На протяжении сорока лет японский экономический рост вызывал восхищение, его называли «экономическим чудом». С 1950 по 1991 гг. японский реальный среднегодовой ВВП вырос на 6,8 %, и только в один год был зафиксирован спад, в 1974 г.[1, c. 14].
Начиная с 1992 г. японская экономика в течение двадцати лет переживала глубокий кризис, который продолжается и сегодня. За это время, безусловно, наблюдались кратковременные скачки, но из-за мирового экономического кризиса 2008-2009 гг. экономика возобновила нисходящее движение.
В планах улучшения экономической ситуации страны и достижения сотрудничества с другими странами, Япония предпринимает шаги по реализации свободного движения товаров, услуг, капитала и инвестиций и поддержания финансовой стабильности в АТР. Основные цели внешнеэкономической стратегии страны включают: заключение Соглашения об Экономическом Партнерстве (СЭП) со странами АСЕАН и другими азиатскими государствами, укрепление регионального финансового сотрудничества, поддержание планов развития субрегионов, подписание соглашения о свободной торговле (ССТ) Япония-Китай-Корея, ССТ с Европейским Союзом, договор о Региональном Всеобъемлющем Экономическом Партнёрстве (РВЭП), создание организации Транс-Тихоокеанское партнерство.
Япония уже подписала 15 двусторонних соглашений о свободной торговле на начало 2015 г., два последних были заключены только в начале этого года, поэтому реально действующих в настоящий момент всего 13. Но проблема в том, что эти договоры малоамбициозны, они не принесут огромных доходов или не сделают Японию главным игроком мировой экономики. Поэтомусегодня экономическая стратегия перенаправлена на вышеуказанные, более крупные соглашения.
Основным средством японского правительства в развитии сотрудничества со странами Восточной Азии являются соглашения об экономическом партнерстве. Они немного отличаются от концепции свободной торговли. Помимо правил ССТ по снижению тарифов, СЭП также включает в себя дополнительные условия в вопросах о сфере услуг, инвестиций, интеллектуальной собственности, трудовой миграции и т. д. Другими словами, соглашения об экономическом партнерстве содержат в себе регулирование отношений в тех областях, в которых Япония конкурирует с Азиатскими странами. Японская стратегия заключалась в том, что сначала страна стала активно заключать двусторонние договоры с государствами Юго-Восточной Азии: Сингапуром, Малайзией, Филиппинами, Индонезией и др., и в 2009 г. с АСЕАН, это было первое СЭП, подписанное с организацией. К этому моменту японский капитал уже играл важную роль в странах ЮВА.
Япония также играет важную роль в региональном финансовом сотрудничестве. Хотя йена не преуспевает в качестве международной резервной валюты, страна набралась знаний и опыта в этой сфере и имеет много хорошо обученных экономистов, поэтому большинство финансовых идей и инициатив исходит от японского правительства [2].
В 1997 г., во время финансового кризиса в Восточной Азии, Япония предложила создать Азиатский Валютный Фонд для преодоления будущих кризисов, но не получила поддержки США и Китая. Затем в 1998 г. была предложена программа финансовой помощи под названием Новая Инициатива Миядзавы общей суммой 30 млрд. долларов. Эта инициатива играла активную роль в поддержании финансовой стабильности в регионе. Во время саммита АСЕАН + 3 в 1999 г., участвующие страны согласились с необходимостью укрепления взаимопомощи и механизмов ее осуществления в Восточной Азии. Затем в 2000 г. Япония участвовала в серии двусторонних своп соглашений между странами АСЕАН + 3 под названием Инициатива Чианг Май. В 2009 г. страны пришли к выводу, что двусторонние свопы неэффективны и 24 марта 2010 г. был осуществлен переход к системе многосторонних свопов, получившей названия Многосторонней Инициативы Чианг Май. В мае 2009 г. был принят иностранный резервный фонд общей суммой 120 млрд. долларов, в котором Япония и Китай обеспечили по 32 %, Корея 16 %, остальное приходилось на оставшиеся страны АСЕАН.
Сейчас по инициативе Японии азиатские страны строят свои механизмы контроля региональной экономики. Страны АСЕАН + 3 проводили ежегодно Экономический обзор и политический диалог на уровне министров и дважды в год экономические обсуждения на уровне заместителей для обсуждения экономического и финансового развития в регионе [9]. 3 июня 2008 г. по инициативе Японии был учрежден Институт экономических исследований АСЕАН и Восточной Азии (ИЭИА). ИЭИА был создан для наблюдения за развитием японского проекта Всеобъемлющее Экономическое Партнерство в Восточной Азии, которое подразумевает торговое сотрудничество и создание зон свободной торговли между странами АСЕАН + 6 (Япония, Китай, Южная Корея, Индия, Австралия и Новая Зеландия). Многие страны негативно отреагировали на это предложение, посчитав, его актом захвата лидерства в регионе.
Япония также активно участвует в субрегиональном развитии в Юго-Восточной и Южной Азии для строительства инфраструктуры региона, экономического развития в Восточной Азии и продвижения японских инвестиций в регионе.
План развития региона реки Меконг, который включает 5 стран: Вьетнам, Камбоджа, Таиланд, Мьянма и Лаос, был предложен Азиатским Банком Развития в 1991 г. В январе 2008 г. Токио и пять стран Меконга провели первую встречу на уровне министров иностранных дел, участвующие стороны показали готовность развивать сотрудничество в разработке совместных проектов по увеличению масштабов «Экономического коридора Запад-Восток» и созданию второго такого коридора. Страна выделила 20 млн. долларов на развитие трудовых ресурсов, освоение бассейна Меконга, строительство транспортных магистралей и предприняла меры по сокращению выбросов парниковых газов. В ноябре 2009 г. в Токио прошел первый саммит Япония-Меконг, где лидеры государств объявили о строительстве нового партнерства для будущего процветания и благополучия.
Экологические проблемы также являются элементом развития внешнеэкономической стратегии. По мнению японских специалистов, проблемы окружающей среды будут фактором стремительного экономического развития в Азии. К 2030 г. рынок информационных технологий в сфере экологической защиты достигнет 300 трлн. йен, что превышает современные показатели в пять раз [4, c. 11]. Япония показала на своем примере эффективность идеи Киотского протокола и стала одной из самых экологически развитых стран. В 2008 г. кабинет Ф. Ясуо предложил идею создания азиатского экономического сообщества охраны окружающей среды для углубления тесных отношений среди стран региона [5]. Также Япония объявила о программе финансовой поддержки под названием Инициатива Хатоямы, согласно которой Токио предоставит деньги и технологии развивающимся странам, чтобы помочь им сократить выделение парниковых газов. В 2009 г. были предоставлены 400 млн. долларов Индонезии.
Эти проекты основаны на построении тесных связей с каждой страной по-отдельности, но наиболее значимыми направлениями японкой экономической стратегии являются четыре крупных соглашения: трехсторонний договор о свободной торговле Япония-Китай-Корея, ССТ с Европейским Союзом, договор о Региональном Всеобъемлющем Экономическом Партнерстве, Транс-Тихоокеанское партнерство. Если Япония преуспеет в переговорах по данным вопросам, около 77 % ее экспорта будут иметь доступ на самые значимые рынки мира[6, c. 17].
Экономические ставки РВЭП действительно высоки, если принять во внимание, что данное сообщество состоит из 16 государств, помимо стран АСЕАН также Япония, Китай, Корея, Австралия, Новая Зеландия и Индия, на которых приходится 40 % мировой торговли[6, c. 17]. К тому же для основных игроков группы АСЕАН + 6 РВЭП является удобным средством достижения своих целей: для Ассоциации – это поддержание процессов региональной интеграции, для Китая – главным противовесом американскому Транс-Тихоокеанскому Партнерству, и для Японии – возможность создать устойчивый Восточноазиатский институт на основе АСЕАН + 6.Однако пока сложно сказать, что принесет создание РВЭП и оправдает ли ожидания, так как проект находится на стадии разработки и переговоров. Последний 6 раунд переговоров по данному вопросу прошли 1 декабря 2014 г. в Нью-Дели, Индия, на котором было решено продолжить переговоры в 2015 г.[7].
Несомненно, тот факт, что между крупнейшими игроками Азии все еще нет соглашения о свободной торговле, является огромным упущением. Но собственные экономические интересы каждой из сторон, территориальные проблемы и исторически сложившиеся сложные отношения не позволяют прийти к трехстороннему торговому соглашению между Японией, Китаем и Республикой Корея. Однако тот факт, что страны на протяжении многих лет, с 2002 г., изучают этот вопрос, говорит о том, что все они заинтересованы в нем. Наконец, в 2011 г. было положено начало данному процессу, объявив о начале официальных переговоров. Без сомнения, сам факт того, что три стороны пришли к такому решению совместно на фоне весьма напряженных отношений является уже огромным достижением.
Довольно малое значение уделяется переговорам Японии с Европейским Союзом. Во-первых, существует асимметрия по двум направлениям между участниками переговоров: уровень интереса и главная цель. Японии, конечно, гораздо тяжелее, чем ее европейским коллегам, продвигаться вперед в этом процессе. По сути, ключевой задачей страны является создание условий для своих компаний, которые, как считается, находятся в невыгодном положении по сравнению с корейскими фирмами на европейском рынке, в силу того, что Корея раньше заключила соглашение о свободной торговле с ЕС. Для Европы же речь идет о японских нетарифных методах урегулирования внешнеэкономической деятельности, которые на протяжении многих лет так мешали всем торговым партнерам Японии. Они включают в себя технические стандарты, система утверждения продукции, сертификация товаров, а также отсутствие прозрачности в сфере государственных закупок. Устранение данных нетарифных методов является одним из условий продолжения переговоров со стороны ЕС.
Ни одно другое торговое соглашение, как Транс-Тихоокеанское Партнерство, не вызвало столько споров внутри страны. Значение ТТП зависит не только от обещания экономического рывка и продвижения внутренних институциональных реформ, в которых нуждается страна для повышения своей конкурентоспособности. Важно также получить рычаги влияния на других торговых переговорах.
Транс-Тихоокеанское партнерство – это соглашение о создании зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Считается, что ТТП является продолжением американской политики по сохранению контроля над Тихоокеанской зоной, созданию экономического блока для противостояния растущему влиянию Китая и России. Хотя на самом деле инициатива создания организации была предложена в 2003 г. тремя странами – Новой Зеландией, Сингапуром и Чили. Затем в 2005 г. присоединился Бруней, и именно эти 4 страны являются государствами-учредителями. Однако слухи не без оснований, так как в последние годы США активней всех участвует в переговорах.
Япония только в 2013 г. решила вступить в переговоры. Но перспектива вступления в ТТП была встречена японским обществом очень неоднозначно. Противники считают, что либерализация аграрного рынка может привести к резкому, примерно на 40 %, падению собственного производства в Японии основных продовольственных товаров, поскольку японское сельское хозяйство полностью зависимо от господдержки и не способно к открытой конкуренции. При этом, вступление в ТТП снизит цены на импортируемые в Японию продукты питания [8].Сторонники же апеллируют такими аргументами, что выгоду от вступления в ТТП получат японские экспортеры автомобилей, электроники и другой продукции обрабатывающей промышленности, кстати, в связи с чем ведущие американские автомобилестроительные компании выступили против участия Японии в ТТП[8].
Довольно сложно сказать, к чему приведут переговоры по ТТП, так как они проходят очень сложно, и уже было проведено 19 официальных раундов, но результатов пока нет.
Таким образом, для Японии важно иметь в виду, что ее положение в регионе является наиболее уязвимым. Успех проведения внешнеэкономической политики в большей степени зависит от гибкости Токио и готовности идти на компромиссы. Возможно, потребуется сотрудничество непосредственно с лидерами стран АТР.
Библиографический список
- Wilson W. Japan Needs Real Economic Reform / W. Wilson. – Washington, D.C.: The Heritage Foundation, 2015. – P. 14.
- Sheng A. Yen and the art of currency maintenance // China Daily. – 2009. – № 8. – P. 11.
- Zhang Y. In which way should the East Asia cooperation go? // Waijiao Pinglun. – 2009. – № 2. – P. 4-5.
- Передача технологий способствует росту азиатского рынка экологического бизнеса в 5 раз, до 300 трлн. йен (Канкё: бидзинэсу сэифу га ко:со: генан адзиа итиба 5-баи 300 тё:эн гидзуцу итэн но суисин) // Нихон кейдзай симбун. – 2008. – № 18. – С. 11.
- Yuan Ch. East Asian Integration and Japan’s Regional Policy // The Japan Forum on International Relations, Inc. – 2010. – P. 27–42.
- Bergsten F. Toward a Free Trade Area of the Asia Pacific / F. Bergsten. – New York: POLICY BRIEF, 2007. – P. 12-17.
- Speech of Minister of State for Commerce and Industry Independent Charge at the inauguration of 6th RCEP meeting on December 1 2014 // MOC Press. – 2011. – № 23. – P. 2-3.
- Загашвили В.С. О переговорах Транс-Тихоокеанского партнерства / В.С. Загашвили. – Москва: ИМЭМО РАН, 2013. – С. 2.
- Министерство финансов Японии (Дзаимусё:) Региональное финансовое сотрудничество между странами АСЕАН + 3 [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.mof.go.jp/english/if/regional_financial_cooperation.html – Загл. с экрана.