РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ УМЕНЬШЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ

Ракова Светлана Сергеевна
ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»

Аннотация
В современных экономических условиях назрела необходимость поиска новых, более гибких форм и механизмов взаимоотношений хозяйствующих субъектов и Пенсионного фонда РФ – при поддержании оптимального страхового бремени и с соблюдением интересов государства и бизнес-сообщества. Одним из направлений совершенствования такого рода взаимоотношений, по мнению автора, может стать реструктуризация задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Ключевые слова: задолженность, пенсионная система, пенсионное страхование, Пенсионный фонд, пенсия, реструктуризация, страховые взносы, хозяйствующие субъекты


RESTRUCTURING AS A WAY TO REDUCE THE DEBT ON INSURANCE PAYMENTS ON OBLIGATORY PENSION INSURANCE

Rakova Svetlana Sergeevna
Saint-Petersburg State University of Economics and Finance

Abstract
In today's economic conditions, there is a need to find new, more flexible forms of relationships and mechanisms of economic entities and the Pension Fund – while maintaining optimal insurance burden and compliance with the interests of the state and the business community. One of the ways to improve this kind of relationship, according to the author, can become debt restructuring on insurance payments on obligatory pension insurance.

Keywords: debt, economic entities, insurance premiums, pension, pension fund, pension insurance, pension system, restructuring


Библиографическая ссылка на статью:
Ракова С.С. Реструктуризация как способ уменьшения задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/02/3777 (дата обращения: 13.03.2024).

Как известно, задолженность любого хозяйствующего субъекта (организации либо индивидуального предпринимателя) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (далее – ОПС) включает в себя образовавшуюся по завершению каждой отчетной кампании недоимку, а также суммы начисленных на нее пеней и штрафов.

Так, по итогам 2012 года в целом по Российской Федерации величина собственно недоимки по страхо­вым взносам на обязательное пенсионное страхование составляла 1,4% от общей суммы начислен­ных хозяйствующими субъектами страховых взносов. При этом ее увеличение в абсолютном выражении по сравнению с предыдущим 2011-м годом составило 23844 млн. руб. (табл. 1) [1].

Таблица 1 – Размер недоимки по страховым взносам в ПФР и фонды ОМС (по состоянию на 31.12.2011 г. и на 31.12.2012 г.)

Государственный внебюджетный фонд

В абсолют.

выражении, млн. руб.,

по состоянию

на 31.12.2011 г.

Удельный вес в сумме начисленных страховых взносов,

%

В абсолют.

выражении, млн. руб.,

по состоянию на 31.12.2012 г.

Удельный вес в сумме начисленных страховых взносов,

%

Федеральный фонд

ОМС

7125

2

14472

1,6

Территориальный фонд ОМС

6055

1,8

4539

1,2

Пенсионный фонд Российской Федерации

73687

1,8

97531

1,4

Источник: составлено автором по данным годового отчета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2012 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pfrf.ru/archiveinf2012/24810.html. 

В современной экономической периодической литературе [2, С. 64; 3, с. 45; 4, С. 5] под реструктуризацией задолженности в государственные внебюджетные фонды, как правило, понимается отсрочка либо рассрочка по уплате задолженности по страховым взносам, включая начисленные на нее пени и штрафы.

При этом в действующих законодательных актах в сфере отечественного пенсионного страхования вообще не содержится никаких положений, касающихся возможности проведения реструктуризации задолженности по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФР), возникшей после 1 января 2010 года. Лишь в Федеральном законе № 212-ФЗ [5] говорится о возможности списания безнадежной к взысканию задолженности по страховым взносам, а в дополняющих его методических указаниях ПФР – детально раскрывается порядок осуществления такого рода списания.

В то же время, существует постановление Правительства РФ от 03.03.2012 № 176 «Об утверждении Правил проведения реструктуризации задолженности, образовавшейся до 1 января 2001 года у государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений по состоянию на 1 января 2010 года, по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также пеням и штрафам, начисленным на указанную задолженность».

Также Правительством РФ принято еще одно постановление от 03.03.2012 № 177 «Об утверждении Правил проведения реструктуризации задолженности, образовавшейся у государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений по состоянию на 1 января 2010 г., по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также пеням и штрафам, начисленным на указанную задолженность».

При этом необходимо отметить, что и в том и в другом нормативном документе речь идет лишь о реструктуризации задолженности, возникшей у государственных и муниципальных учреждений перед государственными внебюджетными фондами по страховым взносам с 01.01.1991 г. по 31.12.2000 г., а также перед федеральным бюджетом, Фондом социального страхования РФ и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования – по ЕСН за временной интервал с 01.01.2001 г. по 31.12.2009 г.

Таким образом, реструктуризация задолженности хозяйствующих субъектов по страховым взносам на ОПС на современном этапе развития российской системы пенсионного страхования не носит массового характера и поэтому не дает значительного положительного эффекта. А, между тем, как отмечалось в таблице 1, задолженность по данному виду платежей с каждым годом неуклонно увеличивается.

На наш взгляд, в современных экономических условиях реструктуризация задолженности хозяйствующих субъектов по страховым взносам на ОПС в Пенсионный фонд Российской Федерации представляется достаточно актуальной и целесообразной. И в дальнейшем может стать одним из направлений совершенствования взаимоотношений хозяйствующих субъектов с соответствующими территориальными органами ПФР.

При этом суть непосредственно реструктуризации задолженности по страховым взносам заключается в том, что плательщикам будут предоставляться новые, отличные от  действовавших до момента ее внедрения условия и сроки погашения задолженности по страховым взносам – с возможностью в некоторых случаях значительного списания (сокращения) части долга.

Уточним, какого вида платежи, на наш взгляд, могут подпасть под возможную реструктуризацию:

  • недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, числящаяся за хозяйствующим субъектом по данным учета территориальных органов ПФР за период с 1 января 2010 года и до момента непосредственного проведения реструктуризации;
  • задолженность по пеням и штрафам, образовавшаяся у конкретного хозяйствующего субъекта на дату вынесения решения о реструктуризации.

При этом в качестве возможной формы реструктуризации задолженности по страховым взносам на ОПС для каждого хозяйствующего субъекта может выступать именно пролонгация сроков выплаты задолженности в форме ее рассрочки, т. е. ее разделения на несколько частей, которые в последующем буду подлежать постепенному погашению в предстоящем периоде по графику, согласованному обеими сторонами.

Таким образом, у хозяйствующих субъектов появляется возможность при соблюдении определенных территориальными органами ПФР условий производить равномерное погашение задолженности по страховым взносам в бюджет Пенсионного фонда РФ в течение календарного года, следующего за годом предоставления права на реструктуризацию.

Соответственно, к каждому плательщику страховых взносов, получившему право на реструктуризацию задолженности, со стороны взаимодействующих с ним территориальных органов ПФР приостанавливается применение мер принудительного взыскания в виде направления инкассовых поручений в учреждения обслуживающих коммерческих банков. Также в отношение таких плательщиков не возбуждаются и исполнительные производства.

Предполагается, что право на реструктуризацию задолженности в Пенсионный фонд РФ хозяйствующие субъекты могут приобретать только один раз по итогам каждого календарного года. Организации и индивидуальные предприниматели, воспользовавшиеся этим правом, не смогут по завершению очередного календарного года подать заявление на проведение новой реструктуризации, пока не погасят реструктуризированную задолженность в полном объеме.

Если у хозяйствующего субъекта отсутствует недоимка по страховым взносам на ОПС, но есть задолженность по пеням и штрафам, он также вправе реструктуризировать такую задолженность в общем порядке.

Возможные основные этапы процесса реструктуризации задолженности хозяйствующих субъектов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование со стороны Пенсионного фонда Российской Федерации детально раскрываются в таблице 2.

Таблица 2 – Этапы процесса реструктуризации задолженности  по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование

Этап

Содержание этапа реструктуризации

1 этап:

Подача хозяйствующим субъектом в соответствующий территориальный орган ПФР заявления о намерении провести реструктуризацию задолженности по страховым взносам на ОПС

2 этап:

Анализ территориальным органом ПФР величины задолженности

по страховым взносам на ОПС, образовавшейся у хозяйствующего субъекта на конкретную дату

3 этап:

Оценка хозяйствующим субъектом своих возможностей погасить имеющуюся задолженность по страховым взносам в полном объеме

4 этап:

Выбор хозяйствующим субъектом конкретных форм реструктуризации задолженности по страховым взносам

5 этап:

Согласование форм и условий реструктуризации задолженности хозяйствующим субъектом с территориальным органом ПФР.

Оформление решения о реструктуризации задолженности, соглашения о реструктуризации и утверждение графика погашения задолженности (в случае использования хозяйствующим субъектом рассрочки по уплате страховых взносов)

6 этап:

Рассмотрение факта обращения хозяйствующего субъекта с приложением необходимых документов на специально созданной комиссии при территориальном органе ПФР

7 этап:

Контроль со стороны территориального органа ПФР за выполнением условий погашения хозяйствующим субъектом реструктурированной задолженности по страховым взносам

Источник: разработано автором.

При этом возможные права и обязанности территориальных органов ПФР в процессе проведения реструктуризации задолженности хозяйствующих субъектов по страховым взносам на ОПС, приведены в таблице 3.
Таблица 3 – Права и обязанности территориальных органов Пенсионного фонда РФ

№ п.п.

Содержание

1.

Предоставление права хозяйствующим субъектам на реструктуризацию задолженности по страховым взносам на ОПС, а также пеням и штрафов

2.

Отказ в предоставлении права на реструктуризацию задолженности по страховым взносам на ОПС

3.

Прекращение действия решения о реструктуризации задолженности по страховым взносам на ОПС

4.

Восстановление права хозяйствующих субъектов на реструктуризацию задолженности по страховым взносам на ОПС

5.

Отказ в восстановлении права хозяйствующих субъектов на реструктуризацию задолженности по страховым взносам на ОПС

Источник: разработано автором.

На наш взгляд, график погашения недоимки по страховым взносам, утверждаемый территориальными органами ПФР по согласованию с каждым хозяйствующим субъектом в отдельности, можно представить в следующем виде (табл. 4).
Таблица 4 – График погашения недоимки по страховым взносам на _______ год

Отчетный год проведения реструктуризации недоимки по страховым взносам

Первоначальная сумма недоимки по страховым взносам до реструктуризации

Сумма недоимки, подлежащая уплате в течение отчетного года

Остаток суммы недоимки

по страховым взносам на конец года

Информация о недоимке по страховым взносам, за период с 1 января 2010 года:

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Источник: разработано автором.

Аналогичные графики могут составляться и в части погашения задолженности хозяйствующими субъектами по пеням и штрафам к уплате в бюджет ПФР.

Таким образом, получается, что реструктуризация задолженности по страховым взносам на ОПС – это взаимовыгодная акция: как для хозяйствующих субъектов, так и для территориальных органов ПФР. Со своей стороны, предприятия-должники получают возможность поправить собственное финансовое положение путем получения рассрочки просроченных платежей. В свою очередь, Пенсионный фонд Российской Федерации получает от таких плательщиков стабильные перечисления денежных средств и регулярные поступления в бюджет – в соответствии с заключенными соглашениями и утвержденными графиками погашения реструктуризированной задолженности.

В то же время на практике существует реальная опасность того, что значительная часть крупных неплательщиков начнет злоупотреблять возможностями реструктуризации задолженности по страховым взносам, апеллируя в целях своей защиты к органам государственной власти и управления. Кроме того, возможно снижение общей платежной дисциплины хозяйствующих субъектов и рост объемов просроченной задолженности по страховым взносам, что, в конечном итоге, может привести к банкротству таких организаций и «зависанию» огромных сумм уже в качестве безнадежной к взысканию задолженности.

В связи с этим работа в части реструктуризации задолженности по страховым взносам на ОПС должна проводится территориальными органами ПФР тщательно и скрупулезно, применительно к каждому хозяйствующему субъекту в отдельности, с учетом детального анализа его финансово-хозяйственной деятельности и финансового состояния.


Библиографический список
  1. Годовой отчет Пенсионного фонда Российской Федерации за 2012 год; Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. URL:http://www.pfrf.ru/archiveinf2012/24810.html (дата обращения: 01.12.2013).
  2. Мистинева Н.Ю. Увеличение задолженности по налогам и сборам и ее реструктуризация / Финансы и кредит. 2010. №  (386). – С. 64-67.
  3. Рычихина Н.С. Реструктуризация задолженности как метод реализации политики финансового оздоровления предприятия / Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2011. № 3 (27). – С. 44-47.
  4. Терехова В.А. О новых правилах реструктуризации задолженности учреждений по страховым взносам и единому социальному налогу / Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2012. № 16 (304). – С. 5-8.
  5. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ; Справочно-поисковая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.12.2013).


Все статьи автора «Ракова (Копасова) Светлана Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: