ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Горбунов Валерий Николаевич1, Дмитриева Татьяна Николаевна1, Байнишев Сергей Михайлович1, Холопова Анастасия Андреевна1
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Аннотация
В статье рассмотрены вопросы инвестиционного развития предприятий в современных условиях на примере жилищно-коммунального хозяйства. Исследованы процессы формирования системы управления процессами инвестирования в отрасль, инвестиционного планирования при модернизации инфраструктуры и реализации стратегии предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, инвестиции, тариф


FEATURES INVESTMENT PROCESSES IN HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

Gorbunov Valeriy Nikolaevich1, Dmitrieva Tatiana Nikolaevna1, Bajnishev Sergej Mihajlovich1, Holopova Anastasija Andreevna1
1Penza state university of architecture and construction

Abstract
The article discusses the development of the investment companies in the current conditions in the example of housing and communal services. The formation process of the process control system of investment in the sector, investment in upgrading infrastructure planning and implementation strategy of the enterprises and organizations of housing and communal services.

Keywords: housing and utilities, investment, the rate


Библиографическая ссылка на статью:
Горбунов В.Н., Дмитриева Т.Н., Байнишев С.М., Холопова А.А. Особенности инвестиционных процессов в жилищно-коммунальном хозяйстве // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/08/5645 (дата обращения: 13.03.2024).

До недавнего времени инвестиционная и инновационная деятельность в российской экономике имела массу ограничений: административных, законодательных, финансовых, технологических, кадровых и т. д. По мере осуществления структурных реформ в большинстве секторов экономики многие ограничения снимаются. В жилищно-коммунальном комплексе многие вопросы, связанные с инновационно-инвестиционной привлекательностью отрасли и активизацией инвестиционной деятельности еще не решены.

В последнее десятилетие отмечался рекордный рост объема жилищного строительства во многих регионах России. Общая позитивная тенденция активизации инвестиционной деятельности в жилищной сфере пока не затронула коммунальную отрасль. Сегодня инвестиции в ее инфраструктуру и инновационные проекты по-прежнему сопряжены с высоким риском. Региональная практика пока дает только уникальный опыт проб и ошибок.

Органы власти различных уровней, провозглашая курс на демонополизацию отрасли, признают необходимость консолидации государственных и частных инвестиций, однако регулирующими органами не вполне сформирована нормативно-правовая база для организации инвестиционной и инновационной деятельности. В регионах инвестиции воспринимаются как форма осуществления права доступа к аренде коммунальных объектов. Нет четкого понимания о сроках и механизмах возврата вложенных средств.

Другая проблема заключается в том, что в ЖКХ политические факторы часто более значимы, чем экономические. Для реализации масштабных инвестиционных и инновационных программ, увеличения объемов инвестирования необходимы дополнительные гарантии возврата вложений. В связи с этим надо решить ряд ключевых проблем коммунального сектора, тормозящих его развитие.

Основой для участия бизнеса в ЖКХ сегодня выступают договоры аренды. Механизм арендных отношений уже начал работать, однако по-прежнему затруднен переход от краткосрочных договоров к долгосрочным, наличие которых фактически является одним из существенных условий вложения инвестиций.

Во многих муниципальных образованиях не завершена работа по инвентаризации и государственной регистрации прав на недвижимое муниципальное имущество, не проведены межевание и кадастровый учет земель. Концессия, являющаяся более прогрессивной моделью бизнеса в инфраструктурных отраслях по сравнению с арендой, в ЖКХ пока не получила распространения.

Принятые нормативные акты по регулированию тарифов организаций коммунального комплекса предусматривают разработку и утверждение инвестиционной программы организации коммунального комплекса. Это означает переход от точечных инвестиционных проектов к комплексным программам инфраструктурного развития территорий. Вместе с тем, многие параметры этого процесса остаются недоработанными:

– нет четкой связи инвестиционных программ с долгосрочными тарифными решениями;

– не утвержден формат договора, который органы местного самоуправления должны заключать с организациями коммунального комплекса для реализации инвестиционной программы;

– не конкретизирован вопрос защиты интересов сторон в случае досрочного расторжения договора и т. д.

К настоящему времени в правовом поле существуют два источника возврата инвестиций: прибыль организаций ЖКХ и целевые бюджетные ассигнования. Издан ряд нормативно-правовых актов, позволяющих организациям коммунального комплекса формировать эти источники за счет:

– инвестиционной надбавки к тарифам;

– платы за подключение к сетям инженерной инфраструктуры;

– дохода от сокращения издержек (при условии фиксирования уровня удельных затрат в тарифе, что требует отдельного соглашения с тарифорегулирующими органами в рамках предельных уровней тарифов);

– реинвестирования арендной платы;

– целевого бюджетного фонда;

– продажи сформировавшейся собственности в составе недвижимого имущества.

На первый взгляд представляется, что имеется множество источников и форм для возврата вложенных средств, однако организовать их обратный поток весьма проблематично. Инвестиционную надбавку устанавливают региональные регулирующие органы, плату за подключение к сетям – муниципальные регулирующие органы. При этом снижая собственные политические риски, каждый пытается свести свои тарифные надбавки к минимуму. В итоге инвестору приходится взаимодействовать одновременно с муниципальными и региональными органами власти с целью реализации возможности обеспечить возврат вложений.

Не вполне решены вопросы собственности объекта, построенного на средства частного инвестора. Одна сторона считает работы, произведенные за счет тарифных составляющих, собственностью коммунальной организации, другая – собственностью муниципальных органов власти.

Большие сложности возникают из-за отсутствия методики расчета платы за подключение к сетям. Не решено, кто является получателем тарифа, кто аккумулирует эти средства и как они потом расходуются. Существующая система тарифного регулирования в ЖКХ сдерживает развитие инвестиционных процессов. Ограничения по предельным уровням тарифов на коммунальные услуги не согласуются с рыночным ростом цен на основные составляющие в себестоимости услуг. Отсутствует возможность долгосрочного тарифного регулирования.

Другой проблемой является урегулирование вопроса о долгах коммунальных предприятий, накопленных в предыдущие периоды. Муниципальные коммунальные предприятия обременены долгами, некоторые из них находятся на стадии банкротства или близки к ней. Долги остаются серьезным препятствием для развития бизнеса.

В целом в отрасли отсутствуют экономическая модель и стандарты стабильной финансово-хозяйственной деятельности. Все это в совокупности определяет малоблагоприятную инвестиционную среду в ЖКХ. Коммунальная отрасль пока еще не готова к существенным инвестициям. Инвестиционная база ЖКХ рассчитана на небольшие «точечные проекты», при этом сроки возврата этих небольших вложений растягиваются на значительный период.


Библиографический список
  1. Горбунов В.Н. Формирование инвестиционной привлекательности инновационной деятельности в жилищно-коммунальном комплексе // Одиннадцатый Всероссийский симпозиум «Стратегическое планирование и развитие предприятий». – Москва: ЦЭМИ РАН, 2010. Секция 4: Стратегическое планирование на мезоэкономическом (региональном и отраслевом) уровне. – 2010. – 214 с.
  2. Дмитриева Т.Н. Проблемы и ограничения структурных преобразований в системе управления жилищно-коммунального комплекса // Актуальные проблемы развития инвестиционно-строительного комплекса: кол. монография / под. ред. Б.Б. Хрусталева, В.Н. Горбунова. – Пенза: ПГУАС, 2014.  – 168 c. – С. 40-66.
  3. Желиховский Д.О., Хрусталев Б.Б., Горбунов В.Н., Оськина И.В. Основные пути развития и управления инновационными процессами в региональном отраслевом комплексе // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/117-13630 (дата обращения: 06.07.2014).
  4. Основные направления формирования системы управления рисками на предприятиях регионального инвестиционно-строительного комплекса / Б.Б. Хрусталев, Н.А. Лежикова, В.Б. Клячман, В.Н. Горбунов. – Пенза: Изд-во ПГУАС, 2004. – 289 с.
  5. Семеркова Л.Н., Дмитриева Т.Н. Оценка качества жилищно-коммунальных услуг // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2011. – №4. – С. 127-136.
  6. Хрусталев Б.Б. Основные направления становления и эффективного развития рационального инвестиционно-строительного комплекса. – Пенза: ПГАСА, 2001. – 222 с.
  7. Хрусталев Б.Б., Горбунов В.Н. Механизмы инвестиционного развития предприятий регионального строительного комплекса // Вестник Ивановского государственного энергетического университета. – 2006. – №1. – С. 48-51.
  8. Хрусталев Б.Б., Горбунов В.Н. Региональный строительный комплекс и основные механизмы инвестиционного развития предприятий // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2006. – №2(23). – С. 196-203.
  9. Хрусталев Б.Б., Горбунов В.Н., Желиховский Д.О., Оськина И.В. Особенности регионального управления инновационным развитием строительного комплекса // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/117-13609 (дата обращения: 06.07.2014).
  10. Хрусталев Б.Б., Горбунов В.Н., Оргин А.В. Научные аспекты формирования и развития эффективных зон деятельности предприятий строительного комплекса. – Пенза: Изд-во ПГУАС, 2007. – 223 с.
  11. Хрусталёв Б.Б., Мещерякова О.К., Горбунов В.Н., Ганиев М.Г. Стратегия развития сферы жилищно-коммунального хозяйства монография. – Пенза: ПГУАС: ИП Тугушев С.Ю., 2013. – 215 с.
  12. Хрусталёв Б.Б., Мещерякова О.К., Горбунов В.Н., Сафьянов А.Н., Ганиев М.Г. Особенности функционирования и развития жилищно-коммунальной сферы: монография. – Воронеж: Научная книга, 2012. – 135 с.
  13. Хрусталев Б.Б., Филюнин М.Н., Горбунов В.Н., Васянин С.В. Формирование и реализация региональной инвестиционной политики на основе моделирования // Организатор производства. Региональный выпуск. – 2004. – №2(7). – С. 29-34.


Все статьи автора «Anna»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: