СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ ФАРМАЦЕВТИКИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Федосеева Анна Владимировна
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

Аннотация
В статье рассматриваются перспективы развития российской фармацевтической отрасли в условиях сложившегося экономического кризиса. Обозначается необходимость внедрения инноваций, применения новых методов управления, разработки новых лекарств, систем финансирования отрасли. Формируются предложения по модернизации производства и усилению позиций на рынке.

Ключевые слова: инновации, исследования, лекарства, производство, работа, рынок, фактор, эффективность


CONDITION OF THE RUSSIAN PHARMACEUTICS: PROBLEMS AND DECISIONS

Fedoseeva Anna Vladimirovna
St.-Petersburg humanitarian university of trade unions

Abstract
In the article prospects of development of the Russian pharmaceutical branch in conditions of the developed economic crisis are considered. Necessity of introduction of innovations, applications of new methods of management, development of new medicines, systems of financing of branch is designated. Offers on modernization of manufacture and strengthening of positions in the market are formed.

Keywords: efficiency, factor, innovations, manufacture, market, medicines, researches, work


Библиографическая ссылка на статью:
Федосеева А.В. Состояние российской фармацевтики: проблемы и решения // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/01/10667 (дата обращения: 12.03.2024).

Мировой фармацевтический рынок – один из наиболее высокодоходных и быстроразвивающихся секторов в мировой экономике. Даже несмотря на общие кризисные тенденции в экономике за последнее время, фармацевтический рынок не перестает стремительно развиваться [1, 2]. Динамика его роста в мире составляет около 7-10% в год. Индекс чистой прибыли в этой отрасли составляет около 18% в год, в то время как в других отраслях чистая прибыль редко превышает 5-6% от общего дохода. По данным Росстата, за последние несколько лет мировой рынок фармацевтики вырос на 6,8%, а по объему продаж достиг $550 миллиардов, что можно назвать поистине рекордной суммой [3, 4, 5].

Рост продаж фармацевтических препаратов наблюдается по всему миру. Максимальная доля продаж (около 46%) приходится на Северную Америку, где рост достиг 9%. В странах Евросоюза наблюдается рост на 6%, объем его рынка составляет примерно 26% от всего мирового рынка ($156 млрд.) [6, 7]. Наименьший рост показал японский рынок: рост лишь на 2%, а наибольшая динамика произошла в Китае: рост на 28%, который превысил по объему продаж ($9,7 млрд.) показатель всей Восточной Европы ($9 млрд.). Что касается наименее развитых фармацевтических рынков, то таковыми считаются рынки Африки, Латинской Америки и ряда арабских стран [8, 9].

Фармацевтический рынок – сложная структура, на которую оказывают влияние различные как экономико-политические, так и социальные факторы. На сегодняшний день основные тенденции фармацевтического рынка это:

- рост объема продаж;

- активный рост конкуренции во всех сегментах;

- интенсивное внедрение инноваций;

- развитие сетевых организаций [10, 11, 12].

Говоря о позициях российского фармацевтического рынка в мире, стоит заметить, что Россия находится на восьмом месте по объему готовых лекарственных средств. Лидером являются США, в которых одни только розничные продажи составляют 241 миллиард долларов. Объем прироста в США составляет 6,8 млрд. долларов [13, 14].

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выяснила, что Россия отстает от среднего европейского уровня использования лекарств в 3 раза и в 5 раз от США. Меньше чем в России потребление лекарственных препаратов на человека составляет лишь в Бразилии и в Китае. В первую очередь это связано с чрезмерно высокими ценами на лекарственные препараты. ФАС составила список «наиболее покупаемых населением лекарств», включив в него 44 наименования препаратов, наиболее востребованных населением [15, 16]. Критерием выбора был объем розничных продаж на территории РФ за 2012 год. Именно на эти препараты население расходовало больше денег.

Самые высокие цены были обнаружены ФАС в Москве и некоторых дальневосточных регионах.  В связи с этим Д.А. Медведев отдельной задачей выделил повышение потребления лекарств до среднеевропейского уровня [17, 18].

Как было отмечено, рынок фармацевтики тесно связан с экономической ситуацией на ее территории. Доля российского рынка фармацевтики в долях от ВВП страны сопоставима с европейской. В этом контексте Россия уступает таким странам как Япония и США. Динамика роста рынка в РФ непосредственно зависит от динамики экономических показателей [19, 20]. Учитывая рост ВВП РФ, который за последние 10 лет (по данным Росстата) составил 5,5%, что совсем немного, специалисты прогнозируют достижение уровня ВВП ведущих стран через 15-17 лет.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что российский рынок фармацевтики развивается достаточно динамично, но, безусловно, ему есть куда стремиться. Для начала следует решить проблему с чрезмерно высокими ценами на препараты, что для населения страны является животрепещущим вопросом [21, 22].

Особенности российского фармацевтического рынка определяются экономическими мировыми кризисами 2008-2009 годов, а также 2014-15 годов, которые, как известно, сильно отразились на России. ВВП России за 2009 год, составил 39026,1 млрд. рублей. Его реальный объем относительно 2008 года составил 92,1% (крайне слабый параметр) [23, 24].

Российский фармрынок, начиная с 2000 года, стремительно растет. До 2005 года его объем увеличивался на 15% ежегодно. Тогда рынок состоял из коммерческого сектора (по большей части), и сектора бюджетных госпитальных закупок. В 2005 году был введен еще один бюджетный сектор – программа дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). Программа ДЛО – результат монетизации льгот: льготники могли сделать выбор: либо получать бесплатные лекарства по рецепту, либо денежную компенсацию. На программу было выделено около 50 млрд. рублей.

С одной стороны, отставание говорит о том, что у страны есть потенциал развития. С другой, в России существует множество факторов, которые во многом тормозят рост фармрынка [25, 26]. Это, например, слабая, неконкурентоспособная с Европой отечественная фармацевтическая промышленность, т.к. начиная с 1990-х годов российский фармрынок, в основном, формируют иностранные производители. На сегодня их доля на рынке составляет около 80% и продолжает увеличиваться. В 2007 году  рост импорта составил 19%.

По оценкам экспертов развитие рынка также тормозит нестабильное финансирование государственных компенсационных программ, постоянно корректируются такие федеральные программы как «Туберкулез», «ВИЧ», «Сахарный диабет». Такая нестабильность подрывает доверие ко всему фармрынку и у производителей, и у инвесторов [27, 28].

Отрицательно влияет на фармрынок наличие контрафактной продукции, что является результатом неконтролируемого роста рынка.  В конце 90-х годов, когда количество отечественных производителей возросло в 2 раза, число зарубежных фирм-импортеров увеличилось в 30 раз. В связи с этим выросло количество посредников на этапе доставки препаратов от производителя к потребителю, в то время как в Европе количество фирм, занимающихся реализацией препаратов, исчисляется десятками [29, 30]. Считается, что базу для распространения фальсификатов на рынке вызвало введение НДС. Это привело к резкому спаду импорта. Сейчас контрафактный товар дает оптовому звену конкурентное преимущество в 20%, что означает формирование канала для продвижения подделок в оптовом сегменте. Российские производители стали продвигать по этим каналам подделки вместе с основными поставками. Выяснилось, что многие западные производители активно сотрудничают с нелегальными компаниями и даже имеют в них некоторую долю, что явно говорит о том, что качество завезенной продукции никто не гарантирует [31, 32]. К тому же 80 российских фирм-производителей и 232 зарубежные фирмы не подлежат контролю, что не исключает распространения в аптечные сети фальсифицированных препаратов. Это происходит потому, что в соответствии с постановлением Правительства РФ при продаже лекарственных средств разрешается вносить данные о качестве товара в документы без предъявления сертификата его соответствия, что затрудняет проверку подлинности таких документов. В итоге, своевременно выявить недобросовестную компанию становится затруднительно [33, 34].

Что касается аспектов, стимулирующих рост фармрынка РФ, специалисты выделяют:

- рост благосостояния граждан;

- рост числа заболеваний в стране;

- рост спроса на медикаменты с высокой стоимостью;

- маркетинговую активность производителей.

Так, например, цена упаковки препарата в среднем, в России, выросла с $ 2–5 в 2005 году до $4-9 в 2007-м. Растет показатель ежегодного потребления лекарств на душу населения. Если в 2002 году на одного человека приходилось по $27 затрат на лекарства, то в 2008 году показатель вырос до $80. Для сравнения в Германии, Японии и США потребление лекарств на душу населения составляет соответственно $600, $700 и $880 в год.

Рассматривая крупнейшие российские фармацевтические компании необходимо отметить, что в РФ лидирующие позиции по объему продаж занимают компании «Фармстандарт»  и «АКРИХИН». ОАО «Фармстандарт»  – лидирующая фармацевтическая компания в России. Занимается разработкой, производством доступных лекарственных препаратов. Наиболее известные препараты Компании: Арбидол, Компливит, Афобазол, Пенталгин, Фосфоглив. «Фармстандарт» выпускает около 250 наименований лекарственных средств. Начиная с 2004 года, было внедрено более 60 новых препаратов в сотрудничестве с ведущими НИИ России. В первом квартале 2014 года объем продаж ОАО «Фармстандарт» составил 7,7 млрд рублей. Компании принадлежит 55,6% доли рынка.

«АКРИХИН» – одна из ведущих российских фармацевтических компаний по выпуску высококачественных лекарственных препаратов, основанная в 1936 году. В ассортименте компании насчитывается более 150 препаратов основных терапевтических направлений: кардиология, неврология, педиатрия, дерматология и др. «АКРИХИН» является одним из крупнейших российских производителей препаратов. За 2013 год, выручка компании «АКРИХИН» выросла на 19% – до 6383 млн. рублей относительно 5432 млн., достигнутых в 2012 году. Компании принадлежит около 18% доли рынка. После данных производителей следуют такие известные компании как «ШТАДА СиАйЭс», «Верофарм» ЗАО, «Валента» и «Озон». Все они составляют около 7% от доли рынка.

Стратегия развития государственного фармацевтического рынка подразумевает повышение доступности качественных и безопасных лекарств для удовлетворения потребностей населения. Как выяснилось, российский фармрынок активно развивается, но несмотря на это, явно отстает от лидирующих стран таких как США, Япония, Китай и Западная Европа. Выделились основные факторы, стимулирующие развитие отрасли и замедляющие его [35, 36]. Подводя итог, следует отметить, что в первую очередь, властям следует бороться с поставками фальсифицируемой продукции. В России необходимо создание адекватных законов, регламентирующих производство и сбыт лекарственных препаратов. Их создание даст возможность властям действенно бороться с контрафактной продукцией и контролировать другие фармацевтические аспекты, ведь некачественные медицинские препараты могут стоить тысячам людей жизни. Стоит стабилизировать финансирование компенсационных госпрограмм, дабы привлечь инвесторов [37, 38, 39]. И, безусловно, необходимо постоянно внедрять инновации в отечественную фармпромышленность, чтобы сделать ее конкурентоспособной и догнать ведущие страны мира по производству высококачественных препаратов.


Библиографический список
  1. Карпушин Е.С. Сравнительный анализ эффективности управления государственной и частной собственностью // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2015, №1. – C. 51-53.
  2. Туваева Е.С. Правовое обеспечение экономического проекта // Политика, государство и право. 2015. № 4 (40). С. 37-40.
  3. Карпушин Е.С., Ситникова В.И. Стратегический выбор структуры мотивации персонала // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 9. – С. 41-44.
  4. Майю Н.С. Управление качеством проекта // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1-2 (45). С. 136-139.
  5. Карпушин Е.С. Ограниченные возможности инвестиций в задаче обеспечения инновационного экономического развития России // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2014, №10. – C. 49-52.
  6. Варданян А.А. Возможности открытия Интернет-магазина // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4-3 (48). С. 101-104.
  7. Плотников Н.В. Молодежный форум как фактор развития политических сил // Политика, государство и право. 2015. № 2 (38). С. 36-39.
  8. Карпушин Е.С., Патулов В.С. Последствия санкций для российской экономики // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2015, №2. – C. 27-30.
  9. Огородникова К.В. Структура качества проекта и методы его повышения // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 5 (44). С. 17-20.
  10. Романенко И.В. Экономическая теория // Экономика. Бизнес. Право. 2014. № 1. С. 54-92.
  11. Карпушин Е.С., Порозова Д.В. Инновационный проект организации городской вертикальной фермы компании Pasona // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2015, №3. – C. 42-44.
  12. Карпушин Е.С. Конфликт интересов в вопросах социальной ответственности бизнеса перед обществом // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 4. C. 118.
  13. Дребезова Ю.Н. Методы управления персоналом и решения конфликтов // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2-3 (46). С. 97-101.
  14. Карпушин Е.С., Зоренко А.А. Сложности продвижения бренда «British Bakery»: работа над ошибками // Качество. Инновации. Образование. 2015. № 2 (117). С. 68-71.
  15. Карпушин Е.С. Перспективы импортозамещения в Российской Федерации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. М.: “Международный научно-инновационный центр”, 2014, № 6. – С. 31. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/06/5461.
  16. Жаворонкова Е.В. Использование методов управления рисками для повышения качества менеджмента // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9-1 (53). С. 155-159.
  17. Карпушин Е.С., Дорохова Л.Ю. Инновационные методы управления персоналом и их значение в обеспечении конкурентоспособности организации // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 6. – С. 37-42.
  18. Карпушин Е.С. Взаимосвязь понятий «ошибка» и «случайное событие» в математике и технических науках // Биржа интеллектуальной собственности. 2015. № 4. С. 51-58.
  19. Карпушин Е.С., Мельникова В.В. Стратегия подготовки собственных руководящих кадров // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 10. – С. 40-44.
  20. Карпушин Е.С. Математическая модель операций в искусственном интеллекте // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2011, №4. – C. 56-60.
  21. Карпушин Е.С. Формирование системы социально-экономических факторов для оценки профессионализма кадров и их влияния на управление деятельностью предприятий сферы услуг (на примере предприятий отрасли связи). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Балтийская академия туризма и предпринимательства. СПб., 2008. – 24 с.
  22. Карпушин Е.С. Анализ операций в искусственном интеллекте // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2012, №3. – C. 69-74.
  23. Карпушин Е.С. Направления модернизации автоматизированной системы управления технологическими процессами «Скала-микро» Ленинградской атомной станции // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2010, №5. – С. 61-66.
  24. Карпушин Е.С., Проводина Е.И. Особенности процесса приватизации в России и их влияние на экономику страны // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 7. – C. 23-26.
  25. Карпушин Е.С. Повышение управляемости автоматизированной системы управления технологическими процессами Ленинградской АЭС // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2011, №1. – С. 72-77.
  26. Карпушин Е.С. Разработка алгоритма функционирования элементарного искусственного интеллекта // Международный научный журнал. М.: «Триада», 2012, №2. – C. 122-126.
  27. Карпушин Е.С., Кулакова А.И. Российская киноиндустрия как часть экономики страны // ЭКО. – 2015. – № 8 (494). – С. 181-189.
  28. Карпушин Е.С. Роль человека-оператора в обеспечении безопасной работы атомной электростанции // Международный технико-экономический журнал. М.: ООО «Спектр», 2012, №3. – C. 47-52.
  29. Карпушин Е.С. Управление обработкой информации в искусственном интеллекте // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2011, №2. – C. 60-65.
  30. Карпушин Е.С. Статистические цензы как метод представления причинно-следственных связей // Международный технико-экономический журнал. М.:  ООО «Спектр», 2012, №1. – С. 97.
  31. Карпушин Е.С. Повышение эффективности систем управления атомными электростанциями // Компетентность. М.: «Калужская типография стандартов», 2010, №8. – С. 15-19.
  32. Карпушин Е.С. Рассмотрение причинно-следственных связей как совокупности статистических цензов // Компетентность. М.: ГОУ ДПО «Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)». 2011,  №9-10. с. 56-60.
  33. Карпушин Е.С., Антонова Е.С. Музыкальная отрасль: проблемы организации экономических отношений // ЭКО. 2015. № 4. С. 184-189.
  34. Карпушин Е.С. Посредники как часть экономической системы // Биржа интеллектуальной собственности. 2014. №.11. C. 49-52.
  35. Карпушин Е.С. Назначение систем поддержки принятия решений // Современная техника и технологии. М.: “Международный научно-инновационный центр”, 2014, № 6. – С. 15. URL: http://technology.snauka.ru/2014/06/3943.
  36. Карпушин Е.С. Глобализация экономики как процесс усиления разделения труда и экономического развития стран // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4-3 (44). С. 132-134.
  37. Карпушин Е.С. Слабости страхования как инструмента диверсификации рисков // Инженерный вестник Дона. 2014. Т. 30. № 3. С. 6.
  38. Карпушин Е.С., Кулакова А.И. Влияние внешних факторов на инновационную работу организации // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 8. – С. 16-19.
  39. Ле Н.Ч. Психологические аспекты управления командой проекта // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 12 (39). С. 25-28.


Все статьи автора «economist5»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: