О ТОМ, КУДА ИДУТ НАШИ НАЛОГИ, И КАК ГОСУДАРСТВО ИНФОРМИРУЕТ НАС ОБ ЭТОМ

Палкина Юлия Александровна1, Кутузова Екатерина Алексеевна1
1Дальневосточный Федеральный Университет

Аннотация
Отсутствие доверия граждан к налоговым органам – это одна из важнейших проблем современной России. Решение данной проблемы правительство видит в создании открытого бюджета, который позволит получить информацию о распределении бюджетом налоговых отчислений.

Ключевые слова: бюджетный калькулятор, налогообложение, открытое правительство, открытый бюджет, распределение налоговых отчислений, финансовая грамотность


WHERE OUR TAXES GO, HOW THE STATE INFORMS US ABOUT IT

Palkina Yuliya Aleksandrovna1, Kutuzova Ekaterina Alekseevna1
1Far Eastern Federal University

Abstract
Lack of public confidence in the tax authorities - this is one of the most important problems of modern Russia. The solution to this problem, the government sees the creation of an open budget, which will provide information on the distribution of the budget tax deductions.

Библиографическая ссылка на статью:
Палкина Ю.А., Кутузова Е.А. О том, куда идут наши налоги, и как государство информирует нас об этом // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/04/5007 (дата обращения: 11.03.2024).

Научный руководитель:

Жабыко Людмила Ливерьевна, к.э.н., доцент кафедры “Финансы и кредит”

Налогообложение – это процесс взимание с населения денежных средств с целью обеспечения финансовой деятельности государства. Необходимость налогообложения заключается в формировании доходной части государственного бюджета и использования его в интересах населения.

К сожалению, далеко не каждый гражданин страны знает, куда идут уплаченные им налоги. Такое незнание связанно, во-первых, с большим количеством различных видов налогов и отчислений, во-вторых, с недоступностью информации для простых граждан по налогам и сборам, в-третьих, с финансовой неграмотностью и нежеланием погружаться в тонкости системы налогообложения.

Согласно статистике только 12% россиян точно знают, куда распределяются налоговые поступления, остальные же 82% либо имеют об этом представление, либо считают это распределение абсолютно неправильным. Кроме того, довольно значительный процент граждан недоволен системой распределения налоговых отчислений и считает, что они удовлетворяют интересам и потребностям только определенных слоев населения, таких как чиновничество и управленческий аппарат. К тому же, по мнению россиян, немалая часть налоговых доходов расхищается [6]. Одним словом, граждане нашей страны стоят на позиции того, что налоговая система не эффективна и не удовлетворяет интересам населения.

На самом деле государственный бюджет распределяет налоговые поступления на следующие цели:

  • предоставление бюджетных инвестиций и субсидий;
  • обслуживание государственного долга;
  • обеспечение государственного оборонного заказа;
  • пенсионное обеспечение и социальная помощь;
  • финансирование государственных программ;
  • содержание государственного аппарата;
  • содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики и др.

Но, несмотря на такое распределение налогов и приоритеты перераспределения средств государственного бюджета мы наблюдаем в стране неразвитость транспортной системы и неудовлетворительное состояние дорог. Несмотря на финансирование из государственного бюджета, в неутешительном состоянии находится образование, медицина, армия, также наблюдается низкий уровень пенсионных начислений гражданам. Значит ли это, что налоги распределяются нерационально?

На наш взгляд, основной причиной такого мнения является закрытость информации о государственном бюджете Российской Федерации и низкая финансовая грамотность населения. То есть, из-за незнания того, куда и в каком объеме распределяются суммы с уплаченных налогов и как происходит финансирование и реализация приоритетных государственных программ, у населения складывается мнение, что их денежные средства не работают в направлении совершенствования социального и экономического положения страны, а оседают в региональных и государственном бюджете.

Решение данной проблемы правительство страны видит в реализации программы «открытое правительство», в рамках которой будет осуществляться создание открытого бюджета. Цель этой программы – представить сведения о формировании и использовании бюджета в открытом доступе и доступной форме [7].

Следует заметить, что практика создания открытого бюджета широко применяется в таких странах, как Великобритания, Швейцария, Бразилия, Южная Корея, Таиланд и многих других. Самые лучшие практики реализации этой программы наблюдаются в Великобритании и Южноафриканской Республике.

Гражданский бюджет в Великобритании публикуется в одном из разделов сайта правительства страны под заголовком «Budget 2013: an overview» [1]. Этот документ публикуется только в электронном варианте и разделен на три части: экономика и общественные финансы, рост, справедливость. Оценить расходы и проконтролировать распределение бюджетных средств в Великобритании можно на сайте «Where does my money go?» [3]. Любой желающий с помощью этого сайта, а именно раздела с названием «Daily Bread», может узнать сумму его налоговых отчислений в бюджет и процентное распределение этих средств на различные нужды. Такая система очень удобна, так как позволяет отследить, сколько и куда ваших денег тратит государство в день.

Не меньшего внимания заслуживать бюджет для граждан Южной Африки, в котором представлена информация о бюджете страны начиная с 1993 года и по настоящий день, позволяющая отследить динамику изменения бюджета. Следует выделить возможность обратной связи, с помощью которой можно оценить информативность и доступность представляемых данных и дать рекомендации. Кроме того, в бюджете для граждан Южноафриканской республики представлена информация о планируемых изменениях в бюджетной политике на ближайшие годы, изучив которую гражданин может получить представление о своих будущих расходах [2].

В России программа создания открытого бюджета довольно нова. Старт был положен в 2012 году с началом реализации проекта «Открытого правительства», в рамках которого заработал проект «Открытый бюджет». Цель этого проекта состоит в возможности осуществления гражданского контроля над эффективностью использования бюджетных средств. Но, тем не менее, первый вариант бюджета для граждан все же оказался довольно сложным для понимания человека, недостаточно владеющего знаниями в финансовой сфере экономики.

В рамках этого проекта также был представлен бюджетный калькулятор, цель которого состоит в сборе и анализе мнений граждан об эффективности перераспределения налоговых отчислений. С помощью бюджетного калькулятора налогоплательщик может рассчитать сумму собственных отчислений в бюджет за год, а также сопоставить российский бюджет с бюджетами других стран [4]. Создание бюджетного калькулятора – это большой шаг вперед к формированию открытого бюджета страны.

Вопрос прозрачности бюджета все еще остается недостаточно разработанным. Программа «Открытый бюджет» пока запущена в пилотном режиме и выполняется далеко не каждым субъектом Российской Федерации. Остро стоит вопрос о методах и средствах предоставления информации гражданам в доступном режиме. При построении принципа прозрачности бюджетной системы не стоит также забывать и об опыте других стран, где такая программа функционирует довольно давно и доведена до высокого уровня.

Первоочередной целью налоговой службы нашей страны в настоящее время должно стать построение диалога с налогоплательщиками и на основе общественного мнения выявление недостатков работы налоговых органов. Прозрачность бюджета должна продолжать повышаться, так как налогоплательщики должны знать, что передаваемые ими в распоряжение государства денежные средства, используются прозрачно и максимально эффективно. Только в этом случае доверие россиянина к власти и уровень финансовой грамотности значительно вырастут, а налоговые органы получат стимул работать более ответственно.


Библиографический список
  1. Budget 2013: an overview. Электронный ресурс. URL: https://www.gov.uk/government/news/budget-2013-an-overview (дата обращения: 24.04.2014)
  2.  National treasury. Электронный ресурс. URL: http://www.treasury.gov.za/documents/national%20budget/default.aspx (дата обращения; 25.04.14)
  3. Where does my money go? Электронный ресурс. URL: http://wheredoesmymoneygo.org/ (дата обращения 24.04.2014)
  4. Бюджетный калькулятор. Электронный ресурс. URL: http://ria.ru/infografika/20121224/915963747.html (дата обращения: 24.04.14)
  5. Санжиев Д. Открытость местных бюджетов – приоритет развития бюджетной системы. Журнал «Экономика и жизнь» №10 (9526)
  6. Терехин Р. «Почему мы не платим налоги?» Электронный ресурс. URL: http://slon.ru (дата обращения: 25.04.2014)
  7. Яруллина Г.Р. Принцип прозрачности (открытости) бюджетной системы РФ: содержание и реализация. Электронный юридический журнал «Российское право в интернете»


Все статьи автора «Палкина Юлия Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: