекта Seedrs. В Италии есть закон, легализующий этот способ инвестирования стартапов

 

При этом структура и показатели успешности проектов современного краудфандинга в мире (по состоянию на конец ушедшего 2013 года) выглядят следующим образом (табл. 2).

 

Таблица 2 – Данные по видам краудфандинга (на конец 2013 года) [8]

Виды краудфандинга

Объем рынка

по видам, %

Процент

«успешных» денег

Без вознаграждения (пожертвование)

37

79

Нефинансовый

15

50

Краудинвестинг Кредитование

44

88

Акционерный

4

75

 

Рынок краудфандинга растет стремительными темпами, по итогам 2013 года его объем превысил уровень 5 млрд долл. США. По прогнозам, данным экспертами компании Massolution до конца 2013 года самые высокие темпы роста наблюдались у акционерного краудинвестинга – до 300%, за ним следует народное кредитование – до 90% и затем пожертвование без вознаграждения – до 50% (табл. 3).

Весной 2014 года одна из самых инновационных информационно-коммуникационных компаний Сингапура StarHub объявила о запуске закрытой бета-версии краудфандинговой платформы Crowdtivate, ориентированной на поддержку азиатских предпринимателей и деятелей искусства. Crowdtivate оказывает поддержку любым идеям или проектам, которые связаны с искусством/написанием книг/созданием фильмов, а также с техникой и технологиями.

В то же время проект отличается от обычных краудфандинговых платформ, тем, что нацелен на поддержку успешных стартапов и после получения ими коллективного финансирования [9]. Гибрид бизнес-инкубатора и краудфандинговой платформы мог бы стать спасением для субъектов малого предпринимательства, которые не в в состоянии найти иные источники финансирования. Однако при этом вновь и вновь настойчиво возникает вопрос о готовности российского сообщества к добровольным пожертвованиям.

Таблица 3 – Динамика рынка краудфандинга в мире

Показатели

Годы

2009

2010

2011

2012

2013

Объем рынка, млн долл. США

530

854

1470

2700

5100

Прирост, %

61

72

81

89

Безусловно, нашей стране до весьма инновационного Сингапура пока ещё далеко, но краудфандинговых площадок создано уже немало (табл. 4).

Первой такой платформой в России стал проект Kroogi, основанный ещё в 2007 году. Позже в 2008 году киновед, кинокритик и продюсер С. В. Кудрявцев с помощью своего блога kinanet.livejournal.com собрал средства на издание книги кинорецензий «3500». Хорошим примером краудфандингового финансирования в России является общественный проект «РосПил» (по которому только за 2 года удалось собрать 10 млн рублей). Он направлен на контроль за расходованием бюджетных средств в сфере государственных и муниципальных закупок, закупок госкомпаний (с его помощью уже удалось пресечь нарушения закона по контрактам на более 59 млрд рублей).

Весной 2012 года с помощью портала Planeta.ru, например, известная российская группа «Би-2» собрала 1 млн 250 тыс. рублей на выпуск альбома «Spirit», а одним из первых российских медиа модель привлечения народных денег стал использовать интернет-журнал Сиб.фм, посвящённый жизни в Сибири. Спустя время соответствующим сервисом «Акционирование» на Planeta.ru воспользовался портал COLTA.RU (в результате всего за три недели было собрано более 610 тыс. рублей).

Таблица 4 – Ряд российский краудфандинговых платформ [10]

Название Дата

создания

Стадия развития Финансируемые проекты
Kroogi 2008 Работают

 

Творческие
Электронный благотворительный ящик 2009

Социальные

проекты

Startapp «Мертвый» ресурс Любые
ThankYou.ru 2010

Работают Творческие проекты
Мой учитель Социальные
С миру по нитке Любые
Naparapet 2011 Ранняя версия Творческие проекты
Start with me Любые
Тугеза Работает Социальные
Time-to-start 2011 «Мертвые»ресурсы Любые
Спонсор Здесь
Первый капитал Закрытое тестирование Творческие проекты
Tap to Start Любые
ITRockOut 2012 Ранняя версия Сервис заказа програм-много обеспечения
RuStarter Ранняя версия Любые
Planeta.ru Работает Творческие проекты

(планируется раздел для стартапов)

Русини Недавно запустились Социальные
Boomstarter.ru Любые
CrowdPres В стадии разработки Творческие проекты
Гдемоиденьги.рф Любые
ClickStart 2012 «Мёртвый» ресурс Любые

 

Крупнейший на сегодня в России проект по сбору средств – фильм «28 панфиловцев», премьера которого запланирована на осень 2015 года. По состоянию на 13 ноября 2014 года на реализацию данного проекта уже собрано 24 миллиона рублей [11].

Уровень сбора средств на рынке краудфандинга России непрерывно растет. В 2013 году двум самым крупным из платформ – Boomstarter.ru и Planeta.ru в в совокупности удалось собрать около 78 млн рублей. В числе предшествующих проектов-рекордов на сегодняшний день следует назвать результат в 5 млн 850,8 тыс. рублей на реализацию телеспектакля В. Мирзоева и В. Шендеровича «Петрушка».

Уже на сегодня поиск по российскому сегменту интернета выдает более 150 тыс. ссылок при поиске слова «краудфандинг», что уже неплохо. Однако при обращении к англоязычному сегменту сети ссылок выдается почти в 100 раз больше (что естественно следует из уровня развития этого важного дела на Западе). Тем не менее, народное финансирование набирает популярность и в России [12]. Отметим, что в рамках Агентства стратегических инициатив (АСИ) в 2013 году в стране начал свою деятельность Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), причем на его портале уже в первом квартале наступившего 2014 года была сформирована краудинвестинговая платформа [13].

С сентября 2014 года начала работу платформа коллективных инвестиций VCStart, созданная командой предпринимателей и разработчиков из России, Беларуси и Израиля. Первый успешный её проект – «Грузопоиск» привлек инвестиции в размере 150 000 долларов США. Стартап был размещен для финансирования малыми суммами, но спустя месяц после начала раунда по сбору средств, информационно-логистический сервис нашел своего генерального инвестора, который вложил в него всю  искомую сумму [14].

Так, постепенно шаг за шагом российский краудфандинг делает серьезные шаги. В перспективе его активное развитие в стране могло бы стать не только хорошей поддержкой молодых предпринимателей, но также способствовать становлению важных элементов гражданского общества в нашем государстве и растущей самоорганизации народа.


Библиографический список
  1. Каныгин П. Мост, который не распилишь // Новая газета. – 2013. – Вып. 7 от 23 февраля. – http://www.novayagazeta.ru/society/ 56382.html
  2. Краудфандинг. – http://ru.wikipedia.org/wiki/
  3. Что такое краудфандинг? – http://crowdsourcing.ru/article/ what_is_ the_crowdfunding
  4. Через Kickstarter собрано более $1 млрд. – http://habrahabr.ru/ post/214513/ (публ. 03.03.2014 г.)
  5. История рекордсменов Kickstartera. –http://crowdsourcing.ru /article/istoriya_rekordsmenov_kikstartera
  6. Краудфандинговая платформа Kickstarter опубликовала статистику за 3 квартал 2014 года. – http://crowdsourcing.ru/article /kraudfandingovaya_platforma_kickstarter_opublikovala_statistiku_za_3_kvartal_2014_goda
  7. Пятковский Ю. Народное финансирование IT-проектов – краудфандинг. – http://www.chip.ua/stati/narodnoe-finansirovanie-it-proektov-2014-kraudfanding/
  8. Краудинвестинг как самый перспективный вид народного финансирования. – http://www.therunet.com/news/1922-kraudinvesting-stal-samym-razvivayuschimsya-vidom-narodnogo-finansirovaniya (25.10.2013)
  9. Краудсорсинг. – http://crowdsourcing.ru/
  10. Белоусова М. Краудфандинг – перспективы развития в России. – http://expert-btl.ru/narodnoe-finansirovanie-krowdfunding/ (публ. 06.08. 2013)
  11. Двадцать восемь панфиловцев. – http://28panfilovcev.com/ payments.php
  12. Карелов С. Перспективы краудфандинга: в США – закон, в России – мошенничество.http://slon.ru/future/perspektivy_kraudfandinga_ v_ sha_zakon_v_rossii_moshennichestvo-875352.xhtml (публ. 17.01.2013).
  13. Фонд развития интернет-инициатив. – http://www.iidf.ru/ investors/
  14. Платформа коллективных инвестиций. – https://vcstart.com


Все статьи автора «Лихолетов Валерий Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: