В последнее годы во многих регионах России отмечался рост объемов жилищного строительства. При этом общая позитивная тенденция активизации инвестиционной деятельности в жилищной сфере пока не затронула коммунальную отрасль. Сегодня инвестиции в ее инфраструктуру и инновационные проекты по-прежнему сопряжены с высоким риском из-за нерешенности вопроса о долгах коммунальных предприятий, накопленных ранее; определения собственности объекта, построенного на средства частного инвестора; недоработанности нормативных актов по регулированию тарифов в отрасли и ряда иных проблем.
Одним из возможных решений общих проблем инвестирования в жилищно-коммунальное хозяйство является такая форма консолидации усилий, как государственно-частное партнерство. Органы власти различных уровней, провозглашая курс на демонополизацию отрасли, признают необходимость консолидации государственных и частных инвестиций.
Отечественный и зарубежный опыт государственно-частных партнерств в сфере жилищно-коммунального хозяйства позволяет выделить три основные модели:
- арендная модель;
- приватизационно-инвестиционная модель;
- концессионная модель.
Именно концессии представляют собой в наибольшей степени развитую и перспективную форму участия частного бизнеса в реализации различных проектов в партнерстве с государством.
Наиболее остро данные проблемы стоят в системах теплоснабжения и горячего водоснабжения. Из-за отсутствия единых схем развития теплоснабжения происходит хаотичное создание новых теплоисточников в ущерб экономичности всей системы. При росте отпуска теплоты образуется ее избыток, возникает проблема дополнительного распределения. В связи с этим возникает потребность строительства и реконструкции магистральных и распределительных тепловых сетей. Как правило тепловые сети и сооружения систем находятся в ветхом состоянии, оборудование физически и морально устарело и существенно уступает по экономичности современным образцам. Более эффективная работа теплоэнергетических объектов возможна только после определенного вложения инвестиций в их реконструкцию, модернизацию или новое строительство. Это возможно за счет установления партнерских отношений государства и частного бизнеса, что позволит привлечь реальные инвестиции в данный сектор экономики.
В этих условиях перспективным представляется реализация проекта реконструкции и модернизации объектов теплосетевого хозяйства на условиях концессии. Потенциальный инвестор, чей проект развития систем теплоснабжения победит на тендерных торгах, заключит с муниципальным органом власти концессионное соглашение, предметом которого будет:
- реконструкция и модернизация котельных, центральных тепловых пунктов и тепловых сетей, направленные на внедрение энергосберегающих технологий;
- управление предприятием в течение всего срока действия соглашения и всем имуществом;
- передача представителю концедента объектов теплосетевого хозяйства по истечении срока концессии, определенного соглашением.
Реализация такой концессионной модели государственно-частного партнерства позволит достигнуть следующих результатов:
- вывод предприятия из кризиса за счет внедрения энергоэффективных технологий и, как следствие, снижения эксплуатационных затрат и негативного воздействия на окружающую среду;
- повышение качества предоставляемых потребителю услуг;
- передача объектов теплосетевого хозяйства предприятия концессионеру на срок действия концессионного соглашения;
- возврат предприятия по истечении указанного срока концеденту со всеми неотделимыми улучшениями, включая модернизированную инфраструктуру.
Возможность достижения экономической эффективности от реализации данного проекта можно комплексно оценить по четырем показателям: социальная, коммерческая, бюджетная эффективность и дополнительные положительные эффекты.
В основе государственно-частного партнерства лежит принцип сбалансированности интересов сторон партнерства: концедента (государства) и концессионера (частного инвестора). Согласно данному принципу действует обратно пропорциональная зависимость: рост значений показателей эффективности для одного из партнеров вызывает снижение значений показателей эффективности для другого партнера. Следовательно, если показатели коммерческой эффективности окажутся приемлемыми для будущего инвестора, то в этом случае для представителей власти участие в партнерстве также приобретает смысл. В противном случае баланс интересов может быть достигнут на другом уровне, то есть при ином варианте соотношения бюджетных и внебюджетных средств, а, следовательно, и при другом соотношении показателей коммерческой и бюджетной эффективности.
Поэтому для удовлетворения ожиданий обеих сторон от участия в концессионной сделке необходимо соблюсти баланс интересов и создать такие условия, которые позволили бы концеденту обеспечить выполнение своих социальных функций, а концессионеру получить ожидаемую прибыль.
Зарубежная практика государственно-частного партнерства подтверждает возможность реализации и экономическую эффективность осуществления проектов совместного инвестирования государства и бизнеса в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Российская практика подобного опыта сотрудничества пока еще невелика. Но существующая потребность в новых источниках инвестирования объектов жилищно-коммунального хозяйства активно определяет концессионную модель партнерства как перспективную, позволяющую сокращать риски участников проектов, в том числе инновационных, оптимизировать их финансово-хозяйственную деятельность и при этом повышать надежность и качество коммунальных услуг для потребителей.
Библиографический список
- Борщев А.С., Горбунов В.Н. Анализ конкурентной среды предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2013 г.. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. 163 с. – С.26-29.
- Горбунов В.Н. Формирование инвестиционной привлекательности инновационной деятельности в жилищно-коммунальном комплексе // Одиннадцатый всероссийский симпозиум «Стратегическое планирование и развитие предприятий». М.: ЦЭМИ РАН, 2010. С. 59-60.
- Горбунов В.Н., Михайлина Ю.М., Дмитриева Т.Н., Дунаев А.В. Стратегические и нестратегические барьеры входа на рынок строительных услуг региона // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/06/7220 (дата обращения: 31.07.2014).
- Дмитриева Т.Н. Проблемы и ограничения структурных преобразований в системе управления жилищно-коммунального комплекса // Актуальные проблемы развития инвестиционно-строительного комплекса: кол. монография / под. ред. Б.Б. Хрусталева, В.Н. Горбунова. – Пенза: ПГУАС, 2014. – 168 c. – С. 40-66.
- Дмитриева Т.Н. Процессный подход к управлению жилищно-коммунальным хозяйством // Двенадцатый всероссийский симпозиум «Стратегическое планирование и развитие предприятий». М.: ЦЭМИ РАН, 2011. С. 75-77.
- Дмитриева Т.Н. Стратегия повышения эффективности управления жилищно-коммунальной сферой // Одиннадцатый всероссийский симпозиум «Стратегическое планирование и развитие предприятий». М.: ЦЭМИ РАН, 2010. С. 66-67.
- Желиховский Д.О., Хрусталев Б.Б., Горбунов В.Н., Оськина И.В. Основные пути развития и управления инновационными процессами в региональном отраслевом комплексе // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/117-13630 (дата обращения: 06.07.2014).
- Попова И.В., Чикина Е.В., Горбунов В.Н. Исследование особенностей и перспектив развития жилищно-строительного комплекса Пензенской области: монография. – Пенза: ПГУАС, 2014. – 165 c.
- Савельева С.В., Горбунов В.Н. Особенности потребительского выбора на рынке ремонтно-строительных и отделочных работ // Современные тенденции в образовании и науке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 октября 2013 г. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. 147 с. – С.112-114.
- Семеркова Л.Н., Дмитриева Т.Н. Оценка качества жилищно-коммунальных услуг как инструмент управления маркетингом // Современные тенденции в образовании и науке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 октября 2013 г. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. С. 102-103.
- Семеркова Л.Н., Дмитриева Т.Н. Оценка качества жилищно-коммунальных услуг // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2011. – №4. – С. 127-136.
- Хрусталев Б.Б., Горбунов В.Н. Механизмы инвестиционного развития предприятий регионального строительного комплекса // Вестник Ивановского государственного энергетического университета. – 2006. – №1. – С. 48-51.
- Хрусталев Б.Б., Горбунов В.Н. Региональный строительный комплекс и основные механизмы инвестиционного развития предприятий // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2006. – №2(23). – С. 196-203.
- Хрусталев Б.Б., Горбунов В.Н., Желиховский Д.О., Оськина И.В. Особенности регионального управления инновационным развитием строительного комплекса // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/117-13609 (дата обращения: 06.07.2014).
- Хрусталев Б.Б., Филюнин М.Н., Горбунов В.Н., Васянин С.В. Формирование и реализация региональной инвестиционной политики на основе моделирования // Организатор производства. Региональный выпуск. – 2004. – №2(7). – С. 29-34.