«Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по предоставлению Государственной услуги по рассмотрению запросов о необходимости согласования сделок в соответствии с частью 6 статьи 8 федерального закона от 29.04.2008 N 57-фз “О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства” определяет сроки и последовательность действий Федеральной антимонопольной службы, а также порядок ее взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иностранными инвесторами, юридическими или физическими лицами, входящими в группу лиц с иностранным инвестором, хозяйствующими субъектами и иными лицами при рассмотрении запросов о необходимости согласования сделок».[1]
Началом процедуры рассмотрения запроса является подача заявителем запроса и прилагаемых к нему документов, необходимых для предоставления государственной услуги, их прием и регистрация в течение 3 дней. После этого назначается исполнитель в течение 1 рабочего дня, который обязан проверить наличие соответствующих документов в срок (обычно 5 дней).
Если в запросе будут не все документы, которые требовались изначально, то исполнитель подготавливает ответ о невозможности рассмотрения запроса по существу (в течение 5 дней) и информирует Правительственную комиссию о рассмотренном запросе и ответе по нему.
А если будут приложены все необходимые документы, то:
«Исполнить принимает запрос к рассмотрению и в срок не более чем 5 рабочих дней определяет:
а) факт отнесения хозяйственного общества, в отношении которого подан запрос, к хозяйственным обществам, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
б) факт установления заявителем контроля над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, в результате совершения предполагаемой сделки.»[2]
Если возможно на основании предоставленных заявителем документов определить факты, то рассматривается запрос по существу обычно не более 30 дней. Исполнитель по итогам анализа запроса и установки фактов, предоставляет заявителю проект одного из следующих ответов по существу: о необходимости согласования сделки, об отсутствии необходимости согласования сделок. И информирует Правительственную комиссию о рассмотренном запросе и ответе по нему.
Когда невозможно на основании предоставленных заявителем документов, определить факты, исполнитель готовит в адрес заявителя хозяйствующего субъекта проект запроса информации о представлении необходимых документов. После того как поступили сведения и документы от заявителя, которых не хватало, исполнитель реализует проверку фактов.
Исполнитель по итогам проверки запроса и установки фактов, предоставляет заявителю ответы по существу о необходимости согласования сделки или об отсутствии необходимости согласования сделок. После направления заявителю ответа по существу запроса, ФАС России сообщает Правительственной комиссии о рассмотренном запросе и подготовленном на него ответе.
Хранение и согласование определенных данных является главным для согласования сделок. Нынешние методики являются достаточно сложными, в связи с этим необходимо постоянно сверять информацию с массивными системами. Я думаю, что технология блокчейн может стать тем самым структурным изменением. Разберем несколько этапов:
- Совершение сделок с ценными бумагами.
Встречаются владелец активов и владелец денежных средств, наличие у обоих необходимых средств, для совершения сделок проверяются и подтверждаются автоматически. Они совместно «подписывают» сделку, используя индивидуальные ключи, чтобы разблокировать свои активы и денежные средства, а затем передают права собственности получателю при помощи открытого ключа. Данные о подписанной сделке передается в распределенный реестр для ее подтверждения и отражения в следующем обновлении наряду с одновременным обновлением реестра денежных средств.
- Обслуживание активов.
В реестр активов заносятся новые эмиссии ценных бумаг. На самом деле сами ценные бумаги могут быть несвязанными, чтобы образованные на их основе личные денежные потоки и права могли передаваться по отдельности. Управление обязательными событиями и распределениями происходит через «умные» контракты, входящие в ценные бумаги. Сложные события можно разделить на простые сделки между эмитентами и инвесторами на условиях «поставка против платежа». Руководящие фондами будут видеть свои инвестиционные пулы в ценных бумагах и смогут управлять средствами своих инвесторов через устройства, созданные в качестве токенов реестра фонда.
- Сделки с производными финансовыми инструментами
Несвязанные ценные бумаги могут открыть новые возможности в области финансовой инженерии, это будет давать специалистам конструировать уникальные инструменты, которые будут состоять из индивидуальных денежных потоков, которые будут удовлетворять конкретные потребности с точки зрения сроков и кредитных рисков.
Несомненно, технология блокчейн вносит тотальные изменения в структуру согласования сделок. Плюсами новой технологии являются:
До сделки: инвестиции более прозрачны и подтверждены; сокращение кредитных рисков; распределяются статистические данные; процедура идентификации клиента стала намного проще.
Во время сделки: в режиме реального времени надежный подбор контрагента трансакции; беспромедлительный и безотзывный расчет; на условиях «поставка против платежа» происходит автоматическое внесение в реестр денежных средств; автоматическая отчетность и в основном прозрачная система контроля; достаточно высокие нормы борьбы с отмыванием денег.
После сделки: не присутствует центральный клиринг для операций с деньгами в режиме реального времени; уменьшение спроса к марже; ускоренная операция переуступки обязательств и действенная постторговая обработка; универсальное применение активов в блокчейне в качестве обеспечения; автоисполнение «умных» контрактов.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, перейдя на электронный документооборот существенно ускорятся сроки проведения сделок. Блокчейн может сыграть значимую роль в ускорении перехода на безбумажный документооборот. Помимо этого, стоит отметить повышения прозрачности хода реализации сделки. А также возможность загрузки документов напрямую от компании, повышает комфорт и уверенность участников.
[1] Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по предоставлению Государственной услуги по рассмотрению запросов о необходимости согласования сделок в соответствии с частью 6 статьи 8 федерального закона от 29.04.2008 N 57-фз “о порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства”
[2] Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по предоставлению Государственной услуги по рассмотрению запросов о необходимости согласования сделок в соответствии с частью 6 статьи 8 федерального закона от 29.04.2008 N 57-фз “О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Глава III, пункт 3.13.
Библиографический список
- Журнал Депозитариум «Технология блокчейн на рынках капитала»; Официальный интернет-портал. URL: https://www.nsd.ru/ru// (дата обращения: 20.05.2018).
- Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по предоставлению государственной услуги по рассмотрению запросов о необходимости согласования сделок в соответствии с частью 6 статьи 8 Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ред. от 28.06.2013); Официальный интернет-портал. URL: https://fas.gov.ru//(дата обращения: 20.05.2018).