ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ БЛОКЧЕЙН К ВЫПОЛНЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ РОССИИ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО РАССМОТРЕНИЮ ЗАПРОСОВ О НЕОБХОДИМОСТИ СОГЛАСОВАНИЯ СДЕЛОК

Новикова Александра Андреевна
Смоленский государственный университет
студентка кафедры экономики и управления

Аннотация
Данная статья посвящена согласованию сделок с помощью технологии блокчейн. Проведенное исследование позволяет утверждать, что благодаря технологии блокчейн все участники объединены в общую сеть, документы невозможно подделать, а также существенно ускоряет сроки проведения сделок. Данная проблематика имеет многогранный характер.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Новикова А.А. Использование технологии блокчейн к выполнению Федеральной антимонопольной службой России функции государственного управления по рассмотрению запросов о необходимости согласования сделок // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2018/06/16050 (дата обращения: 17.03.2024).

«Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по предоставлению Государственной услуги по рассмотрению запросов о необходимости согласования сделок в соответствии с частью 6 статьи 8 федерального закона от 29.04.2008 N 57-фз “О порядке осуществления иностранных инвестиций  в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства” определяет сроки и последовательность действий Федеральной антимонопольной службы, а также порядок ее взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иностранными инвесторами, юридическими или физическими лицами, входящими в группу лиц с иностранным инвестором, хозяйствующими субъектами и иными лицами при рассмотрении запросов о необходимости согласования сделок».[1]

Началом процедуры рассмотрения запроса является подача заявителем запроса и прилагаемых  к нему документов, необходимых для предоставления  государственной услуги, их прием и регистрация в течение 3 дней. После этого назначается исполнитель в течение 1 рабочего дня, который обязан проверить наличие соответствующих документов в срок (обычно 5 дней).

Если в запросе будут не все документы, которые требовались изначально, то исполнитель подготавливает ответ о невозможности рассмотрения запроса по существу (в течение 5 дней) и информирует  Правительственную комиссию о рассмотренном запросе и ответе по нему.

А если будут приложены все необходимые документы, то:

«Исполнить принимает запрос к рассмотрению и в срок не более чем 5 рабочих дней определяет:

а) факт отнесения хозяйственного общества, в отношении которого подан запрос, к хозяйственным обществам, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

б) факт установления заявителем контроля над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, в результате совершения предполагаемой сделки.»[2]

Если возможно на основании предоставленных заявителем документов определить факты, то рассматривается запрос по существу обычно не более 30 дней. Исполнитель по итогам анализа запроса и установки фактов, предоставляет заявителю проект одного из следующих ответов по существу: о необходимости согласования сделки, об отсутствии необходимости согласования сделок. И информирует Правительственную комиссию  о рассмотренном запросе и ответе по нему.

Когда невозможно на основании предоставленных заявителем документов, определить факты, исполнитель готовит в адрес заявителя хозяйствующего субъекта проект запроса информации о представлении необходимых документов. После того как поступили сведения и документы от заявителя, которых не хватало, исполнитель реализует проверку фактов.

Исполнитель по итогам проверки запроса и установки фактов, предоставляет заявителю  ответы по существу о необходимости согласования сделки или об отсутствии необходимости согласования сделок. После направления заявителю ответа по существу запроса, ФАС России сообщает Правительственной комиссии о рассмотренном запросе и подготовленном на него ответе.

Хранение и согласование определенных данных является главным для согласования сделок. Нынешние методики являются достаточно сложными, в связи с этим необходимо постоянно сверять информацию с массивными системами. Я думаю, что технология блокчейн может стать тем самым структурным изменением. Разберем несколько этапов:

  • Совершение сделок с ценными бумагами.

Встречаются владелец активов и владелец денежных средств, наличие у обоих необходимых средств, для совершения сделок проверяются и подтверждаются автоматически. Они совместно «подписывают» сделку, используя индивидуальные ключи, чтобы разблокировать свои активы и денежные средства, а затем передают права собственности получателю при помощи открытого ключа. Данные о подписанной сделке передается в распределенный реестр для ее подтверждения и отражения в следующем обновлении наряду с одновременным обновлением реестра денежных средств.

  • Обслуживание активов.

В реестр активов заносятся новые эмиссии ценных бумаг. На самом деле сами ценные бумаги могут быть несвязанными, чтобы образованные на их основе личные денежные потоки и права могли передаваться по отдельности. Управление обязательными событиями и распределениями происходит через «умные» контракты, входящие в ценные бумаги. Сложные события можно разделить на простые сделки между эмитентами и инвесторами на условиях «поставка против платежа». Руководящие фондами будут видеть свои инвестиционные пулы в ценных бумагах и смогут управлять средствами своих инвесторов через устройства, созданные в качестве токенов реестра фонда.

  • Сделки с производными финансовыми инструментами

Несвязанные ценные бумаги могут открыть новые возможности в области финансовой инженерии, это будет давать специалистам конструировать уникальные инструменты, которые будут состоять из индивидуальных денежных потоков, которые будут удовлетворять конкретные потребности с точки зрения сроков и кредитных рисков.

Несомненно, технология блокчейн вносит тотальные изменения в структуру согласования сделок. Плюсами новой технологии являются:

До сделки: инвестиции более прозрачны и подтверждены; сокращение кредитных рисков; распределяются статистические данные; процедура идентификации клиента стала намного проще.

Во время сделки: в режиме реального времени надежный подбор контрагента трансакции; беспромедлительный и безотзывный расчет; на условиях «поставка против платежа» происходит автоматическое внесение в реестр денежных средств; автоматическая отчетность и в основном прозрачная система контроля; достаточно высокие нормы борьбы с отмыванием денег.

После сделки:  не присутствует центральный  клиринг для операций с деньгами в режиме реального времени; уменьшение спроса к марже;  ускоренная операция переуступки обязательств и действенная постторговая обработка; универсальное применение активов в блокчейне в качестве обеспечения; автоисполнение «умных» контрактов.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том,  перейдя на электронный документооборот  существенно ускорятся сроки проведения сделок. Блокчейн может сыграть значимую роль в ускорении перехода на безбумажный документооборот.  Помимо этого, стоит отметить повышения прозрачности хода реализации сделки. А также возможность загрузки документов напрямую от компании, повышает комфорт и уверенность участников.


[1] Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по предоставлению Государственной услуги по рассмотрению запросов о необходимости согласования сделок в соответствии с частью 6 статьи 8 федерального закона от 29.04.2008 N 57-фз “о порядке осуществления иностранных инвестиций  в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства”

[2] Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по предоставлению Государственной услуги по рассмотрению запросов о необходимости согласования сделок в соответствии с частью 6 статьи 8 федерального закона от 29.04.2008 N 57-фз “О порядке осуществления иностранных инвестиций  в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Глава III, пункт 3.13.


Библиографический список
  1. Журнал Депозитариум «Технология блокчейн на рынках капитала»; Официальный интернет-портал. URL: https://www.nsd.ru/ru// (дата обращения: 20.05.2018).
  2. Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по предоставлению государственной услуги по рассмотрению запросов о необходимости согласования сделок в соответствии с частью 6 статьи 8 Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ред. от 28.06.2013); Официальный интернет-портал. URL: https://fas.gov.ru//(дата обращения: 20.05.2018).


Все статьи автора «Новикова Александра Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: