ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ЯПОНИИ

Баирцынгуева Дари Гындыновна
Забайкальский государственный университет

Аннотация
Данная статья посвящена обзору внешнеэкономической стратегии Японии. Проведенное исследование определяет основные особенности ведения экономической политики в мире и АТР, выделены ее направления и рассмотрены главные договоры экономического сотрудничества Японии с другими странами и организациями

Ключевые слова: экономика, Япония


FEATURES OF JAPAN’S FOREIGN ECONOMIC POLICY

Bairtsyngueva Dari
Transbaikal state university

Abstract
The paper contemplates Japan’s foreign economic strategy. Basing upon the undertaken study the author deduces main features of Tokyo’s economic policy in the world and the Asia-Pacific region, emphasizes its’ directions and recounts Japan’s major agreements of economic cooperation with other countries and organizations.

Библиографическая ссылка на статью:
Баирцынгуева Д.Г. Особенности внешнеэкономической политики Японии // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/12/10397 (дата обращения: 12.03.2024).

На протяжении сорока лет японский экономический рост вызывал восхищение, его называли «экономическим чудом». С 1950 по 1991 гг. японский реальный среднегодовой ВВП вырос на 6,8 %, и только в один год был зафиксирован спад, в 1974 г.[1, c. 14].

Начиная с 1992 г. японская экономика в течение двадцати лет переживала глубокий кризис, который продолжается и сегодня. За это время, безусловно, наблюдались кратковременные скачки, но из-за мирового экономического кризиса 2008-2009 гг.  экономика возобновила нисходящее движение.

В планах улучшения экономической ситуации страны и достижения сотрудничества с другими странами, Япония предпринимает шаги по реализации свободного движения товаров, услуг, капитала и инвестиций и поддержания финансовой стабильности в АТР. Основные цели внешнеэкономической стратегии страны включают: заключение Соглашения об Экономическом Партнерстве (СЭП) со странами АСЕАН и другими азиатскими государствами, укрепление регионального финансового сотрудничества, поддержание планов развития субрегионов, подписание соглашения о свободной торговле (ССТ) Япония-Китай-Корея, ССТ с Европейским Союзом, договор о Региональном Всеобъемлющем Экономическом Партнёрстве (РВЭП), создание организации Транс-Тихоокеанское партнерство.

Япония уже подписала 15 двусторонних соглашений о свободной торговле на начало 2015 г., два последних были заключены только в начале этого года, поэтому реально действующих в настоящий момент всего 13. Но проблема в том, что эти договоры малоамбициозны, они не принесут огромных доходов или не сделают Японию главным игроком мировой экономики. Поэтомусегодня экономическая стратегия перенаправлена на вышеуказанные, более крупные соглашения.

Основным средством японского правительства в развитии сотрудничества со странами Восточной Азии являются соглашения об экономическом партнерстве. Они немного отличаются от концепции свободной торговли. Помимо правил ССТ по снижению тарифов, СЭП также включает в себя дополнительные условия в вопросах о сфере услуг, инвестиций, интеллектуальной собственности, трудовой миграции и т. д. Другими словами, соглашения об экономическом партнерстве содержат в себе регулирование отношений в тех областях, в которых Япония конкурирует с Азиатскими странами. Японская стратегия заключалась в том, что сначала страна стала активно заключать двусторонние договоры с государствами Юго-Восточной Азии: Сингапуром, Малайзией, Филиппинами, Индонезией и др., и в 2009 г. с АСЕАН, это было первое СЭП, подписанное с организацией. К этому моменту японский капитал уже играл важную роль в странах ЮВА.

Япония также играет важную роль в региональном финансовом сотрудничестве. Хотя йена не преуспевает в качестве международной резервной валюты, страна набралась знаний и опыта в этой сфере и имеет много хорошо обученных экономистов, поэтому большинство финансовых идей и инициатив исходит от японского правительства [2].

В 1997 г., во время финансового кризиса в Восточной Азии, Япония предложила создать Азиатский Валютный Фонд для преодоления будущих кризисов, но не получила поддержки США и Китая.  Затем в 1998 г. была предложена программа финансовой помощи под названием Новая Инициатива Миядзавы общей суммой 30 млрд. долларов. Эта инициатива играла активную роль в поддержании финансовой стабильности в регионе. Во время саммита АСЕАН + 3 в 1999 г., участвующие страны согласились с необходимостью укрепления взаимопомощи и механизмов ее осуществления в Восточной Азии. Затем в 2000 г. Япония участвовала в серии двусторонних своп соглашений между странами АСЕАН + 3 под названием Инициатива Чианг Май. В 2009 г. страны пришли к выводу, что двусторонние свопы неэффективны и  24 марта 2010 г. был осуществлен переход к системе многосторонних свопов, получившей названия Многосторонней Инициативы Чианг Май. В мае 2009 г. был принят иностранный резервный фонд общей суммой 120 млрд. долларов, в котором Япония и Китай обеспечили по 32 %, Корея 16 %, остальное приходилось на оставшиеся страны АСЕАН.

Сейчас по инициативе Японии азиатские страны строят свои механизмы контроля региональной экономики. Страны АСЕАН + 3 проводили ежегодно Экономический обзор и политический диалог на уровне министров и дважды в год экономические обсуждения на уровне заместителей для обсуждения экономического и финансового развития в регионе [9]. 3 июня 2008 г. по инициативе Японии был учрежден Институт экономических исследований АСЕАН и Восточной Азии (ИЭИА). ИЭИА был создан для наблюдения за развитием японского проекта Всеобъемлющее Экономическое Партнерство в Восточной Азии, которое подразумевает торговое сотрудничество и создание зон свободной торговли между странами АСЕАН + 6 (Япония, Китай, Южная Корея, Индия, Австралия и Новая Зеландия). Многие страны негативно отреагировали на это предложение, посчитав, его актом захвата лидерства в регионе.

Япония также активно участвует в субрегиональном развитии в Юго-Восточной и Южной Азии для строительства инфраструктуры региона, экономического развития в Восточной Азии и продвижения японских инвестиций в регионе.

План развития региона реки Меконг, который включает 5 стран: Вьетнам, Камбоджа, Таиланд, Мьянма и Лаос, был предложен Азиатским Банком Развития в 1991 г. В январе 2008 г. Токио и пять стран Меконга провели первую встречу на уровне министров иностранных дел, участвующие стороны показали готовность развивать сотрудничество в разработке совместных проектов по увеличению масштабов «Экономического коридора Запад-Восток» и созданию второго такого коридора. Страна выделила 20 млн. долларов на развитие трудовых ресурсов, освоение бассейна Меконга, строительство транспортных магистралей и предприняла меры по сокращению выбросов парниковых газов. В ноябре 2009 г. в Токио прошел первый саммит Япония-Меконг, где лидеры государств объявили о строительстве нового партнерства для будущего процветания и благополучия.

Экологические проблемы также являются элементом развития внешнеэкономической стратегии. По мнению японских специалистов, проблемы окружающей среды будут фактором стремительного экономического развития в Азии. К 2030 г. рынок информационных технологий в сфере экологической защиты достигнет 300 трлн. йен, что превышает современные показатели в пять раз [4, c. 11]. Япония показала на своем примере эффективность идеи Киотского протокола и стала одной из самых экологически развитых стран. В 2008 г. кабинет Ф. Ясуо предложил идею создания азиатского экономического сообщества охраны окружающей среды для углубления тесных отношений среди стран региона [5]. Также Япония объявила о программе финансовой поддержки под названием Инициатива Хатоямы, согласно которой Токио предоставит деньги и технологии развивающимся странам, чтобы помочь им сократить выделение парниковых газов. В 2009 г. были предоставлены 400 млн. долларов Индонезии.

Эти проекты основаны на построении тесных связей с каждой страной по-отдельности, но наиболее значимыми направлениями японкой экономической стратегии являются четыре крупных соглашения: трехсторонний договор о свободной торговле Япония-Китай-Корея, ССТ с Европейским Союзом, договор о Региональном Всеобъемлющем Экономическом Партнерстве, Транс-Тихоокеанское партнерство. Если Япония преуспеет в переговорах по данным вопросам, около 77 % ее экспорта будут иметь доступ на самые значимые рынки мира[6, c. 17].

Экономические ставки РВЭП действительно высоки, если принять во внимание, что данное сообщество состоит из 16 государств, помимо стран АСЕАН также Япония, Китай, Корея, Австралия, Новая Зеландия и Индия, на которых приходится 40 % мировой торговли[6, c. 17]. К тому же для основных игроков группы АСЕАН + 6 РВЭП является удобным средством достижения своих целей: для Ассоциации – это поддержание процессов региональной интеграции, для Китая – главным противовесом американскому Транс-Тихоокеанскому Партнерству, и для Японии – возможность создать устойчивый Восточноазиатский институт на основе АСЕАН + 6.Однако пока сложно сказать, что принесет создание РВЭП и оправдает ли ожидания, так как проект находится на стадии разработки и переговоров. Последний 6 раунд переговоров по данному вопросу прошли 1 декабря 2014 г. в Нью-Дели, Индия, на котором было решено продолжить переговоры в 2015 г.[7].

Несомненно, тот факт, что между крупнейшими игроками Азии все еще нет соглашения о свободной торговле, является огромным упущением. Но собственные экономические интересы каждой из сторон, территориальные проблемы и исторически сложившиеся сложные отношения не позволяют прийти к трехстороннему торговому соглашению между Японией, Китаем и Республикой Корея. Однако тот факт, что страны на протяжении многих лет, с 2002 г., изучают этот вопрос, говорит о том, что все они заинтересованы в нем. Наконец, в 2011 г. было положено начало данному процессу, объявив о начале официальных переговоров. Без сомнения, сам факт того, что три стороны пришли к такому решению совместно на фоне весьма напряженных отношений является уже огромным достижением.

Довольно малое значение уделяется переговорам Японии с Европейским Союзом. Во-первых, существует асимметрия по двум направлениям между участниками переговоров: уровень интереса и главная цель. Японии, конечно, гораздо тяжелее, чем ее европейским коллегам, продвигаться вперед в этом процессе. По сути, ключевой задачей страны является создание условий для своих компаний, которые, как считается, находятся в невыгодном положении по сравнению с корейскими фирмами на европейском рынке, в силу того, что Корея раньше заключила соглашение о свободной торговле с ЕС. Для Европы же речь идет о японских нетарифных методах урегулирования внешнеэкономической деятельности, которые на протяжении многих лет так мешали всем торговым партнерам Японии. Они включают в себя технические стандарты, система утверждения продукции, сертификация товаров, а также отсутствие прозрачности в сфере государственных закупок. Устранение данных нетарифных методов является одним из условий продолжения переговоров со стороны ЕС.

Ни одно другое торговое соглашение, как Транс-Тихоокеанское Партнерство, не вызвало столько споров внутри страны. Значение ТТП зависит не только от обещания экономического рывка и продвижения внутренних институциональных реформ, в которых нуждается страна для повышения своей конкурентоспособности. Важно также получить рычаги влияния на других торговых переговорах.

Транс-Тихоокеанское партнерство – это соглашение о создании зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Считается, что ТТП является продолжением американской политики по сохранению контроля над Тихоокеанской зоной, созданию экономического блока для противостояния растущему влиянию Китая и России. Хотя на самом деле инициатива создания организации была предложена в 2003 г. тремя странами – Новой Зеландией, Сингапуром и Чили. Затем в 2005 г. присоединился Бруней, и именно эти 4 страны являются государствами-учредителями. Однако слухи не без оснований, так как в последние годы США активней всех участвует в переговорах.

Япония только в 2013 г. решила вступить в переговоры. Но перспектива вступления в ТТП была встречена японским обществом очень неоднозначно. Противники считают, что либерализация аграрного рынка может привести к резкому, примерно на 40 %, падению собственного производства в Японии основных продовольственных товаров, поскольку японское сельское хозяйство полностью зависимо от господдержки и не способно к открытой конкуренции. При этом, вступление в ТТП снизит цены на импортируемые в Японию продукты питания [8].Сторонники же апеллируют такими аргументами, что выгоду от вступления в ТТП получат японские экспортеры автомобилей, электроники и другой продукции обрабатывающей промышленности, кстати, в связи с чем ведущие американские автомобилестроительные компании выступили против участия Японии в ТТП[8].

Довольно сложно сказать, к чему приведут переговоры по ТТП, так как они проходят очень сложно, и уже было проведено 19 официальных раундов, но результатов пока нет.

Таким образом, для Японии важно иметь в виду, что ее положение в регионе является наиболее уязвимым. Успех проведения внешнеэкономической политики в большей степени зависит от гибкости Токио и готовности идти на компромиссы. Возможно, потребуется сотрудничество непосредственно с лидерами стран АТР.


Библиографический список
  1. Wilson W. Japan Needs Real Economic Reform / W. Wilson. – Washington, D.C.: The Heritage Foundation, 2015. – P. 14.
  2. Sheng A. Yen and the art of currency maintenance // China Daily. – 2009. – № 8. – P. 11.
  3. Zhang Y. In which way should the East Asia cooperation go? // Waijiao Pinglun. – 2009. – № 2. – P. 4-5.
  4. Передача технологий способствует росту азиатского рынка экологического бизнеса в 5 раз, до 300 трлн. йен (Канкё: бидзинэсу сэифу га ко:со: генан адзиа итиба 5-баи 300 тё:эн гидзуцу итэн но суисин) // Нихон кейдзай симбун. – 2008. – № 18. – С. 11.
  5. Yuan Ch. East Asian Integration and Japan’s Regional Policy // The Japan Forum on International Relations, Inc. – 2010. – P. 27–42.
  6. Bergsten F. Toward a Free Trade Area of the Asia Pacific / F. Bergsten. – New York: POLICY BRIEF, 2007. – P. 12-17.
  7. Speech of Minister of State for Commerce and Industry Independent Charge at the inauguration of 6th RCEP meeting on December 1 2014 // MOC Press. – 2011. – № 23. – P. 2-3.
  8. Загашвили В.С. О переговорах Транс-Тихоокеанского партнерства / В.С. Загашвили. – Москва: ИМЭМО РАН, 2013. – С. 2.
  9. Министерство финансов Японии (Дзаимусё:) Региональное финансовое сотрудничество между странами АСЕАН + 3 [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.mof.go.jp/english/if/regional_financial_cooperation.html – Загл. с экрана.

 



Все статьи автора «Борисенко Ольга Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: