ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ РОСАТОМ)

Бабикова Анна Валерьевна1, Климова Диана Андреевна2
1Южный федеральный университет, доцент
2Южный федеральный университет, студентка

Аннотация
Статья посвящена деятельности государственной корпорации Росатом функционирующей как институт развития в условиях становления инновационной экономики. При помощи инструментов статистического анализа выявлена зависимость прибыли компании от величины государственных инвестиций. Сделан вывод об эффективности функционирования государственной корпорации на современном этапе.

Ключевые слова: промышленность


STATE SUPPORT FOR THE MODERNIZATION OF INDUSTRY (FOR EXAMPLE, THE FUNCTIONING OF THE STATE CORPORATION ROSATOM)

Babikova Anna Valerievna1, Klimova Diana Andreevna2
1Southern Federal University, associate professor
2Southern Federal University, student

Abstract
The article is devoted to the activities of the State Corporation Rosatom functioning as a development institution in the conditions of formation of an innovative economy. Using the tools of statistical analysis revealed the dependence of profit on the value of public investments. It is concluded that the functioning of the State Corporation at the present stage.

Библиографическая ссылка на статью:
Бабикова А.В., Климова Д.А. Государственная поддержка модернизации промышленности (на примере функционирования государственной корпорации РОСАТОМ) // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/12/10315 (дата обращения: 15.03.2024).

Госкорпорация «Росатом» по атомной энергии включает в себя около 400 организаций и научных предприятий, включая все гражданские компании атомной отрасли Российской Федерации, а также предприятия научно-исследовательские, ядерно-оружейные и атомный ледокольный флот, который является единственным в мире. Госкорпорация проводит государственную политику в использовании атомной энергии, а именно обеспечение устойчивой производительности атомных энергопромышленных и ядерных оружейных комплексов, а также ядерно-радиационной безопасности. Главной целью Госкорпорации «Росатом» является выполнение федеральных программ в атомной отрасли, улучшить положение конкурентоспособности ядерной энергетики России, продвинуть российские ядерные технологии на мировой рынок, модернизировать условия развития ядерной энергетики. Главная инновационная задача развития Госкорпорации «Росатом» – это позитивная тенденция в сторону повышения конкурентоспособности услуг и продукции на мировых рынках, рынках высокотехнологичной продукции за счет модернизации и совершенствования уже существующих технологий и инструментов, производственных мощностей. В деятельности Госкорпорации «Росатом» используются дифференцированные формы создания инноваций. Первоочередной акцент делается на инновационное развитие за счет собственных технологий и инструментов. Инновационное развитие проявляется не только в разработке и внедрении собственных технологий, но во взаимодействии и кооперации со своими внешними производственными партнёрами, реализация совместных проектов. Госкорпорация приобретает лицензии и патенты на различные новые технологии и объединяет игроков на технологичных рынках. [1] В рамках деятельности по инновациям Госкорпорация «Росатом» позиционирует себя, как главный заказчик Федеральной целевой программы «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 – 2015 годов и на перспективу до 2020 года» [3]. Технологии суперкомпьютеров отнесены к числу важнейших направлений развития РФ. Госкорпорация «Росатом», обладает мощностями, одна из первых в России, центрами вычислений, в разработке таких технологий имеет лидирующие позиции. В настоящее время в мире формируются инновационные и совершенно новые кластеры, целью формирования которых является создание новых технологий и инструментов. Поступательное развитие инновационных кластеров, работающих в сфере ядерных технологий, является одним из приоритетов Госкорпорации «Росатом». Но, не смотря на то, что Госкорпорация развивается, строит новые планы, она тоже имеет свои трудности, с которыми на сегодняшний день приходится считаться. Госкорпорация «Росатом» в 2014 г. испытывала, как и любая другая организация трудности во время мировых санкций, создались проблемы с поставками оборудования с Украины и задержками поставок ряда российских производителей срок ввода первого энергоблока Нововоронежской АЭС-2 был сдвинут с 2014-го на 2015 год. Это один из наших самых сложных объектов – прежде всего потому, что это головной блок новой серии проекта АЭС-2006 [1]. На фоне сегодняшних событий Госкорпорация несет убытки из-за сорванных контрактов и договоров, поэтому финансовое состояние Госкорпорации ухудшается. Государство компенсирует затраты Госкорпорации с помощью увеличения объема инвестиций на 6%, с 871 млн. руб. до 923 млн. руб. 
Целью данного исследования является попытка оценить и проанализировать зависимость объема инвестиций из федерального бюджета и чистой прибыли Госкорпорации «Росатом», выявить при помощи инструментов статистического анализа как влияют инвестиции на размер чистой прибыли, так как чистая прибыль является одним из главных индикаторов устойчивости финансового состояния организации. Также была проведена оценка состояния Госкорпорации «Росатом» за 2014 г., чтобы увидеть что происходит с платежеспособностью организации и какие перспективы ждут данную корпорацию. Вначале определяется зависимость между объемом инвестиций из федерального бюджета и чистой прибылью Госкорпорации «Росатом» с помощью линейной регрессии, данные взяты из годового отчета Госкорпорации «Росатом» [2, с. 98].

Таблица 1. Исходные данные для нахождения корреляции по Госкорпорации РОСАТОМ, (млн. руб.)
Показатель 2011 2012 2013 2014
Объем государственных инвестиций 938 607 871 923
Чистая прибыль 14826 10338 19019 20101

Далее проводится линейная регрессия зависимости между объемом государственных инвестиций и чистой прибыли Госкорпорации РОСАТОМ.
Нахождение и анализ уравнения линейной регрессии  для исходных данных в таблице 2:

Таблица 2. 
i 1 2 3 4
938 607 871 923
14826 10338 19019 20101

Для того, чтобы продолжить анализ необходимо рассчитать исходные данные в представленной таблице 3.

Таблица 3.
1
938
14826
13906788
879844
219810276
2
607
10338
6275166
368449
106874244
3
871
19019
16565549
758641
361722361
4
923
20101
18553223
851929
404050201
Сумма
3339
64284
55300726
2858863
1092457082

Далее по формулам рассчитаны коэффициенты a, b для заданной в начале линейной регрессии :

; (1)
; (2)
Подстановка коэффициентов в уравнение линейной регрессии: 

Следующим шагом будет вычисление коэффициентов линейной парной корреляции () и детерминации ():

; (3)

Из этого считаем детерминацию:

(4)

Данная модель прошла проверку на достоверность и адекватность , поэтому, можно сделать вывод, что связь между величинами сильная. Коэффициент корреляции составляет и детерминации , сделовательно, высокие показатели прямой связи между объемом государственных инвестиций в Госкорпорацию «Росатом» и ее прибылью.
Проделав данные расчеты, можно предположить, что прибыль Госкорпорации зависит от ее внешних вложений государства, это повышает финансовое состояние организации, умножает вложенный капитал, увеличивает реальные производительные активы и финансовую свободу.
Данное предприятие имеет трудности с финансовым состоянием, поэтому целесообразно провести анализ банкротства данной организации или риск его образования. Определим по модели британского ученого Таффлера [4, с. 428] состоятельность или несостоятельность данной организации, в таблице 4 есть необходимые показатели для расчета [2, с. 94].

Таблица 4.
Показатель
31.12.2014 г. (тыс.руб.)
Активы
1 067 776 341
Краткосрочные обязательства
6 750 652
Привлеченный капитал
6 756 905
Оборотные активы
11198402
Выручка
69410
Прибыль от реализации
3607

 (5)

Таблица 5. Полученные коэффициенты для расчета модели Таффлера
Коэффициент
31.12.2014 г.
К1 0,0005
К2 1,66
К3 0,006
К4 0,00006

Подставить необходимо в модель Таффлера:

Полученные показатели выше чем 0,3, т.е., с состояние госкорпорации можно оценить как удовлетворительное, «Росатом» имеет шанс на перспективы развития, если управляющие обратят свое внимание на проблемы предприятия в ближайшее время, а вот если значение было бы меньше 0,3, то организация близка к потере платежеспособности. 
На сегодняшний день представленная в открытом доступе информация о деятельности государственных корпораций представлена в разных форматах и в ограниченном виде, что затрудняет прогнозирование их развития при помощи математического аппарата. Например, полезно было бы оценить деятельность государственных корпораций высокотехнологичных отраслей при помощи моделей двухсекторной экономики. Для боле полноценной оценки деятельности государственных корпораций при отсутствии точных данных, рекомендуется разработать адекватную систему мониторинга и применять математический аппарат нечеткой логики, основанный на экспертных оценках.


Библиографический список
  1. Официальный сайт Госкорпорации «Росатом», 2014, [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosatom.ru/(Дата обращения: 29.10.2015);
  2. Годовой отчет Госкорпорации «Росатом». – Москва, 2014 г. – 119 с.;
  3. Официальный сайт РБК. Ядерная программа «Росатом», 2014, [Электронный ресурс]. URL: http://www.rbc.ru/ (Дата обращения: 15.11.2015);
  4. Любушин Н.П. Экономический анализ: Учебник. – 3-е изд.- Н.: ЮНИТИ, 2007. 574 с.


Все статьи автора «Бабикова Анна Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: