УДК 331.1

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА

Дикарева Ирина Александровна
Ульяновский государственный университет
студент 4 курса факультета трансферных специальностей

Аннотация
В статье рассматриваются понятие, функции и значение стимулирования труда в современной организации. Тема исследования является актуальной, поскольку на сегодняшний день стимулирование персонала является основным инструментом обеспечения эффективного использования ресурсов организации.

Ключевые слова: , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Дикарева И.А. Понятие и сущность стимулирования труда // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2019. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2019/01/16410 (дата обращения: 11.02.2019).

В настоящее время самым важным ресурсом организации является ее персонал, поскольку именно от качества труда зависит успех компании. Таким образом, задача современного менеджера состоит в максимально эффективном использовании возможностей работников. Достижение данной цели невозможно без стимулирования [1, с.159].

Под стимулом в науке менеджмента принято понимать побудительную причину поведения, заинтересованность в совершении чего – либо. По мнению Е.В. Эрентраур, стимул – это воздействие на работника с целью корректировки его поведения в организации [2, с.155], а некоторые авторы, в том числе И.В. Горбачев, рассматривают данное понятие как благо или набор благ, формирующий мотив труда [3, с.30].

Однако на наш взгляд, более точное определение дает А.В. Шилаев, исследователь раскрывает рассматриваемую дефиницию как внешнее воздействие на работника со стороны руководства с целью побуждения его к эффективной деятельности и характеризует ее с двух позиций:

1.Со стороны администрации предприятия – стимул является инструментом достижения цели.

2. Со стороны работника – стимул является возможностью получения дополнительных благ (позитивный стимул) или возможностью их утраты (негативный стимул) [4, с.106].

В связи с этим выделяется позитивное стимулирование (возможность получения бонуса или премии) и негативное стимулирование.

На сегодняшний день существует множество определений понятия «стимулирование труда». Так, А.А. Когдин считает, что стимулирование труда представляет собой комплекс мер, являющихся средством удовлетворения конкретных потребностей работника [5, с.80], М.Б. Банных понимает под данным понятием совокупность методов воздействия на работника с целью удовлетворения определенных потребностей, направленных на побуждение к улучшению трудовой деятельности [6, с.31], а А.В. Виноградов  – способ вознаграждения работников за труд, основанный на сопоставлении эффективности труда и вознаграждения [7, с.109], О.В. Лобцова же говорит о стимулировании труда, как о совокупности экономических, организационных и социально – психологических рычагов воздействия на работника, учитывающих его внутренние побудительные мотивы и направленных на обеспечение заинтересованности персонала в результатах труда, соответствующих цели организации [8, с.98].

Исходя из вышеперечисленных мнений, можно сделать вывод, что стимулирование труда – это совокупность требований, наказаний и поощрений, учитывающих побудительные мотивы человека, при помощи которых руководство организации осуществляет воздействие на работника с целью улучшения его трудовой деятельности.

Таким образом, стимулирование труда обладает следующими признаками:

1.Осуществляется администрацией, руководством организации;

2.Учитывает побудительные мотивы работника;

3.Направлено на  повышение эффективности трудовой деятельности работника.

Стимулирование труда обладает набором определенных функций. По мнению О.В. Лобцовой , в данный набор входят:

1.Экономическая функция, которая выражается в том, что стимулирование труда содействует повышению эффективности производства, увеличивая  производительность труда и улучшая  качество продукции.

2.Нравственная функция, которая проявляется в формировании за счет стимулов активной жизненной позиции и высоконравственного климата в обществе.

3.Социальная  функция, которая выражается в различном уровне доходов, поскольку доходы людей в значительной степени зависят от применяемых стимулов. Так формируется социальная структура общества. [8, с.99].

Такие исследователи, как В.Н Белкин и О.А. Антонова, выделяют социально-психологическую функцию стимулирования. Данная функция, по мнению авторов, заключается в воздействии, которое оказывает вся организация системы стимулирования на формирование внутреннего мира работника: его потребностей, ценностей, ориентации и установок, а также на формирование того или иного типа отношения к труду [9, с.83]. На наш взгляд, социально-психологическая функция тесно связана с нравственной функцией, отражающей степень влияния стимулирования на формирование нравственных качеств работника и  трудовой морали, поэтому в отдельном выделении не нуждается.

По мнению некоторых исследователей, в том числе Т.В. Подлегаевой, стимулирование оказывает воздействие на такие характеристики деятельности:

1. Усилие, которое заключается в задействовании работником при выполнении трудовой функции максимального количества мощностей, умений и навыков.

2. Старание, которое выражается в стремлении персонала работать с полной отдачей, не отлынивать от заданий, повышать свою квалификацию и совершенствовать  способности.

3. Настойчивость, которая заключается в выполнении сотрудником начатой работы с интересом, желанием.

4.Добросовестность, которая выражается в ответственном осуществлении работы, с учетом всех необходимых требований и регулирующих норм.

5. Направленность, указывающая на то, к чему стремится работник, осуществляя определенные действия. Человек может выполнять работу потому, что она приносит удовлетворение или потому, что стремиться помочь организации добиться поставленных целей [10, с.219].

Таким образом, стимулирование труда является важнейшим инструментом повышения эффективности работы предприятия, который, воздействуя на характеристики деятельности работников, позволяет улучшить качество выпускаемого продукта или услуги.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Шапиро С.А. Основы трудовой мотивации: учебник. – М.: «КноРус»,2016. 296 с.
  2. Эрентраут Е.В. Стимулирование труда государственных служащих//Международный научный журнал «Символ науки». 2017. №3. С. 154-156.
  3. Горбачев И.В. Стимулирование труда как экономическое явление// Челябинский гуманитарий. 2015. №4. С. 30-34.
  4. Шапиро С.А. Факторы повышения эффективности труда персонала: учебник. – М.: ИД «АТИСО», 2012. 222 с.
  5.   Когдин А.А Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом//Основы экономики, управления и права. 2012. №4. С. 80-83.
  6. Банных М.Б. Методы мотивации и стимулирования  труда в организации//Проблемы экономики и менеджмента. 2016. №1. С.31-34.
  7. Виноградов А. В. Разработка программ стимулирования труда//Молодой ученый. 2018. № 41. С. 109-115.
  8. Лобцова О.В. Стимулирование труда работников//Вестник ЧитГУ. 2012. №3. С. 97-103.
  9. Белкин В.Н. Зарубежный опыт стимулирования труда менеджеров компании//Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 2. №1. С.79-85.
  10. Подлегаева Т.В. Заработная плата как основа системы оплаты и стимулирования труда//Инновационная наука. 2017. №5. С. 217-220.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Дикарева Ирина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация