В современных условиях наступившего кризиса особую актуальность приобретают вопросы инновационного развития предприятий и отраслей, поскольку сектор исследований и разработок в большей степени зависит от инвестиций. Корпоративный принцип ведения бизнеса как форма организационного развития инновационного процесса является наиболее перспективной в период ограниченности ресурсов. Мировой опыт свидетельствует, что крупные корпорации в большей степени способны создавать и коммерциализировать новшества. Именно у них есть научный, кадровый, промышленный потенциал для осуществления технологических прорывов. Отечественная экономика по-прежнему отстает по показателям инновационного развития, несмотря на некоторый рост в отдельных отраслях в предшествующие годы. Укрепления конкурентных позиций продукции высокотехнологичных отраслей на внешних рынках инициирует включение в промышленную политику соответствующих инструментов поддержки и стимулирования спроса. К таким инструментам следует отнести государственные корпорации, действующие в промышленном секторе. За время своего функционирования промышленные государственные корпорации Росатом, Ростех и Роснано стали, по сути, институтами развития консолидируя ресурсы для достижения целей по модернизации промышленности. Государственные корпорации, созданные в приоритетных отраслях промышленности интегрируя предприятия ведущих отраслей способны создавать и развивать технологии, составляющие ядро следующего технологического уклада. [1]. В результате происходящих кризисных явлений в 2016 году стране предстоит сокращать расходы из-за роста дефицита бюджета, что требует рационального использование денежных средств. В рамках государственной поддержки высокотехнологичного сектора государство ежегодно инвестирует в государственные корпорации значительные суммы. Уместно предположить, что такими средствами государство пытается поддержать те структуры, которые в сложившихся условиях способны выстоять в нестабильной ситуации и конкурировать с компаниями мирового уровня. В данной работе предлагается рассмотреть некоторые финансовые аспекты деятельности государственных корпораций на примере корпорации Ростех. Эта компания в свое время была сформирована для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции. В корпорацию входят более 700 организаций, из которых образовано 15 холдинговых компаний. Компании включают оборонно-промышленный комплекс и гражданские отрасли промышленности. Организации Ростеха действуют в 60 субъектах России и поставляют продукцию на рынки более 70 стран мира. Корпорация создана на основе имущественного взноса, осуществляемого Российской Федерацией [2]. Анализ осуществлялся по материалам представленным на официальном сайте государственной корпорации Ростех. Динамика выручки, представленная на рисунке 1 показывает стабильный рост в анализируемом периоде времени. [3].
Рисунок 1. Выручка «Ростех», млрд. руб.
За время своего существования корпорация добилась серьезных результатов, что свидетельствует о правильности выбранной стратегии развития и поставленных целей. Сегодня бренд Ростеха неразрывно связан с наукоемкой промышленностью России. Далее целесообразно рассмотреть зависимость объемов инвестиций из федерального бюджета и выручки «Ростех» с помощью корреляционного анализа. Ниже представлена таблица вспомогательных величин (табл.1).
Таблица 1. Таблица вспомогательных величин
Средства федерального бюджета, х | Выручка, y | x*y | x2 | y2 | yx |
34,6 | 817 | 28268 | 1197,2 | 667489 | 9184 |
35,5 | 931 | 33051 | 1260,3 | 866761 | 9183,6 |
66,1 | 1000 | 66100 | 4369,2 | 1000000 | 9177,9 |
97,8 | 1038 | 101516 | 9564,8 | 1077444 | 9155,6 |
Σ 234 | 3786 | 228935 | 16391 | 3611694 | 36701,1 |
Вычислим коэффициенты a и b для уравнения линейной регрессии y = ax + b по известным формулам:
a = (Σxi Σyi – n Σxiyi)/(( Σxi)2 – n Σxi 2) (1)
a = (234*3786-4*228935,1)/(2342-4*16391,46 = 2,7583
b = (ΣxiΣxiyi-Σxi2 Σyi)/((Σxi)2-nΣxi2) (2)
b = (234*228935б1-16391,1*3786)/(2342-4*16391,46) = 785,1415
Итак, искомое уравнение линейной регрессии имеет вид:
y = 2,7583x+785,1415
Вычислим коэффициенты линейной парной корреляции (rxy) и детерминации (R2):
rxy = (nΣxiyi-ΣxiΣyi)/ √ ((nΣxi2-(Σxi)2)(nΣyi2-(Σyi)2) (3)
rxy = (4*228935,1-234*3786)/ √(4*16391,46-2342(4*3611694-37862) = 0,8532
Следовательно, R2 = 0,85322 = 0,7279
Модель прошла проверку на адекватность и достоверность, следовательно, можно сказать, что связь между величинами сильная. Коэффициент корреляции и детерминации показывает, что существует прямая связь между государственным финансированием корпорации и её выручкой, то есть с увеличением государственных инвестиций растёт выручка корпорации,и наоборот. С помощью методов скользящей средней сформируем прогноз на 2015 год.
1. Возьмём величину интервала сглаживания равную 3 (n = 3). Рассчитаем скользящую среднюю по установленному интервалу n по формуле среднего арифметического значения.
m2011 = (16,3+34,6+35,5)/3=28,8
m2012 = (34,6+35,5+66,1)/3=45,4
m2013 = (35,5+66,1+97,8)/3=66,5
Таблица 2. Вспомогательная таблица метода скользящей средней
Годы |
Средства федерального бюджета, млрд.руб. |
Скользящая средняя, m |
Расчет средней относительной ошибки |
2010 |
16,3 |
- |
- |
2011 |
34,6 |
28,8 |
16,8 |
2012 |
35,5 |
45,4 |
27,9 |
2013 |
66,1 |
66,5 |
0,6 |
2014 |
97,8 |
- |
- |
Итого |
45,3 |
||
Прогноз: | |||
2015 |
77 |
2. Рассчитаем среднюю относительную ошибку по каждой скользящей средней по формуле:
( /Уt- m/)/Уt*100 (4)
ε2011= (34,6-28,8)/34,6*100 = 16,8
ε2012= (35,5-45,4)/35,5*100 = 27,9
ε2013= (66,1-66,5)/66,1*100 = 0,6
3.Рассчитав скользящую среднюю для всех периодов, строим прогноз по формуле:
(5)
4. Рассчитываем общую среднюю относительную ошибку.
ε = 45,3/3= 15,1
Точность прогноза хорошая. Данный анализ показывает прогнозное с небольшим относительным отклонением значение средств, финансируемых государством ГК «Ростех» в 2015 году. Точное значение мы получим после представления корпорацией Годового отчёта 2015 года.
В 2016 году в государство стремиться поддержать ключевые отрасли имеющие потенциал по выходу на мировые рынки высокотехнологичной продукции и обеспечивающие экономическую безопасность. Расходы по разделу «Национальная оборона» на ядерно-оружейный комплекс будут увеличены почти на 4 млрд руб. Таким образом, можно заключить что несмотря на внешнее санкционное давление, «Ростех» сможет реализовать инновационно-инвестиционные проекты и рассчитывать на выполнение запланированных показателей эффективности. Но вопрос об эффективности государственных корпораций всё же остаётся открытым. Существует множество негативных суждений по данному вопросу. Так, экс-министр финансов РФ председатель Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин считает, что «… госкорпорации в российской экономике не играют существенной роли, их нужно постепенно лишать неконкурентных преимуществ и приватизировать» [4]. Он также подчеркнул, что создание госкорпораций – это лишь вынужденная мера в истории развития любой мировой экономики, государство не должно так активно работать на рынке. Отмечается монопольное положение госкорпораций, гарантированная государственная поддержка, что выгодно их отличает от других крупных предприятий. Федеральным законом 215-ФЗ от 13 июля 2015 года создана государственная корпорация Роскосмос, что говорит о намерении государства продолжать начатую политику поддержки отраслей промышленности посредством инвестирования в госкорпорации. Тем не менее, вопрос о деятельности такой формы организации бизнеса остается открытым, в российском обществе пока не сложилось единого мнения о роли государственных корпораций в отечественной экономике. Одни специалисты высоко оценивают деятельность этих компаний, признавая их решающую роль в сохранении промышленности и её инновационном развитии, улучшении использования огромного государственного имущества. Другие – настаивают на необходимости преобразования их в иные формы юридических лиц, не обладающие специальным статусом и особыми привилегиями.
Библиографический список
- Белых В. С. О корпорации, корпоративных отношениях и корпоративном праве // Бизнес, менеджмент и право [Текст] научно практический экономико-правовой журнал, 2010. № 3. С. 56.
- Официальный сайт Госкорпорации «Ростех», 2014, [Электронный ресурс]. URL: http://rostec.ru/ (Дата обращения: 28.10.2015);
- Годовые отчеты Госкорпорации «Ростех». – Москва, 2011-2014 г. – [Электронный ресурс]. URL: http://rostec.ru/investors/reports (Дата обращения: 28.10.2015);
- Финмаркет, Экономические новости – [Электронный ресурс]. URL: http://www.finmarket.ru/news/3324865 (Дата обращения: 30.10.2015)