ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ И КРЫМУ

Першина Анна Васильевна1, Кеппль Ольга Ивановна1
1ФГАОУ ВО «Крымский Федеральный Университет» им. В.И. Вернадского, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) в г. Ялте Институт экономики и управления

Аннотация
В статье рассмотрены основные проблемы и перспективы развития туризма в России и Крыму, а также пути достижения конкурентоспособности на туристском рынке.

Ключевые слова: Крым, туризм


PROBLEMS AND PROSPECTS OF TOURISM DEVELOPMENT IN RUSSIA AND CRIMEA

Pershina Anna Vasilevna1, Kepple Olga Ivanovna1
1Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky, Humanitarian-pedagogical University (branch) in Yalta Institute of Economics and management

Abstract
The article describes the main problems and prospects of tourism development in Russia and Crimea, as well as achieving competitiveness in the tourist market.

Библиографическая ссылка на статью:
Першина А.В., Кеппль О.И. Проблемы и перспективы развития туризма в России и Крыму // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/04/11208 (дата обращения: 14.03.2024).

Развитие туризма играет одну из важнейших ролей в развитии экономики для большинства стран мира, в том числе и России, которая располагает огромным потенциалом для развития туризма. Однако, российские туроператоры испытывают некоторые проблемы с обслуживанием туристов. По мнению Ростуризма, основными проблемами является высокая стоимость туров (это связано с дороговизной транспортного обслуживания), а также недостаточно развитая туристская инфраструктура [3].

Но, не смотря на это, туризм в России имеет большие перспективы. Важным фактором эффективного развития туризма в России можно считать проведение крупных спортивных мероприятий, таких как XXII Олимпийские зимние игры и XI Параолимпийские зимние игры 2014 г. в г.Сочи, а также Кубок конфедераций FIFA 2017 г. и чемпионат мира по футболу FIFA 2018 г. Данные мероприятия позволяют не только укрепить имидж России на международной арене, но и создают импульс для развития туристской инфраструктуры в целом, которая будет служить многие годы, привлекая новые турпотоки в регион. По данным Ростуризма, Россия сможет выйти на международный рынок через развитие внутреннего туризма [3]. Этому способствует то, что Россия обладает уникальными целебными ресурсами, что позволило создать в стране систему санаторно-курортного лечения разной направленности.

Туристский потенциал страны является залогом ее долгосрочной конкурентоспособности. Каждая туристская дестинация России требует разработки стратегии продвижения, что предполагает следующие действия:

1)  обеспечение эффективного функционирования туристско-рекреационной сферы;

2)  повышение качества сервиса и развитие туристской инфраструктуры;

3)  расширение ассортимента туруслуг и развитие новых видов туризма;

4)  проведение мероприятий по сглаживанию сезонности турпотока;

5)  применение инноваций в туристской деятельности.

Таким образом, несмотря на положительные тенденции развития туризма в России, огромный туристский потенциал страны пока что находится в начальной стадии его развития. Большая часть проблем развития туризма носит комплексный характер. По мнению автора книги «Маркетинг в туризме» А.П. Дуровича, для создания конкурентоспособной туристской индустрии важна эффективная государственная политика в этой сфере, включающая в себя стратегические цели и задачи, сформированные механизмы и инструменты их решений, подбор квалифицированных кадров для их реализации и т.д. [1, с.125].

Важным сегментом туристского рынка России является Крым, присоединенный к России в 2014 г. Крым – выгодный регион для российской экономики, а туристская и курортно-санаторная отрасль – одна из наиболее привлекательных в стране. Однако, не смотря на большие возможности, в Крыму выявлен ряд проблем, к которым можно отнести:

1)  затрудненное транспортное сообщение с Россией;

2)  неудовлетворительное состояние значительной части дорог;

3)  несоответствие уровня сервиса общепринятым стандартам;

4)  отсутствие сервисной инфраструктуры на пляжах, их загрязненность;

5)  неразвитость туристской и развлекательной индустрии.

Так как Крым является выгодным регионом для российской экономики, вопрос развития туризма здесь является актуальным и требует принятия определенных мер по достижению конкурентоспособности на отечественном и международном рынках.

Современная структура туристского региона Крыма отличается недостаточным уровнем расширения услуг, но имеет положительную динамику обновления видов туристско-рекреационной деятельности. Вместе с тем, здесь сохраняется тенденция развития санаторно-курортного лечения и оздоровительной пляжной рекреации. Уровень внедрения инноваций в туристскую отрасль Крыма является недостаточным для создания положительных условий для предпринимательской деятельности в сфере туризма. В регионе отсутствуют комплексные инновационные программы развития курортов и туризма, учитывающие тенденции изменений мирового рынка услуг и подчеркивающие конкурентоспособный туристский потенциал Крыма.

Для создания конкурентоспособных туристских преимуществ Крыма и обеспечения комфортного отдыха на полуострове требуется развитие, в первую очередь, транспортной инфраструктуры, связывающей полуостров с материковой частью России. Внутренний транспорт Крыма также требует развития, расширения автопарка и увеличения числа рейсов в период курортного сезона, улучшения качества дорожного покрытия и др.

Большим минусом в развитии туризма в Крыму является то, что значительная часть территории крымских пляжей является недоступной для местных жителей и гостей курорта, находится в собственности санаториев или является частной собственностью; территория общедоступных пляжей крайне незначительна в сравнении с масштабами численности отдыхающих. Необходимо решить данную проблему и обеспечить доступ местных жителей и туристов к прибрежной полосе с целью обеспечения комфортного отдыха.

В Крыму необходимо развивать различные виды туризма, такие как туристские походы, морские круизы, познавательные экскурсионные поездки по историческим и культурным центрам Крыма и т.д. Для продвижения санаторно-курортных услуг как основного фактора повышения спроса на турпродукт Крыма необходимо принять следующие меры:

1) улучшить туристскую инфраструктуру на полуострове;

2) обеспечить систематизированное продвижение санаторно-курортных услуг Крыма, с акцентом на уникальность природно-климатических условий;

3) предоставить возможность получения санаторно-курортного лечение по низким ценам вне пика «высокого сезона» (апрель-май и сентябрь-октябрь);

4) организовать закупки путевок в санатории Крыма по оптимальным ценам для распределения по сотрудникам государственных организаций;

5) внедрить и постоянно развивать эффективную рекламную кампанию по созданию конкурентоспособного бренда Крыма.

С целью эффективного развития Крыма как конкурентоспособного туристского региона, необходимо проведение имиджевой рекламной кампании региона по примеру таких развитых туристских центров, как Египет, Кипр, Болгария и др. Проведению кампании должна предшествовать разработка туристского бренда Крыма с целью повышения ее эффективности.

Подводя итог, необходимо сделать акцент на необходимости развития санаторно-курортного лечения и рынка SPA-услуг Крыма, а также на увеличении количества развлекательных объектов для отдыха (например, аквапарки, торговые центры с развитой развлекательной инфраструктурой, клубы по различным видам интересов и т.д.).

В целом же Крым обладает огромным туристским потенциалом и если в ближайшее время реализовать предложенные мероприятий, то туристская отрасль в Крыму будет процветать и приносить большую прибыль в бюджет Республики и России в целом.


Библиографический список
  1. Дурович А. П. Маркетинг в туризме : учебное пособие. 7-е изд. – Минск : Новое знание, 2007. – 496 с.
  2. Официальный сайт Министерства курортов и туризма Крыма [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mtur.rk.gov.ru/
  3. Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/


Все статьи автора «Першина Анна Васильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: