О ФОРМИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МАРШРУТОВ В ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Роменский Дмитрий Юрьевич1, Тохиров Махмуджон Муроджон угли2
1Российский университет транспорта (МИИТ), заместитель директора ЦНКТИ, ИУИТ
2Российский университет транспорта (МИИТ), студент

Аннотация
В статье рассмотрено стремление достижения транспортной независимости постсоветских стран и немногие причины упадка железнодорожных линий. Рассмотрены актуальные планы для развития транспортных коридоров и нереализованных проектов и транспортная геополитика стран, формирование принципиально новой топологии и структуры железнодорожных перевозок, новые маршруты в период с 1991 по 2018 гг. и эффекты, которые страны достигли от такого строительства.

Ключевые слова: , , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Роменский Д.Ю., Тохиров М.М.у. О формировании международных железнодорожных маршрутов в постсоветском пространстве // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2019. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2019/01/16401 (дата обращения: 15.03.2024).

Основные причины противоречий состоят в следующем

  1. Территориальные проблемы из – за произвольного определения границ.
  2. Межэтническая вражда
  3. Экономические противоречия
  4. Фактор влияния других стран
  5. Борьба за лидерство в регионе

В данный момент новый виток противостояния внешних акторов характеризуется, с одной стороны, попытками реализации интеграционных проектов в рамках Евразийского и Таможенного союзов, с другой – планами США и Китая по возрождению в том или ином виде Великого Шелкового пути.

Сравнение количество железнодорожных пограничных проходов в СССР и данный время.

Россия-Украина 20*1 16*2
Россия-Грузия 1 1
Россия-Азербайджан 1 1
Россия-Казахстан 22 20
Белоруссия-Украина 7 6
Украина-Грузия 1 1
Грузия-Армения 1 1
Грузия-Азербайджан 1 1
Армения-Азербайджан 4 0
Азербайджан-Туркменистан 1 1
Азербайджан-Казахстан 1 1
Казахстан-Киргизия 3 3
Казахстан-Узбекистан 4 5
Узбекистан-Киргизия 4 4
Киргизия-Таджикистан 1 1
Узбекистан-Таджикистан 4 4
Узбекистан-Афганистан 1 1
Узбекистан-Туркменистан 7 7
Туркменистан-Афганистан 1 1

*1-  СССР

*2- данное время

Исходя из таблицы, после развала СССР пограничных переходов сократился незначительно из-за политического и социалистического противоречий между странами.

Геополитика транспортных коридоров в Центральной Азии

Между тем в последние годы на региональной арене появляются все новые игроки, преследующие свои цели и задачи Целью программы – ТРАСЕКА – ставится развитие транспортной инфраструктуры и выход ЕС к Китаю через территорию Центральной Азии в обход России. В частности, Иран пытается направить транзит товаров из Центральной Азии через свою территорию к портам Бендер-Аббас и Чахбехар и, таким образом, превратить их в транспортно-логистический хаб. Внешние игроки оказывают серьезное влияние на формирование торгово-транзитных путей и маршрутов. Транспортно-транзитный потенциал Центральной Азии объективно становится одним из основных инструментов нынешнего геополитического противостояния в регионе.

Узбекистан

Географическая замкнутость является, пожалуй, основным фактором, определяющим формирование международных транспортных коридоров для Узбекистана. При этом страна обладает определенными преимуществами своего месторасположения в регионе. Поэтому Ташкент пытается использовать возникающий спрос на транспортно-логистические услуги со стороны как региональных, так и нерегиональных государств.

Кыргизистан.

В силу своего геополитического положения и размера Кыргызстан вынужден искать баланс между транзитными интересами сопредельных государств, одновременно отстаивая свои приоритеты в создании транспортных коридоров.

Таджикистан

Республика Таджикистан, как и остальные страны Центральной Азии, прикладывает значительные усилия для того, чтобы реализовать свой транзитный потенциал. С этой целью руководство республики пытается максимально использовать повышенный интерес внешних игроков к региону. С помощью их инвестиций Душанбе рассчитывает решить важную проблему национальной безопасности – выстроить единую транспортную систему внутри страны, диверсифицировать пути доставки экспортируемых и импортируемых товаров, связать себя прямым соединением со всеми приграничными странами.

Туркменистан

Развитие сотрудничества в транспортном секторе является приоритетным для внутренней и внешней политики Туркменистана. Причем власти Туркменистана, имеющего официальный статус нейтрального государства, особо подчеркивают геоэкономический аспект транспортных коридоров. В качестве примера можно привести активное участие туркменской стороны в строительстве железной дороги Казахстан – Туркменистан – Иран, которая представляет собой важную часть транспортного коридора Север – Юг.

Свою заинтересованность Ашхабад проявляет также в создании транзитного коридора Узбекистан – Туркменистан – Иран – Оман, который позволит выйти к морским портам Омана. Таким образом, несмотря на желание Туркменистана делать основной упор на геоэкономическую составляющую в развитии транспортных коридоров и транспортного потенциала, геополитический аспект может сыграть важную роль. Туркменские власти в перспективе видят свою страну в качестве основного транспортного хаба в Центральной Азии.

Россия

Россия объективно заинтересована в получении определенного контроля над транзитными коридорами в Центральной Азии и вокруг нее. Это является одним из проявлений геополитического противостояния в регионе, в которое вовлечена Россия и другие державы..У данной инициативы с точки зрения российского руководства есть неплохие перспективы. Впрочем, у России готов запасной вариант. Дело в том, что маршрут можно скорректировать через восточное побережье Каспия, где после ввода в эксплуатацию железной дороги Казахстан – Туркменистан – Иран осталось только соединить казахстанский участок с российским. Таким образом, коридор Север – Юг в любом случае имеет достаточно высокие шансы на существование.

 Интересы США

Концепция Нового шелкового пути, появившаяся недавно в США, в некоторых экспертных кругах рассматривается в качестве альтернативной российским и китайским транспортно-логистическим инициативам. В период правления президента Барака Обамы была презентована очередная стратегия «Новый шелковый путь». В июле 2011 года ее представила госсекретарь США Хиллари Клинтон во время визита в Индию. Программа направлена на стабилизацию Афганистана путем использования его транзитного потенциала для установления торговых связей между странами Центральной и Южной Азии. Стабилизация Афганистана отвечает интересам всех стран региона, что объясняет их заинтересованность в этом проекте. К примеру, Узбекистан соединил свою сеть железных дорог с Афганистаном, построив дорогу до города Мазари-Шариф. Формирование маршрутов через территорию Афганистана отвечает и геоэкономическим интересам Китая.

Интересы Европейского союза

Свою транспортную политику Евросоюз связывает с развитием экономик центральноазиатских стран, которые смогут получать существенные денежные поступления в бюджеты от транзита товаров. По предварительным оценкам, доход может достичь 750 млн. долл. Часть экспертов также склонны воспринимать развитие экономик как инструмент, способный снизить влияние Москвы на Центральную Азию.

Интересы Ирана

Транспортные интересы Ирана в Центрально-Азиатском регионе следует рассматривать в двух плоскостях: торгово-экономической и геополитической. С одной стороны, Тегеран надеется превратить свои морские порты в узловую точку для товаров, идущих в Центральную Азию и из нее. С другой – Иран стремится получить прямое соединение со странами Центрально-Азиатского региона. Отсюда Тегеран также сделал акцент на развитие железнодорожной инфраструктуры в Центральной Азии.

Упадка некоторых железнодорожных линий

  1. Железнодорожная линия Карасу — Джалал-Абад — Кок-Янгак находится в Джалал-Абадской и Ошской областях Кыргызской Республики, Андижанской области Республики Узбекистан. Протяжённость железнодорожной линии составляет 58 километров, в том числе 29 километров — недействующий (по состоянию на 2008 год) Маршрут ликвидирован после нарушения таможенных прав между странами.
  2. Орск – Никель-Тау. Расстояние между пунктами – 201км. Примерное время поездки – 4 ч 6 м. Этот маршрут ликвидирован долгое время. Его восстановили 2017 году.
  3. Свислочь – Черемха. Это маршрут между странами Польши и Беларуссы. Маршрут ликвидирован из-за неизвестных причины. В начале этого года во время встречи делегации двух стран, они договорились восстановить маршрута. Основные причины восстановление маршрута это большой спрос для .
  4. Очамчири – Ингири. Это маршрут между странами Россией и Грузией. Маршрут ликвидирован из-за неизвестных причины. 2015 году РЖД сообщил что в данной момент идет процесс восстановление маршрута.

Новые перспективные железные дороги
в постсоветском пространстве

В 1992 г. завершено строительство 14-километровой железной дороги Аревик-Баяндур (южный обход г. Гюмри). Проложена также 14-километровая ветка Армавир (быв. Октемберян)-Аршалуйс. В 1996 г. был разработан проект строительства дороги Ереван-Ехегнадзор-Капан-Мегри-Дузаль-Тебриз, которая свяжет Армению с Ираном через горные хребты Зангезура. В 1998 г. Турция предоставила кредит на строительство однопутной дороги Ахалкалаки-Карцахи-Карс (длина ее на территории Грузии — 20 км). Она обеспечит прямой железнодорожный выход казахстанской и азербайджанской нефти в турецкий порт Джейхан. Достык (быв. Дружба)-Алашаньхоу (Китай) в 1992 г., соединившая сеть в Восточном Казахстане с сетью Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. В 1993 г. началось проектирование Транскиргизской железной дороги Балыкчи (Рыбачье)-Кочкорка-Казарман-Кара-Кече-Джалал-Абад длиной 900 км. В 1988 г. был введен в строй западный объездной участок вокруг Вильнюса длиной 24 км между станциями Киртимай и Лянтварис, а в 1991 г. — южный объезд Вильнюса между станциями Кивишкес-Немежис-Вальючюнай-Вайдотай длиной 32 км. В августе 1994 г. была сдана 5-километровая ветка Артык (в 94 км к юго-востоку от Ашхабада)-Лютфабад (на территории Ирана). В более отдаленной перспективе намечено также сооружение железных дорог Дашховуз-Ашгабат (через Каракумы), Керки—Тагтабазар (станция на линии Мары—Кушка). Такая изолированность как западной, так и юго-восточной сети вынудила правительство приступить к сооружению линий в обход территории Туркменистана. В декабре 1995 г. начала строиться линия Гузар-Байсун-Кумкурган  длиной 222 км, которая должна соединить с главной сетью страны юго-восточный изолированный куст Сурхандарьинской обл. Ее открытие состоялось 24 августа 2007 года.

Неосуществленные проекты

Индоволжская железная дорога. Цель железных дорог в Среднюю Азию: 1) оживление этого края, закрепление его за Россией и 2) торговля с Индией и Китаем, притом не только собственно русская, но и транзитная торговля всей Европы с большею частью Азии – через Россию.

Атырау–Индер–Уральск (вдоль реки Урал) –  Он, во-первых, по кратчайшему маршруту «соединит» Узбекистан и Казахстан с Россией. А во-вторых, позволит равномерно распределить грузопотоки, подчеркнем, между тремя крупнейшими международными магистралями: Саратов (РФ)–Уральск–Актюбинск–Кандагач (Казахстан)–Орск (РФ)–Астана (Казахстан), Ташкент (Узбекистан)–Кандагач–Актобе (Казахстан)–Илецк (РФ)–Уральск (Казахстан)–Саратов (РФ) и Кунград (Узбекистан)–Бейнеу–Макат–Индер (Казахстан)–Александров Гай–Саратов (РФ). Одновременно снизится риск перегруженности прикаспийской железной дороги РФ–Казахстан (Астрахань–Аксарайск–Атырау–Макат). А в целом эти факторы повысят конкурентоспособность стальных магистралей РФ и Казахстана на евроазиатском рынке транзитных перевозок.

Проект века – “Ангрен – Пап”

Что означает строительство железной дороги Ангрен — Пап для самого Узбекистана и для его соседей? Посмотрим с разных точек зрения:
С транспортной точки зрения. Узбекистан ликвидирует транспортную изоляцию своей части Ферганской долины. Если раньше по узбекской территории туда из Ташкента можно было приехать только по автодороге через перевал Камчик, то теперь параллельно ей есть железная дорога, которая не так сильно зависит от погоды зимой. Также, если раньше узбекские поезда вынуждены были ходить из Бекабада в Коканд через таджикский Худжанд, то теперь это не так. В общем, завершение строительства железной дороги означает резкое улучшение транспортной связности Узбекистана. Для Китая этот участок является одним из выхода до Европы.
С геополитической точки зрения. Железная дорога снижает зависимость Узбекистана от Таджикистана. Ташкент теперь не нуждается в транзите через территорию соседа. Заодно также становятся сильнее позиции Узбекистана по отношению к Киргизии. Этот участок возникает живую конкуренция между Казахстаном и Узбекистаном.



Все статьи автора «Тохиров Махмуджон Муроджон угли»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: