СФЕРА ТУРИЗМА КАК СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

Шитова Юлия Витальевна
Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова
соискатель ученой степени, старший преподаватель, директор туристического агентства

Аннотация
Данная статья посвящена изучению роли сферы услуг в современной экономике. Проанализирована динамика количества действующих туристических операторов и туристических агентств на территории России. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что спрос на рынке туристических услуг под действием информационного взрыва продолжает расти, несмотря на экономический кризис, нестабильность работы на рынке и несовершенства законодательных норм в области туризма.

Ключевые слова: отрасль, сфера услуг, турагентство, туризм, туристические агентства, туристические операторы, туристические услуги, туристический продукт, туроператор, экономика


TOURISM AS A SECTOR OF THE ECONOMY

Shitova Yulia Vitalyevna
Izhevsk State Technical University
applicant of a scientific degree, senior lecturer, director of travel agency

Abstract
This article is devoted to studying the role of services in modern economy. It analyses dynamics of the number of active tour operators and travel agencies in Russia. This study allows to conclude that the demand in the market of tourist services under the influence of the information explosion continues to grow, despite the economic crisis, instability in the market and imperfection of legal norms in the field of tourism.

Библиографическая ссылка на статью:
Шитова Ю.В. Сфера туризма как сектор экономики // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/10/12519 (дата обращения: 11.03.2024).

Создание первых предприятий, оказывающих туристские услуги, связано с развитием в XIX веке массового туризма. На сегодняшний момент понятие «массового туризма» законодательно не определено. В то же время, это означало, что в туризме принимают участие много людей. Первый туристский продукт был организован и реализован Томасом Куком в 1845 году. Это был групповой тур по железной дороге из Листера в Ливерпуль и обратно, включал в себя питание по маршруту, остановки в гостиницах, осмотр достопримечательностей. И хотя Кук преследовал социальную цель, пропагандируя тем самым трезвый образ жизни и привлекая внимание к альтернативным способам провождения свободного времени. Эти туры стали очень популярны и дали толчок к открытию в Англии первых бюро путешествий. Для безопасности путешествий Куком были изобретены дорожные чеки. А в 1862 г. в рекламных целях появились первые каталоги туристских поездок. В дальнейшем развитие транспортной инфраструктуры позволило совершать международные поездки.

В дальнейшем большое влияние на сферу туризма и строительство курортов, объектов гостеприимства оказало становление трудового законодательства. «Вакации» (отпуска) сначала были не оплачиваемыми, для чиновников и государственных служащих. В связи с этим увеличилось количество путешествующих. Одной из первых стран, где законодательно было закреплено право на отпуск была РСФСР. 14 июня 1918 г. Постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР была установлена продолжительность отпуска 2 недели. Рабочие и служащие всех отраслей наемного труда, проработавшие в предприятии, учреждении или у частного лица не менее 6 месяцев без перерыва, имели право один раз в течение года получить отпуск с сохранением содержания и выдачей его вперед [1].

Однако развитию сферы туризма в нашей стране препятствовали плохие дороги, отсутствие средств размещения, а также малообеспеченность граждан. Путешествия были доступны только высшим слоям населения. Интерес к туризму и экскурсиям возрастает в послереволюционные годы. В 1920-е годы встает вопрос о подготовке специалистов в области туризма и экскурсоводов. А в 1929 г. было создано первое Всесоюзное акционерное общество по зарубежному туризму в СССР – «Интурист», которое продолжает свою деятельность до настоящего времени [2, с. 28].

По данным Росстата в настоящее время туристические услуги оказывают более 11614 фирм (таблица 1).

Таблица 1 — Динамика количества туристских компаний и численности сотрудников в них за период 2005-2014 гг. [3]

Осенью 2010 г. произошел крах первого крупнейшего туроператора «Капитал Тур», 28 января 2012 г. о невозможности выполнения обязательств перед туристами объявил другой крупный участник рынка – «Ланта Тур». Причина банкротства — демпинг, большая закредитованность, а вследствие низких продаж туров, невозможность закрыть «кассовый разрыв». Последующие уходы туроператоров с рынка были менее громкими, многие из них превратились в агентства. Следовательно, произошло увеличение в 2011 году почти в 2 раза фирм по строке «Иные фирмы» — это экскурсионные компании, а также фирмы которые занимались туроператорской и турагентской деятельностью.Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что всего туристских предприятий за период с 2005 по 2014 год увеличилось на 6535 или почти в 2,3 раза. При этом число туроператоров на рынке в 2014 году снизилось почти в 2 раза по сравнению с 2005 г. Динамика показателей является неким отголоском экономической ситуации в стране и в отрасли в целом. В 2008-2009 гг. снижение числа туроператоров произошло в результате мирового экономического кризиса, начавшегося в США, и также негативно отразившегося на российской экономике. В результате этого кризиса больше всего пострадал частный сектор, а следовательно резко упала покупательная способность населения. Более того, кризис носил глобальный характер, что отразилось на серьезном падении объемов въездного туризма в РФ. В результате туроператоры, активно увеличивающие объемы продаж до кризиса и агрессивно действуя на рынке, не заботясь о финансовой устойчивости вынуждены были покинуть рынок.

Следующая беспрецедентная череда банкротств случилась летом 2014 года, после присоединения в марте 2014 года полуострова Крым к Российской Федерации и дальнейшее наложение экономических санкций на Россию со стороны Европейского Союза. Последовал кризис национальной экономики, который сопровождался падением цены на нефть, обвалом национальной валюты и скачкообразном росте иностранной валюты. Спрос на турпоездки упал на 30-50%, к чему туроператоры были снова не готовы. Вновь отсутствие оборотных средств и многолетний демпинг привели к банкротству с 16 июля по 15 сентября 2014 г. 14-ти туроператоров. После этого продажи туров практически прекратились и рынок на какое то время замер.

Если обратим внимание на число туристических агентств, то по данным таблицы можно увидеть стабильную тенденцию роста на протяжении всего периода 2005-2014 гг.

На рисунке 1 можно наглядно увидеть, как изменялось количество туроператоров и туристических агентств в период 2005-2014 гг.

Рисунок 1. Динамика числа туроператоров и турагентств, осуществляющих деятельность в России на протяжении 2005-2014 гг.

По-моему мнению существует несколько факторов, побуждающих предпринимателей к открытию туристических агентств в настоящее время:

1. Относительно низкий порог вхождения в отрасль, по сравнению с другими видами деятельности. Первоначальные затраты предпринимателя на открытие турагентства низкие, отсутствует лицензирование деятельности. Вступление в Единый общероссийский Реестр турагентов, в настоящее время является добровольным.

2. Развитие франчайзинга в туризме. Туризм в России имеет высокую степень «брендированности». Более половины турагентств в настоящий момент работают под маркой известного «бренда». Всех франчайзеров в РФ можно поделить на 2 типа:

1) туроператорский ритейл (retail в пер. с англ. - розничный) — к этому типу можно отнести такие крупные сети, как TUI, Pegas Touristik, Coral Travel, Sunmar, ANEX Tour, Tez Tour;

2) независимая сеть турагентств, к ним относятся «Сеть Магазинов Горящих Путевок», «Горячие туры», «Слетать.ру», «РоссТур» и пр.

Существует множество преимуществ вступления в франчайзинговую туристическую сеть в нашей стране:

  • мотивация потребителей покупать тур у известного «бренда», нежели у несетевого агентства; доверие к такому агентству со стороны покупателей больше;

  • франчайзеры предоставляют повышенную комиссию на туры, что является немаловажным фактором вступления в сеть;

  • готовый рекламный «кейс», предоставляемый франчайзерами избавляет предпринимателя от «рутинной работы», по привлечению дизайнеров к разработке стиля, бренда, логотипа агентства и т.д.;

  • предоставление франчайзерами обучающих материалов по продажам, типовых форм договоров, стажировки, вебинары, конференции и пр.

3. Возможность нишевания (специализация на продаже какого то конкретного направления или вида туризма, например, паломнические туры, круизы, ВИП-туры, свадебные туры, йога-туры, вело-туры и т. д.). Нишевание хорошо зарекомендовало себя в тех сферах деятельности, где есть высокая конкуренция. Нишевание связано с таргетингом, то есть максимально точным определением целевой аудитории, конкретной группы клиентов. В продажах туров эффективнее сузить фокус и выбрать перспективную нишу, предоставляя таким образом возможности, которых нет у конкурентов. После того, как ниша полностью заполнена можно добавлять другие сегменты.

4. Развитие информационных технологий, также является неким фактором повышающим спрос на путешествия. В настоящее время Россию захлестнула мода на путешествия. Эта тенденция распространяется прежде всего через социальные сети. Последнее десятилетие можно назвать началом новой информационной эры. Термин «информационное общество» впервые использовал профессор токийского технологического института Ю. Хаяши. Он считал, что «информационный взрыв», то есть количество информации, доступной обществу, увеличивается, это ведет к качественному изменению экономики — информационному обществу [4, с. 112]. Если говорить о работе туристического агентства, то появились приложения для смартфонов по продаже туров, реклама через Интернет, является немаловажным двигателем продажи туров. Жизнь турагента также облегчили различные туристические порталы, вебинары, где можно бесплатно пополнить свои знания, как по страноведению, отельной базе, так и по «фишкам» продажи туров.

5. Психологический аспект. Обратимся к известному психоаналитику З. Фрейду, который назвал «страстное желание путешествовать и видеть мир» – болезненным пристрастием. В настоящее время такое «пристрастие» характерно и для нашей страны, человек видит красивые картинки, интересные места в сети и хочет сбежать туда из «каменных джунглей» от проблем и рутины. Часто можно увидеть в Интернете истории фрилансеров, которые уезжают в азиатские страны жить и удаленно работать.

Фрейд проанализировал желание к путешествиям в письме к французскому писателю Ромену Роллану: «Страсть путешествовать, конечно же, является проявлением желания быть свободным, родственным желанию подрастающих детей вырваться из дома. Мне уже давно стало ясно, что большая часть наслаждения от путешествий коренится в недовольстве домом и семьей. Когда человек видит море, пересекает океан, восхищается новыми городами и странами, которые столь долго были для него далекими и недостижимыми, то он чувствует себя героем, совершившим невероятно великие подвиги» [5, с. 346].

Американский ученый Торстейн Бунде Веблен сказал: «Экономика должна заниматься не столько математическими расчетами, сколько генетическим исследованием образа жизни и психологии человека». Существует несколько эффектов так называемого, нефункционального спроса (спрос, возникающий у потребителя не в силу потребительских характеристик товара, а под влиянием других факторов), которые влияют на кривую спроса туристских продуктов.

Нефункциональный спрос характерен для сферы туризма и делится на несколько категорий. В рамках туристской деятельности рассмотрим одну категорию, когда спрос, обусловлен внешними (экзогенными) воздействиями на полезность товара:

  • эффект «присоединения к большинству»;

  • эффект Веблена;

  • эффект «сноба».

Основополагающей для теории нефункционального спроса стала концепция «праздного потребления», в дальнейшем вошедшая в экономическую теорию как фактор, влияющий на отклонение кривой спроса от нормы. Эту идею впервые высказал американский экономист Харви Лейбенстайн. Он составил экономические модели, и проанализировал изменение кривой спроса в нормальных условиях, и в условиях действия «эффекта праздного потребления». Ученый пришел к выводу, что если эффект Веблена преобладает над остальными, то кривая спроса будет менее эластична. Если бы он отсутствовал, то кривая в целом была бы отрицательно наклонена независимо от степени значимости других эффектов [6].

Экономисты и психологи предполагают, что в настоящее время в России около 7 % потребителей склонны к «праздному (демонстративному) потреблению».

Эффект Веблена наблюдается в том случае, когда потребитель ассоциирует повышенную цену с большей престижностью, что и вызывает дополнительный спрос. Такой клиент ориентирован на приобретение продукта, который бы подчеркивал его социальный статус. Если говорить о туризме, несомненно это luxury сегмент (туры, курорты, отели delux и пр.). Продажа таких продуктов всегда приносит большую прибыль.

Следующий эффект «присоединения к большинству» побуждает потребителя покупать то, что покупают все. Индивид стремится покупать новые разновидности товаров «не хуже, чем у всех», вне зависимости от их реальной полезности. Клиент покупает тот продукт, который в данный момент приобретает большинство других покупателей, чтобы чувствовать себя равным. В данном случае величина спроса на данный продукт возрастает, в связи с тем, что другие покупают этот же самый товар.

Эффект «сноба» несомненно повышает уровень потребления в отрасли. Он заключается в том, что психологические особенности отдельных лиц стимулируют развитие моды на какой-то новый продукт, едва появившийся на рынке. Именно этот эффект запускает предыдущий «присоединения к большинству», после того, как потребление «снобами» нового продукта снижается, его интерес в общей массе потребителей, наоборот, увеличивается. В туризме «сноб» будет ездить в достаточно «дорогие» страны, но ровно до тех пор, пока это не станет модным среди его соотечественников.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что несмотря на политические катаклизмы и экономический кризис, существуют психологические и психические особенности индивидов, которые побуждают спрос на туристский продукт расти. Такая тенденция характерна вследствие научно-технического прогресса, бурного развития информационных технологий и «информационного взрыва» в современном российском обществе. А низкий порог вхождения в отрасль привлекает с каждым годом все новых предпринимателей.

Рассмотрим общую величину реализованных турпакетов в рознице отрасли в таблице 2, по данным представленным Росстатом [3].

Таблица 2 — Динамика реализованных турпакетов за период 2005-2014 гг.

Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что несмотря на то, что число реализованных турпакетов за исследуемый период колеблется в пределах 4000-5000 тыс. турпакетов в среднем, стоимость их увеличилась в разы. Это характерно для турпакетов по зарубежным странам и связано, прежде всего, с колебанием курсов иностранной валюты. Рассмотрим динамику на рисунке 2.

Рисунок 2. Динамика реализованных турпакетов и их стоимости за период 2005-2014 гг. по данным Росстата [3]

 Рассмотрим доходность от реализации турпакетов по России и по зарубежным странам на рисунке 3.

Общая стоимость реализованных турпакетов в 2014 году увеличилась в 3,2 раза по сравнению с 2005 годом. В 2005 году доля проданных туров по России составляла — 18% в общем числе туров проданных гражданам РФ и гражданам других стран. В 2014 году этот показатель снизился до 10,45%.

Стоимость турпакетов в зарубежные страны составила: в 2005 году – 69%, в 2014 г. – 88% в общем числе всех проданных туров гражданам РФ и гражданам других государств.

Таким образом, выездной туризм более популярен в нашей стране, нежели внутренний туризм. Этому есть объяснение: низкий уровень обслуживания, неквалифицированный персонал большинства объектов размещения. Цена не соответствует качеству оказываемых услуг.

Рисунок 3. Динамика общей стоимости реализованных турпакетов, млн. руб.

 Рассмотрим значения показателей отрасли туризма в экономике России в целом в таблице 3.

 Таблица 3 — Экономические показатели отрасли за 2014 г. [7]

Наименование показателя

2014 г.

ВВП общий, млрд. руб.

77945,1

Доля сферы услуг в ВВП, %

64,00%

Доля туридустрии в ВВП, %

3,25

Можно сделать вывод о том, что сфера услуг приносит большую часть доходов как в мире, так и в России. Немаловажным фактором активного роста сферы услуг и туриндустрии являются социальные изменения, которые заключаются в росте доходов населения, трансформации стиля жизни, повышении культурно-образовательного уровня, что сопровождается абсолютным и относительным увеличением затрат на потребление услуг.

Существует мнение, что степень развития сферы услуг выступает неким критерием развитости страны. На долю сферы услуг приходится более 2/3 мирового ВВП. Действительно, современный уровень развития передовых стран демонстрирует динамичное развитие производства услуг различного рода и их рынка.

Если рассматривать сферу услуг с позиции трехсекторной модели экономики, разработанной Аланом Фишером и Колином Кларком, а также упоминающейся в работах Жана Фурастье, которые подразделяют экономику на три основных сектора:

  1. первичный сектор экономики – это совокупность отраслей экономики (сельское и лесное хозяйства, рыболовство, охота, добыча природных ресурсов) занимающихся добычей сырья и созданием из него полуфабрикатов;

  2. вторичный сектор — это группа отраслей экономики занятых в строительстве и обрабатывающей промышленности;

  3. троичный сектор экономики – это «сфера оказания услуг»: транспорт, связь, торговля и туризм, здравоохранение. Этот сектор получил свое развитие после замены ручного труда в промышленности на автоматизированный Вследствие высвобождении рабочей силы.

В троичном секторе, по методологии П. Хэтта и Н. Футта, выделяют, дополнительно еще два сектора:

  • четвертичный – который, «способствует повышению эффективности разделения труда» – информационные технологии, транспорт, торговля, коммуникации, финансы;

  • пятеричный – отрасль «расширения человеческих способностей» – мотивации, исследования, маркетинг, а также вся отрасль образования.

Общество, существующее на территории страны, с преобладающим троичным сектором в экономике, принято называть постиндустриальным.

Таким образом, в современной экономике рост сферы услуг опережает рост материального производства. Доля услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП) в настоящее время превышает в некоторых странах 70%. А число занятых в сфере услуг составляет 63–75% от общей численности занятых, кроме того, оно способствует росту технической оснащенности труда, внедрению более совершенных технологий. В качестве примера можно привести сферу услуг в США, которая обеспечивает 80% всего прироста занятости в стране [8, с. 6-7]


Библиографический список
  1. Постановление СНК РСФСР от 14.06.1918 «Об отпусках» // «СУ РСФСР», 1918, № 43, ст. 527.
  2. Кабушкин Н. И. Менеджмент туризма: учеб. пособие. Мн.: БГЭУ, 1999. 644 с.
  3. Официальная статистика по предпринимательству в Российской Федерации, в том числе в сфере розничной торговли, услуг населению, туризма // Федеральная служба государственной статистики – Электрон. Дан. М: 1999-2016. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/(дата обращения 01.10.2016).
  4. Пидоймо Л. П., Бутурлакина Е. В. Сущность категорий «информационное общество», «информационная экономика» // Современная экономика: проблемы и решения. 2010. № 4. С. 112-118.
  5. Фрейд З. Художник и фантазирование (сборник работ): пер. с нем. Р. Ф. Додельцева, А. М. Кесселя, М. Н. Попова. М.: Издательство «Республика», 1995. 395 с.
  6. Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса // Теория потребительского поведения и спроса. СПб.: Экономическая школа, 1993. С. 304-325.
  7. Группа Всемирного Банка URL:http://www.worldbank.org(дата обращения 01.10.2016).
  8. Бадаева О. H. Управление организациями сферы услуг: учеб. пособие / О. H. Бадаева, M. Д. Предводителева; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. M. : Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010. 155, [1] с.


Все статьи автора «Шитова Юлия Витальевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: