Научный руководитель – Корсаков М.Н., зав. кафедры экономики, к.э.н.
На сегодняшний момент в информационном обществе происходит резкая трансформация социальных процессов, происходит изменение в содержании и направленности научно-технического прогресса, а также в характере информационно-коммуникативного взаимодействия. Большинство проблем современного общества можно решить и на коммуникационном уровне, не привлекая к этому серьезных денежных вложений. Бренд, воздействуя на восприятие человека, мотивирует людей на изменение их образа жизни и приводит к построению новой оценки реального мира. В этом и заключается проблема создания эффективного и презентативного бренда города или отдельных его территориальных единиц. Брендовый подход сформировался в процессе усиления конкуренции в условии интеграции и глобализации информационного общества, что и обуславливает его актуальность.
Исключительно важный аспект брендового подхода и системы его построения должен базироваться на позитивной и объективной его окрашенности, тем самым бренд станет привлекателен для партнеров и инвесторов. По сути, город можно представить в качестве товара на рынке, эффективно использующий свой потенциал и ресурсы для привлечения большего числа инвесторов, туристов и квалифицированной рабочей силы.
Поскольку каждое общество стремится к процветанию, повышению качества жизни населения, стабильному развитию, то продуманная маркетинговая стратегия способна будет раскрутить бренд, вливая его в широкую массу потребителей. Ключ в решении поставленной задачи лежит в историческом наследии, социально-культурном, природно-географическом и других факторах. Иными словами, речь идет о вступлении в неценовую конкуренцию городов. Только исключительно продуманный брендинг, акцентирующий внимание на уникальность, неповторимость и значимость города, будет являться правильным курсом в достижении поставленных целей и задач.
Повсеместным использованием брендового подхода, как правило, относят на локальный его уровень, т.е. происходит брендинг товаров, услуг либо отдельных компаний. Брендовый подход в управлении городами обратил на себя внимание не так давно. Растущий интерес к данному подходу обеспечивается его экономической эффективностью и привлекательностью, который обеспечивается за счет активизации потенциала города и отдельных его территориальных единиц.
Брендовый подход используется за привлечения дополнительных ресурсов из внешней среды. Общественно-политическая, культурно-историческая, инвестиционная привлекательность регионов не возникает на пустом месте, а является следствием сформированного и актуализированного имиджа. Имидж является одним из определяющих факторов восприятия городов и формирования вокруг них дружественной общественной среды. Это, в свою очередь, оказывает самое непосредственное влияние на лояльность со стороны государственных структур различного уровня.
От степени актуализации бренда города развивается и поднимается на новый качественный уровень инфраструктура города, идет постепенное повышение качества жизни населения. Зачастую мощный брендинг ведет за собой поднятие вопроса об экологическом окружении города, что в свою очередь мотивирует, а в иных случаях, обязывает предприятий и транспортных колоний переводить оборотный фонд на тот уровень, способный обеспечить всем предъявленным требованиям.
Тем самым мы подходим к тому, что заурядные города с депрессивным состоянием экономикой могут получить второй шанс в оживлении экономическом состоянии, не требую при этом государственной поддержки и финансирования.
Немало городов мира успешно используют брендовый подход в основе стратегического плана развития города. Примерами могут служить Нью-Йорк, Амстердам, Копенгаген, Сочи, Лас-Вегас, Мадрид и другие. С недавних пор в странах бывшего СНГ, в частности России, Украине, Белоруссии также постепенно переходят на данный подход. Одесса, Львов, Пермь, Новосибирск, Казань и другие уже разработали брендовые логотипы.
Информационное общество в достаточной мере пресытилось постоянством предлагаемых товаров и услуг. Брендовый подход в управлении городами способен удовлетворить потребности каждого индивидуума как внутри городской системы, так и внешними его пользователями. Открывается новый мир возможности в познании самобытной культуры малых провинциальных городов, так и уникальными чертами мегаполисов.