ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ТРАНЗИТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ УЗБЕКИСТАНА

Ибрагимов Умидулла Назриллаевич1, Абдуалибеков Азизбек Тулкунович2, Дадабоева Замина Султонмурод кизи3
1АО “Ўзбекистон темир йўллари”, начальник управления обеспечения информационной безопасности и информационного развития
2Научно-образовательный центр корпоративного управления, слушатель
3АО “Ўзбекистон темир йўллари", управление организации и контроля промышленной деятельности

Аннотация
Наша страна занимает важное геостратегическое положение в Центральной Азии, через территорию которой с древних времен пролегал Великий Шелковый путь, где сходились многочисленные торговые маршруты, и шел интенсивный процесс взаимообогащения культур народов мира. И сегодня здесь пересекаются транспортные магистрали, ведущие с Востока на Запад, с Юга на Север. Для нас должна быть актуальна задача сохранения места в международных перевозках с целью развития эффективности перевозок.

Ключевые слова: , , , , , , , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Ибрагимов У.Н., Абдуалибеков А.Т., Дадабоева З.С.к. Пути повышения транзитного потенциала железных дорог Узбекистана // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/10/15349 (дата обращения: 13.03.2024).

Наша страна занимает важное геостратегическое положение в Центральной Азии, через территорию которой с древних времен пролегал Великий Шелковый путь, где сходились многочисленные торговые маршруты, и шел интенсивный процесс взаимообогащения культур народов мира. И сегодня здесь пересекаются транспортные магистрали, ведущие с Востока на Запад, с Юга на Север [1].  Для нас должна быть актуальна задача сохранения места в международных перевозках с целью развития эффективности перевозок.

Всем известно, что в общем объёме перевозок значительную роль в экономическом отношении занимают транзитные перевозки.  За 2016 год объем перевозок транзитных грузов составил 7,8 млн. тн, повышение к 2015 году на 4,4 %, доходы от перевозок – 730,9 млн. долл., повышение на 3,6 %.  По прогнозным информациям в 2017 году  объём транзитных грузов составит 8,2 млн. тн, доходы от перевозок ожидается  767,4 млн. долл. [2]. Следовательно наблюдается некоторое снижение объёма транзитных перевозок с 2013 года, транзитные перевозки снизились в среднем на 30% по сравнению с 2016 годом.

Согласно ежегодной статистики ОСЖД за 2015 год в международном сообщении было перевезено более 4,9 млрд. тонн грузов, в 2014 году было перевезено более 5,5 млрд. тонн грузов. Причем с 2009 по 2011 гг. объемы перевозок грузов росли. Так, в 2011 году объем перевозок грузов возрос на 14,8% по сравнению с 2009 годом. В 2011-2015 гг. наблюдается сокращение объемов перевозок грузов в международном сообщении стран-участниц ОСЖД. Так, в 2015 году объемы перевозок по сравнению с 2011 годом снизились на 21%,  в 2014 году на 11% по сравнению с 2015 годом, в 2013 году на 14% по сравнению с 2015 годом [3].

По нашему мнению, основными причинами снижения транзитных перевозок Республики Узбекистан являются: увеличение перевозок грузов через альтернативные коридоры; увеличения сроков доставки в связи с задержкой и досмотром таможенными органами транзитных вагонов на территории Узбекистана в среднем 11-13 суток.

Все страны Центральной Азии, кроме Таджикистана, строили или строят железные дороги, цель их строительства – обойти своих соседей. [4]. В связи с транзитными трудностями перевозок через соседние страны в Узбекистане были построены новые железнодорожные пути, которые позволяют избегать транзита через определённые страны при внутренних перевозках. Здесь велика роль строительство железнодорожной линии Ташгузар – Байсун – Кумкурган. Эти новые дороги окажут положительное воздействие на экономическое развитие Узбекистана.

По нашему мнению, с целью оптимизации перевозок грузов Узбекистан должен формировать альтернативные и эффективные маршруты с южными и восточными соседями, как Афганистан и Китай. Сначала целесообразно соединение Китая с Узбекистаном через Кыргызию. В этом направлении велика роль важного стратегического проекта – новой электрифицированной железной дороги “Ангрен-Пап”. Новая железная дорога проходить вдоль северной границы Узбекистана с Таджикистаном [5] и соединить Китай через Узбекистан с европейскими странами. В 1997г. был подписан трехсторонний меморандум, и начали изучаться возможные варианты прокладки полотна по созданию железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан. На сегодняшний день по следующим фактам можем показать важность этого коридора:

- по морскому пути через Суэцкий канал доставка грузов 30-40 суток;

- перевозка по Казахстану осуществляется по Каспийскому морю с двумя перегрузками: 1) на территории Казахстана на морской транспорт; 2) на территории Азербайджана с морского на железнодорожный, и пропускная способность пограничных станций Казахстана Достлык и Хоргос переполняется;

- из-за ослабленных экономических отношений России с ЕС грузоперевозки по России не стабильны.

Согласно прогнозным данным, приведенных в статье [6] по межгосударственным стыковым пунктам Китай – Казахстан к 2017 г. ожидается объем более 25 млн. тонн транзитных грузов в Центрально-Азиатские страны и в страны ЕС. Причем ежегодный прирост будет увеличиваться на 3 млн. тонн. Соответственно, если предположить, что 30% грузов сможет переориентироваться на предлагаемый коридор Китай – Кыргызстан – Узбекистан – Туркменистан – Иран – Турция – Болгария (ЕС) за счёт меньших затрат на перевозку и уменьшения срока доставки, то ожидаемый поток транзитных грузов будет составлять около 7,5 млн. тонн. А ежегодный прирост будет составлять около 1 млн. тонн. Учитывая что в данный Китай и Узбекистан не связаны железнодорожными линиями целесообразно будет организовать смежные перевозки.  В настоящее время существует автодорожная инфраструктура в Кыргызстане «Иркештам – Сарыташ – Ош», которая связывает китайский Кашгар и узбекский Андижан. Протяженность этого участка составляет258 км. А протяженность всей дороги от Кашгара до Андижана (включая и железнодорожное расстояние) составляет 572 км [7]. Организация автомобильных перевозок между Кашгаром и Андижаном  послужит дополнительному привлечению транзитных грузов как в Узбекистан так и в Кыргызстан,  кроме этого будет экономически выгодным для обоих транзитных государств.

Следующим направлением в увеличении транзитных перевозок через территорию Узбекистан является соединения с Пакистаном и Индией через Афганистан.

Президент Республики Узбекистана Ш. Мирзиёев при встрече с премьером Пакистана Навазом Шарифом и президентом Афганистана Ашрафом Гани  на очередном саммите  Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в городе Астана подчеркнул следующее: «Узбекистан и в дальнейшем будет развивать многоплановое и взаимовыгодное сотрудничество с Пакистаном и Афганистаном» [8].

Народы Узбекистана и Афганистана связывает общность традиций и обычаев. Между нашими странами установлены добрососедские отношения, ведется плодотворное сотрудничество в различных сферах.

Президент нашей страны Шавкат Мирзиёев отметил, что Узбекистан выступает за политическое урегулирование ситуации в Афганистане, обеспечение стабильности в стране и развитие ее экономики. Наша страна экспортирует в Афганистан электроэнергию, плодоовощную продукцию, нефтепродукты, минеральные удобрения, участвует в реализации проектов в строительной, энергетической, горнорудной сферах, в области образования. Акционерным обществом “Узбекистон темир йуллари” проложена железнодорожная линия Хайратан – Мазари Шариф. При содействии нашей страны в Афганистане возведены мосты, проложены высоковольтные электролинии, оптико-волоконные кабели, сети водоснабжения.

На встрече обсуждены перспективы дальнейшего развития отношений между нашими странами в политической, торгово-экономической, транспортно-коммуникационной, культурно-гуманитарной сферах, сотрудничество в рамках международных организаций, а также актуальные вопросы регионального и международного значения.

Южная Азия, а именно Индия и его ближайший сосед – Пакистан, показывают уверенный экономический рост в последние годы. Средний афгано-пакистанский торговый оборот оценивается в 1,3 млрд. долл. [9], что играет существенную роль в экономике обеих стран. Для Афганистана Пакистан – одно из основных государств-транзитеров, через территорию которого на афганский рынок поступает импорт со всего мира, а также поставщик многих видов одежды, лекарств и ряда других товаров. Для пакистанского бизнеса Афганистан является не только рынком дешевых товаров невысокого качества, но и транзитной зоной, через которую можно проникнуть на рынки Западного Китая и стран Средней Азии.

Учитывая, что Индия на сегодняшний день является вторым по счёту экспортёром в мире, для нашей железной дороги это направление является выгодным и обеспечит дополнительный объём транзитных грузов в Европу и обратно. Но при этом должны учитываться географические, политические и технические факторы.


Библиографический список
  1. Каримов И.А. По пути преодоления последствий мирового кризиса, модернизации страны и достижения уровня развитых государств. Т.Узбекистан – 2010, с.30-31.
  2. Информация о транзитных перевозках АО “Узбекистон темир йуллари” за 2012-2014г.
  3. ОСЖД Бюллетень статистических данных ОСЖД по железнодорожному транспорту за 2015 год.
  4. TRANS LOGISTICS – Транспорт.Бизнес.Экономика. г.Алматы – №4 (7) 2014, с.44-45.
  5. M. Rasulov, U. Ibragimov, A. Rizaev, Kh. Turdiev: The combined transportation as a background for establishment of a new railway corridor China – Kyrgyzstan – Uzbekistan, 8-th International Symposium for Transportation Universities in Europe and Asia, Nanjing Institute of Railway Technology, China, 2015.
  6. У.Н. Ибрагимов, М.А. Хаджимухаметова, А.А. Адылходжаев Отчет по научно-исследовательской работе на тему «Исследование путей  пропуска транзитных поездов через территорию Узбекистана, обеспечивающее рост  использования транзитного потенциала железной дороги республики», 2014 год, Ташкент.
  7. CAREC Program.
  8. https://ria.ru/world/20170608/1496119229.html На саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Астане 2017.
  9. Замараева Н. Насколько тесно могут сблизиться Афганистан и Пакистан в 2015 г.// Новое восточное обозрение, 17.06.2015.
  10. Мерганов А.М., А.А. Гуламов, Рахматов З.Н. Тариф как фактор повышения конкурентоспособности национальной экономики. Международный научный журнал «Интернаука». Экономические науки. 2017 год.


Все статьи автора «Мерганов Аваз Мирсултанович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: