ПРОЕКТИРОВАНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Коваленко Полина Вадимовна1, Сырцова Елена Леонидовна2
1Вятский государственный университет, специалист по УМР Управления дополнительного образования и международной деятельности, студент магистратуры 38.04.02 Менеджмент, профиль «Мастер делового администрирования (Master of business administration)»
2Вятский государственный университет, PhD, кандидат педагогических наук, доцент, директор Института непрерывного образования российских и иностранных граждан

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме стратегического планирования в области международной деятельности образовательного учереждения - Вятского государственного университета. Авторы статьи представляют результаты проведенного анализа статистических данных по международной деятельности вузов Вятского государственного университета. На основе проведенного анализа авторы разработали сбалансированную систему показателей международной деятельности ВятГУ, требующие особого внимания для увеличения эффективности международной деятельности университета, а именно: совершенствования международного маркетинга вуза за счет активного участия в выставочных мероприятиях, продвижения образовательных программ вуза в Интернете и др., увеличение количества двусторонних договоров с иностранными университетами и стимулирование выпускников вуза к продолжению образования в ВятГУ.

Ключевые слова: , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Коваленко П.В., Сырцова Е.Л. Проектирование сбалансированной системы показателей эффективности международной деятельности Вятского государственного университета // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2019. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2019/06/16611 (дата обращения: 13.03.2024).

Создание сбалансированной системы показателей, дает возможность объединить ежедневные операции с долгосрочными планами университета, все же недостаточно отчетливо сформулированные стратегические цели, приводят к невозможности оценки эффективности международной деятельности университета, таким образом, подобранная стратегия носит формальный характер и практически не оказывает влияние на деятельность разных структурных подразделений. В следствии образуется несоответствие между текущими (оперативными) результатами и конечными (стратегическими) целями вуза. Для решения данной проблемы, необходимы инструменты, которые дадут возможность связать стратегические планы с оперативными действиями, осуществляемые сотрудниками международной службы университета. Одним из инструментов, является разработка системы взаимосвязанных показателей на различных уровнях управления, которые дадут возможность производить оценку и контроль эффективности реализации стратегии развития университета. [1]

Цель исследования: Разработать сбалансированную систему показателей эффективности международной деятельности Вятского государственного университета.

Задачи исследования:

- разработать стратегическую карту международной деятельности;

- определить перечень показателей эффективности международной деятельности;

- обосновать минимальные количественные значения для всех показателей, включенных в ССП эффективности международной деятельности.

Методы исследования

Основными методами, которые мы применяли в своем исследовании, являются: анализ, синтез, классификация.

Сбалансированная система показателей (ССП) (англ. – Balanced Scorecard (BSC)) – концепция переноса и декомпозиции стратегических целей для планирования операционной деятельности и контроль их достижения [2].

ССП основана на взаимосвязи 4-х основных блоков показателей, которые позволяют управлять финансовой устойчивостью предприятия:

– блок финансовых показателей;

– показателей состояния потребителей;

– показателей процессов;

– показателей роста и обучения персонала. 

Результаты исследования, их обсуждение

Исследование проводилось в несколько этапов.

1. Разработка стратегическая карта международной деятельности ВятГУ (рис.1).
Одним из основных инструментов разработки сбалансированной системы показателей являются стратегические карты.

Стратегические карты (strategy maps) – это инструмент, позволяющий менеджменту предприятий формулировать и отображать то, как можно эффективно создавать ценность, согласовывая стратегические цели через цепь причинно-следственных связей”, – отмечает А.М. Кузьмин [3].

Рисунок 1 – Стратегическая карта международной деятельности Вятского государственного университета

2. Разработка сбалансированной системы показателей для ФБГОУ ВО «Вятский государственный университет», где возможными показателями эффективности работы университета в сфере международной деятельности могут стать показатели описанные в таблице 1.

Таблица 1 – Сбалансированная система показателей международной деятельности ВятГУ

Составляющая

Цель

Показатель эффективности

Минимальное количественное значение показателя

1. Финансы

Увеличение объема средств от образовательной деятельности, привлеченных из иностранных источников 1.1. Объем средств от реализации дополнительных общеобразовательных программ подготовки иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке

Увеличение на 10% по сравнению с предыдущим годом

1.2. Объем средств от реализации основных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования, полученных образовательной организацией от иностранных граждан и иностранных юридических лиц

Увеличение на 10% по сравнению с предыдущим годом

Увеличение объема средств от научной деятельности, привлеченных из иностранных источников 1.3. Объем средств от научной деятельности, полученный из иностранных источников

Увеличение на 10% по сравнению с предыдущим годом

2. Клиенты

 

 

Увеличить контингент иностранных студентов, обучающихся по основным образовательным программам  

2.1. Удельный вес численности иностранных студентов (кроме стран Содружества Независимых Государств (далее – СНГ)), обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов (приведенный контингент)

Увеличение на 0.104 по сравнению с предыдущим годом

 

2.2. Удельный вес численности иностранных студентов из СНГ, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов (приведенный контингент)

Увеличение на 0.104 по сравнению с предыдущим годом

Развивать академические обмены с зарубежными университетами 2.3. Удельный вес численности студентов, обучающихся по очной форме обучения по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, прошедших обучение за рубежом не менее семестра (триместра), в общей численности студентов, обучающихся по очной форме обучения

Увеличение на 10% по сравнению с предыдущим годом

2.4. Численность студентов иностранных образовательных организаций, прошедших обучение в образовательной организации по образовательным по очной форме обучения по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, не менее семестра (триместра) в расчете на 100 студентов, обучающихся по очной форме обучения

Увеличение на 10% по сравнению с предыдущим годом

Создать условия для реализации образовательных и научных проектов различной направленности 2.5. Количество заключенных соглашений или договоров с зарубежными университетами

Увеличение на 1 по сравнению с предыдущим годом

3. Процессы

Подготовить иностранных граждан к освоению основных программ на русском языке 3.1. Реализация дополнительных общеобразовательных программ подготовки иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке с учетом профилей

5

Повысить привлекательности вуза для корпоративных и индивидуальных клиентов 3.2. Реализация образовательных проектов в соответствии с соглашениями / договорами с иностранными образовательными организациями

4

3.3. Реализация основных образовательных программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, ведущих к получению двух дипломов

1

3.4. Реализация основных образовательных программ бакалавриата, специалитета, магистратуры на иностранном языке

 

1

4. Персонал и инновации

Привлечь высококвали-фицированных иностранных научных работников 4.1. Удельный вес численности иностранных граждан из числа НПР в общей численности НПР

Увеличение на 10% по сравнению с предыдущим годом

4.2. Численность зарубежных ведущих профессоров, преподавателей и исследователей, работающих (работавших) в образовательной организации не менее 1 семестра

Увеличение на 10% по сравнению с предыдущим годом

Обеспечить условия для эффективной иноязычной коммуникации с иностранными клиентами 4.3. Доля сотрудников международной службы университета, владеющих иностранным языком

50%

Создать условия для информирования клиентов об услугах университета 4.4. Количество информационно-справочных систем (сайтов, порталов, веб-страниц), содержащих информацию об университете и реализуемых образовательных услугах, поддерживаемых в актуальном состоянии

9

Показатели 1.2, 1.3, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 4.1, 4.2 данные показателей эффективности международной деятельности университетов, утвержденных Минобрнауки России [4].

Для показателей 1.1, 1.2 и 1.3 минимальное количественное значение устанавливается следующим образом: количественное значение предыдущего года увеличивается на 10%.

Сумма количественных значений показателей 2.1 и 2.2 по данным на конец 2017 года составила 1,96. Через 5 лет эта сумма должна достигнуть значения 3. Соответственно, ежегодно данные значения должны увеличиваться на 0,208. Поэтому для показателей 2.1 и 2.2 минимальное количественное значение определяется следующим образом: берется количественное значение из 1-Мониторинг за 2017 год и ежегодно прибавляется 0,104 (0,208/2).

Для показателей 2.3 и 2.4 минимальное количественное значение устанавливается следующим образом: количественное значение предыдущего года увеличивается на 10%.

В настоящее время ВятГУ имеет 12 действующих договоров с иностранными организациями (Латвия, Китай, Чехия, Таджикистан). Предлагается увеличивать количество заключаемых договоров на 1 ежегодно.

В настоящее время в университете разработаны дополнительные общеобразовательные программы по 5 профилям:

-          экономический;

-          медико-биологический;

-          инженерно-технический;

-          естественнонаучный;

-          гуманитарный.

Таким образом, общее количество готовых к реализации дополнительных общеобразовательных программ – 11. Как правило, слушатели подготовительного факультета выбирают обучение по 2-3 профилям. Поэтому минимальное количественное значение показателя 3.1 устанавливается на уровне 5 (2 профиля).

В настоящее время ВятГУ реализует следующие совместные с иностранными вузами-партнерами образовательные проекты:

- программа подготовки бакалавров 45.03.02 Лингвистика, профиль «Русский и английский языки для иностранных граждан» (с Хэйхэским университетом);

- программа подготовки бакалавров 45.03.01 Филология, профиль «Русский язык и литература» (с Хэйхэским университетом).

В 2019 году запланирован запуск нового проекта – программа подготовки бакалавров 45.03.02 Лингвистика, профиль «Китайский и английский языки» (с Хуанганским педагогическим университетом).

Перспективным является совместный с Хубэйским университетом проект разработки программы подготовки бакалавров 41.03.05 Международные отношения на английском языке.

В связи с вышеперечисленным целесообразным является установка количественного значения показателя 3.2 – 4 (два действующих проекта, которые требуют дальнейшего развития и расширения; два новых перспективных проекта).

Для показателя 3.3 целесообразно установить минимальное количественное значение 1, т.к. имеется потенциальная возможность заключения дополнительного соглашения к действующему договору с Балтийской международной академией (Латвия), предметом которого будет разработка программы подготовки магистров 38.04.02 Менеджмент, профиль «Master of business administration», ведущей к получению двух дипломов – российского и европейского.

Для показателя 3.4. также можно установить количественное значение 1, т.к. на переговорах с Хубэйским университетом достигнута договоренность о разработке программы подготовки бакалавров 41.03.05 Международные отношения на английском языке.

Для показателей 4.1 и 4.2 минимальное количественное значение устанавливается следующим образом: количественное значение предыдущего года увеличивается на 10%.

В связи с тем, что запланировано расширение сотрудничества как со странами ближнего зарубежья (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан), которые являются в основном русскоговорящими, так и со странами дальнего зарубежья (Китай, Индия, страны Восточной Европы и другие), где рабочим языком является английский, то целесообразным является доведение доли сотрудников международной службы университета, владеющих иностранными языками, до 50%. Кроме того, работа со слушателями подготовительного факультета, которые еще не освоили русский язык, также проводится с использованием иностранных языков (преимущественно английский и французский). Введение показателя 4.3 в СПП также необходимо в связи с планами по разработке программ высшего образования на английском языке. Этот процесс потребует постоянной коммуникации с представителями вуза-партнера на этапе разработки и согласования программы, а на этапе реализации – с обучающимися, которые преимущественно будут общаться с сотрудниками международной службы на английском языке, хотя ФГОС и предполагает освоение ими русского языка как средства коммуникации.

В настоящее время университет размещает информацию о своих образовательных услугах для иностранных граждан на 7 информационных ресурсах:

- официальный сайт университета www.vyatsu.ru (на русском, английском и китайском языках);

- официальный сайт университета на английском языке www.vyatsu.com;

- сайт для иностранных абитуриентов и студентов info.vyatsu.ru;

- официальный сайт для отбора иностранных граждан для обучения в России russia.study;

- официальный сайт russia.edu;

- информационно-справочный портал ООО «Экспорт образования» all-study.com;

- информационно-справочный портал ООО «Ассоциация гуманитарного сотрудничества» rustudent.org;

- информационная система Unica с приложением для мобильных устройств на платформе Android и iPhone;

- страница подготовительного факультета вКонтакте.

Данные информационные ресурсы содержат разнообразную информацию о деятельности ВятГУ: перечень программ для приема иностранных граждан, количество мест для поступления на бюджет и контракт, описание особенностей прохождения легализации иностранных документов об образовании и процедуры признания иностранного образования, анонсы мероприятий и отчеты о проведенных мероприятиях и т.д. Поддержание всех этих ресурсов в актуальном состоянии требует значительных усилий. На наш взгляд, количество собственных и внешних информационных ресурсов достаточно для выполнения различных функций:

- информирование абитуриентов об услугах ВятГУ;

- информирование потенциальных партнеров (зарубежные школы, университеты, рекрутинговые агентства) о возможностях вуза;

- информационно-правовая поддержка иностранных студентов;

- освещение событий из жизни университета и другие.

В связи с вышесказанным предлагаем установить минимальное количественное значение показателя 4.4 – 9. Здесь главным будет не увеличение количества ресурсов, а обеспечение актуальности содержащейся информации.

Выводы

Таким образом, в результате исследования была разработана сбалансированная система показателей эффективности международной деятельности Вятского государственного университета, определены показатели эффективности и их минимальные значения. Разработанная сбалансированная система показателей учитывает как установленные государством требования к эффективности деятельности образовательной организации в сфере международной деятельности, так и требования, определенные внутри организации и обеспечивающие максимальное использование имеющегося потенциала организации (финансового, кадрового, материально-технического, лицензионного и пр.).

Перспективами дальнейшего исследования мы можем назвать следующие направления:

- разработка и реализация плана мероприятий по внедрению сбалансированной системы показателей, например, изменение организационной структуры международной деятельности ВятГУ для внедрения ССП;

- контроль за реализацией мероприятий по внедрению ССП;

- мониторинг показателей функционирования ССП международной деятельности.


Библиографический список
  1. Билалова Е.М., Кичиханова П.М. Применение системы сбалансированных показателей в вузе (на примере дагестанского государственного университета) // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 2-3. – С. 472-476; URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=39958 (дата обращения: 10.06.2019).
  2. Каплан, Р.С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Р.С. Каплан, Д.П. Нортон; Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006. – 320 с.
  3. Кузьмин А.М. Метод “Стратегические карты”// URL: https://www.inventech.ru/pub/methods/metod-0032/ (дата обращения: 10.06.2019).
  4. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования. URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo (дата обращения 11.06.2019)


Все статьи автора «Коваленко Полина Вадимовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: