ЭЛЕМЕНТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТУРИНДУСТРИИ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Мусостова Дещи Шамсудиновна
Чеченский государственный университет
старший преподаватель кафедры Экономика предприятий

Аннотация
В представленной статье обобщены текущие проблемы в развитии предприятий туристической индустрии России. Выделены ключевые направления развития туриндустрии. Выделены ключевые место и роль инфраструктурных элементов развития предприятий туриндустрии в экономике РФ.

Ключевые слова: инфраструктура туристической деятельности, туриндустрия, экономика рекреации и туризма


THE INFRASTRUCTURE OF TOURISM INDUSTRY IN MODERN ECONOMIC CONDITIONS

Musostova Desi Shamsudinova
Chechen state University
senior lecturer in business Economics

Abstract
In the present article summarizes the current problems in the development of enterprises of tourist industry of Russia. The main directions of development of tourist industry. Highlights the key role and place of infrastructure development in tourist industry in the Russian economy.

Библиографическая ссылка на статью:
Мусостова Д.Ш. Элементы инфраструктуры туриндустрии в современных экономических условиях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/12/10603 (дата обращения: 19.03.2024).

Развитие туристских услуг предприятий и организаций России получило дополнительный импульс. Этот импульс сформировался во многом неожиданно и благодаря совокупности политических решений. Отражением новых условий хозяйствования стали преобразованные факторы конкурентоспособности на рынке туристских услуг. Так, в результате сокращения потока туристов на отдых в Турцию и Египет курорты Краснодарского края и Крыма стали приоритетными направлениями. При этом условия предоставления услуг для удовлетворения потребностей целевых групп, привыкших к отдыху на побережьях Красного и Средиземного морей, еще предстоит совершенствовать. В этих условиях отечественные субъекты туриндустрии встали перед необходимостью решения задачи модернизации факторов конкурентоспособности, способных сформировать конкурентные преимущества, замещающие европейские аналоги. В России образца 2014-2015 г.г.  такие тенденции имеют место, но нельзя утверждать, что реализация принципов конкурентной борьбы на рынке туристских услуг имеет широкое распространение.

Современные исследователи в области организации предпринимательской деятельности [1,3,5] отмечают, что сокращение потребительских возможностей, вызванное общим уменьшением платежеспособности, ведет к реструктуризации предложения на рынке туристских услуг. Предполагается, что субъекты рынка должны в новых экономических условиях формировать более дешевые предложения или дробить предложения на более мелкие продукты, чтобы сделать доступным туристские услуги внутри страны. В этих условиях мы сможем наблюдать высокий рост малых по объему предложений.

Однако данные статистики свидетельствуют об обратных явлениях. Объем платных услуг в сфере туризма продолжает расти, несмотря на снижающиеся темпы самого роста.

Доминирующей составляющей туристской индустрии являются «туристские услуги», которые оказываются внутри России, по множеству направлений деятельности предприятий туриндустрии, исключая размещение.

Само же размещение гостей, как самостоятельный объект наблюдения, демонстрирует непропорциональные темпы развития. Легко заметить, что рост темпов развития санаторно-курортных услуг за последний год (12%) в полтора раза выше роста темпов развития прочих размещений (8%). То есть гостям предлагаются услуги по санаторно-курортному лечению на базе санаториев, пансионатов и других лечебно-профилактических организаций, и они востребованы, более того, потребности растут. Отметим, что группу субъектов рынка подобных услуг составляют предприятия с большим объемом средств производства, имущественные комплексы которых сформировались еще в режиме плановой экономики.

Условия для развития конкуренции в организации внутреннего туризма сужаются, в первую очередь, в связи с исключительными политическими решениями. При этом в 2015 году проблемы сокращения внешнеэкономических связей России с Турцией и Египтом увеличили объем спроса на туристские услуги внутри страны. Однако, все гражданское общество в России ожидало не частного повышение объема спроса, сколько повышения спроса в целом, которое было бы продиктовано изменением в структуре и характере предложения туристических услуг внутри страны.

Итак, обобщая условия развития множества видов деятельности [2,4], связанных с индустрией туризма, следует выделить ряд исключительных факторов их развития, характерных для сложившейся ситуации:

  1. рост спроса на внутренний туризм, вызванный с удорожанием выездного туризма;
  2. запрет на авиаперелеты в Египет и Турцию, связанный с террористическими угрозами;
  3. медленный рост девелопмента новых территорий, предназначенных для сферы развлечений;
  4. сокращение отечественных авиаперевозчиков и повышение влияния монополиста на рынок внутренних авиаперевозок;
  5. снижение требовательности потребителей к организации отдыха, основанное на снижении доходов домашних хозяйств.

Структура спроса на туристические услуги изменяется с сокращением доходов домашних хозяйств, но странным образом в стране наблюдается рост цен на услуги, связанные с отдыхом. Снижается доступность дорогого и качественного отдыха за границей, в Европе и за океаном, однако, предложение на рынке гостиничных услуг в России регулярно демонстрирует снижение требовательности к качеству их оказания.

Сокращение перелетов за границу делает востребованными перелеты внутри страны для организации отдыха, однако в экономике авиаперевозок сокращается количество предложений и растет роль монополиста.

Сокращение строительных проектов при реализации программ развития туристических зон требует более скрупулезного подбора подрядчиков, а в реальности наблюдаются снижение качества строительных работ и задержки в развитии инфраструктуры.

Важнейшими элементами современной инфраструктуры туристской деятельности выступают сервисные услуги, обеспечивающие отдыхающим необходимый и достаточный уровень комфорта, в ходе пребывания на новом месте.

Средства и каналы связи, поддерживающие информационные потоки, востребованные туристом.

Логистические каналы, обеспечивающие доступность локаций и ресурсов в искомой дестинации.

Таким образом, именно благодаря развитию этих составляющих инфраструктуры современной туриндустрии России, мы предполагаем можно компенсировать негативные тенденции в развитии множества направлений туристских видов деятельности.


Библиографический список
  1. Власова Т.И. Международное и межрегиональное сотрудничество в реализации туристско-рекреационного потенциала регионов//Вестник Национальной академии туризма. -№ 3 (15). -2010. -С. 7-8.
  2. Евреинов О.Б. Комплексное развитие и совершенствование инфраструктуры туризма в регионе (на примере Санкт-Петербурга): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05/О. Б. Евреинов; НОУ ВПО Балтийская академия туризма и предпринимательства. -СПБ, 2012. -23 с.
  3. Закорин Н.Д. Методологические аспекты анализа экономической эффективности туристской отрасли//Проблемы современной экономики. -2005. -№ 3-4 (15/16). -С. 324-328.
  4. Клейман А.А., Евреинов О.Б. Инфраструктура туризма: стратегия развития: монография/под ред. А.А. Клеймана. СПб.: Д.А.Р.К., 2014. 384 с.
  5. Шлафман А.И. Необходимые и достаточные условия для развития инноваций в интеграционных процессах//Журнал правовых и экономических исследований, 2014, 2: 22-26


Все статьи автора «Шлафман Александр Изевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: