КАДРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА, КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Ханипов Иван Фаннурович
Уральский государственный экономический университет
студент

Аннотация
Значение сельского хозяйства невозможно переоценить, ведь эта отрасль нисколько не уступает, а может и превосходит, в своей стратегической важности промышленность.
Данная тема никогда не потеряет своей значимости, потому как без должного развития сельского хозяйства, как части агропромышленного комплекса РФ, продовольственная, а в следствие и национальная безопасность нашей страны не может быть обеспечена.

Ключевые слова: , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Ханипов И.Ф. Кадровая безопасность агропромышленного комплекса, как один из аспектов продовольственной безопасности Свердловской области // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2018/06/16095 (дата обращения: 13.03.2024).

Без преувеличения одним из важнейших стратегических документов Российской Федерации является Доктрина продовольственной безопасности.

В данном документе особо выделяется, что продовольственная безопасность – это один из важнейших элементов национальной безопасности страны.

Сюда относится не только количественный показатель обеспеченности продуктами питания населения страны, но и контроль и регулирование качества сельскохозяйственной продукции со стороны государства, в том числе и предназначенной для импорта. Не только политические причины, но и претензии к качеству ввозимых товаров АПК, стали основанием наложения ограничений на ввоз в РФ иностранной, преимущественно западной, продукции [1].

Значение сельского хозяйства невозможно переоценить, ведь данная отрасль нисколько не уступает, а может и превосходит, в своей стратегической важности промышленность.

Данная тема никогда не потеряет своей значимости, потому как без должного развития сельского хозяйства, как части агропромышленного комплекса РФ, продовольственная, а в следствие и национальная безопасность нашей страны не может быть обеспечена.

Все усилия со стороны западных стран в части экономических ограничений в виде санкций становятся ничтожны при обеспечении продовольственной независимости и обеспечения ее автономности хотя бы в сфере наиболее значимых для населения сельскохозяйственных товаров.

Свердловская область не является исключением. Для нее характерны те же риски, что и для всей страны в целом. Одной из важнейших причин ограничения обеспечения продовольственной безопасности является социально-демографический кризис уральского села. Иначе говоря, уральская деревня вымирает и не может обеспечить сельскохозяйственный сектор экономики страны достаточным количеством квалифицированных трудовых ресурсов.

После проведения в СССР промышленной реформы и провозглашением курса индустриализации население села стало перемещаться в города. Молодое, наиболее социально-активное и перспективной население советской, а потом и российской деревни перебралось в городскую черту и предпочло профессии, не связанные с сельским хозяйством.

Сильно качнул демографическую ситуацию села в негативную сторону распад Советского союза, так как миграция в города увеличилась в разы. Причиной данной миграции послужило: во-первых отсутствие желания селян трудится на земле за небольшие деньги, а во-вторых улучшение своих социально-бытовых условий. Сельский труд стремительно утратил свою популярность в молодежной среде. Плюс ложкой дегтя послужил высокий уровень морально-нравственного разложения населения села, деревенское население попросту стало активно спиваться, тунеядство и наркомания приобрело колоссальные размеры. Вследствие чего уровень преступности, среди молодежи, превысил все допустимые пределы.

Российская деревня, вследствие социально-экономических процессов, перестала быть оплотом социально-культурных и духовных традиций и морали.

Дальнейшее отсутствие внимания к проблеме вырождения и деградации села повлекло за собой катастрофическое разрастание социально-демографического кризиса. Естественно, данные факторы никак не могли положительно повлиять на эффективное развитие агропромышленного комплекса страны.

Знакомясь с производственной деятельностью сельскохозяйственных предприятий Свердловской области и анализируя ее, приходишь к выводу, что уровень профессионализма и квалификации персонала, является ключевым фактором в повышении производительности и качества труда в сельхозпроизводстве. Без квалифицированных кадров невозможно вывести свою сельскохозяйственную продукцию на конкурентный уровень.

При анализе агропромышленного комплекса Свердловской области выделяются следующие проблемы:

  • слабая профессиональная подготовка кадров;
  • “старение” кадров, сопровождающееся нежеланием молодых специалистов работать в сельском хозяйстве;
  • высокая сменяемость руководителей и специалистов из-за отсутствия экономической стабильности в аграрном секторе;
  • несовершенство существующих методов оценки образовательных потребностей в АПК;
  • нехватка финансовых ресурсов у хозяйств.

Проблема дефицита профессиональных кадров в Свердловской области актуальна во всех сферах экономики, но особенно остро она ощущается в сельском хозяйстве. Неготовность работодателей в сельском хозяйстве улучшать условия труда привела к утечке квалифицированных кадров, и восполнить этот дефицит невозможно из-за низкого престижа работы в сельской местности. Выпускники учебных заведений предпочитают работать не по специальности, оставаясь в городе. Отсюда вытекает другая – проблема старения кадров, что снижает эффективность труда.

Нынешний кадровый состав сельскохозяйственной отрасли региона стареет в целом. В настоящее время в предпенсионном возрасте находится значительная доля работников, занятых ручным трудом в процессе животноводства и растениеводства. Средний возраст руководителей в области составляет 50 лет, средний возраст работающих – 44-46 лет. Доля работающих руководителей и специалистов – пенсионеров составляет 13%. Высшее образование среди руководителей сельхозпредприятий имеют 74%, среди главных специалистов – 67%. Не хватает квалифицированных специалистов, знающих современную технику, умеющих использовать новейшие технологии. Кроме «старения» имеющихся кадров и снижения качества кадрового состава, ситуацию усугубляет сохраняющаяся тенденция общего сокращения количества работающих в сельскохозяйственном производстве [8].

Сложившаяся за годы тенденция вырождения села приводит к тому, что на земле уже попросту некому работать, и все попытки региональной власти поднять уровень сельского хозяйства не приводят к положительным результатам. В отраслевой численности занятого населения доля работающих в сельском, лесном и рыбном хозяйствах по Свердловской области сократилась с 26452 чел. в 2013 году до 24461 чел. в 2016 году.[11] В сельскохозяйственных организациях Свердловской области за этот же период, численность работников сократилась на 8,3%, в т. ч. в сельском хозяйстве на 7,5% [7]

Кадровая проблема обостряется и тем, что работодатели не могут обеспечить достойный уровень оплаты труда. Тяжелый сельский труд считается непрестижным также из-за сезонности работ. Заработок зависит от реализованной продукции, хотя трудозатраты и вложения могут быть разные при одинаковых объемах продукции. Падение уровня заработной платы – один из основных факторов резкого снижения развития сельского хозяйства. На текущем этапе различия между уровнем оплаты в сельском хозяйстве и в городах составляют 60%. Как подтверждают данные Минсельхоза РФ, в 2016 году среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве составила 20,02 тыс. рубля, в то время как в целом по России она составила 36,2 тыс. рублей.

Разница в уровне доходов трудящихся села и города только увеличивается. Постоянный финансовый дефицит ведет к вырождению трудовой элиты села, причем данное явление до сих пор остается всероссийским.

По состоянию на 2016 года среднемесячная заработная плата в сельскохозяйственных организациях Свердловской области, составляла чуть более 23 тыс. рублей (информация по полному кругу организаций), в то время как в среднем по области – около 33 тыс. рублей. [7]

Немаловажное обстоятельство, которое становится препятствием для выпускников школ из сельской глубинки, чей «стартовый капитал» меньше – это то, что вузы сосредоточены в основном в крупных городах. Поступить им на учебу крайне сложно, поэтому значительную часть студентов составляют горожане, которые вряд ли после окончания вуза поедут работать на село. Результаты социологических исследований показали, что половина учащихся выпускных классов сельских школ сегодня не заинтересована в трудовой подготовке по сельскохозяйственному профилю, только 15% изъявляют желание быть высококвалифицированными специалистами и лишь 9% стремятся к получению сельскохозяйственной профессии. Отпугивает молодых незначительность перспектив, как в карьерном, так и социальном планах.

Сельское хозяйство является базовой частью, фундаментом агропромышленного комплекса страны. Оно выделяется из других секторов национальной экономики. Из товаров конечного потребления населением 75% составляет сельскохозяйственная продукция. Причем средняя семья в России тратит примерно 50% расходной части бюджета на продукты питания. Данный анализ показывает, что сельское хозяйство является отраслью не просто необходимой, а жизненноважной и людям, трудящимся здесь просто необходимо чувствовать свою необходимость и важность. Сельский труд должен по достоинству оцениваться не только государством, но и населением страны. Усиление внимания к проблемам уральской деревни, является стратегическим вопросом, так как напрямую связано не только с продовольственной безопасностью, но и с социально-демографическим аспектом жизни Свердловской области.

Развитие сельского хозяйства – процесс комплексный, в котором все принимаемые меры очень сильно взаимосвязаны и оказывают друг на друга существенное влияние. Поэтому привлекательность сектора тесно взаимосвязана со степенью развития инфраструктуры.

Одной из проблем, снижающих заинтересованность людей в работе на селе, является состояние инфраструктуры сельского хозяйства. Причем это касается не только технической оснащенности предприятий, но и других составляющих. Резкое сокращение финансирования со стороны государства в конце прошлого века привело к снижению темпов развития инфраструктуры. Во многих населенных пунктах инфраструктура постепенно пришла в упадок, и не отвечает современным требованиям. Жители сельской местности не испытывают проблем с обеспечением жилья, но жилой фонд намного хуже благоустроен, нежели в городе. Можно выделить несколько основных структурных направлений, представленных в диаграмме, которые нуждаются в развитии:

Если рассматривать ситуацию с социальным обслуживанием – здравоохранением, культурной деятельностью и другими аспектами, становится очевидно, что сельская местность слабо адаптирована для нужд современного человека. В сельских больницах отсутствует современное медицинское оборудование, а для удовлетворения своих нужд людям приходится выезжать в город. Ситуация осложняется повсеместной оптимизацией кадров, в результате которой происходит кадровое сокращение путем объединения организаций в сфере здравоохранения, образования, культуры, почтовой связи и др., т. е. сокращается доступность социально значимых услуг для сельчан.

Ситуацию можно разрешить, налаживая комплексное взаимодействие на всех уровнях инфраструктуры и отлаживая сферу услуг. Поэтому в государственной программе «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 года» предусмотрены мероприятия, реализация которых позволяет создавать условия для привлечения квалифицированных кадров в сельскохозяйственное производство. Таким образом, для решения жизненноважной проблемы кадрового голода необходимо привлекать молодежь в село.Во-первых, нужно комфортное строить жилье. Для этого в 2015 году депутаты Свердловской области приняли закон, согласно которого молодые специалисты на селе имеют право без аукциона получать земли под строительство домов.

Эксперты отмечают, что стратегические цели аграрного образования должны быть тесно увязаны с проблемами решения социальных проблем сельских территорий. Реализация мероприятий по развитию сельских населенных пунктов осуществляется в рамках комплексной программы Свердловской области «Развитие агропромышленного комплекса и сельских населенных пунктов Свердловской области (Уральская деревня») до 2020 года». В программе «Уральская деревня» предусмотрены мероприятия, охватывающие все сферы жизни сельских жителей – развитие сельскохозяйственного производства, медицинское и социальное обслуживание, образование, культура и спорт, строительство и ремонт дорог, а также строительство жилья и газификация сельских населенных пунктов и др. Необходимо развивать инфраструктуру, обеспечивая тем самым село всеми благами городской цивилизации. Потому как молодой специалист не поедет трудиться в деревню, если, элементарно, не будет детских садов, школ, кинотеатров и др. Финансирование программы «Уральская деревня» осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников.

В 2016 году на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, было выделено 135 370,0 тыс. руб. Из федерального бюджета было выделено 47 620 тыс. руб., из областного бюджета – 87 750 тыс. руб. План ввода жилья составляет 7617 кв. м, в т. ч. 5346 кв. м для молодых семей и молодых специалистов. Получили государственную поддержку на строительство (приобретение) жилья в сельской местности 139 семей, в т. ч. 96 молодых семей и молодых специалистов. Из получивших государственную поддержку, 71 семья осуществляет трудовую деятельность на предприятиях АПК, что составляет 51,07% от общего числа участников. В 2013 году данный показатель составлял – 17,9%. [8]

В 2017 году по областной программе «Социальное развитие села» новым жильем будут обеспечены 184 семьи, работающие в сфере АПК. Планируется построить и купить более 10 тысяч кв. м в сельской местности. На эти цели в областном бюджете предусмотрено 190 млн. руб. Программа по субсидированию строительства жилья для специалистов областного агрокомплекса в сельской местности начала действовать с 2014 года по инициативе главы региона Евгения Куйвашева. С 2014 по 2016 году из областного бюджета на решение жилищных вопросов для жителей сельской местности было выделено 347 млн. руб., на эти средства построено и приобретено для нуждающихся селян 33 тысячи квадратных метров жилья. Участниками областной программы льготного обеспечения жильем стали 515 сельских семей, в том числе 352 молодых специалиста. [8]

Основным условием предоставления жилищных субсидий муниципальному образованию является наличие на территории развивающихся сельскохозяйственных предприятий, т. е. предприятий, осуществляющих инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, такие как строительство (реконструкция, модернизация) объектов сельскохозяйственного назначения, объектов переработки и реализации сельхозпродукции, приобретение животных, техники и оборудования. По условиям программы участник мероприятий получает социальную выплату в размере 70 % от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, и вправе ее использовать: на приобретение жилого помещения в сельской местности, на строительство жилого дома в сельской местности, в т. ч. на завершение ранее начатого строительства жилого дома, на участие в долевом строительстве жилых домов в сельской местности. [8]

Финансирование мероприятий по развитию газификации осуществляется за счет средств федерального бюджета, областного бюджета и местных бюджетов. На мероприятия по развитию газификации в сельской местности в 2016 году предусмотрено 116 400 тыс. руб., в т. ч. из федерального бюджета 26 400 тыс. руб., из областного бюджета 90 000 тыс. руб. Планируется построить 14 газопроводов в 10 муниципальных образованиях и ввести в эксплуатацию порядка 30 км новых уличных газовых сетей, что позволит повысить комфортность среды проживания населения. Какие бы усилия не предпринимались для решения кадровой проблемы села, но пока не будет инфраструктурных изменений сельской местности, включающих газификацию, строительство дорог и других мероприятий обеспечивающих комфортный уровень жизни, все усилия будут ничтожны.

Технологичность, опирающаяся на инновации, вот локомотив роста ВВП. Данные требования к процессу производства любой продукции, товаров и услуг являются необходимым элементом в современной экономике. В Свердловской области предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности активно ведут работу по модернизации производственных мощностей, внедряют современные ресурсосберегающие технологии, позволяющие увеличивать объемы и расширять ассортимент выпускаемой продукции. Министерством АПК и продовольствия планомерно реализуется государственная аграрная политика, направленная на повышение эффективности сельского хозяйства в разных отраслях, на рациональное использование сельскохозяйственных земель, использование высокоэффективных технологий, а также современных достижений селекции и генетики. Немаловажно, то, что Свердловская область – один из немногих регионов России, свободных от лейкоза крупного рогатого скота. Кроме того, уже 10 лет в области активно ведется строительство новых и реконструкция старых животноводческих помещений (102 животноводческих помещений на 28 тыс. скотомест), и на сегодняшний день 33% дойного стада содержится в новых современных помещениях. Продолжается процесс роботизирования доения коров. На сегодня сельскохозяйственными организациями приобретены и работают 32 установки роботов-дояров. В 2016 году предприятиями молокоперерабатывающей отрасли продолжилась реализация инвестиционных проектов, направленных на модернизацию и техническое перевооружение производства. Вложенные инвестиции составили около 200,0 млн. руб. [9]

Кадровый голод сельского хозяйства можно удовлетворить, только создав систему подготовки специалистов в высших и среднеспециальных образовательных учреждениях, которая бы привлекала молодых людей, заранее определившихся с выбором своего профессионального пути. Решением проблемы может стать проведение мероприятий по повышению престижа работы в сельском хозяйстве и формированию положительного имиджа отрасли среди населения, таких как тематические семинары и лекции. Улучшение условий труда в сочетании с мотивационными мероприятиями создаст базу, повышающую привлекательность работы в сельской местности для высококвалифицированных кадров.

Необходимо сделать на социальноактивную и устремленную молодежь, которая может и хочет достигнуть профессиональных высот, наладить и внедрить высокотехнологичное производство сельскохозяйственной продукции, сделать труд эффективным, а отдых комфортным, обратить упадок в расцвет.

В учебный процесс образовательных учреждений области необходимо внедрить еще и некоторую экономическую эффективность. Дополнительные финансовые ресурсы можно привлечь за счет реализации сельскохозяйственной продукции, выращенной в процессе обучения студентов и слушателей, на базе образовательных учреждений.

Создание образовательных кластеров, единых комплексов включающих в себя прогрессирующую цепочку образовательного процесса, начиная от среднеспециальной подготовки специалистов сельскохозяйственных направлений и заканчивая высшим и последипломным образованием.

Данная оптимизация системы образования позволит внедрить непрерывную, ступенчатую подготовку специалистов всех уровней.

Одним из стратегических направлений развития агропромышленного комплекса можно считать ведение работы по профориентации в средних образовательных учреждениях Свердловской области. Внедрение в процесс подготовки профильных специалистов АПК специализированных агроклассов как в сельские, так и в городские школы, где подготовка осуществлялась бы с пристрелкой на сельскохозяйственные колледжи, техникумы и вузы, окончив которые будущие специалисты становились бы почетными работниками агропромышленного комплекса страны.

Свердловские учебные заведения имеют сегодня высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, опытных специалистов, обладающих научными знаниями и прочными деловыми связями с предприятиями и агрохолдингами. Основной упор делается на освоение нюансов рыночной экономики и предпринимательства, инновационной и внешнеэкономической деятельности, менеджменту, правовому обеспечению АПК, налогообложению и кредитованию, изучению и созданию современных ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий. Учебные заведения осваивают новые образовательные технологии.

В высшем образовании
произошли наиболее масштабные изменения. Там формально завершен переход к двухуровневой системе, включающей бакалавриат и магистратуру. У студентов должны появиться новые мотивации к получению профессиональных и общекультурных компетенций. Этому способствуют новые технологии обучения, применение активных и интерактивных методов, привлечение к реализации образовательных программ работодателей. Вузам предстоит отладить взаимодействие с работодателями и их объединениями не только в разработке и реализации основных и дополнительных программ, но и в оценке компетенций выпускников.

Так как предприятия АПК являются прямыми заказчиками трудовых ресурсов с определенной степенью профессиональной подготовленности, то им необходимо наладить устойчивую работу с образовательными учреждениям. Направленные от предприятий АПК студенты получали бы дополнительные стипендии от будущих работодателей. По итогам курса обучения не возникало бы проблем с местом прохождения производственной практики, в процессе которой осуществляться бы процесс отбора подходящих специалистов с необходимой квалификацией.

Отрадно отметить, что в 2016 г. Губернатором области было принято решение подготовить комплексную программу по обеспечению квалифицированными кадрами сферу агропромышленного комплекса. Программа должна включать разделы профориентации работающих специалистов, повышения их квалификации, целевого обучения студентов в свердловском аграрном вузе. Все это должно делаться системно. От Губернатора поступило предложение привлечь к этой работе Законодательное Собрание области. Министерству АПК и продовольствия, министерству общего и профессионального образования Свердловской области совместно с Уральским государственным аграрным университетом
(УрГАУ), средними агропромышленными учебными заведениями области, ведущими сельхозпредприятиями поручено начать подготовку программы по кадровой политике в АПК [8].

В прошлом 2017 году Уральский государственный аграрный университет подготовил первый выпуск специалистов по направлению “Ветеринарно-санитарная экспертиза”. Дипломы получили 18 человек. Данная профессия является довольно востребованной среди предприятий АПК.

В разрезе продовольственной безопасности потребность в специалистах ветеринарно-санитарного направления сложно переоценить. Потребность в данных специалистах с каждым годом только растет.

Студенты Свердловской области изучают широкий спектр биологических и ветеринарных дисциплин: анатомию животных, микробиологию, токсикологию, паразитарные, инфекционные и внутренние болезни. Будущих ветсанэкспертов учат методикам проведения различных видов санитарных и ветеринарных экспертиз, в том числе судебных. [10]

Каждый новый поток выпускников УрГАУ сопровождается изрядным количеством новых разработок и открытий, на основе которых выпускники ведут защиту своих дипломных работ.

Многие работы имеют не только научную, но и практическую ценность. Оригинальный вид сыра, новая рецептура тестовой оболочки для полуфабрикатов, опрыскиватель-квадрокоптер, мобильный сервис для сельхозтехники и многое другое.

Многие выпускные работы были связаны с темой привлечения и закрепления молодых специалистов в организациях АПК

Студенты разработали изрядное количество предложений с перспективой претворения в жизнь.

Кроме того, Уральский Государственный Аграрный Университет проводит курсы повышения квалификации по самым актуальным и востребованным темам, а занятия проводят доктора и кандидаты наук, специалисты-практики. [10]

Исторически Россия всегда являлась страной с большой долей аграрного сектора, и благополучие страны напрямую зависело от состояния сельского хозяйства. Основной задачей развития страны как крупнейшей мировой державы является обустройство сельских территорий, в чем ключевая роль принадлежит аграрному образованию. В начале XXI века, когда агропромышленный комплекс Свердловской области вступил в новый период своего развития, от квалификации и компетенции специалистов во многом зависит решение вопросов обеспечения продовольственной безопасности региона, сохранение и возрождение уральского села. Существующие в сельском хозяйстве проблемы кадровой политики требуют комплексного подхода, затрагивающего все структурные уровни, и только целенаправленные действия во всех указанных направлениях помогут изменить ситуацию с трудовыми ресурсами отрасли в лучшую сторону.

Подводя итог выше изложенному, можно сформулировать следующие направления совершенствования кадрового обеспечения предприятий АПК Свердловской области:

- развитие социальной инфраструктуры уральского села;

- внедрение единых образовательных комплексов, включающих в себя все типы образования;

- тесное сотрудничество образовательных учреждений и предприятий АПК Свердловской области;

- внедрение комплексной системы мониторинга трудовых ресурсов и подбора персонала АПК, используя современные информационные технологии.

Решение проблем воспроизводства трудовых ресурсов в сельскохозяйственной области возможно как результат взаимодействия всех участников рынка труда при особой роли государства в лице региональных властей. Разработка и реализация кадровой политики, как региона, так и отдельных участников сельскохозяйственного производства, позволит устранить основные трудности в обеспечении отрасли качественным и высококвалифицированным персоналом.

Таким образом, модернизация АПК Свердловской области должна опираться как на технологичность, так и на систему менеджмента. Ни то, ни другое не может существовать без квалифицированного персонала. Как видно, трудовые ресурсы сельского хозяйства, а за этим понятием стоят обычные люди, являются стратегической составляющей продовольственной безопасности страны.


Библиографический список
  1. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации [Электронный Ресурс] : Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120. – Режим доступа: Система ГАРАНТ:  http://base.garant.ru/12172719/#ixzz4jh1oWcmi;
  2. Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы [Электронный ресурс] : утверждена  Законом Свердловской области “О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 – 2030 годы”. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/429024960;
  3. Об обеспечении продовольственной безопасности Свердловской области [Электронный ресурс] : Закон Свердловской области от 31 января 2012 года N 6-ОЗ : (с изменениями на 22 июля 2016 года). – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/453114222;
  4. Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Свердловской области на период до 2020 года [Электронный ресурс] : постановление Правительства Свердловской области от 16 октября 2013 года N 1228-ПП. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/453135206;
  5. Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 года [Электронный ресурс] : государственная программа Свердловской области : утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 23 октября 2013 года N 1285-ПП. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/453135181;
  6. Публичная декларация целей и задач Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области на 2017 год [Электронный ресурс] / Приказ Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области от 28.12.2016 № 606. – Режим доступа: http://mcxso.midural.ru/uploads/document/1717/prikaz-mshso-ot-28122016-606.pdf;
  7. Анализ производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственных организаций Свердловской области за 2016 год [Электронный ресурс] / Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области. – Режим доступа: http://mcxso.midural.ru/article/show/id/105
  8. Губернатор Свердловской области Куйвашев Евгений Владимирович [Электронный ресурс] : официальный сайт. – Режим доступа: | gubernator96.ru;
  9. Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области [Электронный ресурс] : официальный сайт. – Режим доступа: http://mcxso.midural.ru;
  10. Уральский государственный аграрный университет : официальный сайт. – Режим доступа: http://urgau.ru/104-novosti/609-vypusk-2017-studentam-vruchili-diplomy-uralskogo-gau;
  11. Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области : официальный сайт. – Режим доступа: http://sverdl.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/sverdl/ru/statistics/sverdlStat/enterprises/agriculture/.


Все статьи автора «Ханипов Иван Фаннурович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: