ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МИНИМИЗАЦИИ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

Суфиярова Элеанора Фаритовна
Южно-Уральский государственный университет

Аннотация
В статье проведен анализ применяемых в России законных методов минимизации налога на имущество организаций. Автором определены риски применения описанных методов и сделан вывод о необходимости тщательного планирования мероприятий по минимизации налоговой нагрузки по налогу на имущество организаций в рамках существующего правового поля, чтобы снизить вероятность претензий со стороны налоговых органов.

Ключевые слова: минимизация налогообложения, налог на имущество организаций, налоговая нагрузка, налоговые риски


THE MAIN DIRECTIONS OF BUSINESS PROPERTY TAX MINIMIZATION

Sufiyarova Eleanora Faritovna
South Ural State University

Abstract
The article analyzes used in the Russian legal methods to minimize the property tax. The author of the risks identified using the described methods and concluded the need for careful planning to minimize the tax burden on business property tax within the existing legal framework, to reduce the risk of claims by the tax authorities.

Keywords: property tax, tax burden, tax minimization, tax risks


Библиографическая ссылка на статью:
Суфиярова Э.Ф. Основные направления минимизации налога на имущество организаций // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2013/10/3166 (дата обращения: 15.03.2024).

Налог на имущество организаций может существенно увеличить налоговую нагрузку предприятия, особенно если значительную часть имущества этого предприятия составляют дорогостоящие основные средства. При этом большинством льгот по налогу на имущество организаций, установленных законодательством, могут воспользоваться лишь организации, которые занимаются специфическими видами деятельности [1,3].

В связи с этим, особую актуальность приобретает процесс минимизации налогообложения, который основывается на налоговом планировании в целом и подразумевает разработку ситуационных схем минимизации налоговых платежей и организацию системы налогообложения для своевременного анализа налоговых последствий различных управленческих решений. Даже в случае, если налог на имущество не является обременительным для организации, в рамках общего налогового планирования и в целях снижения налоговой нагрузки, целесообразно экономить и на этом налоге [2].

Законная минимизация налогообложения  – это квалифицированная организация исчисления и уплаты налогов, направленная на минимизацию налоговых платежей [10]. Для этого используются легальные льготы и налоговые освобождения, разрешенные и не запрещенные способы без нарушения уголовного и налогового законодательства. Такие действия не влекут за собой взыскание пени, доначисление налогов и налоговые санкции. Право налогоплательщика на снижение налогового бремени всеми законными способами прямо подчеркивается в п. 3 Постановления КС РФ от 23.05.03 г. № 9–п:«…В случае, когда законом предусматриваются те или иные льготы, освобождающие от уплаты налогов и позволяющие снизить сумму налоговых платежей, применительно к соответствующим категориям налогоплательщиков обязанность платить законно установленные налоги предполагает необходимость их уплаты лишь в той части, на которую льготы не распространяются и именно в этой части на таких налогоплательщиков возлагается ответственность за неуплату законно установленных налогов».

На сегодняшний день существует несколько направлений минимизации имущественного налогообложения организаций [4, 5, 6, 7, 8].

Многие организации, в стремлении законным способом снизить налоговую нагрузку по налогу на имущество используют низконалоговую территорию.  Налог на имущество является региональным налогом, и в большинстве регионов установлены максимальные ставки в размере 2,2%. Однако в некоторых регионах действуют более низкие ставки, либо пониженные ставки для отдельных категорий налогоплательщиков. Так, например, рассматривая законодательство крупнейших субъектов Федерации Уральского федерального округа, можно увидеть, что в Челябинской области действуют пониженные ставки, предполагающие соблюдения нескольких условий и рассчитываемые по определенной формуле, для организаций:

  реализующих инвестиционные проекты с 1 января 2011 года, включенные в перечень приоритетных проектов Челябинской области;

  созданных после 1 января 2011 года и создающих (приобретающих) основные средства производственного назначения.

В Законе республики Башкортостан пониженных ставок не установлено.

В Свердловской области кроме основной ставки установлены пониженные ставки:

0,9% (для организаций, осуществляющих перевозку пассажиров 
трамваями и (или) троллейбусами, удельный вес доходов  
которых от осуществления этого вида деятельности       
составляет в общей сумме их доходов не менее 70%);      

– 1,1% (в отношении имущества, входящего  в состав международных аэропортов);                     

– 2% (для организаций, осуществляющих добычу полезных      
ископаемых подземным способом, удельный вес доходов    
которых от осуществления этого вида деятельности       
составляет в общей сумме их доходов не менее 70%).

Применение данной схемы предполагает, что организация создает филиал на территории, где применяется пониженная ставка, и все движимое имущество переводится в этот филиал. Таким образом, организация будет уплачивать налог на имущество по месту нахождения ее обособленного подразделения по пониженной ставке. Необходимо учитывать, что деятельность организации, вид ее имущества должны  подлежать обложению по пониженной ставке (в случае если на территории не действует основная ставка в меньшем размере).

Организации активно используют налоговые льготы в целях снижения налога.  Льгота   это предоставляемая налогоплательщику возможность уплачивать налог по меньшей ставке, в меньшем размере либо освобождения от уплаты. Практически все льготы связаны с наличием у организации определенных видов имущества, осуществлением конкретных видов деятельности и использованием имущества для ведения именно этих видов деятельности. Иногда налогоплательщик может воспользоваться предусмотренной льготой, только достигнув каких-то конкретных показателей. Перечень налоговых льгот установлен как на федеральном уровне (Налоговый кодекс РФ), так и на региональном (Законы субъектов РФ).

При формировании учетной политики по бухгалтерскому учету организации имеют значительные возможности снижения налоговой нагрузки по налогу на имущество. В то же время следует иметь в виду, что зачастую, уменьшая стоимость основных средств, организация увеличивает трудозатраты, так как образуются разницы между данными налогового и бухгалтерского учета. Поэтому необходимо определить заранее, какой эффект будет получен от налогового планирования. При расчете налога на имущество, остаточная стоимость основных средств определяется по данным бухгалтерского учета. В соответствии с ПБУ 6/01 начисление амортизации может осуществляться одним из четырёх способов, а именно:

– линейным способом;

– способом уменьшаемого остатка;

– способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

– способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) [ПБУ 6/01].

Чаще всего для минимизации налога на имущество на практике пользуются способом уменьшаемого остатка, так как он является единственным методом начисления амортизации, в котором возможно применение ускоряющего коэффициента (не выше 3). Также, за счет больших амортизационных отчислений в первые годы эксплуатации основных средств, интересен с позиций минимизации налога на имущество и способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) в практической деятельности применяется редко, благодаря технических сложностям идентификации ресурса основных средств и фактически отработанной его части.

Кроме альтернативных способов начисления амортизации ПБУ 6/01 содержит важный резерв минимизации налога на имущество – возможность учитывать основные средства с первоначальной стоимостью менее 40 тыс. руб. в составе материально-производственных запасов. Установив такое правило в учетной политике, организация получает возможность вывести часть основных средств из-под налогообложения. Кроме того, на использовании этой возможности основан популярный на практике способ минимизации налога на имущество: «деление» одного инвентарного объекта основных средств на несколько, каждый из которых стоит менее 40 тыс. руб.  Применение этого способа не только позволяет уменьшить налог на имущество, но и увеличить расходы, принимаемые при налогообложении прибыли. Чаще всего таким способом пользуются при принятии к учету оргтехники. Например, компьютер, состоящий из нескольких конструктивно различных частей принимают к учету как системный блок, принтер монитор и т.д.

Однако, применяя описанный метод налоговой минимизации, необходимо помнить, что не стоит разбивать имеющиеся основные средства на несколько инвентарных объектов, дабы не навлечь на себя пристальное внимание налоговой инспекции. Более того, одновременная покупка частей основного средства и одновременный их ввод в эксплуатацию также могут вызвать негативную реакцию налоговиков [9]. Лучше менять отдельные части постепенно, тогда и у контролирующих органов не возникнет претензий.

Еще одним важным инструментом минимизации налога на имущество является переоценка основных средств, возможность проведения которой ПБУ 6/01 предоставляет организациям, закрепившим порядок проведения переоценки в своей учетной политике. Однако при проведении переоценки нельзя забывать, что достоверная оценка рыночной стоимости имущества является прерогативой сертифицированных оценщиков, чьи услуги недешевы. Кроме того, снижение балансовой стоимости основных средств приводит к уменьшению чистых активов организации, что не способствует повышению доверия к организации со стороны инвесторов и кредиторов.

Наконец, одним из наиболее радикальных методов снижения налога на имущество является выведение имущества из состава объектов налогообложения. Как известно из п. 1 ст. 374 НК РФ, объектом налогообложения по налогу на имущество организаций является имущество, учитываемое на балансе организации в качестве основных средств. А раз так, то чем меньше у организации на балансе основных средств, тем меньше налоговая база, а значит и сумма налога, причитающаяся к уплате в бюджет. И здесь наиболее часто прибегают к тактике взятия имущества в аренду (лизинг) вместо его покупки [6]. Если арендованное имущество в соответствии с договором аренды учитывается на балансе собственника (а это наиболее распространенный вариант договора аренды), то и налог на имущество платит собственник. Однако, арендодатель, как правило, тоже осведомлен об этом, поэтому закладывает налоговую экономию арендатора в сумму арендной платы.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что минимизация имущественного налогообложения осуществляется по следующим направлениям:

– выбор для ведения деятельности низконалоговых регионов;

– применение льгот;

– формирование элементов учетной политики для целей бухгалтерского учета;

– снижение стоимости основных средств или вывод основных средств из состава объектов налогообложения.


Библиографический список
  1. Беспалов, М.В. Схемы минимизации налогообложения / М.В. Беспалов, Ф.Н. Филина. -М: РОСБУХ, 2010. -268 с.
  2. Джаарбеков, С.М. Методы и схемы оптимизации налогообложения / С.М. Джаарбеков. – М: МЦЭФР, 2005. – 815 с.
  3. Джаарбеков, С.М. Основы налогового планирования: Методическая база законной оптимизации налогообложения/С.М. Джаарбеков, Г.М. Акчурина, О.А. Старостина и др.; Под общ. ред. С.М. Джаарбекова. СПб.: Сменные страницы: МЦФЭР, 2006. -245 с.
  4. Иванов, А.Е. Методические основы формирования учетной политики для  целей налогообложения прибыли / А.Е. Иванов // Строительный комплекс: Экономика управление и инвестиции: Сборник научных трудов. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. – С. 57-61.
  5. Иванов, А.Е. Налоговые мотивы: ненавязчивое исполнение / А.Е. Иванов // Финанс. – 2011. – №19(398). – С. 53-55.
  6. Иванов, А.Е. Особенности учета аренды автотранспорта /А.Е. Иванов, А.В. Засыпкина // Строительный комплекс: Экономика управление и инвестиции: Сборник научных трудов. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. – С. 134-136.
  7. Иванов, А.Е. Организация налогового учета на предприятии: анализ восьмилетнего опыта / А.Е. Иванов // Строительный комплекс: Экономика управление и инвестиции: Сборник научных трудов. Выпуск 8. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2009. – С. 64-68.
  8. Лермонтов, Ю.М. Оптимизация налогообложения: рекомендации по исчислению и уплате налогов / Ю.М. Лермонтов. – М: Налоговый вестник, 2011. -244 с.
  9. Либерман, К.А. Типичные ошибки при расчете налогов / К.А. Либерман, В.Д. Горбулин. – 2-е изд. – М: Изд-во РоссБух, 2010. – 233 с.
  10. http://www.rusconsultgroup.ru/articles/t14/e78/


Все статьи автора «Updater»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: