Контроль таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется должностными лицами таможни в соответствии со своей компетенцией.
Для анализа деятельности Выборгской таможни по корректировке таможенной стоимости (КТС) будут рассмотрены количественные и стоимостные показатели в динамике за несколько лет. Это позволит выявить тенденции в данной сфере деятельности и ее характерные особенности.
Чтобы выявить динамику КТС (корректировок таможенной стоимости), автор наглядно представит данный по проведенным корректировкам за три года. На рисунке 1 видно как изменялось количество проводимых корректировок с каждым годом. В целом, за период 2010-2012 гг. Выборгской таможней было проведено 4124 корректировки таможенной стоимости (табл. 1). Сумма доначислений в федеральный бюджет за 2010-2012 гг. составила 198 206 940 руб. Причем, если в 2011 г. сумма доначислений удвоилась по сравнению с 2010 г., то в 2012 г. рост суммы доначислений составил около 47 млн руб., или 78,3 % к предыдущему году.
Таблица 1. Результаты КТС, проведенных Выборгской таможней в 2010-2012 гг.
Показатель |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Итого за 2010-2012 гг. |
Число корректировок таможенной стоимости |
1214 |
1428 |
1482 |
4124 |
Число товаров, по которым была осуществлена КТС |
4905 |
4679 |
3434 |
13018 |
Сумма доначислений в федеральный бюджет, руб. |
29688070 |
60644120 |
107874750 |
198206940 |
Как видно из табл. 1, в последние годы количество корректировок росло. Причинами этого могут быть увеличения уровня таможенной стоимости на товары.
Кроме того, был упорядочен целый ряд процедур, на законодательном уровне. Основная тенденция, которая прослеживается в действующих правовых актах по таможенной стоимости, – это стремление обязать сотрудников таможни более четко и грамотно обосновывать свои решения по проведению дополнительной проверки и корректировке стоимости, действовать не шаблонно и формально, а применительно к конкретной сделке и ее условиям.
Так, вместо Закона РФ “О таможенном тарифе” основополагающим правовым актом по определению стоимости ввозимых товаров стало Соглашение между правительствами России, Беларуси и Казахстана от 25.01.2008. В Таможенном кодексе ТС вопросам таможенной стоимости отведена целая глава (№ 8), при этом по ее корректировке есть отдельная статья. Для сравнения: в ТК РФ таможенной стоимости была отведена всего одна статья, а о корректировке даже не упоминалось. Отдельная глава посвящена таможенной стоимости и в законе РФ о таможенном регулировании. Важным моментом является то, что таможенный контроль, а, следовательно, и корректировка таможенной стоимости теперь могут проводиться в течение 3-х лет после выпуска против одного года ранее. Большинство изменений касаются в основном процедурных моментов, а именно более четкой регламентации действий таможенников при контроле и корректировке [1, c. 176 – 184].
Закон РФ № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» исчерпывающе устанавливает случаи принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости до выпуска товаров без проведения дополнительной проверки. Такая регламентация имеет, конечно, положительный посыл, так как направлена на предотвращение субъективных и поспешных решений. В действующем законодательстве более четко регламентированы процедуры корректировки стоимости после выпуска по инициативе декларанта и самостоятельной корректировки таможенным органом, а также порядок проведения дополнительной проверки. Если раньше предельный срок предоставления декларантом затребованных таможней дополнительных документов и сведений составлял 45 дней, то теперь 60. После того как декларант предоставит эти документы, у таможни есть 30 дней на принятие решения (раньше 3 рабочих дня). Таким образом, у таможни появилось преимущество во времени, отводимом на принятие решения, а декларант получил дополнительные 15 дней на этапе сбора документов. Консультации с таможней по выбору метода определения стоимости больше не предусмотрены. Следует отметить, 60 дней, отводимые для сбора документов декларантом, а также последующие 30 дней до момента принятия решения, могут быть использованы таможней для проведения самостоятельной проверки, в том числе путем отправки запросов в различные инстанции [2, c. 628].
На увеличение количества корректировок повлияло и увеличение объемов ввозимого товара.
Вместе с ростом количества корректировок таможенной стоимости увеличиваются и общие суммы доначисленных платежей по этим корректировкам.
Кроме того, следует отметить, что с увеличением количества корректировок, средняя сумма доначисленных платежей по одной корректировке с каждым годом также возрастает. Чтобы это проследить, на базе данных по количеству доначисленных платежей и данных по количеству корректировок рассчитаем среднюю сумму доначисленных платежей по корректировкам в каждом году из анализируемого периода по формуле.
Исходные данные, а также данные расчетов представим в таблице 2.
Таблица 2. Расчет средней суммы доначисленных таможенных платежей по одной КТС
Год |
Количество проведенных корректировок (шт.) |
Сумма доначислений в федеральный бюджет, руб. |
Средняя сумма доначислений в федеральный бюджет, руб. |
2010 |
1214 |
29688070 |
24454 |
2011 |
1428 |
60644120 |
42467 |
2012 |
1482 |
107874750 |
72789 |
Такое увеличение стоимости одной корректировки объясняется увеличением уровня таможенной стоимости на товары. Это изменение объясняется естественной инфляцией цен, а также девальвацией рубля.
Далее с помощью статистических методов сделаем прогноз изменений сумм доначислений в зависимости от числа корректировок.
Исследуем наличие корреляционной связи между количеством корректировок таможенной стоимости и объемом доначислений в бюджет.
Для ответа на вопрос о наличии или отсутствии корреляционной связи используется ряд специфических методов, так называемых элементарных приемов (параллельное сопоставление рядов значений результативного и факторного признаков, графическое изображение фактических данных с помощью поля корреляции, построение групповой и корреляционной таблиц), а также дисперсионный анализ.
Простейший прием обнаружения связи – это сопоставление двух параллельных рядов: ряда значений факторного признака и соответствующих ему значений результативного признака.
Пусть факторный признак (х) – это количество корректировок, а результативный признак, т.е. функция (у), – это объем доначислений в бюджет (руб.).
Значение факторного признака располагаем в возрастающем порядке, а затем прослеживаем изменения величин результативного признака.
Таблица 3. Ранжирование показателей числа корректировок и объема доначислений
Порядковый номер |
Количество корректировок |
Объем доначислений в бюджет (руб.) |
1 |
1214 |
29688070 |
2 |
1428 |
60644120 |
3 |
1482 |
107874750 |
В нашем случае с увеличением факторного признака величина результативного признака имеет тенденцию к увеличению. Поэтому можно предположить наличие прямой корреляционной связи между признаками.
Используя данные об индивидуальных значениях признака-фактора и соответствующих ему значениях результативного признака, можно построить в прямоугольных координатах точечный график – «поле корреляции».
Этот метод применяют для наглядного изображения формы связи между изучаемыми экономическими показателями. Для этого в прямоугольной системе координат строят график, по оси ординат откладывают индивидуальные значения результативного признака Y, а по оси абсцисс – индивидуальные значения факторного признака X.
Совокупность точек результативного и факторного признаков называется полем корреляции. Положение каждой точки на графике определяется величиной двух признаков – количеством корректировок таможенной стоимости и объемом доначислений в бюджет.
На основании поля корреляции можно выдвинуть гипотезу (для генеральной совокупности) о том, что связь между всеми возможными значениями X и Y носит линейный характер.
Линейное уравнение регрессии имеет вид:
y = bx + a + ε. (1)
Здесь ε – случайная ошибка (отклонение, возмущение).
Причины существования случайной ошибки:
1. Невключение в регрессионную модель значимых объясняющих переменных;
2. Агрегирование переменных. Например, функция суммарного потребления – это попытка общего выражения совокупности решений отдельных индивидов о расходах. Это лишь аппроксимация отдельных соотношений, которые имеют разные параметры.
3. Неправильное описание структуры модели;
4. Неправильная функциональная спецификация;
5. Ошибки измерения.
Так как отклонения εi для каждого конкретного наблюдения i – случайны и их значения в выборке неизвестны, то:
1) по наблюдениям xi и yi можно получить только оценки параметров α и β
2) Оценками параметров α и β регрессионной модели являются соответственно величины а и b, которые носят случайный характер, т.к. соответствуют случайной выборке;
Оценочное уравнение регрессии (построенное по выборочным данным) будет иметь вид y = bx + a + ε, где ei – наблюдаемые значения (оценки) ошибок εi, а и b соответственно оценки параметров α и β регрессионной модели, которые следует найти.
Для оценки параметров α и β – используют МНК (метод наименьших квадратов).
Метод наименьших квадратов дает наилучшие (состоятельные, эффективные и несмещенные) оценки параметров уравнения регрессии. Но только в том случае, если выполняются определенные предпосылки относительно случайного члена (ε) и независимой переменной (x).
Формально критерий МНК можно записать так:
S = ∑(yi – y*i)2 → min. (2)
Система нормальных уравнений:
a•n + b∑x = ∑y; (3)
a∑x + b∑x2 = ∑y•x .
Для наших данных система уравнений имеет вид:
3a + 4124 b = 198206940
4124 a+ 5709304 b = 282511499840
Из первого уравнения выражаем а и подставим во второе уравнение:
Получаем эмпирические коэффициенты регрессии:
b =249959,1737 a= -277541564,1455 .
Уравнение регрессии (эмпирическое уравнение регрессии):
y = 249959,1737 x – 277541564,1455. (4)
Эмпирические коэффициенты регрессии a и b являются лишь оценками теоретических коэффициентов βi, а само уравнение отражает лишь общую тенденцию в поведении рассматриваемых переменных.
Для расчета параметров регрессии построим расчетную таблицу 4.
Таблица 4. Расчетная таблица
x |
y |
x2 |
y2 |
x • y |
1214 |
29688070 |
1473796 |
8.813815003249E+14 |
36041316980 |
1428 |
60644120 |
2039184 |
3.6777092905744E+15 |
86599803360 |
1482 |
107874750 |
2196324 |
1.1636961687563E+16 |
159870379500 |
4124 |
198206940 |
5709304 |
1.6196052478462E+16 |
282511499840 |
Ниже рассчитаны параметры уравнения регрессии – выборочные средние.
Представленные данные позволяют сделать вывод о том, что в случае увеличения числа корректировок до 3000 сумма доначислений в бюджет может составить 472 млн руб.
Рассмотрев динамику корректировок и доначислений в бюджет в результате корректировок в Выборгской таможни, можно сделать вывод, что в результате корректировки таможенной стоимости значительно повысилась собираемость таможенных платежей, пополнился федеральный бюджет, что способствует выполнению плана, установленного ФТС России по платежам, а это является контрольным показателем №1.
Итак, КТС является одним из показателей результативности работы отдела контроля таможенной стоимости, как одна из мер по увеличению собираемости таможенных платежей и устранению нарушения законодательства. КТС – это действенный механизм дополнительного пополнения федерального бюджета, соответственно, ОКТС Выборгской таможни необходимо усилить контроль за данным направлением своей деятельности, чаще проводить мониторинг цен, более взаимодействовать с отделом таможенных платежей, усилить контроль за постами Выборгской таможни.
Библиографический список
- Федорова Ю.А. Корректировка таможенной стоимости товаров: масштабы и тенденции // Бюллетень Санкт-Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной академии: Приложение к научно-практическому журналу «Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной академии». Выпуск IV: Актуальные вопросы развития Таможенного союза и Единого экономического пространства / Под общ. ред. профессора А.Н.Мячина. СПб.: РИО СПб филиала РТА, 2012.
- Таможенное регулирование в Таможенном союзе ЕврАзЭС / под общ. ред. В.А, Шамахова, Ю.А, Кожанкова. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2013.